Главная страница

Организация работы по формированию универсальных учебных действия (ууд) на уроках истории и обществознания как способ повышения качества образования. Генкина Т. Б


Скачать 40.67 Kb.
Название Организация работы по формированию универсальных учебных действия (ууд) на уроках истории и обществознания как способ повышения качества образования. Генкина Т. Б
Дата 26.02.2016
Размер 40.67 Kb.
Тип Документы

Организация работы
по формированию универсальных учебных действия (УУД) на уроках истории и обществознания как способ повышения качества образования.


Генкина Т.Б.

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Универсальные учебные действия- в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию;

в узком значении совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний.

В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока:

личностные;

регулятивные;

познавательные;

коммуникативные.

Познавательные универсальные действия -умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; умение делать выводы; умение создавать и применять знаки и символы, схемы для решения учебных задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и др.

Познавательные общеучебные УУД. Например, действия по установлению соответствий.

Необходимо перенести акцент с воспроизведения на анализ информации: Вместо вопроса: Что такое революция? Вопрос: Почему борьбу английских колоний в Северной Америке называют революцией?

Личностные УУД: Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Примеры заданий: Используя знания по различным предметам и личный опыт, проиллюстрируйте тремя конкретными примерами проявление влияния национальной культуры на личность человека, привычки людей.

Задания на действия нравственно-этического оценивания. Образец задания. Какие нравы и обычаи славян являлись, на ваш взгляд, положительными, а какие – отрицательными? Объясните свой выбор.

Ниже приведены две точки зрения на реформы Петра I. Какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной? Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

1. «Пётр... был сыном своего века. Но он был подлинно велик, ибо заботился о судьбах страны, росте её могущества». (Н.И. Павленко, современный историк)

2. «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями». (А.Н. Толстой, писатель)

Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

  • Самостоятельная постановка целей;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,

  • оценка результатов собственной деятельности

  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Методы формирования регулятивных универсальных учебных действий

Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель в данном случае является консультантом. Ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;

  • поиск информации в предложенных источниках;

  • взаимоконтроль;

Методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения; действия, направленные на кооперацию – совместную деятельность; действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

В формировании коммуникативных УУД поможет групповая работа, задания типа:

  • групповая работа по выполнению заданий типа:

Ниже указаны две точки зрения на развитие России в XVII в. до начала реформ Петра I.

1) Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений Западной Европы.

2) Россия в XVII в. вступила в период модернизации и усваивала экономические, военные и культурные новшества из Западной Европы.

Какая из точек зрения представляется вашей группе более обоснованной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами точку зрения.

  • Также возможны задания типа:

  • составь задание партнеру (работа в парах);

  • отзыв на работу товарища;

  • коллективная работа по разгадыванию кроссворда;

  • «отгадай, о ком говорим»;

  • Проектная деятельность;

Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно.
А. Дистервег