Главная страница

Опыт работы Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей


Скачать 0.88 Mb.
Название Опыт работы Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей
страница 2/4
Дата 10.03.2016
Размер 0.88 Mb.
Тип Реферат
1   2   3   4
ГЛАВА II. Целенаправленная педагогическая деятельность по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей создания вещей.
2.1. Показатели и критерии уровня развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В результате анализа литературы, «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой были определены показатели уровня развития познавательных способностей у старших дошкольников, которые определяют направление опытной работы. (Таблица 1)

Программа, в соответствии с современными задачами дошкольного образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей: развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.); стимулирует развитие любознательности. Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в окружающем мире.

Обследование было проведено индивидуально с каждым ребенком.

Таблица 1

Показатели познавательного развития

детей старшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие


Формирование целостной картины мира

Развитие познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности

  • различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет);

  • обследует предметы с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий;

  • классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям;




  • имеет представление о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;

  • выбирает и группирует предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей;

  • устанавливает наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира;

  • знает правила поведения в природе и соблюдает их.

  • выбирает способы опосредованного измерения и сравнения объектов по величине, объему, массе;

  • ориентируются в пространстве на плоскости;

  • определяет временные отношения.




Оценка уровня осуществляется по следующим критериям:

- высокий уровень - все компоненты сформированы и отмечены знаком «+».

- средний уровень - большинство компонентов сформированы и отмечены знаком «+» .

- низкий уровень - большинство компонентов не сформированы и отмечены знаком «-».
2.2. Система целенаправленной работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей создания вещей.
Реализуя «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, изучая работы таких авторов, как Л.А. Венгер, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, С.Ф. Сударчикова, М.В. Крулехт, Т.С. Комарова, Р.И. Жуковская, И.И. Розанова и другие новинки методической литературы, результаты педагогической диагностики, была разработана система целенаправленной работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей создания вещей.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

  • Организация образовательного пространства в группе;

  • Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей создания вещей.

  • Создание у воспитанников и их родителей познавательного интереса к истории создания вещей.

Этапы реализации работы по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста:

I этап. Подготовительный (Организационный):

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.

  2. Составление планирования детской деятельности по развитию познавательных способностей через ознакомление с историей создания вещей.

  3. Подбор основного оборудования и материала для оснащения предметно-развивающей среды.

II этап. Внедренческий

  1. Проведение работы с детьми по развитию познавательных способностей через ознакомление с историей создания вещей.

  2. Привлечение родителей к работе по ознакомлению с историей создания вещей.

III этап. Обобщающий

  1. Определить эффективность проведённой работы.

  2. Провести анализ полученных результатов.

  3. Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах, проведение мастер-класса для воспитателей и т.д.

Поставленные задачи реализовывались с применением инновационных педтехнологий: технологии проблемного обучения, проектная технология, ТРИЗ и РТВ Г. С. Альтшуллера, ИКТ.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей через ознакомление с историей создания предметов (вещей).
Работа с детьми строится на основе совместной партнерской деятельность взрослого с детьми (предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками) и свободной самостоятельной деятельность детей (свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.)).


Месяц

Темы

Программное содержание

1 неделя сентября

Педагогическая диагностика уровня развития познавательных способностей у детей

Познаем мир предметов

2 неделя сентября


«Мы познаем мир»

Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение).

Рассказать детям о способах познания мира.

3 неделя сентября


«Наши помощники»

Закреплять представления детей об органах чувств, их назначении.

Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.

Учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответствии с познавательной задачей.

4 неделя сентября


«Предметы рукотворного мира»

Вызвать у детей интерес к предметам рукотворного мира. Учить воспринимать предметы как творения человеческой мысли и результат трудовой деятельности. Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов. Активизировать познавательную деятельность.

Из чего состоят предметы

1 неделя октября


«Угадай - ка»

Закрепить представление детей о способах обследования предметов. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы. Объяснить, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Упражнять в классификации предметов по назначению, материалу и др.

2 неделя октября


«Искусственные материалы»

Расширять представления детей об искусственных материалах (пластмасса, полиэтилен, пластик, каучук), их свойствах и качествах. Учить определять предметы, сделанные из этих материалов.

3 неделя октября


«На выставке кожанных изделий»

Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь ее качества с назначением вещи;

4 неделя октября


«В посудной лавке»

Познакомить со свойствами глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, лепить); стекла (прозрачное, гладкое, хрупкое, звенящее) и фарфора (белый, гладкий, тонкий, перламутровый), как материала, из которого изготавливают посуду.

