Главная страница

«мозаика мыслей вслух» Об инновационных процессах в гбоу спо «Старицкий колледж»


Скачать 62.64 Kb.
Название «мозаика мыслей вслух» Об инновационных процессах в гбоу спо «Старицкий колледж»
Дата 12.03.2016
Размер 62.64 Kb.
Тип Документы

«МОЗАИКА МЫСЛЕЙ ВСЛУХ»

Об инновационных процессах в ГБОУ СПО «Старицкий колледж»
Чигнева Н.П.,

преподаватель, директор ГБОУ СПО «Старицкий колледж»
Современная система российского образования уже не одно десятилетие переживает этап реформирования содержания и технологии обучения, управления, форм аттестации и прочее.

Закономерно, что любое значительное изменение в жизни общества, системы образовательного учреждения редко вызывает единодушное одобрение, а нередко встречает на своем пути преграды самого разного характера.

На мой взгляд, самым значительным препятствием в реформировании нашей системы является человеческий фактор. С одной стороны, мы можем говорить об успехах в освоении и апробации инновационных технологий, о становлении нового учителя, с другой стороны, главным критерием состояния системы образования является уровень его профессионализма.

Возникает вопрос: смогли ли наши обыкновенные учителя, составляющие основную массу, принять новую философию образования не только в теории, но и в своей повседневной жизни? Не будем отвечать на этот вопрос, ибо сам ответ и будет толчком и контролем к собственному изменению и признанию или непризнанию новой философии образования. Оттолкнемся от аксиомы: учитель, чтобы шагать в ногу со временем, должен впитать в себя новые подходы к обучению и воспитанию детей. Итогом изменения позиции педагога новой формации должно быть осознание им того факта, что ранее считавшееся инновационным, сейчас стало традиционным! Без этого осознания трудно представить перспективы дальнейшей педагогической деятельности. Следовательно, нужно идти вперед. И действительно, ни одна реформа не состоится, если учитель не реформирует себя.

Компьютеризация, интернетизация учебного заведения-это не реформа. Это плоды цивилизации. Обучение- это еще и развитие способностей и познавательных интересов детей. Основная цель новой школы ( и мы это хорошо усвоили)- научить каждого ребенка мыслить, научить добывать знания. Именно поэтому учитель обязан менять свое мышление в постоянно меняющемся мире, ибо педагог, способный освоить научно- обоснованную педагогическую технологию, умеющий реализовать себя, всегда будет востребован.

Американский ученый А. Маслоу доказал, что главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить, что в нем заложено, а не обучать его, «отливая в определенную форму», ведь для того, чтобы нам понимать «лягушек» и «принцев», согласно Э.Берну, важно определить, кто есть «Я». И правда, трудно ожидать, что «лягушка» может воспитать «принца». Именно поэтому начинать надо с себя и принять происходящие инновационные процессы. Но что значит с себя? Это в первую очередь, стремление к самовыражению, стремление к самореализации, стремление к успеху:

Я ЗНАЮ!!! Я МЫСЛЮ!!! Я ТВОРЮ!!! =========== Я ЖИВУ!!!

Но вернемся к инновационным процессам и попытаемся определиться: что же такое инновация?

Педагогическая инноватика как наука возникла не так давно. Само слово «инновация» происходит от латинского in-b u novus- новое и в переводе означает: обновление, новинка, изменение. Инновация всегда несет в себе сущность содержания и организации нового, тогда как нововведение несет в себе сущность только организации нового. Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового. И тут, думается, необходимо в конкретном ОУ продумать, какие противоречия в практике обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового или из каких условий вытекает необходимость данной инновации, из каких источников.
Вот и предпримем попытку прописать источники инноваций и показать инновационные процессы, существующие в нашем образовательном учреждении. На мой взгляд, первый источник инновации - потребность жизнедеятельности колледжа. Но только при условии ясной цели. Наша цель конечная - выпускник, специалист, функционально развитая личность, востребованная на рынке образовательных услуг. Именно поэтому личностно- ориентированные технологии, технологии развивающего обучения завоевали признание в наших стенах.

Второй источник инноваций: неожиданное внутреннее событие: например, неожиданная неудача (неудавшийся урок, недостаточный объем знаний студентов, выявленный, например, во время зачета, среза знаний) или неожиданный успех. Отталкиваясь от первой составляющей мы встали перед необходимостью осуществить разноуровневую дифференциацию и отсутствием у педагогов необходимых ЗУН об этой педтехнологии. Отсюда вытекает проблема, которая решается педколлективом: дифференциация обучения на уроках, например, литературы. Это своего рода проникающая технология, некоторые педагоги рассматривают дифференциацию как частный случай личностно- ориентированного обучения.

