|
Министерство образования Челябинской области Главная аттестационная комиссия
Министерство образования Челябинской области
Главная аттестационная комиссия
Портфолио
Учителя – логопеда Муниципального дошкольного бюджетного
образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №1»
аттестуемая, на первую квалификационную категорию
Евстифеева Ольга Александровна
Город Троицк 2011 г
Разделы
1. Общие сведения:
Творческая визитка.
ЭССЕ «Размышлении о профессии логопед»
2. Профессионально-педагогическая деятельность.
3. Научно-методическая деятельность.
4. Оценка профессиональной деятельности. (отзывы)
5.Приложение. ( фото, благодарность)
Раздел №1. Общие сведения.
1.1.Творческая визитка
Персонал
Фамилия, имя, отчество, год рождения: Евстифеева Ольга Александровна
-родилась 13 декабря 1972 г.
Образование, наименование образовательного учреждения, год окончания,
полученная специальность и квалификация по диплому:
- Троицкое педагогическое училище, Челябинской области, специальность «Дошкольное воспитание»,
квалификация «воспитатель в дошкольных учреждениях»
24 июня 1992 год;
-г.Магнитогорск Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет» , квалификация «Преподаватель дошкольной педагогике и психологии», специальность «Дошкольная педагогика и психология», специализация «методика и коррекция речи».
7 февраля 2208 г.
Стаж работы:
-общий педагогический 15 лет;
-учитель-логопед 4 года.
Место работы:
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1», «Золотой ключик» г.Троицк, ул.Денисова 5.
Общий трудовой стаж: 19 лет
Место работы:
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1», «Золотой ключик» г.Троицк, ул.Денисова 5.
Стаж в данном образовательном учреждении: 10 лет
Должность в соответствии с тарификацией:
совмещение должностей воспитатель и учитель-логопед.
Стаж в данной должности:
-воспитатель- 15 лет;
-учитель-логопед- 4 года.
Общественная работа в ДОУ:
-председатель Профсоюзного комитета;
-участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии в ДОУ;
-участник творческой группы ДОУ.
Педагогическая нагрузка: с 2008 1 ставка воспитателя, 0,5 ставки учителя-логопеда
Результат предыдущей аттестации:
-категория по должности воспитатель - высшая, 30.04.2009 г
-категория по должности учитель-логопед вторая, 01.10.2009г.
Информация о наградах, званиях, ученых степенях, грамотах, благодарственных письмах:
-Благодарность от Администрации города Троицка Челябинской области за добросовестное отношение к работе, профессионализм, высокие показатели в работе дошкольного образовательного учреждения. 18.09.2009г.
Возрастные группы: средняя, старшая, подготовительная.
Прохождение курсов повышения квалификации:
- г.Челябинск, ИДПОПР с 11 мая 2004 г по 21 мая 2004 г, (72 ч.)
«Методика организации воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи;
-краткосрочные курсы г.Троицк 22.09.2009
(один день)
«Способы осмысления и заучивания стихов»;
-краткосрочные курсы г.Троицк
17.03.20010 г. (один день)
«Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи у детей логопатов»;
-г. Троицк с 01.10.2008г по 26.12.208 г. (72 ч)
«Информационно – коммуникативные технологии в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения».
-г.Магнитогорск Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет» , квалификация «Преподаватель дошкольной педагогике и психологии», специальность «Дошкольная педагогика и психология», специализация «методика и коррекция речи».
Защита диплома, по теме «Психолого-педагогические условия формирования звуковой культуры речи старшего дошкольного возраста»
7 февраля 2208 г.
Педагогическая нагрузка в 2011 году:
-1 ставка воспитателя 0,5 ставки учителя-логопеда.
Участвовала в аттестации образовательного учреждения: да
1.2. Эссе
Размышление о профессии логопед.
Если вы удачно выберете труд
То счастье само вас отыщет.
К.У.Ушинский
Логопед – слово для многих непонятное и загадочное. Профессия Логопеда не менее сложная и ответственная, чем другие профессии. Ведь Логопед должен отлично знать не только теорию своей работы, но и быть отличным практиком. В любом случае, профессия логопеда всегда вызывает особый интерес, как профессия фокусника, художника или пожарного. Потому что логопед тоже удивляет, тоже создает, тоже спасает. Это человек с высшим педагогическим образованием, и желательно, с опытом работы, и с огромной любовью к детям, людям- без этого точно никак нельзя.
