Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 г. Сим
Ашинского района Челябинской области
Опыт работы
Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей.
Выполнила:
воспитатель МКДОУ №8 г.Сим
Колина Г.Ф.
Сим, 2014
Содержание
|
Введение
|
3
|
I.
|
Психолого-педагогические основы развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей
|
|
|
Понятие познавательные способности в методической литературе
|
5
|
|
Характеристика познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста
|
9
|
|
Развитие познавательных способностей у детей в процессе ознакомления с историей создания вещей
|
14
|
II.
|
Целенаправленная педагогическая деятельность по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей.
|
|
|
2.1. Показатели и критерии уровня развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
|
19
|
|
2.2. Система целенаправленной работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей создания вещей.
|
20
|
|
Организация образовательного пространства в группе
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей создания вещей.
Создание у воспитанников и их родителей познавательного интереса к истории создания вещей.
|
27
29
37
|
|
2.3. Анализ результатов педагогической диагностики познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
|
38
|
|
Заключение
|
41
|
|
Список литературы
|
42
|
|
Приложение
|
|
Введение
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Особенно это стало актуально с введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. На сегодня приоритетом в образовании, в отличие от прошлого, являются интересы и потребности каждого ребенка.
Оттого, насколько будут развиты у ребенка познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Проблема развития познавательных способностей детей давно привлекала внимание психологов и педагогов (Венгер Л.А., Волкова С.И., Дружинин В.М., Запорожец А.В., Котырло В.К., Кульчицкая А.И., Лейтес Н.Л., Матюшкин А.Н., Менчинская Н.А., Моляко В.О., Охулкова И.В, Поддьяков Н.Н., Пономарев Я.А., Скрипченко А.В., Столярова Н.М., Теплов Б.М.,Усова А.П., Шадриков В.Д., Эльконин Д.Б.), но, несмотря на многочисленные исследования, данная проблема в настоящее время остается актуальной.
В настоящее время современная педагогическая наука проявляет интерес к личности ребенка, его способностям, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения, однако, далеко не все современные дошкольники обладают развитыми познавательными способностями.
Проблема развития познавательных способностей у дошкольников особенно актуальна в контексте подготовки к обучению в школе, в связи с повышением требований к уровню познавательных способностей детей. Как отмечает практика, педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности и развитием познавательных способностей.
Таким образом, возникшее противоречие между необходимостью развития у дошкольников устойчивой потребности в познании, развития познавательных способностей и отсутствием целенаправленной, систематической работы, привели к выбору темы опыта работы.
Цель опыта работы - создание условий для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей.
Основные задачи:
Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы формирования и развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
2. Реализовать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ комплекс педагогических условий, направленных на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей создания вещей.
3. Провести диагностику развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста и осуществлять коррекционную работу, учитываю индивидуальные особенности детей.
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей.
1.1. Понятие «познавательные способности» в методической литературе.
По определению педагогического словаря, «способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности... Способности не даны от природы в готовом виде... могут формироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности".
Категория способностей относится к числу важнейших психологических понятий. Следовательно, существует необходимость в их психологическом осмыслении.
На сегодняшний день в отечественной психологии существуют несколько традиций в изучении и понимании способностей человека:
1. Первая из них связана с изучением психофизиологических основ способностей, заложенная работами Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина и развиваемая в работах Э. А. Голубевой и В. М. Русалова, которая исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих способностей человека.
По мнению Б.М. Теплова: «Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.
В определение «способность» он включил три идеи. "Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека".
Рассматривая связь между способностями, с одной стороны, и знаниями, умениями, навыками, с другой, Б.М.Теплов подчеркивал, что они несводимы один к другому, а находятся в диалектической взаимозависимости: способности обусловлены наличными у человека знаниями, умениями и навыками и, в свою очередь, сами позволяют более легко и прочно овладеть знаниями, умениями и навыками. Кроме того, он изучал взаимосвязь способностей и задатков (на примере музыкальных способностей).
Задатки (генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы) являются только возможностями и предпосылками развития способностей, хотя не гарантируют их появление и развитие. Ни один ребенок, какими бы задатками и способностями он не обладал, не может стать талантливым математиком, если не будет целенаправленно, старательно и упорно заниматься соответствующей деятельностью.
2. Другая традиция в изучении способностей строится на системном подходе и разрабатывается В.Д. Шадриковым и его учениками.
