|
Опыт музыкального воспитания показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте
Опыт музыкального воспитания показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Дети этого возраста характеризуются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают простейшие обобщения и вполне могут начинать свое музыкальное образование. Надо только не переступать порога свойственного детям игрового метода, стремиться все время держать ребенка в заинтересованном состоянии, будить его воображение. Именно такая цель преследуется мною в музыкальном обучении детей дошкольного возраста.
В системе музыкально-эстетического воспитания детей ведущее место занимает пение. Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Все певческие навыки тесно связаны между собой, поэтому работа над ними осуществляется одновременно с выделением какого-либо одного навыка.
Певческие навыки формируются не только во время разучивания песен, но и путем специальных приемов-упражнений, развивающих звуковысотный слух, певческий голос, координацию голоса и слуха. Практическое использование таких упражнений на занятиях представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков, они одинаково необходимы как при индивидуальном, так и коллективном (хоровом) обучении. Это путь к овладению техническими основами вокального искусства.
Музыкальный материал вокальных упражнений подбирается мною с учетом психофизиологических возможностей и особенностей детей дошкольного возраста, специфики детского голоса, а также соответственно педагогическим задачам и уровню музыкального развития обучающихся. Поэтому это упражнения с удобной тесситурой, ограниченным диапазоном. Все упражнения взаимозависимы и апробированы мною в процессе занятий с обучающимися. Материал состоит из технических упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а также песен-попевок со словами. Ритмические попевки с проговариванием и одновременным прихлопыванием и притопыванием интересны для обучающихся, они стимулируют творческую активность, дают хорошую эмоциональную разрядку, помогают снять утомление. Особенность упражнений также и в том, что они имеют простое строение, соответствующее певческим возможностям детей дошкольного возраста. Эти упражнения быстро запоминаются и не отвлекают внимание обучающихся от вокальных задач, ставящихся мною.
Вокальные упражнения имеют следующее конкретное назначение, содействующее:
координации слуха;
развитию и укреплению музыкального слуха на ладовой основе;
выработке правильного произношения гласных и согласных звуков;
развитию певческого дыхания;
гибкости и подвижности голоса;
привитию вокально-технических навыков;
художественной выразительности.
Все эти задачи комплексно входят в повседневные занятия, но на каждом занятии, не выпуская из вида указанных задач, выдвигается «доминанта», на которой фиксируется основная задача из общей намеченной программы.
На занятиях техническая работа должна осуществляться во взаимосвязи с работой над музыкальной выразительностью, и только тогда вокальное развитие детей будет носить более широкий и гармонический характер, у детей разовьются не только певческие навыки, но также и музыкальный вкус, и художественные представления.
В заключение хотелось бы отметить, что основной путь вокального воспитания заключается в создании условий, при которых процесс формирования голоса и певческих навыков осуществляется естественно и последовательно с самого начала и до конца. Эти условия достигаются в вокальной работе над заранее и хорошо систематизированным вокальным материалом. Главный эстетический принцип – слияние технической и художественной стороны вокального процесса. Кропотливая работа над звуком, его свободой, над точным воспроизведением всей конструкции музыкальной фразы с выявлением музыкальной сути и значимости – неотъемлемая часть педагогической направленности.
Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, систематический тренаж могут служить основой, надежным фундаментом, на котором выстраиваются высокие творческие достижения. При обучении важно тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма. И в связи с этим индивидуально отбирать удобные и полезные приемы в процессе обучения.
|
|
|