Я пришла в логопедию поздно, мое первое образование «воспитатель». Воспитателем работаю 15 лет из них десять воспитатель коррекционной группы. Мне кажется, что случайно ничего не происходит, работая на коррекционной группе, я наблюдала работу учителя-логопеда и конечно выполняла все рекомендации и задания логопеда с детьми. Благодаря этой деятельности я много узнала об этой профессии ее специфике, чем занимается логопед, где работает и какими качествами должен обладать педагог этой профессии. После окончания МаГУ я стала совмещать должность логопеда с должностью воспитателя, честно признаться было очень страшно начинать работу, неуверенность в себе, в своих силах присутствовала. В это время судьба познакомила меня с хорошими опытными логопедами Улецкой А.П, Медовиковой З.Ф., Дубовой О.В.. благодаря им узнала, что труд логопеда имеет такую организацию, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и самостоятельно за нее отвечает.
Работу свою люблю, профессию считаю удивительной и необходимой. В своей работе использую наиболее эффективные пути построения логопедического сопровождения и активные формы обучения. Взаимодействую со всеми субъектами воспитательно-образовательного и коррекционного процесса. Занимаюсь не только проблемами речи, но и общим развитием ребенка. При правильной организации и проведении коррекционной работы с использованием нетрадиционных методов и здоровьесберегающих технологий, можно помочь детям благополучно справиться с имеющимися у них нарушениями речи, укрепить здоровье, и овладеть образовательной программой детского сада.
Все дети разные, каждому нужен свой подход и много идет от моего настроения и силы убеждения. «Душа ребенка - чистая слеза, в ней и тепло, и свет, и откровение, а искренность, доверенность в глазах! И ожиданье доброго общения!». Я убеждена в том, что если с каждым ребенком работать и общаться полноценно, то результат не заставляет себя ждать. Чтобы исправить какое-то нарушение речи необходимо разное количество занятий: обследование, выработка стратегии занятий – в зависимости от готовности ребенка, его настроя. От того насколько ребенок может принять информацию и какую выдержать нагрузку зависит насыщенность занятия. Если ребенок не желает заниматься, а родители не прикладывают никаких усилий в работе с ребенком, то работа может затянуться. Но если в процессе участвуют все и логопед и воспитатель и родители ребенка, то обычно складывается все хорошо.
В жизни так складывается, что приходится работать с любыми диагнозами, это очень сложно, но однако подталкивает к использованию нестандартных методик. Неврозы, слабое здоровье, быстрая утомляемость – всё это вынуждает находить необычные формы занятий. «К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды» Джон Рескин.
Работа логопеда – это постоянный поиск самых эффективных способов помочь ребенку с его речевыми проблемами, и вы не найдете готовых ответов, готовых решений, а есть общение , тесное сотрудничество для достижения главной цели – стать лучше, стать успешнее, стать счастливее. Ведь « искру божью легче всего высечь из человека в детстве?», «Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта это самый тяжелый» Конфуций
При самой первой встрече
Мы часто слышим: «Датте!»,
А на прощанье четкое:
«Здоровья Вам и счастья!»
И я без ложной скромности
Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
Действительно горжусь!
Педагогическое кредо
Основные личные педагогические ценности: «Настоящий педагог - это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом» К. Д. Ушинский. Следуя зову детских потребностей, заботясь об удовлетворении душевных нужд воспитанников, педагог, как заботливый и чуткий садовник, знает, что делать, в чем и как помочь, и, идя на встречу воспитаннику, привлекая его себе в союзники, своевременно и надежно помогает преодолевать жизненные препятствия, стать сильным, уверенным в себе, чтобы в нескором будущем «встать на собственные ноги».
Педагогические цели и задачи на учебный год: повышать свой педагогический и практический опыт, планировать и программировать задачи обучения активизировать работу с учетом новых технологий, стимулировать познавательную активность дошкольников, пополнять свою логопедическую копилку, принимать участие в работе МО логопедов города.