Предметы имеют своё прошлое

1 неделя ноября


«Предметы имеют своё прошлое»

Развивать у детей представление о том, что предметы имеют свою историю, прошлое и настоящее. Вызвать у детей интерес к старинным вещам. Активизировать познавательный интерес.

2 неделя ноября


«В музее старины»

Познакомить детей с предметами быта прошлого, необходимыми человеку, их функциями и назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.) Расширять представления детей об истории создания предметов.

3 неделя ноября


«История моды»

Познакомить с историей возникновения моды. Развивать способность определять разные виды тканей, сравнить их качества и свойства. Развивать способность к прогнозированию будущих изменений. Активизировать познавательную деятельность.

4 неделя ноября


«История книги»

Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги. Иметь представление о библиотеке, типографии.


Предметы в быту (электроприборы)

1 неделя декабря


«Предметы в быту»

Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту. Закрепить знания о назначении, видах, строении, истории возникновения. Учить классифицировать предметы, называть возможные действия с ними.

2 неделя декабря


«Опасные приборы»

Расширить представления дошкольников об  электроприборах, правилах обращения с ними. Развивать познавательные способности: умение сравнивать, строить предположения, выделять главное.

3 неделя декабря


«Колесо истории»

Формировать у детей интерес к прошлому предметов. Учить видеть ретроспективу и перспективу предметного мира; осознавать роль человека - творца и человека - труженника. Развивать познавательную активность.

4 неделя декабря


«Наши помощники»

Закреплять представление о бытовой технике. Подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Развитие речи.

Предметы, создающие уют

1 неделя января


«Осветительные приборы»

Познакомить детей с осветительными приборами (бра, люстра, торшер, гирлянда): с назначением, историей возникновения. Учить сравнивать предметы, группировать, классифицировать по тем или иным признакам, функциональному назначению.

2 неделя января


«Кондиционер»

Познакомить с кондиционером, как предметом, создающим комфорт в помещении. Развивать познавательную активность.

3 неделя января


«Что такое телевидение»

Познакомить детей с возникновением телевидения. Проследить этапы преобразования телевизора. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Обогащение словарного запаса.

4 неделя января


«Фонари»

Познакомить детей с предметами, создающими комфорт и уют на улице. Создать условия для развития познавательно- исследовательской деятельности.

Предметы, помогающие человеку в работе

1 неделя февраля


«Фотоаппарат»

Познакомить детей с историей создания фотоаппарата, с процессом его преобразования человеком. Развитие воображения.

2 неделя февраля


«Телефон»

Познакомить с историей создания телефона, с процессом его преобразования человеком. Закреплять умение сравнивать, обощать, делать умозаключения.

3 неделя февраля


«Счетные приборы»

Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. Активизировать познавательную деятельность.

4 неделя февраля


«Наш друг - компьютер»

Познакомить детей с историей создания компьютера. Активизация познавательной деятельности.

Предметы на производстве

1 неделя марта


«Умные машины»

Формировать представление о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютеры, лебедки, автокары). Закреплять умение группировать предметы в зависимости от познавательной задачи.

2 неделя марта


«Роботы»

Познакомить детей с видами робототехники на производстве, их ролью в жизнедеятельности человека. Активизация познавательного интереса.

3 неделя марта


«Станки»

Подвести детей к пониманию того, что станки помогают людям повысить качество и скорость выполнения действий на производстве.

4 неделя марта


«Лазерные ножницы»

Формировать представление детей о лазерных ножницах, как предмете, облегчающих труд людей на производстве.

Предметы, помогающие познавать

1 неделя апреля


«Помощник сыщика»

Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами. Развивать внимание, память, мышление.

2 неделя апреля


«Телескоп»

Создать условия для ознакомления детей с телескопом. Познакомить с историей его создания. Развитие умения рассуждать, делать выводы.

3 неделя апреля


«Часы»

Познакомить детей с историей создания часов. Закрепить знания о назначении, видах, строении часов. Закреплять умение обобщать, сравнивать, классифицировать.

4 неделя апреля


«Календарь»

Познакомить с календарем как системой измерения времени. Познакомить детей с разными видами календаря, с историей их создания. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать.

Школьные предметы

1 неделя мая


«Путешествие в школу»

Закрепить представления детей о школьных принадлежностях. Расширять кругозор, желание учиться. Учить классифицировать предметы в зависимости от поставленной задачи. Развивать желание преобразовывать их.

