Главная страница

Мбоу «сош» №22 Актуальные проблемы музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе


Скачать 68.08 Kb.
Название Мбоу «сош» №22 Актуальные проблемы музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе
Дата 04.03.2016
Размер 68.08 Kb.
Тип Документы

В.В. Нестерук

г. Нижневартовск

МБОУ «СОШ» №22
Актуальные проблемы музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе.
История эстетической и педагогической мысли подтверждает необходимость всеобщего музыкального воспитания. Одна из главных задач музыкального воспитания – формирование личности ребенка, а, значит, и человека и, соответственно, исходя из воспитания индивидуума, общества в целом. «Если хотите узнать, как страна управляется и какова её нравственность, прислушайтесь к её музыке», - писал 25 веков назад Конфуций.

Платон называл музыкантом не того, кто владел игрой на каком- либо инструменте, но того кто достиг согласованности, гармоничности внешнего и внутреннего, мысли, слов и дел.

В. А Сухомлинский считал, что самое важное в школе, в воспитании, - воспитание чувств. Начинается оно с любви к своей маме, с заботы о ней. Из чувства любви к матери вырастают все лучшие качества человека. Поэтому школа должна воспитывать вместе с матерью и отцом. О необходимости целенаправленного воздействии на ребенка родителей и школы говорит и современная педагогика. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»,- слова В.А.Сухомлинского, которые перекликаются с высказыванием Т.И.Баклановой о том, что музыка обеспечивает среду формирования духовно-нравственной культуры личности.

На сегодняшний день мы имеем лучшую в мире систему массового музыкального воспитания. Этим мы обязаны великому композитору и педагогу Д.Б. Кабалевскому. В 50- 80-х г. он смог возродить эстетическое воспитание детей в школе, создав уникальную систему музыкального воспитания, не имеющую аналогов в мире. Она успешно развивается и совершенствуется, принята как основная в 15 странах Европы и Азии.

Согласно истории, эпоха перестройки в нашей стране приходится на вторую половину 80-х г. Педагогическая наука откликнулась на перемены в социальной жизни, выдвинула личностно- ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Модернизация общеобразовательной школы была направлена на совершенствование структуры и содержания обучения. Появилась необходимость ухода от идеологизированной, политизированной её сути к конкретной цели, находящейся в рамках музыкального искусства. Но перестройку музыкально- педагогических процессов вряд ли можно считать завершенной и в наши дни. Музыкальная педагогика пребывает в состоянии сдвигов и преобразований. Современная социокультурная ситуация выдвигает ряд важнейших проблем, определяющих цели и содержание урока музыки в общеобразовательной школе, как основной формы массового музыкального образования. Важнейшей проблемой музыкальной педагогики является проблема соотношения, сочетания или доминирования различных интонационных пластов музыки на уроке.

Федеральный государственный образовательный стандарт музыкального образования определяет учебно-познавательные и учебно-практические задачи, выполнение которых требует от учащихся овладением системой универсальных и специфических учебных действий. Они в свою очередь способствуют достижению цели урока. От учителя требуется использование педагогических технологий, которые основываются на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы, содержание и организация образовательного процесса на ступени основного общего образования направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Педагогическая мысль и деятельность поставлены перед проблемой поиска нового содержания учебного процесса, отвечающего современным требованиям и новой методологии, позволяющей формировать необходимые сегодня качества личности. Появляются новые технологии, направленные на формирование универсальных учебных действий:

- проблемно-диагностическая (постановка проблемы и поиск её решения)

- оценивание образовательных достижений;

- технология продуктивного чтения.

В основе музыкально- педагогической деятельности лежит системно- деятельный подход – знания не передаются, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности. Этот подход требует от учителя большей подготовки к уроку и творчества. Возможная проблема: диалог учителя и учеников, подводящий школьников к выводу о том, какова же тема урока, может несколько затянуться и плохо повлиять на дальнейший ход урока.

Музыка обеспечивает среду формирования духовно- нравственной культуры личности на основе культурно- исторических и национально- культурных традиций России, формирование опыта музыкально- творческой деятельности.

Известно, что хорошая организация урока – это половина успеха обучения. При подготовке к уроку учитель всегда должен отвечать на вопрос чему учить детей, какие умения и навыки развивать, для чего изучается определенный материал уроков, с какой целью необходимо использовать какие- либо виды деятельности, пользоваться определенными методами изучения.