Практические цели и задачи на учебный год: пройти аттестацию на квалификационную категорию, продолжить накапливать методический и практический материал по предмету, принимать активное участие в методического объединения логопедов города.
Используемые педагогические и методики , технологии: технологии логопедического обследования, здоровьесберегающие технологии, развивающее обучение, продуктивное обучение, дифференцированное обучение, компьютерные технологии, использование научно-исследовательского метода по предмету, поискового, нетрадиционные методы обучения.
Ожидаемые педагогические результаты деятельности: пройти аттестацию на категорию, показать высокие результаты практического обучения дошкольников, пополнить методическую копилку, изучить опыт других педагогов по использованию ИКТ и составить план по внедрению ИКТ в коррекционно-развивающий процесс, провести все запланированные мероприятия указанных в годовом плане.
Раздел №2. Профессиональная деятельность
В своей деятельности руководствуюсь Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, решениями правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцией о правах ребенка; Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме: соблюдение: правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, инструкцией по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста, а также Уставом и локально правовых актов МДОУ, настоящей должностной инструкцией, создаю положительную мотивацию к выполнению игровых действий, комфортный микроклимат в коррекционно - воспитательном процессе.
В ДОУ воспитывается большое количество детей с нарушение речевого развития различной этиологии, так как детский сад коррекционный то цель деятельности учреждения, заключающейся в организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.
Организация моей деятельности призвана «смягчить» педагогический процесс для детей, имеющих нарушения в развитии речи, обеспечить развитие их личностного, интеллектуального потенциала. Работа строится: с учетом взаимодействия всех субъектов коррекционно - развивающего процесса в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиции логопеда и педагогов в подходе к детям.
В ходе работы решаются следующие задачи:
1- своевременная профилактика речевых нарушений у детей;
2- психолого-педагогическое изучение и диагностика речевого развития детей;
3-обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку;
4-качественная разработка и реализация маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности;
5-взаимодействие с ПМПК;
6-организация комплексного взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
8-диагностика результативности речевой работы;
9-пропаганда логопедических знаний.
Планирование логопедической работы включает в себя:
-перспективное планирование подгрупповых, фронтальных и индивидуальных занятий с учетом возрастной группы;
- планирование годового плана организационно-педагогической работы, куда входит план работы с детьми, с родителями, работа по педагогическому процессу и повышения квалификации.
В своей работе реализую образовательные программы дошкольного образовательного учреждения.
Моя работа в логопедической группе строится на основе программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, которая учитывает потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. В ней учтены все общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а так же необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии
Работа строится на принципах:
-принцип развивающего обучения (формирование "зоны ближайшего развития");
-принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
-принцип раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
-принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
-деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребёнка с отклонением в речевом развитии.
Преимущества системы работы в следующем:
- добиться положительных результатов без дополнительных затрат (ресурсов времени, сил, финансов, материалов).
- построена, на принципах: простоты, безопасности детей, доступности, эффективности
На первом этапе я занималась организацией работы группы индивидуального коррекционного обучения: составление циклограммы занятий (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных), подготовка документации. На первых занятиях дети проходят всестороннее обследование, необходимое для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития. Программа анализа результатов логопедического обследования и технология логопедического заключения по итогам анализа уровня речевой деятельности строилась на основе использования методических рекомендаций и итогов изучения ребенка с использованием методик диагностики, описанные Е.А.Стребелевой, Л.С.Рычковой, Г.Н.Лавровой. Полученные данные фиксируются в речевой карте, которая обеспечивает: качественный анализ результатов обследования. На основе данных речевой карты и мониторинга речевого развития составляется индивидуально-коррекционный маршрут на каждого ребенка, проследить за динамикой речевого процесса.
На втором этапе, коррекционно-логопедическая работа с детьми строится с учетом их образовательных потребностей, индивидуальных возрастных особенностей, которые определяются на первом этапе коррекционной работы. Вся работа идет с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.
Эффективность коррекционной работы достигается за счет четкого планирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется целями и задачами, поставленными на текущий год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально - возрастными особенностями детей. Проводятся групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций, группы для занятий комплектуются с учетом дефектов.
Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, значительное внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности. В ходе работы мною используются игровые технологии, технология основанная на гуманно-личностном подходе к ребенку «Педагогика сотрудничества»; технология уровневой дифференциации, индивидуализации обучения; развивающего обучения. При организации взаимодействия с детьми на занятиях, и вне их, обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная и коррекционная.
Оформлен материал для работы с детьми:
- «Конспекты индивидуальных занятий по звукопроизношению»;
-«Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»;
-«Артикуляционная гимнастика»;
-«Игры и упражнения на автоматизацию звуков»;
-«Комплекс упражнений на дыхания»;
- в речевой уголок оформлены игры на развития мелкой моторики, речевого дыхания, артикуляционного аппарата и звукопроизношения.
В коррекционной работе использую нетрадиционные и инновационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
-кинезеологические упражнения А.Л.Сиротюк;
-логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Е.А. Алябьева;
-использование игр с песком и водой;
-дыхательная гимнастика;
-биоэнернгопластика («Театр пальчиков и языка»);
-самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого» бассейна;
-пальчиковая гимнастика с элементами массажа биологически активных зон;
-алфавит телодвижений, разработанный С.И.Веневцевым;
-тренинговая программа О.В.Хухлаевой ( работа с эмоциями, самосознанием и ролевым поведением детей);
-арт – терапевтические техники, стимулирующие развитие мелкой моторики рук («Живопись с помощью пальцев»);
Осуществляю направления коррекционной работы по здоровьесбережению:
- с детьми (создание условий для полноценного физического и психического здоровья детей);
- с родителями (сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей);
- с сотрудниками (Целенаправленное, систематическое планирование работы всех участников педагогического процесса).
Коррекционная работа проводится в тесной взаимосвязи с воспитателем,
она заключается в следующем: совместный отбор материала, в одновременном его изложении на занятиях; совместная разработка последовательности занятий, в разных видах детской деятельности.
Воспитатель знакомится с планом и методами коррекционной индивидуальной работы с каждым ребенком, который отражается в тетради взаимосвязи воспитателя и логопеда, в которую еженедельно записываются задания для проведения индивидуальной работы с детьми с целью закрепления полученных на занятиях знаний.
Воспитателю оказывается консультативная помощь при работе с детьми с нарушением речи с учетом возрастной группы: «Способы автоматизации звуков»; «Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста»; «Артикуляционная гимнастика для дошкольников»; «Развития речевого дыхания, фонематического восприятия, интонационной выразительности»
С родителями коррекционная работа проводится в форме индивидуальных консультаций, бесед и ведения «Тетради взаимосвязи с родителями». Консультации проводились по вопросам выполнения домашних заданий, подготовки детей к школе, о сложностях и проблемах в развитии ребенка. Так же консультирование родителей осуществлялось по результатам обследований ребенка, с целью реализации индивидуального подхода к детям, а также по запросам родителей. Ежеквартально проводятся родительские собрания по темам:
2008г. сенминар–практикум для родителей: «Взаимосвязь работы семьи и логопеда» (способы автоматизации звуков, техника выполнения артикуляционной гимнастики»;
-2010 г. собрание для родителей: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» «Результаты логопедической работы»;
-2010-2011гг. выпуск журнала для родителей «Золотой ключик» на уровне учреждения.
В течении года оформляется информационно-стендовый материал по тема: «Влияние семьи на развитие ребенка», «Необходимость своевременного устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте», «Речевое дыхание – как фактор развития речи». Содержание индивидуальных консультаций отражено в «Листах учета консультаций для родителей».
Хочется отметить атмосферу взаимопонимания, сложившуюся с родителями и педагогами, внимательное и чуткое отношение к детям, умение сделать родителей союзниками в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Родители детей, посещающих логопедическую группу, отмечают, что они научились слушать и слышать своих детей, поверили в их возможности и способности, научились видеть «зону ближайшего развития» ребенка. А главное они теперь знают, что ребенка надо любить таким, какой он есть с его недостатками и достоинствами и по мере возможности корректировать эти недостатки с помощью педагогов ДОУ.
В результате установились партнерские отношения с детьми, повысился уровень педагогической грамотности в отношении развития детей, совместной деятельности с ребенком. Опрос, проведенный среди родителей, показал, что:
-практически все они считают, что в детском саду созданы все условия для успешной работы по формированию правильной речи;
-отмечают, что занятия приносят реальный результат;
-замечают значительные улучшения в речи детей.