2 неделя мая


«Глобус»

Познакомить детей с глобусом, как моделью Земли. Дать знания об истории создания глобуса. Создавать условия для поисково- исследовательской деятельности.

3 неделя

мая


«Ручка, письменность»

Познакомить детей с историей письменности, с историей создания шариковой ручки. Учить видеть ретроспективу и перспективу изучаемого предмета. Развитие познавательных способностей.

4 неделя мая

Педагогическая диагностика уровня развития познавательных способностей у детей


Формы и методы реализации системы работы

Для реализации всего объема работы было необходимо создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие познавательных способностей дошкольников.

Предметная среда имеет в жизни ребенка огромное значение: являясь первым объектом деятельности дошкольника, она становится и одним из первых объектов познания окружающей действительности. Ребенок выступает действующим лицом в предметном окружении. По мере взросления он начинает знакомиться со свойствами объектов, их пространственными отношениями; определенным образом действовать с ними; занимает активную позицию по отношению к предметному окружению, предполагающую стремление преобразовать и совершенствовать предметы в соответствии со своими потребностями.

Одним из условий успешного развития познавательных способностей дошкольников, является грамотное создание предметно - развивающей среды. Она позволяет закреплять полученные знания о предметах, развивать способность ставить перед ребенком познавательные задачи и находить пути их решения.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Но при этом, исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер, а так же - ее вариативность, доступность, полифункциональность и безопасность. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста, развивающая среда должна быть удобной для детей и безопасной. 

Для расширения кругозора детей о мире предметов, об истории создания предметов и использования их человеком, в группе размещены разные энциклопедии познавательного содержания: «Что нас окружает», «Все обо всем», «Хочу все знать». Здесь же размещены познавательные книги, которые мы изготавливали вместе с детьми и родителями: «История часов», «Откуда взялся компьютер», «История письменности» и др.

Для этой же цели в группе подобрана видеотека познавательного содержания: мультфильмы «Фиксики», которые в доступной форме рассказывают об устройстве механизмов предметов; документальные фильмы, презентации.

Развитие ретроспективного взгляда на создание предметов, развитие познавательного интереса, психических процессов способствуют игры «Эволюция вещей», «Что за чем», «Откуда пришел предмет», «Подбери пару» (Круги Луллия), «Небылицы» и другие.

Кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы - заместители для развития аналитического восприятия, мышления, воображения ребенка. Наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений.

Для развития поисково - познавательной деятельности и знакомства со свойствами материалов в экспериментальном центре располагается разнообразное оборудование для опытов: емкостями и приборы для исследования воды, песка, глины, дерева, металла), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т. д.). Предлагаются доступные для ребенка инструменты и приборы (циркуль, лупа, весы, термометр), простые механизмы (система шестеренок, рычагов), действия с которыми стимулируют ребенка к открытию новых свойств окружающих предметов, установлению причинно - следственных связей между вещами и событиями. Здесь же размещаются образцы, из которых делают предметы (ткани, металл, пластмасса, дерево, бумага, стекло).

В центре находятся алгоритмы описания свойств и качеств предметов, с помощью которых дети составляют о них рассказ или учатся составлять загадки о предметах. Карточки, содержащие графические (наглядные) модели (схемы - таблицы, графические лабиринты).

Игровые компьютеры, электронные и механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор.

Для знакомства детей с предшественниками предметов и вхождение в атмосферу прошлого, в группе создан мини музей старины; изготовлен макет крестьянской избы с утварью того времени.

В группе создаются условия художественно-эстетической и конструктивной деятельности по воплощению образов предметов в рисунках (творческие выставки, ленты памяти, альбомы, мнемотаблицы), по созданию усовершенствованных предметов будущего (книга мастеров, выставки рисунков и поделок «Предметы будущего»).

Созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире.

Таким образом, предметно - развивающая среда не только дает информацию об окружающих предметах, и является средством передачи социального опыта, но и способствует формированию способностей, познавательной и практической активности дошкольников.

Работа с детьми строится в несколько этапов:

  1. мотивационно - ориентировочный этап;

  2. познавательно - деятельностный этап;

  3. продуктивно-творческий этап.

Для того чтобы подвести ребенка к рассмотрению предметного мира, необходимо создать такие условия, при которых ребенок мотивируется на изучение данного объекта и цель изучения становиться для ребенка значимой, а значит и интересной для исследования. Изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и находить отражение в опоре на личностный опыт ребенка.