Второй источник влечет. третий источник инноваций- профессиональный опыт педагогического коллектива, его руководителей. Подчеркну, что в колледже работает стабильный профессиональный коллектив, которому по плечу инновационные процессы. Технология критического мышления, модульная технология, метод проектов, педагогическая мастерская, технология блочно- модульного обучения, интегральная технология, групповая технология прочно вошли в практику работы педагогов.

Несомненно, любое новшество несет в себе ситуацию риска и неопределенности. В колледже знают, что любая инновационная деятельность начинается с целевого компонента, который выступает системообразующим фактором, задающим требования организации деятельности образовательного учреждения. А далее- в организационном аспекте управление образовательным учреждением конструировалось по матричной структуре. Мы создали 2 подструктуры: научно- методический совет и проектные

( творческие) группы. В отличие от ПЦК в работе творческих групп принимают участие педагоги различных предметов.

Инновационные преобразования внесли коррективы и в управление. Для того, чтобы иметь объективную информацию о состоянии образовательного процесса, в колледже проводятся мониторинговые процедуры: ведется мониторинг уровня обученности на всех курсах обучения, мониторинг развития профессиональных качеств будущих специалистов и т.д.

Но вернемся к источникам инноваций. Следующий источник- это внешнее событие. Это итог влияния общества на ОУ, и оно неустранимо, ибо неразрывная связь ОУ с обществом ставит нас перед необходимостью постоянного анализа противоречивых общественных процессов и быстрого реагирования на них в интересах выживания, стабилизации и дальнейшего развития ОУ. Примеры такого реагирования налицо: упорядочено содержание национально- регионального компонента, организована работа профильных групп на базовой ступени обучения, происходит укрепление психологической службы колледжа. Самый яркий пример- Программа развития учебного заведения, удостоенная в 2009 году областного гранта, рассчитанная на пять лет, и рассматриваемая нами как мощный рычаг обновления содержания и образования. Проекты Программы работают, корректируются и обновляются. В качестве яркого примера можно назвать проект «Волонтеры», который разросся в целый проект- программу «Семья+».

Еще один из источников- несоответствие между реальностью как она есть и представлениями о ней. Несоответствие- это расхождение между тем, что есть, и тем, что должно быть. Несоответствие – это и есть «приглашение» к инновациям. Например, существующий порядок нормативов бюджетного финансирования, с одной стороны, а с другой,- отсутствие, как убеждаешься, четкой методики расчета показателей. И как следствие- поиск иных источников финансирования, развитие предпринимательской деятельности образовательного учреждения. На нашем примере- компьютерные курсы, успешное функционирование Школы раннего развития «АБВГДейка» для детей от 3 до 6 лет, получившей в 2010 году областной грант; курсы повышения квалификации для педагогов социально- реабилитационных центров как Старицкого района, так и Западных районов области; курсы для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и желающих сменить профессию; работа музыкально- театральной студии «Ладушки» на территории ГУ «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних» Старицкого района.

Среди других источников назову демографические изменения, происходящие в обществе. К сожалению, констатируем, что снизилась наполняемость учебных групп. Пришли к выводу, что надо расширять перечень предлагаемых специальностей. На сегодняшний день пролицензировано девять специальностей, среди которых три специальности НПО. В текущем учебном году состоится выпуск по новой программе по новым ФГОС.

И наконец, еще один источник- законы, подзаконные акты, нормативно- методические документы федеральных, региональных, муниципальных органов власти, органов управления образованием. Как пример, создание и функционирование на базе колледжа Школы приемных родителей «Луч надежды» как для Старицы и Старицкого района, так и для Западных районов области. Первый выпуск слушателей Школы приемных родителей Старицкого района состоялся, на сегодняшний день выездное обучение проводим на территории Ржевского отдела социальной защиты населения, на очереди- г..Зубцов.

В заключении необходимо коснуться и еще одного аспекта инновационной деятельности образовательного учреждения- психолого-педагогического обеспечения, которое рассматривается нами как сложный психолого-педагогический процесс, находящийся в стадии становления и направленный на установление сотрудничества, и как важная часть гуманизации образования

Потребность в гуманизации учебно-воспитательного процесса вытекает из объективных законов развития общества. Не всякий учитель как личность может принять гуманную педагогику. Это под силу лишь тому педагогу, который верит в безграничность каждого ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманной педагогики. Думается, что эта вера у моих коллег есть.

Пусть будет так!


Итак, мои мысли вслух сложились из анализа выступлений и высказываний моих коллег на семинарах, педсоветах, методобъединениях, из анализа ситуаций, почерпнутых в педагогической периодике, а также из обмена мнениями с коллегами из других учебных заведений области.