Как нужно реагировать учителю на горе ученика
Переживается эта потеря в процессе горевания на фоне реальных потерь близких людей, жизненных смыслов, элементарных бытовых условий, позволяющих человеку чувствовать себя комфортно, и многого другого.
Горевание — естественный процесс, в котором происходит медленное изменение картины мира. В процессе проживания горя разрушается старая картина мира, в которой был умерший человек, и возникает новая картина мира — без умершего человека.
Общие установки в отношении потери и горя.
Внимательно слушать, быть способным к слушанию сердцем.
Дать ребенку знать, что вам известно о его горе.
-
Всем своим поведением дать понять, что любые эмоции нормальны и уместны, даже такие, например, как чувство гнева, слезы, апатия и т.д. Плохими бывают только поступки, чувства плохими не бывают.
-
Своим поведением дать понять, что говорить об умершем хорошо и не страшно.
Сочувствовать утрате и боли.
Показывать пример терпимого отношения к самым разным чувствам.
Предрассудки, усугубляющие переживание потери и горя.
Избегать контактов с переживающими горе людьми, потому что чувствуете себя неловко или беспомощно.
Говорить, что вы знаете, как себя чувствуют люди, если у вас не было подобной потери.
-
Избегать разговора, который начинает ребенок или его родители, только потому, что вы боитесь напомнить им об их боли.
Обманывать детей, скрывать от них реальность смерти.
Говорить о том, что должен думать скорбящий человек, что он должен чувствовать. Например, когда ребенок говорит, что чувствует себя виноватым в смерти отца, спрашивать его: «Но ведь ты на самом деле так не думаешь?» или говорить ему: «Ты уже должен чувствовать себя лучше».
-
Ожидать, что применение каких либо техник, методик или подходов может заставить человека быстро «излечиться» от его «проблем».
Горевание — это естественный процесс, похожий чем-то на заживление ран или беременность. Этот процесс невозможно без ущерба для человека ускорить или остановить. Единственное, что можно сделать в большинстве случаев, — это создать конструктивные условия, необходимые для горевания. Несмотря на огромную важность внимания к состоянию ребенка, гораздо более важной оказывается функция поддержки, чем стремление окружающих сократить время, закономерно необходимое для проживания потери.
Именно поддержка и обеспечение психологической безопасности являются основой в работе с потерей у детей. Таким образом, педагогическое сопровождение детей, переживающих потерю, должно носить поддерживающий характер.
|