В.Д. Шадриков полагает, что сама способность выражает свойство или множество свойств объекта (вещи), которые проявляются в процессе функционирования. Иными словами, способность - это функциональное свойство, проявляющееся в ходе взаимодействия, функционирования системы.
Сами способности как свойства объекта определяются структурой этого объекта и свойствами ее элементов. Следовательно, психическая способность - это свойство нервной системы, в которой реализуется функция отражения объективно существующего мира. Это способность ощущать, воспринимать, мыслить и т.д. Проявляется свойство в деятельности. Вследствие этого способности можно определить как свойства функциональной системы, реализующие отдельные психические функции.
Психические функции обладают свойствами, которые обладают интенсивностью, мерой выраженности, что и отличает меру индивидуальной выраженности способностей, степень их проявления у разных людей. Следовательно, способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии деятельности.
Такой подход к пониманию способностей позволяет, по мнению В.Д. Шадрикова, найти правильное соотношение между задатками и способностями. Таким образом, и способности и задатки - свойства. Способности - свойства функциональных систем. Задатки - свойства компонентов этих систем. С развитием системы изменяются ее свойства, которые определяются как элементами системы, так и связями между ними.
Следующее направление - деятельностное, которое исследует способности в различных видах деятельности (сторонники деятельностного подхода А.Н. Леонтьева). Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается вообще, либо принимается как данность без специального анализа взаимосвязи задатков и способностей. В рамках школы С.Л. Рубинштейна (А.А. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская) способности рассматриваются как развитие способов деятельности, причем подчеркивается, что способности возникают у человека на основе задатков.
По С.Л.Рубинштейну, «Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности».
Для понимания структуры способностей полезно использовать идеи Б.Г. Ананьева о комплексном изучении психических функций. В структуре психического свойства Б.Г. Ананьев выделяет функциональные, операционные и мотивационные механизмы.
С работ Б.Г. Ананьева началось исследование уровней способностей. Ему принадлежат первые в отечественной психологии подходы к сущности и структуре таланта и гениальности. Б.Г. Ананьева также интересовали вопросы взаимосвязи способности и характера, способности и личности.
Психологические теории развития способностей всегда разрабатываются с позиции личностного подхода. Сущность такого подхода заключается в том, что формирование определенной структуры личности является средством развития способностей ребенка. Поскольку способности могут воздействовать на формирование личности как положительным, так и отрицательным образом, то условия и особенности онтогенеза должны учитываться в каждом конкретном случае.
Существует 2 варианта классификации способностей:
по видам психических функциональных систем (сенсомоторные, перцептивные, аттенционные, мнемические, имажитивные, мыслительные, коммуникативные);
по основным видам деятельности (математические, музыкальные, научные, литературные, художественные).
Чаще всего, в отечественной психологии способности подразделяют на общие и специальные способности. Вслед за Б.М. Тепловым специальными способностями называют способности к определенным видам деятельности. Они являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма у музыкантов.
Под общими способностями исследователи подразумевают способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. Они связаны с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. Эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой деятельности. Предпосылками осуществления деятельности являются, общая работоспособность, активность и саморегуляция.
Если взять за основу три функции психики, выделенные Б.Ф. Ломовым: коммуникативную, регуляторную и познавательную, то легко предположить наличие у человека соответственно коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей. Наиболее разработанной в русле этого подхода является структура общих познавательных способностей.
В психологической литературе термин «познавательные способности» продолжает использоваться неоднозначно. Как его синонимы часто употребляются такие понятия, как когнитивные (Н.И. Чуприкова), М.А. Холодная), умственные, интеллектуальные (В.Н. Дружинин и др.), мыслительные способности (А.В. Брушлинский и др.).
Познавательные (когнитивные) способности личности проявляют себя в способности к познавательной деятельности, к продуктивному решению познавательных задач, которые выступают условием их успешного выполнения.
Дж. Б. Кэрролл в своей монографии "Познавательные способности человека" справедливо отмечает, что способности определяются как качества, необходимые для успешного выполнения деятельности. Проблема заключается только в том, чтобы правильно выбрать характеристики и определить нужное качество.
Таким образом, познавательные способности - это такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности.
Познание требует активной работы мысли и совокупности всех процессов познавательной деятельности. В процессе познания важную роль играет познавательный интерес, познавательная активность.
Познавательный интерес – это такое стремление к знанию и к самостоятельной творческой работе, которая «соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, понять, проверить, выяснить и усвоить».
Если деятельность ребёнка носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его проявлять активность, думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.