Эффективным средством повышения познавательной активности дошкольников является использование ситуативного познавательного интереса, т.е. интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу: ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен.

Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей дошкольника будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет. Для повышения познавательного интереса к предметному миру у детей, были использованы следующие формы работы:

  • Создание проблемной ситуации.

Для того чтобы промотивировать детей на исследование предметного мира, необходимо использовать проблемные ситуации на знакомом и понятном детям материале. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей через диалог. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Например, «С помощью, каких предметов можно осветить темную комнату?» «Как мы с вами можем сохранить чистоту в доме?», «С помощью каких предметов можно сохранить тепло?» и т. д.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. С. Л. Рубенштейн говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс».

Поставленная проблема побуждает детей мыслить, ориентирует на дальнейшее исследование объекта. Она помогает педагогу промотивировать детей на изучение предметного окружения, и направить исследование в нужное русло. Темы проблемных ситуаций представлены в приложении 1.

  • Ящик «ЛЮБОЗНАЙКИН».

Бывают моменты, когда ребенка заинтересовал вопрос, связанный с каким-то предметом, но в данный момент нет возможности это обсудить его, для этого мы используем ящик ЛЮБОЗНАЙКИН. В этот ящик ребенок вместе с родителями или педагогом может опустить листок с интересующим вопросом. Это развивает интерес, стремление к познанию, расширяет кругозор детей, стимулирует его познавательную активность. По мере поступления заявки, педагог вместе с детьми обсуждает проблему, находит пути её решения и формулирует ответ.

  • Беседы – рассуждалки.

Хорошо мотивируют познавательный интерес и активность беседы - рассуждалки. Воспитатель побуждает детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и сказать, что общего у всех предметов «Что у них общего?» «А как вы думаете, чем они отличаются?» или спрашивает: «Что можно сделать из бумаги (железа…). Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане: «Что произойдёт, если оживут все предметы?», «Что могла сказать машина, если бы ожила?» «Может ли трамвай плыть по воде?» Предлагает подумать, как изменились бы жизнь людей, если бы пропали машины? Пропало электричество? Почему вещи попадают в музей?

Важно, чтобы предполагаемые вопросы нашли эмоционально положительный отклик у детей, а их решение потребовало познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации.

  • НОД (занятия - путешествия, в форме КВН).

Реализация познавательно - деятельностного компонента осуществляется через накопление впечатлений и знаний о предметах окружающего мира (занятия - путешествия, подача информации при помощи игр).

При разработке содержания и методики занятий, стимулирующих познавательную активность детей, необходимо руководствоваться тем, что уровень познавательной деятельности возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у детей интерес. Учитывать также основные требования, которые предъявляются к деятельности развивающей способности человека: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Большой интерес у детей вызывают такие  формы организации, как занятия-путешествия: «Путешествие в страну электроприборов», «Путешествие в гости к Фиксикам», «Путешествие по реке времени» и другие. Дети во время путешествия проходят испытания, преодолевают препятствия, выполняют задания на внимание, память, мышление. В игровой форме узнают про прошлое, настоящее и будущее предметов.

Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их удобными в использовании, дети отправлялись в прошлое и мысленно переносились в быт и жизнь людей прошлых времен. Выбор тем для путешествий в прошлое предметов, конечно же, зависел от возраста и возможности показать те или иные предметы. Для подготовки занятий, были использованы методические пособия «Что было до… Игры путешествия» Дыбина О.В., «Из чего сделаны предметы: игры - занятия для дошкольников».

Повышать познавательный интерес помогают занятия в форме КВН. Дети систематизируют, уточняют знания о предметах в соревновательно -игровой форме, выполняют задания на развитие внимания, памяти, мышления. Непринужденная форма проведения развивающих занятий помогает заинтересовать детей и поддерживать устойчивый интерес на протяжении всего занятия (приложение 2).

В данной работе широко используются технологии ТРИЗ и РТВ. Метод системного анализа помог получить более глубокие сведения о прошлом, настоящем и будущем рассматриваемого объекта. Дети составляли рассказы, путешествуя по 9-ти экранам, придумывали события, предшествующие изображенным и последующие. Например, дети, рассматривая чайник, не только упражнялись в способности сравнивать, сопоставлять, находить сходства и отличия, но и узнали, что раньше были самовары, придумали чайник будущего. Даже познакомились с традициями чаепития многих разных народов.