Главным звеном в проблеме музыкально- эстетического воспитания в общеобразовательной школе является личность учителя. По словам Б. С. Рачиной, «пока интересно учителю – интересно детям». На первый план выступает творчество учителя. Оно должно опираться на художественно- педагогическую интуицию. Урок музыки должен являться результатом творчества. Если учитель влечёт творческое общение с учениками, проявляет себя как педагог и как музыкант, дети ему верят и всегда готовы к сотрудничеству.

Учитель музыки в школе – это должно быть серьезно, ответственно и престижно. Но как им стать? В общеобразовательных школах не хватает учителей музыки. Куда деваются выпускники музыкально-педагогических вузов? Необходимо усилить школьную практику студента в годы учебы в учебном заведении.

Учитель музыки должен знать, что успех обучения зависит от того, как мы вступаем в него, как поддерживаем диалог и как мы его завершаем. Профессионализм учителя также зависит от умения держать в поле зрения и внимания весь класс, живо реагировать на реплики и порывы учащихся.

Использование на уроке электронных образовательных ресурсов позволяет учиться с максимальной эффективностью. Но при этом учитель не должен перенасыщать урок многообразием информации мультимедиа, лишней теорией. На первый план необходимо выдвигать музыкально-практическую, творческую деятельность.

Среди актуальных проблем музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе по-прежнему являются охрана голоса учителя музыки (профессиональный голос педагога-музыканта требует от него большей затраты сил и энергии, чем голос, применяемый в быту); непонимание специфики воздействия музыки на человека многими детьми, родителями, руководителями образовательных заведений; информационная перегрузка детей; недостаточное количество часов, выделяемых для изучения предмета. К сожалению, проблемой остается непонимание, недооценка того факта, что музыка обладает огромным лечебным воздействием на человека.

Серьезной проблемой является современная звуковая среда. Еще с прошлого века утрачены азы исконной культуры, подвергся изменению интонационный строй русского бытия.

Порою можно услышать проблемы учеников, что они слушают «дореволюционную» музыку; поют «скучные», неинтересные песни; учат много о композиторах. Какую музыку любят дети? Некоторые статистические исследования дают цифры: 20% школьников за классическую музыку, 80% - за «попсу». И это не удивительно. Ведь «попса» на сегодняшний день стала бытовой музыкой, это среда, в которой дети повседневно пребывают. Необходимо перебросить мост между общеобразовательными школами и профессиональной музыкальной системой, посещать концерты классической музыки, как можно чаще слушать ее в живом исполнении. Музыканты-профессионалы должны поднимать престиж классической музыки. На школьных концертах, городских фестивалях дети поют эстрадным голосом в низком диапазоне 1 – 2 альта. Приветствуется использование фонограммы аккомпанемента с бек-вокалом даже для хора. Школьный хор все чаще становится эстрадным. Многие музыкальные руководители забывают о том, что только академическое пение способствует духовному росту подрастающего поколения.

Актуальной проблемой не только педагогики, но и всей нашей жизни является тот факт, что дети разучились трудиться. Ученики Павлыжской школы, в которой работал В.А.Сухомлинский, строили модели, работали на станке, управляли трактором и мотоциклом. Вокруг школы – прекрасный сад, мастерские, учебная электростанция, теплица, крольчатник, пассика. И всё выстроили и сделали сами ребята с помощью взрослых. По мнению В.А Сухомлинского интерес к учебной деятельности был в успехах детей, в их ощущении роста, достижения трудного.

Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чём счастье! В. А Сухомлинский считал, что ленивыми ребята становятся в самой школе от того, что их с первых классов не научили любить школьный труд и не дали почувствовать радость успеха в учении.

Для преодоления проблем музыкального образования необходимо объединить все научные музыкальные силы России для обобщения и обмена опытом.

Литература.


  1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  2. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. –М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  3. Дмитриева М.Б. Роль классической музыки в формировании музыкальных интересов подростков. –М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  4. Ермакова Т.Н. Музыкальное воссоздание мира глазами подростков. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  5. Ильина Е. Р. Музыкально- педагогический практикум. –М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008 – с.45-56.

  6. Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность. – Ростов-на-Дону: «МарТ».-2008.

  7. Петрушин В.И. Музыкальная патология. –М.: «Владос».- 1997 – с.78-92, 162-181.

  8. Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. Издательство «Композитор. Санкт- Петербург», 2007 – с.6-55.

  9. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. –М.: Издательский центр «Академия», 2003.