|
Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки Объяснительная записка
Авторская программа вокального ансамбля "Веснушки"
Трубач Оксана Андреевна, учитель музыки и культуры
Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки
Объяснительная записка.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня, современная песня в Гимназии- школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников.
Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:
1 год – 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 80 часов на индивидуальную и концертную деятельность.
2 год – 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 85 часов на индивидуальную и концертную деятельность.
3 год – 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 90 часов на индивидуальную и концертную деятельность.
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 9 до 15 лет.
Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.
Задачи:
На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.
Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Содержание программы:
Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год обучения.
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения.
“МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.
Третий год обучения.
“ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.
Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение “сольфеджио” допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Данная программа может помочь начинающим педагогам четко организовать работу вокальной студии или кружка. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального кружка.
Первый год обучения:
№ п/п
|
Тема
|
Кол- час
|
Груп.занятия
|
Инд.
занятия
|
Т П
|
1
|
Введение, знакомство с голосовым аппаратом,
Использование певческих навыков.
|
10
|
3 7
|
|
2
|
Знакомство с различной манерой пения.
Вокальные навыки.
|
15
|
3 6
|
6
|
3
|
Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Движения под музыку.
|
20
|
4 10
|
6
|
4
|
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
Вокально-хоровая работа.
|
25
|
4 11
|
10
|
5
|
Сценическая хореография.
|
15
|
2 8
|
5
|
6
|
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
|
20
|
2 10
|
8
|
7
|
Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность.
|
39
|
6 20
|
13
|
Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.
В году – 36 недели.
4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 144 часа.
Второй год обучения:
№ п/п
|
Тема
|
Кол. час
|
Групп. занятия
|
Инд. занятия
|
Т П
|
1
|
Введение, владение своим голосовым аппаратом,
Использование певческих навыков.
|
10
|
2 5
|
3
|
2
|
Овладение собственной манерой вокального исполнения.
|
15
|
2 3
|
10
|
3
|
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.
Великие вокалисты.
Вокальные навыки.
|
15
|
2 8
|
5
|
4
|
Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Движения под музыку.
|
10
|
2 4
|
4
|
5
|
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.
Вокально-хоровая работа.
Нотная грамота.
|
10
|
2 5
|
3
|
6
|
Сценическая хореография.
|
10
|
2 5
|
3
|
7
|
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
|
30
|
2 15
|
13
|
8
|
Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность.
|
44
|
5 28
|
11
|
Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.
В году – 36 недели.
4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 144 часа.
Третий год обучения:
№ п/п
|
Тема
|
Кол. часов
|
Групп.занятия
|
Инд.
занятия
|
|
|
|
Т П
|
|
1
|
Введение, владение своим голосовым аппаратом,
Использование певческих навыков.
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
Собственная манера исполнения вокального произведения.
|
10
|
2 5
|
3
|
2
|
Работа над собственной манерой вокального исполнения.
Творчество и импровизация.
Сценическое искусство.
|
20
|
4 10
|
6
|
3
|
Знакомство с произведениями
Различных жанров, манерой исполнения.
Великие вокалисты.
Вокальные навыки.
Знакомство с многоголосным пением.
Освоение исполнения бэк-вокал.
|
20
|
2 10
|
8
|
4
|
Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Движения под музыку.
Постановка танцевальных движений, театральные постановки.
|
15
|
2 10
|
3
|
5
|
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.
Вокально-хоровая работа.
Нотная грамота.
|
15
|
2 5
|
8
|
6
|
Сценическая хореография.
|
10
|
2 5
|
3
|
7
|
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
|
20
|
2 5
|
3
|
8
|
Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность.
|
34
|
4 15
|
15
|
Условные обозначения:
Т – теория;
П – практика.
В году – 36 недели.
4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 144 часа.
Планируемый результат.
Первый год обучения:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Второй год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
-
увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третий год обучения:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;
умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Приложение 1
Рекомендуемая литература.
Методология:
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
Авторская программа "Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада"
Хомутова Галина Ивановна, учитель-логопед
Герасимова Людмила Викторовна, воспитатель
Ноянзина Татьяна Алексеевна, воспитатель
Королева Мария Викторовна, воспитатель
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Пояснительная записка.
Вся система дошкольного образования нацелена в первую очередь на развитие и успешную социализацию ребенка в окружающем его мире. Использование возможностей искусства как в целях художественно-эстетического воспитания детей, так и художественно-творческой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии - одна
из задач современного детского сада. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника.
В театрализованной игре осуществляется также эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи), для самовыражения и самореализации ребенка.