При помощи морфоанализа дети, улучшая качества знакомого предмета, придумывали новый необычный объект и сочиняли про него рассказ. Например, детям не нравилась одежда - она быстро пачкается, намокает, рвется. Тогда для улучшения этих качеств, дети придумали новые свойства, отобрав их у других объектов, и наделили ими одежду, получилась одежда водоотталкивающая, растягивающаяся. Включая свое воображение, дети составляли рассказы о том, как можно использовать такую одежду.

  • Экспериментальная деятельность.

Важное место в познание предметного мира отводится опытно - экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, наблюдательности, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного познания и освоения».

В данной работе использовались экспериментальные исследование предметов и как часть неорганизованной образовательной деятельности, и в совместной деятельности педагога и детей, а также как самостоятельная деятельность детей.

В процессе опытно - экспериментальной деятельности дети познакомились со свойствами металлических предметов, определили общие свойства металлов (блеск, твердость, ковкость, теплопроводность). В процессе сравнения металлических и деревянных предметов, учились находить отличия, определять положительные и отрицательные стороны свойств этих предметов. Вместе с детьми рассматривали разные виды металла (аллюминий, сталь, чугун), определяли и сравнивали их свойства, обсуждали, что из какого металла можно сделать. Дети подтверждали или опровергали свои предположения, действуя по алгоритму: оценивали степень проявления металлического блеска, степень теплопроводности, твердость металлов и делали выводы о сходстве и различиях металлов.

В экспериментальной работе с детьми целесообразно использовать схемы и алгоритмы. Например, дети обследуют предмет по заданному алгоритму (пиктограмме). Подводя итог, дети составляют рассказ о предмете по алгоритму (размер, вес, цвет, звонкость, температура поверхности и т. д). Можно сказать, что экспериментальная деятельность не только позволила всесторонне рассмотреть свойства и устройства предметов, но и позволила ребенку развить познавательный интерес и познавательные способности. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания.

  • Презентации, мультфильмы по теме.

Для повышения эффективности образовательного процесса, используются информационные технологии: показ презентаций, мультфильмов познавательного содержания. Презентации используются как готовые из интернета, так и создаю собственные. Презентации могут быть использованы на любом этапе занятия. Информационные технологии позволяют увеличить объём предлагаемого материала и разнообразить формы его подачи.

Знакомство детей с устройством предметов в интересной форме идет через просмотр мультфильмов «Фиксики». Герои в доступной форме рассказывают о том, как устроены и работают миксер, микроволновая печь, телевизор, холодильник и другие приборы. После просмотра мультиков, происходит обсуждение с детьми увиденного, вспоминаем основные моменты.

  • Игры познавательной направленности.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому в работе с детьми активно используются игровые технологии. Используются дидактические игры на развитие психических процессов, так необходимых в развитии познавательных способностей дошкольников. Словесные игры:  "Что лишнее?", "Хорошо - плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, мышление, повышают знания об окружающем мире. Для развития мышления, воображения, памяти через знакомство с предметами и их основными признаками, можно использовать серию «Игры-загадки, отгадки»: «Угадай, какой предмет загадан», цель – учить детей самостоятельно загадывать загадки о предметах с описанием их признаков. Ребенок должен описать предмет и его характерные особенности, не называя его, «Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?», «Назови предмет» и т. д.

Игра «Для чего нужна вещь?» (например, ребенку вручают игрушечные часы, и он, изображает человека, который сверяет время, ремонтирует часы, дарит подарок и др.) развивает воображение, память ребенка.

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы» (кастрюля, мясорубка, шумовка – повару; сумка, газеты, журналы, письма – почтальону и т. п.); «Найди предметы, облегчающие труд человека в быту», «Собери предмет» (пазлы, разрезные картинки) способствуют развитию внимания, умения сосредоточиться на выполнении заданий.

Полезны игры типа “Продолжи линию”, “Дорисуй”, “Измени рисунок”, “Что предмет расскажет о себе?”, “Найди пару” (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением: веник - пылесос, счеты – калькулятор).

Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Поэтому целесообразно проводить дидактические игры на развитие сенсорных способностей «Чудесный мешочек» (с предметами), «Подарки».

В работе с детьми используются игры на обобщение рядов конкретных понятий, при помощи знакомых родовых понятий (назвать одним словом), конкретизацию понятий (какие бывают растения, посуда?), обобщение рядов понятий через абстрактное родовое понятие (профессии, электроприборы, техника), классификацию (разбивку ряда понятий на однородные группы), сравнение (через установление сходства или различия).

