Главная страница

Исследование музыкального фольклора народов Сибири позволяет установить ряд


Скачать 49.36 Kb.
Название Исследование музыкального фольклора народов Сибири позволяет установить ряд
Дата 14.02.2016
Размер 49.36 Kb.
Тип Исследование

История формирования истоков Сибирского фольклора и особенности освоения детей традиционного песннного фольклора

«Нет, нет, Сибирь – не просто слово,

Не смена вёрст. Не их повтор.

Нет, тут всему первооснова – душа!

А уж потом – простор.

А уж потом – земли светанье.

Снежинь. И кедры – крепыши.

Сибирь – не просто расстоянье,

А состояние души!».
М.Волошин.

Формирование фольклора сибиряков тесно связано с историей присоединения Сибири к России, с заселением и хозяйственно- экономическим освоением края переселенцами из европейской части страны. Этот процесс был достаточно сложным и растянулся на несколько столетий. В течение 17-18 веков в тундре и тайге возникают сотни деревень и острожков, за счёт каторжников, ссыльных поселенцев, а также крестьян из различных мест Европейской России. Особенно резко усилилось переселение с середины 19 века в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Чаще всего в Сибирь переселялись малоземельные и безземельные крестьяне, и это оказало большое влияние на формирование Сибирского фольклора. Осваивая новые места, переселенцы сохраняли привычные для них нравы и обычаи, свой фольклор.

Сибирский фольклор очень самобытен и своеобразен. В нём заложена житейская мудрость, национальный колорит и художественная выразительность образов. Голос сибирского фольклора особенно звучит в 30-е - 40-е годы прошлого века. Сибирские сказочники: Н.М.Ядринцев, И.А. Худяков, Г.Н. Потанин и другие, а также крупнейший фольклорист того времени А.А. Макаренко положили начало исследованию этого жанра.
Исследование музыкального фольклора народов Сибири позволяет установить ряд основных типов фонации:

  • вокальный;

  • речевой;

  • возгласный;

  • звукоподражающий;

  • инструментальный;

  • горлохрипение;

  • горловое пение.

Можно выделить два основных типа мышления Сибирского фольклора -

архаичный и традиционный.

Сибирь – северная часть Азии – является своеобразной хранительницей архаики и уникальных традиций в сфере культуры. Музыкально-фольклорная практика народов Сибири, оказавшись на длительное время достаточно отдалённой от центров различных цивилизаций, может стать важным источником исследований, относящихся к наиболее ранним этапам истории музыкальной культуры.

Архаичный фольклор Сибири в жанровом и интонационном отношении отличается подвижностью и размытостью границ между «жанрами». Один и тот же звуковой образ может быть передан и как инструментальный сигнал и как рассказ. Вовлекаются практически любые предметы материальной культуры (полки, стиральная доска, ложки, тарелки и т.п.). Пение чаще всего не имеет вербального смысла. Напевы исполняются на синсемантические - 1 слова и фразы, которые называют тембровыми текстами – это своего рода эмоциональное проявление индивидуальных голосов людей, духов, птиц, животных.

Что касается традиционного фольклора Сибири, то он выражен в таких формах как традиционный инструмент. Он предполагает стационарность текстов или принципов их формирования. В традиционном фольклоре возникают явления, которые обладают устойчивыми жанровыми признаками: песня, песня-стих, песня-поэма, песня-обряд и т.д.

Уже с раннего детства, с молоком матери, ребёнку закладывали народные традиции. Дети слушали в исполнении взрослых народные песни и запоминали их; участвовали вместе с ними в обрядах, праздничных гуляньях, хороводах и играх или наблюдали за ними со стороны.

В их памяти уже были запечатлены простейшие музыкальные попевки и мотивы народных песен. Это развивало музыкальные способности более поздних поколений, что подготавливало их к написанию и исполнению более сложных произведений песенного фольклора.

Считается, что путь семейного перенимания произведений музыкального фольклора наиболее плодотворный. Это позволяет детям приобретать определённые навыки и умения, сохраняя традиционный стиль и манеру исполнения народных песен, местный диалект, хранить в памяти богатый фольклорный материал.

Что касается освоения современными детьми традиционного музыкального фольклора, то сложность кроется в том, что в современном мире практически не существует методик этого обучения.

В старину специально не учили детей народным песням и танцам. Пели детям колыбельные, потешки, прибаутки, справляли обряды и праздники с бесчисленным количеством песен, плясок и хороводов, и цепкая детская память фиксировала всё легко и точно. Проходило время, и подросший ребёнок органично вписывался в мир взрослой жизни. Но вот поменялся быт, изменился жизненный уклад, - и прервалась цепочка изустной, непосредственной передачи традиционного народного искусства.

Для освоения детьми песенного фольклора необходима система постепенно усложняющихся заданий. В эту систему входит развитие основных певческих навыков: правильного дыхания; протяжного и гибкого звуковедения; отчётливой дикции; единой манеры пения и говора.

При отборе песенного материала необходимо учитывать возможности дошкольников. Репертуар должен состоять из очень простых по складу песен, с небольшим диапазоном (ч.4). Первоначально дети разучивают попевки, припевки, колыбельные. В песнях с движениями необходимо учитывать, что пение несовместимо с быстрыми движениями, поэтому рекомендуем первоначально использовать песни с короткими фразами позже 2-х и 3-х частотной формы.

Для того чтобы тексты песен «ложились на уста», необходимо при каждой встрече с сибирской народной песней, создавать атмосферу заинтересованности.

Например, при разучивании колыбельной предварительно рассмотреть колыбельку, зыбку, люльку, объяснить детям историю колыбельной песни.

Известно, что манера народного пения тесно связана с живой разговорной речью, где встречаются: скольжения, «скаты», призвуки, красочная игра слова, растягивание гласных, разрыв слов и т.д. Для того чтобы дети освоили это, необходимо использовать соответствующие игровые приёмы и упражнения:

  1. Игра со звуком:

Музыкальный руководитель с детьми встает в круг, даёт тон «О» и предлагает детям поймать его на ладошки; затем дети пропевают этот звук, как бы выбрасывая его со взлётом – подъёмом. Потом «О» с переходом на «А» как бы роняя его вниз.

2 . Произношение фраз в разговорной манере:

«Баюшки, баюшки, г (ы) де были? У бабушки.

Што (у) ели? Кашку. Чево пили? Брашку.

Накар (ы) мила кашкой,

Папаила малачком.

Паганяла галичком».

Произносить эти фразы нараспев, на одном звуке, в ритме песни.
Специфика сибирского фольклора заключается в употребление в речи предлогов “но”, “чо”, произношении слов: “тятера”, “калинушика”, “улушика”, частушки-часточки, посиделки-посидки, дразнилки-поддевки, особенностях игр, частушек, сказок, которые отражают жизненный уклад сибиряков, особенности природы, восхваляют сибирский народ.

Список используемой литературы:
Бутакова Н.В., Гузяева С.Н. «Методическое пособие Сибирский фольклор в работе с дошкольниками». Ирк. 2002 г.

Боронина Е.Ф «Уроки фольклора в детском саду» М, 1995 г.

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С.-Петербург, 1999
Мерзлякова С.И. (под. ред.) «Фольклор-музыка-театр»

Маковецкий И.В., Маслода Г.С. (под. ред.) «Быт и искусство русского населения Сибири»
Шейкин Ю.И. «История музыкальной культуры народов Сибири».

_________________________________________________________________
1 - Синсемантический -Постоянно повторяющийся, не
прекращающийся.