Родители оставляют свои отзывы о работе специалистов ДОУ в «Тетради отзывов».
Коррекционно-развивающий процесс реализуется взаимодействием в работе всех специалистов ДОУ.
В основу деятельности специалистов были положены следующие принципы:
-учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку;
- принцип природосообразности деятельности;
-принцип свободного выбора ребенка, присоединение специалиста к его собственной активности при работе в развивающей среде;
- опора на актуальное развитие ребенка, стимулирование развития ресурсных возможностей (сильных сторон) ребенка.
При взаимодействии с физинструктором и музыкальным работником осуществляется использование инновационных технологий:
- в физкультурно-оздоровительном направлении: дансинг терапия, элементы художественной гимнастики, ритмики, организации и проведении физкультурного занятия с использованием нетрадиционного оборудования;
-в музыкальном направлении: фонопедический метод по В.В.Емильянову, логоритмика, музыкотерапия;
- в работе с психологом и дефектологом решаются задачи: коррекция высших психических функций, познавательных способностей, навыков коммуникации дошкольников.
В организации внеурочной деятельности особое внимание уделяю использованию дополнительных форм работы по развитию речи, созданию условий для раскрытия творческих способностей детей, формирования у детей готовности к обучению грамоте:
-в 2008-2009 г.г была организована кружковая работа с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебные превращения»;
-в 2010-2011 г.г. кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста «Грамотейка».
На третьем этапе – аналитическом, проводится аналитико-диагностическая работа, в которую входит комплексное логопедическое обследование речи детей.
По итогам работы наблюдается положительная динамика в речевой деятельности детей. Прослеживая результаты логопедической работы можно сделать вывод о растущей динамики речевого развития детей логопедической группе «Сказка». Уровень детей с хорошей речью по итогам работы вырос на 35 % и составляет 90%, уровень детей со значительным улучшением снизился на 34 % и составляет 10%.
Анализ взаимодействия учителя-логопеда и всех специалистов детского сада позволяет сделать обоснованные выводы, что выпускники ДОУ 2011 года имеют положительные результаты, успешно учатся в общеобразовательной школе. По результатам диагностики речевого развития средний уровень – 20%, выше среднего – 30%, высокий уровень составляет -60%, низкого уровня – нет. По данным за последние 3 года на «4» и «5» учатся 40-60%.
Таким образом, успех коррекционно-воспитательной работы в нашей логопедической группе, определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи.
В течение года ведется пропаганда логопедических знаний, проводится консультативная работа для педагогов ДОУ, родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевое нарушения. Эта работы осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых уроков, семинаров, выступлений на собраниях и отражается в «Листах учета консультаций для родителей и педагогов»
Осуществляю работу по преемственности школы и детского сада: взаимодействие педагогов; планирование работы по преемственности воспитательно-образовательного процесса; взаимное посещение занятий, уроков; консультирование педагогов и родителей. Проводится динамическое наблюдение за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов, учителями-логопедами, воспитателями дошкольного учреждения.
Проводится профилактическая работа: предупреждение и преодоление вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным речевым дефектом; охрана нервно-психического здоровья детей; адаптация детей к ДОУ; создание благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и детском коллективах, в семье.
Подводя итог, хочется сказать и о трудностях в профессиональной деятельности, с которыми пришлось столкнуться: превышение нормативов комплектования групп, в связи с возрастающим количеством детей-логопатов ведет к увеличению объема работы, написанию большого количества документации все это влияет на результат работы с детьми. Так как время время затрачиваемое на индивидуальную работу с ребенком соответственно уменьшается.
За добросовестное отношение к работе, профессионализм, высокие показатели в работе дошкольного образовательного учреждения. 18.09.2009г награждена Благодарностью от Администрации города Троицка Челябинской области.
Раздел 3. Научно-методическая копилка.
Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышения профессионализма - это самообразование, посещение курсов повышения квалификации, работа ГМО.
Принимаю участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы по обмену опытом в своем образовательном учреждении, в городе; совершенствую свой профессиональный уровень с помощью изучения дополнительной литературы, ИКТ технологий, педагогического опыта других педагогов; участвую в работе общественных организаций детского сада.