Интересны игры на развитие воображения, мышления: «Дорисуй, что я задумала», «Нарисуй предмет будущего», круги Луллия (картинки, на которых изображены предметы с отсутствующей частью или деталью, и картинки с изображением этой части или детали (их нужно соединить). С помощью этих игр дети учатся находить недостающие детали, собирать предмет из основных частей и понимать, что отсутствие какой-либо части делает использование предмета невозможным.

Развитие ретроспективного взгляда на создание предметов, развитие познавательного интереса, психических процессов способствуют игры «Эволюция вещей», «Что за чем», «Откуда пришел предмет».

Таким образом, в игровой форме дети усваивают или уточняют тот или иной программный материал, приучаются одновременно наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, описывать предмет, его действия, качества, тем самым развивать познавательные способности.

  • Проектная деятельность.

Одной из оптимальных технологий, помогающей развивать познавательный интерес, познавательную активность, способности, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. В проектной деятельности происходит интеграция образовательных областей программы, развитие познавательных, творческих способностей, коммуникативных навыков у детей. При этом выбор содержания проекта осуществляют сами дети, а планирование разных видов деятельности и ее организацию обеспечивает воспитатель. Главное значение использования метода проектов в ДОУ заключается в том, что он даёт ребёнку возможность экспериментально подтверждать полученные знания, позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление. Вместе с детьми и родителями был реализован проект «Наши домашние помощники» (приложение 3)

  • Экскурсии в музей, библиотеку.

Неотъемлемой частью работы является сотрудничество с другими организациями, такими как музей, библиотека.

Знакомство с экспозициями музея дает возможность испытать чувство сопричастности к великим историческим событиям, к жизни замечательных людей, к значительным достижениям культуры, науки, техники. Целью посещения музея г. Сим было ознакомление детей с жизнью и бытом людей, знакомство с домашней утварью прошлого, орудиями труда. Дети сравнивали, как люди жили раньше и как сейчас, находили аналоги старинных вещей современным, прослеживали, как изменялись некоторые вещи. Например, какие раньше были лампы, утюги, ткацкие станки и др. Экскурсия в музей обогатила знания детей, расширила кругозор на историю создания вещей, стимулировала познавательный интерес и познавательные способности детей. Дети  не  только  узнали  много нового о предметах  русского  народного  быта, научились ими пользоваться, но и закрепили название предметов - ухват, чугунок, рушник. По окончании экскурсии, дети делились впечатлениями об увиденном. В группе был создан макет крестьянской избы, отражающий быт людей того времени, были отображены макеты вещей (экспонатов выставки).

Тесное сотрудничество происходит и с детской библиотекой г.Сим. Сотрудники библиотеки познакомили детей с энциклопедиями и книгами, отражающими этапы создания предметов (радио, зеркало, часы). Провели викторину на знание детьми назначений и функций предметов окружения. Дети с удовольствием получали новые сведения, закрепляли и систематизировали полученные, удовлетворяли свои познавательные потребности.

  • Создание музея старины в группе.

Для осуществления работы по ознакомлению с историей создания вещей, была использована такая форма работы, как создание мини-музея, где  размещены предметы быта, вышедшие из употребления. В группе был создан мини - музей старины «Бабушкин сундучок». Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление. Экспонаты музея, использовались для развития речи, мышления, воображения, внимания, эмоциональной сферы ребенка. Родители активно привлекались к организации музея, обогащению их старинными вещами. Дети участвовали в оформлении выставки, расстановки экспонатов.

Реализация продуктивно - творческого компонента проходит через накопление впечатлений и образов в продуктивной деятельности (создание книг, макетов и др.).

Формы работы, используемые на этом этапе:

-создание лент памяти,

-создание книги мастеров,

- организация творческих выставок,

-создание макета.

Развитие познавательных способностей будет идти эффективно, если полученные знания будут применяться на практике. Для того чтобы отразить и закрепить полученные знания, совместно с детьми создаются «ленты памяти». В них дети отражают последовательность создания предметов человеком. Например, воздушный шар, аэростат, дирижабль, аэроплан, самолет. Дети, которые хорошо умеют рисовать, сами рисуют последовательно предметы, а дети с более низким уровнем наклеивают готовые картинки. Дошкольники составляют рассказ по схеме, объясняют, что было усовершенствованно по сравнению с предыдущим этапом. Ленты памяти хорошо подходят для индивидуальной работы с детьми, которые пропустили занятия.