Для успешного развития познавательных способностей необходимо развитие познавательной активности. К определению сущности понятий «познавательная активность» и ее роль в формировании познавательной способности исследователи разделяются на две группы. Одни авторы рассматривают «активность» (познавательную) как деятельность (Л. П. Аристова, Н. Д. Демина, А.. К. Ковалев и др.), а другие - как черту личности (Н. Д. Левитов, Г. И. Щукина, З. А. Абасов и др.). Познавательная активность способствует развитию познавательных способностей. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
Процесс познания подразделяется на ряд стадий изменения поступающей информации — от восприятия до практического действия.
Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой, и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. Таким образом, познавательные способности охватывают сенсорные, интеллектуальные, творческие способности.
Познавательные способности находят применение и развиваются в процессе деятельности и общения. Чем разнообразнее деятельность, тем интенсивнее идет развитие способностей человека.
Таким образом, рассматривая разные подходы к пониманию «способностей» и «познавательных способностей», был сделан вывод, что познавательные способности - это такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности. Познавательные способности обеспечивают ребенку познание предметов и явлений окружающего мира, они тесно связаны с познавательными процессами и отражаются в познавательных интересах. Источником и критерием его истинности является практика и практическая деятельность человека.
1.2. Характеристика познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных, познавательных, творческих и других, поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей.
На сегодняшний день существуют экспериментальные работы, посвященные исследованию развития познавательных способностей детей, в том числе мнемических и перцептивных способностей старших дошкольников и младших школьников (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, A.A.Смирнов, Б.Г.Ананьев, Л.А.Венгер, A.B.Запорожец, В.П.Зинченко, З.И.Истомина и другие). Изучался процесс развития познавательных способностей детей и с учётом особенностей личностной регуляции (мотивов, эмоциональных процессов, направленности личности): О.Е.Виноградов, И.А.Васильев, О.К.Тихомиров, А.И.Борисова и Л.Д. Двойникова, М.В. Мацкевич и другие.
Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире (по М.И. Лисиной). С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности.
Становление познавательных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе. В дошкольном детстве у детей формируется фундамент представлений о мире, появляются новые способы познания и познавательные интересы, происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности.
Познавательные способности, обеспечивая ребенку познание предметов и явлений окружающего мира, тесно связаны с познавательными процессами: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь.
Сенсорные способности связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств. Они интенсивно формируются с 3-4 лет. Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. В старшем дошкольном возрасте происходит сличение, называние и различение основных цветов и оттенков, знание всех основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), различение предметов по величине (высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий).
К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребенка формируется познавательное и бережное отношение к миру.
В этом возрасте формируется восприятие времени (к 6 – 7 годам дети различают вчера, сегодня, завтра); пространства (высоко - низко, слева - справа, впереди - сзади). Дети могут рассказать о вкусе, запахе, описать материал, из которого сделан предмет (дерево, железо, пластмасса и др.). Усвоение дошкольниками эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предметов, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их.
Ребёнок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Интеллектуальные способности помогают ребенку познавать окружающую действительность с помощью мыслительных процессов: анализа, синтеза, суждений и др.
Важное место в период старшего дошкольного возраста занимают познавательные способности, для которых характерна высокая общая мыслительная активность, склонность к умственному напряжению, необычная степень выразительности, умение легко оперировать логическими операциями - систематизацией, классификацией, обобщением, творческими проявлениями в исполнении разнообразных задач, стремлением к успеху. Такое повышенное влечение к умственной нагрузке, усиленная потребность в познавательной деятельности ребенка является немаловажным фактором и предпосылкой к развитию высокого уровня познавательных способностей.
В старшем дошкольном возрасте преобладает наглядно – образное мышление (познание мира с помощью накопленных представлений, образов предметов, явлений). Ребенок начинает оперировать образами предметов и явлений, а к 7 годам - начинает формироваться словесно логическое мышление (познание мира с помощью сформировавшихся понятий, слов, рассуждений). В этом возрасте интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать и анализировать, создавать собственные продукты творчества.