Участие в семинарах практикумах:
-2008г. «Взаимодействие педагогов и родителей в повышении качества коррекционной работы с детьми»;
-2009 г. «Развитие связной речи детей»;
-2010 г. «Аукцион педагогических идей».
Консультативная работа с родителями:
- 2009 г. «Проблемы личностного развития детей с общим недоразвитием речи», «Малые фольклорные жанры, в формировании звуковой культуры речи»;
-2010 г. «Необходимость устранения нарушения звукопроизношения у неорганизованных детей»;
-2011 г. «Речевое дыхание -как фактор развития речи»
Проведение открытых логопедических занятий:
- Открытые логопедические занятия:
-2008г. «Игра-драматизация по сказке «Колобок»;
-2009 г. «В гостях у гнома»;
-2010г. «Путешествие на сказочную планету»:
Наш детский сад ведет тесное сотрудничество с Троицким Педагогическим колледжем, так как ДОУ является базой для подготовки специалистов по дошкольному воспитанию на протяжении 4 лет веду руководство педагогической практикой студентов «Воспитатели коррекционных групп»;
-в 2008 г. участвовала в научно-практических конференции на которой, представила опыт работы в виде доклада и презентации: «Система работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста»;
-2008 году состоялась защита дипломного проекта «Психолого-педагогические условия формирования звуковой культуры речи старшего дошкольного возраста»;
- результатом работы разработка методического пособия «Звуковая культура речи дошкольников – это очень важно» Магнитогорск, 2008 г.;
-разработка конспектов занятий, игр.
- презентация по теме: «Система работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста»
Принимала участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах:
- участвовала во Всероссийском конкурсе « Росточек: мир спасут дети», внедрение инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, г. Новосибирск, 2010 г.;
- была участником Челябинского конкурса в номинации «Лучшая здоровье сберегающая методика». 2011 г.;
- в издании Юбилейного сборника статей учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г.Троицка, 2011 г.
Участвую в методическом объединении учреждения ПМПК, являюсь членом творческой группы в ДОУ и председателем профсоюзной организации в ДОУ.
На протяжении 5 лет, работаю по проблеме «Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития, так как именно дошкольный возраст наиболее сензитивный для ее решения. Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.
Однако, не смотря на столь очевидное значение этого раздела, детские сады не используют все возможности, для того чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. Специфика психолого-педагогической помощи детям с проблемой развития звуковой культуры речи, заключается в комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ,
Методологическую основу моей работы составляет: деятельно- личностный подход А.Л.Леонтьева: положение о педагогическом воздействии на речь, детей в повседневной жизни и на занятиях ( А.И. Максакова, М.Ф. Фомичева, Т.Е.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова, М.М.Конина, О.М. Дьяченко, В.А. Яшина); Использование методики изучения речевого развития комплексной дифференциальной диагностики Поволяевой М.А. , которая включает в себя, коррекционно – развивающую диагностику.
При рассмотрении состояния проблемы на практике использовались такие методы: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, моделирование.
Научная новизна заключается в систематизации педагогических условий для успешного формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Объектом моей работы является речевое развитие детей.
Предмет – процесс формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Цель работы: обобщить, конкретизировать педагогические условия успешного формирования звуковой культуры речи, у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были выдвинуты задачи:
1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембраречи);
2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
Направления работы:
Работа с детьми. Обеспечивает воспитание звуковой культуры речи в блоке совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности.
Работа с родителями. Родителям предоставляется возможность в месте с педагогом в начале изучить и оценить уровень звуковой культуры речи ребенка, а затем выбрать индивидуальную тактику его дальнейшего развития.
Создание предметно-развивающей среды. Среда в дошкольном возрасте - поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчеств, предметное образования. Она должна быть разнообразна и наполнена случайностями требующей от ребенка поиска, способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность и способствует воспитанию звуковой культуры речи. Ребенок живет средой, среда оживляется и преобразуется ребенком.
Принципы организации работы:
• Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись и становились более прочными;
• Работа должна вестись поэтапно в течение дня во всех видах деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка;
• При организации развивающей работы, должны учитываться индивидуальные особенности ребенка (темперамент, способности).