Другой формой закрепления полученных знаний и развития способностей является создание книги мастеров. Завершением проектной деятельности, явилось создание книги мастеров. В ней дети изобразили предметы будущего, которые они придумали и составили рассказ про них.

В группе организуются творческие выставки рисунков и поделок детей. В них дети отражают уже знакомые предметы, которые облегчают труд людей или делают наш быт комфортнее. Организуются выставки усовершенствованных предметов, когда дети становятся изобретателями, и придумывают предметы будущего (чудо пылесос, кухонный робот помощник и др).

Большой интерес вызвал у детей процесс изготовления макета крестьянской избы с утварью того времени. Дети могут проникнуться в атмосферу того времени, проанализировать, какие приспособления помогали человеку в хозяйстве и насколько они были удобными, обыграть макет.
Полноценная работа и положительный результат по формированию познавательных способностей через ознакомление с предметным миром, невозможны без родителей, которые с радостью откликаются на все предложения, творчески подходят к порученному делу, с удовольствием участвуют в разнообразных мероприятиях.

В работе с родителями используются различные формы работы:

  • Информационные стенды для родителей.

  • Консультации.

  • Выставка литературы по развитию познавательных способностей.

  • Создание музея старины в группе.

  • Творческие выставки «Необычное применение обычных вещей».

  • Проектная деятельность.

В работе с родителями используется наглядная агитация, а именно, информационные стенды: папки - передвижки по развитию сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей у дошкольников, проводятся консультации "Развиваем познавательные способности у детей" (приложение 5), индивидуальные консультации по подготовке к проектной деятельности.

В группе организована выставка литературы по развитию познавательных способностей у детей. Родители могли познакомиться с играми и заданиями, которые развивают психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

Совместными силами в группе организован музей старины. Родители помогают подыскивать материал, приносят "стариные" предметы. В группе прошла выставка "Необычное применение обычных вещей", где родители с детьми проявили свои творческие способности, находя необычное применение обычных вещей.

Проектная деятельность предполагает тесное сотрудничество педагогов, детей, родителей и узких специалистов. Родители принимают активное участие в проектной деятельности. Реализованы такие совместные проекты, как «Наши помощники» и другие.

Таким образом, данная система работы оказывает системное и комплексное воздействие на развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста, а также будет полезна педагогам, работающим с детьми.
2.3 Анализ результатов педагогической диагностики

В целях мониторинга эффективности разработанной системы была проведена диагностика воспитанников и опрос родителей по развитию исследовательских способностей детей в процессе экспериментальной деятельности.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе МКДОУ №8 г. Сим. В исследовании принимали участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Количество детей в контрольной группе -16 детей, а в экспериментальной - 16 детей.

Диаграммы уровней развития исследовательских способностей детей в процессе экспериментальной деятельности.

(контрольная группа)

Диаграммы уровней развития исследовательских способностей детей в процессе экспериментальной деятельности.

(экспериментальная группа)

Результаты диагностики, показала значительный рост оценочных показателей в экспериментальной группе, где проводилась целенаправленная работа по развитию познавательных способностей – высокий уровень-59%, средний уровень- 41%

Было выявлено качественное улучшение показателей таких как, группировка, классификация, структурирование, схематизация.

В процессе наблюдения за детьми, было выявлено повышение активности детей на занятиях, появилось желание сотрудничать, выполнять задание, задавать вопросы, у детей расширился кругозор. Появилось желание не только получать, но и анализировать, преобразовывать, углублять информацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познавательные способности являются необходимым условием познавательной деятельности и выступают залогом успешного обучения детей в школе. Дошкольный возраст является сензитивным в развитии познавательных способностей дошкольников. Поэтому очень важно своевременно стимулировать их развитие во всех видах деятельности детей.

Как показывает практика и результаты диагностики, развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста идет успешнее, если ребенок приобщается к предметному миру, знакомиться с историей создания вещей.

Обязательным условием развития и саморазвития ребенка является создание в дошкольном учреждении пространственно-предметной среды. Такая среда должна строиться на принципах, разработанных В.А. Петровским, Р.М. Чумичевой с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Пространственно-предметная среда должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности.