У дошкольников развитие познавательных способностей идёт, в первую очередь, за счёт овладения операционными механизмами. Уже в старшем дошкольном возрасте дети владеют некоторыми операционными механизмами познавательных способностей (повторение, ассоциация). Происходит развитие познавательных способностей детей, за счёт качественных и количественных изменений в структуре, во-первых, операционных механизмов способностей, и, во-вторых, регулирующих механизмов (мотивационных предпочтений, развивающихся социальных эмоций). А значит, у 6-7летних детей, возможно, развивать не только способности субъекта деятельности, но и личностные способности, несмотря на то, что в своём развитии они проходят этап первоначального формирования и интеграции в структуру способностей.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка. В старшем дошкольном возрасте появляются активные формы воображения, когда оно становится произвольным. Это проявляется, прежде всего, в играх, они становятся целенаправленными и сюжетными, а также в изобразительной деятельности. К 7 годам воображение становится творческим, происходит изменение сюжета сказок, сочинение своих сказок, придумывание игровых сюжетов. Развитие творческого воображения зависит от того, в какой мере дети овладевают способами преобразования впечатлений, используемых в игре и в художественной деятельности (танцах, песнях, рисовании и др.)
Исследователи отмечают, что для успешного развития познавательных способностей необходимо развитие познавательной активности. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т. е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую - либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.
Основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в деятельность: игровую, учебно-познавательную, продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование), двигательную. Развивающая роль любой деятельности заключается в том, что она является определенной формой практики, т.е. носит практически-продуктивный характер (Люблинская А.А., Постоян Т.Г.).
Познавательные и творческие способности формируются в деятельности в процессе поисков и находок, которые осуществляются в повседневной практике (Ветлугина Н.А., Лейтес Н.С., Новлянская З.М.).
Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.
Исследователи определяют три пути развития познавательных способностей:
саморазвитие способностей (М. Монтессори, В.С Мухина, А.В. Запорожец);
косвенное управление развитием способнотей в ходе развивающего обучения (А.П.Усова, Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец);
прямое управление развитием способностей в ходе развивающих занятий (Д.Б Эльконин, Л.А Венгер, О.М. Дьяченко) [26].
Интересные данные о развитии способностей детей получены в ходе специально организованного развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Работа идет с опорой на зону ближайшего развития ребенка, что помогает полнее и ярче раскрыться его потенциальным возможностям, способностям, способствует воспитанию у него веры в собственные силы.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что В. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей, если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Таким образом, деятельность, которая развивает способности человека, должна иметь творческий характер, оптимальный уровень трудности для исполнителя, должную мотивацию и обеспечение положительного эмоционального настроя.
Ученые выделяют различные пути развития познавательных способностей: игра, эксперименты, проектная деятельность, музыка, художественно-речевая деятельность, конструирование. В наше время активнее выбираются психолого-педагогические технологии, объединяющие в себе обучающие методы с игрой (в том числе и компьютерные), которые оказывают особое значение в развитии познавательных способностей детей (Ю.Д. Бабаева, Т.В. Корнилова, В.О. Моляко, Н.И. Повьякель, О.К. Тихомиров, Т.В. Улькина, С.А. Шапкин, Н.Б.Шумакова и др.).
Таким образом, познавательные способности активно развиваются в дошкольном возрасте. Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира, интеллектуальные способности обусловливают его осмысление, творческие помогают преобразовывать окружающий мир. Основные направления психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
1.3. Развитие познавательных способностей у детей в процессе ознакомления с историей создания вещей
Развитие познавательных способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Отечественные психологи подчеркивают огромную роль общения, воспитания, обучения в процессе социального наследования культуры, опыта, приобретенного человечеством для развития способностей. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
Большое значение для развития ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса. Являясь первым объектом деятельности, мир предметов (вещей, объектов) становится и первым объектом познания окружающей действительности.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в целевых ориентирах дошкольного возраста выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Задача педагога, помочь им войти в этот мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное отношение к ним.
Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли такие ученые как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.М. Леушина, Л.Г. Розенгарт-Пупко, О.В. Дыбина-Артамонова и многие другие. Предметный мир в их исследованиях рассматривается как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, его созданием и преобразованием.
Отмечено, что центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Знакомясь с миром предметов, ребенок развивает сенсорные способности, которые составляют неотъемлемую часть познавательных.
Играя с предметами, малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый. Ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное. Он овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобрести чувство уверенности, умение ориентироваться в социальном окружении, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта, формирует представления о деятельности человека и его личностных качествах, проявляющиеся в процессе этой деятельности.
В.И. Логинова определяет функцию предмета как способ использования предметов человеком, а назначение - как способность удовлетворить определенные потребности человека, то ради чего они созданы. При этом отчетливо проявляется признак предмета – результат труда, продукт деятельности человека. Наполняясь таким конкретным содержанием, предмет несет в себе доступную для дошкольника информацию об окружающей действительности и помогает ему познать её.