Воспитатели и дети не просто проводят отведенное время вместе, а проживают его в следующих формах:
- в совместной деятельности педагога и ребенка, в режимных ситуациях, в трудовых делах, в подготовке и проведении праздников и развлечений;
- в специально – организованной деятельности, которая строится с учетом интересов и увлеченности детей;
- игра - универсальная форма саморазвития детей. В играх отражаются отношения между людьми, создаются правила совместного действия;
- создание воображаемого пространства в процессе театральной деятельности: игры драматизации, инсценировки, развлечения, путешествия и т. д.;
- используются резонансные технологии в звукотворении, психотерапии.
Последовательность планирования определяется в зависимости от индивидуальных возможностей детей, интенсивности и темпа продвижения. Дана система упражнений для решения поставленных задач.
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится вне занятий, в блоке совместной деятельности педагога и детей:
1. Индивидуальная работа с детьми в речевом уголке: артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, пальчиковые игры, массаж речевых точек и т. д.;
2. Игры с использование различных считалок, речевок, потешек, чтение стихов с выполнением движений; игровые упражнения на звукоподражания;
3. Чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, потешек, скороговорок, пословиц;
Воспитатели и дети не просто проводят отведенное время в месте, а проживают его в следующих формах:
- в совместной деятельности педагога и ребенка, в режимных ситуациях, в трудовых делах, в подготовке и проведении праздников и развлечений;
- в специально – организованной деятельности, которая строится с учетом интересов и увлеченности детей;
- игра - универсальная форма саморазвития детей. В играх отражаются отношения между людьми, создаются правила совместного действия;
- создание воображаемого пространства в процессе театральной деятельности: игры драматизации, инсценировки, развлечения, путешествия и т. д.;
- используются резонансные технологии в звукотворении, психотерапии.
В результате реализации данной работы дети будут готовы:
-правильно, отчетливо произносить все звуки родного языка;
-различать на слух и отчетливо произносить часть смешиваемых звуков; с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р, и т. д;
-уметь внятно и четко произносит слова, фразы, пользоваться ударением, паузами, интонациями (выразительности речи), силой голоса, темпом речи.
детей интенсивность и темп продвижения.
При планировании учитываются индивидуальные возможности детей, интенсивность и темп продвижения. Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения. Так как, работа воспитателя и работа логопеда различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков
Я считаю, что важное место в воспитание звуковой культуры речи в детском саду занимает правильная организация занятий и индивидуальной работы, что позволяет ежедневно охватывать всех детей коррекционной работой. Звуковую культуру речи следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего, с развитием интеллекта. В связи с этим мы использовали коррекционно-развивающие игры (КРИ).
Использование коррекционно-развивающих дают возможность:
- обеспечить психологический комфорт эмоционально-ролевой сферы детей;
- повысить речевую мотивацию;
- повысит скорость запоминания, и улучшить речевое продуктирование;
- компенсировать недостаточность фонетического слуха;
- активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
- автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.
Важную роль в воспитании звуковой культуры речи играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Для решения этой задачи был подобраны и использовались различные виды занятий: игры инсценировки, театрализованные игры этюды, элементы психогимнастики. Понимание и овладение языком жестов и движений своего тела позволяет детям не только стать интересным собеседником, но и развивать интонационную выразительность, познавать людей.
В работе с детьми использовались различные задания, которые предусматривают не только воспитание звуковой культуры речи, но и моделирование поведения ребенка в различных ситуациях, овладение им способами общения с людьми. Использование определенных ролей, эффективно влияет на развитие дикции, темпа речи, силы голоса.
Также большое внимание уделяется предметно развивающей среды в формировании звуковой культуры речи. Мы создавали окружающую среду, так, чтобы она была интенсивно развивающей, провоцирующей возникновения развития познавательных интересов ребенка, его волевых качеств эмоций и чувств ребенка. Дошкольникам предоставляется значительная свобода и самостоятельность. В полное распоряжение отдаем все пространство. Ребенок живет средой, среда оживляет и преобразует ребенка.
Большая роль отводится работы с родителями. Например;
После того как перед родителями была поставлена проблема целенапраленной и систематической работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей, на эту тему проводятся родительские собрания. На которых, определяются направления сотрудничества семьи и ДОУ.