Использование современных технологий: ТРИЗ, ИКТ, проблемное обучение в дополнение к программному содержанию программы «От рождения до школы», позволяют развивать познавательные способности у детей старшего дошкольного возраста более эффективно и в интересной форме. Работа по развитию познавательных способностей старших дошкольников должна проводиться системно.

Разработанный комплекс упражнений и заданий, а также, определенный в работе комплекс условий развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста могут быть использован педагогами в практической деятельности.


Список литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. – М: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009. – 212 с.

2. Альтшуллер Г.С. Структура талантливого мышления. / Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М: «Советское радио», 1979.

3.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М: Речь, 2005. - 128 с.

4.Бим- Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.-М, 2002.-с.274

5. Блинова, Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. – М : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

6. Венгер Л.А. К проблеме формирования высших психических функций // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология.- М, 1992.

7.Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М:Просвящение, 1991.

8.Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. - Москва - Белгород, 1995.

9.Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса. – М : ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.

10. Голуб Н. Применение познавательных задач опережающего характера в процессе обучения 6-летних детей: Научно-методические материалы для студентов педагогических учебных заведений / Н. Голуб.- Харьков: ХНПУ им. Г.С.Сковороды, 2005.- Часть 2.

11.Гордиенко С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гордиенко // Начальное образование. - 2004. - № 37. - С.24-29.

12.Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : 3-е изд. [текст] / В. Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2007. – 368 С.

13.Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. — М: Академический Проект; Альма Матер, 2009. — 533с.

14. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет.- М: Мозайка- синтез, 2010.

15.Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М: Сфера, 2010.

16.Дыбина О.В, Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/Под ред. О.В. Дыбиной. - М: ТЦ Сфера, 2014.

17.Дуткевич Т.В. Детская психология: Учеб. Пособие для студ сред пед учеб. Заведений.-М: Издат-во «Академия», 2001.

18.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. - М: Педагогика, 1986.

19.Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб, 2002.

20.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. Пособие для студ сред пед учеб. Заведений.-М: Издат-во «Академия», 2001.

21. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев. – М: Педагогика, 1996. – 285 с.

22.Морозова Н. Учителю в познавательном интересе / Н. Морозова. - М: Знание, серия Педагогика и психология, 1999. - 432 с.

23.Небылицын, В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии [текст] / В. Д. Небылицын // Психология индивидуальных различий: тексты. – М: Медицина, 1982. – 240 с.
24.Немов Р. С. Психология [текст] : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: 4-е  изд. / Р. С. Немов. – М: Владос, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с

25.Никулина Ф. Х. Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет //Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008-2009 уч. г.

26.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. С.И.Рогов. – М : Гуманист, изд. центр ВПА ДОС, 1999.

27.Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М : Прогресс, 1991.

28. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

29.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М : Просвещение, 1988.- С.456с.

30.Повьякель Н. Психодиагностика познавательных способностей детей дошкольного возраста : навч.-метод. пособ./ Н. Повьякель. - К: НПУ им. М.П. Драгоманова, «Полиграф-Центр», 2006. - 165 с

31.Подъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста - М: Просвещение, 1998.

32.Проскура Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. В. Проскура. Киев : Радянська школа, 1985. 128 с.

33.Психология: учебное пособие [текст] / Ред.-сост. А. В. Петровский М. Г. Ярошевский. – М : Академия, 2000. – 512 с.

34.Петровский В. А. Построение развивающейся среды в ДОУ.-М: Просвящение, 1993.

35.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 224 с.

36.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2004. – 720 с.
37.Теплов Б. М. Избранные труды : в 2-х т. [текст] / Б. М. Теплов. – М : Педагогика, 1985. – 360 с.

38.Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды - М: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО "Модэк", 1998.
39. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей, Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.

40.Улькина Т. К проблеме исследования проявлений и психологического содержания познавательных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Улькина // Психология. Сборник научных трудов НПУ имени М.П. Драгоманова. - Выпуск 11. - К: НПУ имени М.П. Драгоманова, 2000. - С. 242 - 247.

41.Фицула В. Педагогика : учеб. пособ. / В. Фицула - К.: Академвидав, 2006.

42.Холодова О.А, Юным умникам и умицам. Задания по развитию познавательных способностей.- М: Росткнига, 2006.

43.Щукина Г. Проблема познавательного интереса в педагогике / Ч. Щукина. - М: Книга, 2001. - 435 с.

44. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие [текст] / В. Д. Шадриков. – М. : Просвещение, 1996. – 480 с

Приложение

Приложение 1

Темы проблемных ситуаций

1   2   3   4