В существующей организации работы ДОУ для детей с нарушением речи можно заметить следующее противоречие: с одной стороны, занятия с логопедом, коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, с другой - такая деятельность не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи у детей предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого.
Театрализованная игра является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, она помогает развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Вызвать интерес к театрализованной игре, обеспечить понимание детьми способов коррекции речи.
Основная цель: создание атмосферы творчества и доверия для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Задачи:
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Развитие речи у детей и коррекция ее нарушений через театральную деятельность.
Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски.
Воспитывать артистические качества, раскрытие творческого потенциала.
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
В основу программы положены следующие принципы:
Систематичности и последовательности – материал к занятиям подобран в определенном порядке, системе.
Доступности – характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей с нарушением речи.
Наглядности – большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение театров, встреча с артистами, наблюдения в зоопарке за повадками животных, использование моделей, схем.)
Комплексности работы – театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов, работающих по данной программе с детьми.
Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.
Уважение к личности каждого ребенка.
Адрестность:
Программа разработана на старший дошкольный возраст. Театрализованные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной к школе группы без какого-либо отбора.
Оптимальное количество детей на занятии – 12- 16 человек.
Занятия проводятся в просторном, регулярно проветриваемом зале, оборудованном аудиотехникой. Для выполнения творческих заданий желательно использовать мягкие объемные модули, элементы костюмов, спортивный инвентарь.
Форма одежды детей спортивная, обувь – чешки. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью до 30 минут. Организованные занятия начинаются с 15 сентября. При подготовке к спектаклю индивидуальная работа и общие репетиции в случае необходимости проводятся дополнительно 1 раз в неделю ( не более 40 минут).
В проведении занятий могут принимать участие учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель
Материал планируется по темам:
Театральная игра.
Культура и техника речи.
Ритмопластика.
Основы театральной культуры.
Работа над спектаклем.
Семейные речевые праздники-конкурсы.
Работа по каждой теме включает в себя игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, развитие внимания, памяти, наблюдательности; на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.
По некоторым темам предусмотрено проведение праздников, конкурсов. В работе по данной проблеме необходимо использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, а также к выбору методов и средств воспитания.
Методы и приемы театрализованной деятельности, используемые педагогами, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитываться психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность чувств, желание принимать участие в совместной деятельности).
Работа по театрализованной деятельности будет более эффективной при поддержке семьи, так как она обладает особыми педагогическими возможностями, индивидуальным подходом к своему ребенку по устранению речевых дефектов.
Показатели эффективности работы по театральной деятельности.
-
Интерес детей к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы.
Развитие эстетических способностей.
Проявление артистических качеств детей.
Проявление творчества воспитанников в самостоятельной деятельности.
Основным методом проверки являются итоговые работы: выступление в спектаклях, а также наблюдение за детьми в свободной деятельности.
Методические рекомендации по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью.
Данная программа предполагает как групповые, так и индивидуальные формы организации работы.
Групповые формы:
Театральные занятия включают игру, наблюдения, практические задания. Посещение театров города – практическое знакомство с миром театра, актерской работой, правилами поведения в театре.
Экскурсия в зоопарк – наблюдения за повадками и особенностями животных.
Коллективные репетиции.
Спектакли детского театра.
Речевые семейные праздники - конкурсы – приобщение родителей к логопедической работе, организация совместной деятельности родителей и детей.
Просмотры видеозаписей спектаклей с целью анализа проделанной работы.
Индивидуальные формы:
Работа с детьми над ролью: с целью вживания в роль (выразительность речи, движения, создание образа героя.)
Подготовка задания к семейному конкурсу, которая происходит дома с родителями.
Наиболее целесообразно планировать материал по темам, которые повторяются в возрастных группах и в зависимости от возраста детей содержание сообщаемых им знаний конкретизируется. Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний, умений и навыков.
Театральная игра.
Культура и техника речи.
Ритмопластика.
Экскурсия в зоопарк.
Посещение театров нашего города.
Основы театральной культуры.
Встреча с актерами театра кукол.
Работа над спектаклем.
Семейные речевые праздники-конкурсы.
Нами был разработан примерный план деятельности с детьми старшей и подготовительной групп. Приложение 1.
Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, театральные уроки кукольного театра нашего города, просмотр спектаклей, свободную деятельность.
Содержание занятий
1 раздел. Театральная игра.
Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно театральные игры – в заключительной. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их с своими собственными. Предполагаемые игры и упражнения допустимо использовать и в работе воспитателя. Приложение 2.
2 раздел. Культура и техника речи.
Цель: совершенствовать навыки артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, речевого аппарата, развивать силу голоса, темп, интонацию, мимику.
Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии. Данное направление повышает интерес ребенка к коррекционным занятиям с логопедом, педагогом, родителями. Приложение 3.
3 раздел. Ритмопластика.
Цели: развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).
Музыка на таких занятиях имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.
Приложение 4.
4 раздел. Основы театральной культуры.
Цель: познакомить детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства (особенностями и видами театрального искусства, устройством театра, культурой поведения в театре).
Знакомство с этим материалом должно носить практический характер, т.е. происходить во время игр, работы над пьесой, посещения театров, просмотра видеозаписей спектаклей.
Не имеет смысла строго требовать: усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас.
Знания они должны получать в ходе театральных игр – диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длительным монологом всезнающего взрослого.
В условиях детского сада дети имеют возможность в течение года побывать на экскурсиях в разных театрах, познакомиться с устройством сцены, зрительного зала, гримерной, костюмерной. Разрешая различные проблемные ситуации, создаваемые педагогом на занятиях актерского мастерства, дети смогут закрепить представления об устройстве и организации театра. В игре дети познакомятся с правилами поведения в театре, на сцене, за кулисами, на репетициях.
Познакомить детей с актерскими умениями, необходимыми для создания образа героя, помогут встречи с актерами театров, просмотр спектаклей в различных театрах города. В течении года дети знакомятся с драматическим,
Музыкальным и кукольным театрами, просматривают и обсуждают спектакли.
На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.
5 раздел. Работа над спектаклем.
Цели: подвести детей к пониманию значения коррекции речи и способов этого; реализовать индивидуальные возможности каждого ребенка; развивать психические процессы детей, активность, уверенность в себе; умение работать в коллективе.
В работе с детьми над спектаклем необходимо не перегружать их, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Работа над спектаклем начинается со знакомства с пьесой. Сценарии разрабатываются педагогами детского сада. У всех есть своя специфика: главный герой не может произносить некоторые звуки или вообще говорить. По содержанию он вынужден научиться этому, проходя различные «речевые» испытания. В каждом спектакле обязательно присутствуют музыкальная и хореографическая части, принимают участие все без исключения дети группы. Первое прочтение пьесы должно быть эмоционально насыщенным, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Следующим этапом являются пробы детей на различные роли и распределение ролей. Это происходит следующим образом: дети по своему желанию выбирают роль и, перевоплатившись в героя, проигрывают небольшие этюды. После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми над образом, отдельными этюдами, картинами, спектаклем в целом. Заключительный этап – генеральная репетиция – премьера для детей и педагогов детского сада. Повторный показ – для родителей актеров, гостей. В процессе работы создаются театральная галерея, фотоальбом, видеозаписи.
Зрители могут записать свои впечатления, пожелания в театральной книге отзывов. В конце года, на заключительном спектакле, все дети, игравшие роли в течение года, награждаются дипломами юного актера.
6 раздел. Семейные речевые праздники-конкурсы.
Цели: повысить интерес родителей к логопедической работе детского сада; развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность речи; воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.
В течение года в детском саду проводятся три семейных праздника- конкурса (конкурс частушечников и скороговорщиков, семейный КВН «Говорилки», Праздник красивой речи), которые включают различные логопедические задания. Каждый конкурс обязательно предполагает этап, к которому задания готовятся дома, повышая тем самым активность родителей в коррекционной работе. В праздниках-конкурсах принимают участие все желающие семьи детей данной группы. Каждая семья награждается грамотой и подарками.
Предполагаемые умения и навыки детей к концу учебного года.
Старшая группа:
дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
выразительно читают стихотворный текст;
передают образ героя характерными движениями;
действуют на сцене в коллективе;
держатся уверенно перед аудиторией.
Подготовительная к школе группа:
объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
-
показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
создают пластические импровизации под музыку различного характера;
умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Предметно-пространственная среда.
Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение детского театра с занавесом, сценой и зрительным залом; светотехническое оборудование; аудиотехника для музыкального оформления спектакля; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, простые декорации, бутафория. Неотъемлемой частью работы является использование декораций, костюмов, грима.
Список литературы:
Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998г.
Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. – М.: 1983г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: 1991г.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр и образование: Сборник научных трудов. – М.: 1992г.
Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. Красноярск, 1999г.
Козлянцова И.Л., Чарели Э.М. речевой голос и его воспитание. – М.: 1985г.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - .: 1995г.
Чистякова М.А. Психогимнастика. – М.: 1990г.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: 2001г.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: 1983г.
Шилъгави В.П. Начнем с игры. – М.: 1980г.
Якимова М., Бибекина О.. Региональная система дошкольного образования: Театрализованная деятельность в практике детского сада. Новокузнецк 2010г.
|
|
|