При условии эмоциональной окрашенности данная функция несет в себе нравственный заряд воздействия на чувства ребенка, вызывая эмоционально-положительное отношение к предметному миру и человеку - преобразователю этого мира и влияет на его всестороннее развитие. В.Я. Кисленко отмечает, что именно в деятельности ребенок реализует связь с человеком через вещи, предметы, а связи с вещами - через человека.
Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.
Первый этап – спонтанно - исследовательский. На этом этапе происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Происходит сенсорное развитие, интерес к предметному миру. Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).
Второй этап - вариативный. Он характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, мышления, творческих способностей.
Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий. Изменение окружающей действительности влечет за собой изменение воспринимаемой ребенком картины мира, его стремление познать эти преобразования, принимать в них активное участие. Именно предметы рукотворного мира обеспечивают ребенку данную возможность благодаря своим характеристикам, то есть признакам, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека.
Приобщаясь к миру предметов, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором основываются его дальнейшие знания, развиваются умственные способности и творчество.
В многочисленных исследованиях психологов и педагогов (Л.А. Венгер, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, С.Ф. Сударчикова, М.В. Крулехт, Т.С. Комарова, Р.И. Жуковская, И.И. Розанова) предметный мир выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников.
Дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, описывать предмет, его действия, качества. Учатся рассуждать, делать выводы. Учатся систематизировать приобретенный опыт и знания.
Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. Приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека; он подводит к пониманию того, что любая деятельность имеет свой результат. В рамках непосредственно образовательной деятельности детям передаётся разнообразная информация о рукотворном мире: предметах, сделанных руками человека и играющих огромную роль в его жизни, а также истории их развития.
Овладевая пониманием ретроспективы вещного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными. Тем самым перед ребенком открывается своеобразная перспектива: какие еще есть варианты преобразования вещей, для более полного удовлетворения потребностей человека.
Отношение ребенка к человеку-творцу и продуктам его преобразования, стремление участвовать в изменении рукотворного мира, проявляя творческое начало, изучалось в работах С.А. Козловой, О.В. Дыбиной. Исследование О.В. Дыбиной также посвящено рассмотрению предметного мира как средства формирования творчества, развития прогностического взгляда на предмет.
Исследование О.В. Дыбиной свидетельствует о том, что в процессе реальной деятельности, благодаря регуляторной силе предметного мира, ребенок может осваивать ретроспективный подход к вещному окружению, несущему в себе знание о продуктах творческой деятельности взрослого и дающему толчок для развития прогностического взгляда на рукотворный мир. Это создает условия для формирования способности ребенка обдумывать, как можно совершенствовать предмет, сделать его красивым и полезным. Такое овладение «миром предметов» имеет огромное значение для развития мотивационно - личностной сферы ребенка, творческого отношения к предметному миру.
На основе ретроспективного подхода происходит формирование прогностического взгляда на предметный мир; делает возможным использование исторического подхода как метода познания и мышления; способствует повышению познавательной мотивации: стимулированию познавательных интересов и потребностей, стремлению к расширению собственного кругозора, развитию воображения, творческих способностей.
Отправной точкой ознакомления с вещами детей шестого года жизни являются ближайшие вещи и более широкое окружение: дом, детский сад в целом, улица, город, а иногда и страна. Вещи, окружающие старших детей - это не только конкретные вещи, но и «умные изобретения» людей.
Детей старшего дошкольного возраста интересует история появления и изобретения вещей. Если ребенок 3-4 лет активно действует с предметами, то старший дошкольник стремиться узнать, как эти предметы устроены, для чего они предназначены, пытается установить (с помощью взрослого) взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает много вопросов о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной и т.д. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическим.
Суть тех интеллектуальных сдвигов, которые происходят на пороге школьного детства, заключаются в переходе от непосредственного к опосредованному познанию действительности. У детей, проявляющих познавательные способности, наблюдаются склонности к экспериментированию, к поиску, к высказыванию гипотез. Такие дети отличаются высоким уровнем развития образных форм познания действительности: восприятия, образной памяти, наглядно-образного мышления.
Таким образом, при правильном подходе педагогов, родителей, ознакомление дошкольников с миром вещей может использоваться для развития познавательных способностей. Знакомство с предметным миром, историей создания вещей, способствует развитию сенсорных способностей, интеллектуальных, творческих, а главное, личности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, познавательные способности - это такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности. К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие.
Познавательные способности находят применение и развиваются в процессе деятельности и общения. Чем разнообразнее деятельность, тем интенсивнее идет развитие способностей человека.
Большое значение для развития ребенка имеют предметы. Вполне правомерно рассматривают предметы как источник познания, творческого начала в человеке.
|