|
Исследование музыкального фольклора народов Сибири позволяет установить ряд
История формирования истоков Сибирского фольклора и особенности освоения детей традиционного песннного фольклора
«Нет, нет, Сибирь – не просто слово,
Не смена вёрст. Не их повтор.
Нет, тут всему первооснова – душа!
А уж потом – простор.
А уж потом – земли светанье.
Снежинь. И кедры – крепыши.
Сибирь – не просто расстоянье,
А состояние души!».
М.Волошин.
Формирование фольклора сибиряков тесно связано с историей присоединения Сибири к России, с заселением и хозяйственно- экономическим освоением края переселенцами из европейской части страны. Этот процесс был достаточно сложным и растянулся на несколько столетий. В течение 17-18 веков в тундре и тайге возникают сотни деревень и острожков, за счёт каторжников, ссыльных поселенцев, а также крестьян из различных мест Европейской России. Особенно резко усилилось переселение с середины 19 века в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Чаще всего в Сибирь переселялись малоземельные и безземельные крестьяне, и это оказало большое влияние на формирование Сибирского фольклора. Осваивая новые места, переселенцы сохраняли привычные для них нравы и обычаи, свой фольклор.
Сибирский фольклор очень самобытен и своеобразен. В нём заложена житейская мудрость, национальный колорит и художественная выразительность образов. Голос сибирского фольклора особенно звучит в 30-е - 40-е годы прошлого века. Сибирские сказочники: Н.М.Ядринцев, И.А. Худяков, Г.Н. Потанин и другие, а также крупнейший фольклорист того времени А.А. Макаренко положили начало исследованию этого жанра.
Исследование музыкального фольклора народов Сибири позволяет установить ряд основных типов фонации:
вокальный;
речевой;
возгласный;
звукоподражающий;
инструментальный;
горлохрипение;
горловое пение.
Можно выделить два основных типа мышления Сибирского фольклора -
архаичный и традиционный.
Сибирь – северная часть Азии – является своеобразной хранительницей архаики и уникальных традиций в сфере культуры. Музыкально-фольклорная практика народов Сибири, оказавшись на длительное время достаточно отдалённой от центров различных цивилизаций, может стать важным источником исследований, относящихся к наиболее ранним этапам истории музыкальной культуры.
Архаичный фольклор Сибири в жанровом и интонационном отношении отличается подвижностью и размытостью границ между «жанрами». Один и тот же звуковой образ может быть передан и как инструментальный сигнал и как рассказ. Вовлекаются практически любые предметы материальной культуры (полки, стиральная доска, ложки, тарелки и т.п.). Пение чаще всего не имеет вербального смысла. Напевы исполняются на синсемантические - 1 слова и фразы, которые называют тембровыми текстами – это своего рода эмоциональное проявление индивидуальных голосов людей, духов, птиц, животных.
Что касается традиционного фольклора Сибири, то он выражен в таких формах как традиционный инструмент. Он предполагает стационарность текстов или принципов их формирования. В традиционном фольклоре возникают явления, которые обладают устойчивыми жанровыми признаками: песня, песня-стих, песня-поэма, песня-обряд и т.д.
Уже с раннего детства, с молоком матери, ребёнку закладывали народные традиции. Дети слушали в исполнении взрослых народные песни и запоминали их; участвовали вместе с ними в обрядах, праздничных гуляньях, хороводах и играх или наблюдали за ними со стороны.
В их памяти уже были запечатлены простейшие музыкальные попевки и мотивы народных песен. Это развивало музыкальные способности более поздних поколений, что подготавливало их к написанию и исполнению более сложных произведений песенного фольклора.
Считается, что путь семейного перенимания произведений музыкального фольклора наиболее плодотворный. Это позволяет детям приобретать определённые навыки и умения, сохраняя традиционный стиль и манеру исполнения народных песен, местный диалект, хранить в памяти богатый фольклорный материал.
Что касается освоения современными детьми традиционного музыкального фольклора, то сложность кроется в том, что в современном мире практически не существует методик этого обучения.
В старину специально не учили детей народным песням и танцам. Пели детям колыбельные, потешки, прибаутки, справляли обряды и праздники с бесчисленным количеством песен, плясок и хороводов, и цепкая детская память фиксировала всё легко и точно. Проходило время, и подросший ребёнок органично вписывался в мир взрослой жизни. Но вот поменялся быт, изменился жизненный уклад, - и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиционного народного искусства.
Для освоения детьми песенного фольклора необходима система постепенно усложняющихся заданий. В эту систему входит развитие основных певческих навыков: правильного дыхания; протяжного и гибкого звуковедения; отчётливой дикции; единой манеры пения и говора.
При отборе песенного материала необходимо учитывать возможности дошкольников. Репертуар должен состоять из очень простых по складу песен, с небольшим диапазоном (ч.4). Первоначально дети разучивают попевки, припевки, колыбельные. В песнях с движениями необходимо учитывать, что пение несовместимо с быстрыми движениями, поэтому рекомендуем первоначально использовать песни с короткими фразами позже 2-х и 3-х частотной формы.
Для того чтобы тексты песен «ложились на уста», необходимо при каждой встрече с сибирской народной песней, создавать атмосферу заинтересованности.
Например, при разучивании колыбельной предварительно рассмотреть колыбельку, зыбку, люльку, объяснить детям историю колыбельной песни.
Известно, что манера народного пения тесно связана с живой разговорной речью, где встречаются: скольжения, «скаты», призвуки, красочная игра слова, растягивание гласных, разрыв слов и т.д. Для того чтобы дети освоили это, необходимо использовать соответствующие игровые приёмы и упражнения:
Игра со звуком:
Музыкальный руководитель с детьми встает в круг, даёт тон «О» и предлагает детям поймать его на ладошки; затем дети пропевают этот звук, как бы выбрасывая его со взлётом – подъёмом. Потом «О» с переходом на «А» как бы роняя его вниз.
2 . Произношение фраз в разговорной манере:
«Баюшки, баюшки, г (ы) де были? У бабушки.
Што (у) ели? Кашку. Чево пили? Брашку.
Накар (ы) мила кашкой,
Папаила малачком.
Паганяла галичком».
Произносить эти фразы нараспев, на одном звуке, в ритме песни.
Специфика сибирского фольклора заключается в употребление в речи предлогов “но”, “чо”, произношении слов: “тятера”, “калинушика”, “улушика”, частушки-часточки, посиделки-посидки, дразнилки-поддевки, особенностях игр, частушек, сказок, которые отражают жизненный уклад сибиряков, особенности природы, восхваляют сибирский народ.
Список используемой литературы:
Бутакова Н.В., Гузяева С.Н. «Методическое пособие Сибирский фольклор в работе с дошкольниками». Ирк. 2002 г.
Боронина Е.Ф «Уроки фольклора в детском саду» М, 1995 г.
Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С.-Петербург, 1999
Мерзлякова С.И. (под. ред.) «Фольклор-музыка-театр»
Маковецкий И.В., Маслода Г.С. (под. ред.) «Быт и искусство русского населения Сибири»
Шейкин Ю.И. «История музыкальной культуры народов Сибири».
_________________________________________________________________
1 - Синсемантический -Постоянно повторяющийся, не
прекращающийся.
|
|
|