• обсуждение, анализ учебных достижений коллектива группы, совместно с родителями (в начале года, по итогам года);
• знакомство родителей с содержанием воспитания и обучения в детском саду (с разделом работы по воспитанию звуковой культуры речи), требования- -ми, которые предъявляются к воспитанникам, согласование этих требований с семьей;
• распределение ролей, функций и сфер деятельности, которые родители будут «курировать» при организации домашней работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей, с учетом желания и возможностей разных членов семьи.
Для корректировки всех методов и форм взаимодействия с родителями создается тетрадь для выполнения домашних заданий. Она служит «телефоном доверия» - родители пишут любые вопросы,
Основные задания касаются развития голоса и фонематического восприятия, формирование правильного звукопроизношения и его автоматизация в словах, фразах и различного рода жизненных ситуациях. Кроме того, здесь даются интегрированные задания, в которых упражнения по развитию звуковой стороны речи сочетаются с формированием лексико-грамматических представлений
Специальные консультации для родителей: « Занятии в детском саду по развитию речи: требования к воспитанию звуковой культуры речи»; «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи»; «Методы и приемы формирования культуры речевого общения в детском саду»; «Учите играя».
Необходимую информацию для родителей выносится в специальную папку передвижку, которая находится в раздевалке, чтобы взрослые могли ознакомиться с ней во время ожидания ребенка. В ней описаны комплексы пальчиковой гимнастики, артикуляционные упражнения и приемы по постановке звуков с рекомендациями и примечаниями специалиста. Создается картотека, библиотека игр и упражнений по воспитанию звуковой культуры речи, которая пополняется благодаря оригинальными идеями, предложениями самих родителей, подбором практического материала на заданную тему.
Организуются открытые занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучения грамоте. Цели открытых занятий:
• показать способы работы с воспитанниками, которые нужно знать родителям при оказании помощи детям в формировании навыков правильного звукопроизношения, развитию мелодика – интонационной и темпо – ритмической сторон речи;
• привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам;
• показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка.
Мой материал базируется на разработках уже известных авторов, из программы «Истоки» под редакцией Т.И. Аливой, Т.В. Антоновой, Е.П. Арнутовой; «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой, «Система коррекционной работы в логопедических группах» под редакцией Н.В.Нищевой; из пособия Л.Р. Болотиной «Воспитание звуковой культуры речи».
Для выявления особенностей звукопроизношения детей использовалась широко известная стандартная методика, "Изучения состояния звуковой культуры речи" ПоволяевойА.М. Анализ диагностики показал, что в начале работы 46.5% детей имели низкий уровень и 53.5% средний развития звуковой культуры речи. Повторная диагностика на конец работы показала, что уровень звуковой культуры речи значительно вырос. Появился высокий уровень, который составляет 46.4% детей, средний уровень составляет 40,2%, низкий уровень составляет 13,4% детей. Так же мы увидели, что некоторые разделы звуковой культуры речи нуждаются в большем внимании и требуют коррекционной работы с детьми. (Приложение №28)
Таким образом, мы получили положительную динамику, достигли результатов. У детей вырос уровень звуковой культуры речи, дети стали более активны, общительнее, любознательны, повысилась речевая активность. Почти все личностные качества закладываются в детстве, и немалую роль в этом играет речь, и в этом мы убедились. Благодаря совместной работе педагогов, специалистов и родителей, мы смогли помочь детям стать такими как все, заинтересовать их так чтобы им самим захотелось участвовать в процессе коррекции речи.
Разумеется, что мой опыт по развитию звуковой культуры речи с детьми дошкольного возраста может оказаться несовершенным. Но я готова принять критику и работать с новыми силами, так как вопрос остается все еще актуальным. Дальнейшая моя работа будет строится, на тех же принципах, работа по формированию звуковой культуры речи будет продолжаться, но только более в узком контексте: развитие речевого слуха, речевого дыхания и силы голоса.
Таким образом, на протяжении 4 лет принимаю активное участие в работе педагогических советов, семинаров практикумов, методических объединений воспитателей и логопедов в ДОУ и на городском уровне.
|
|
|