Главная страница

«Работа над штрихами на начальном этапе обучения»


Скачать 71.23 Kb.
Название «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»
г.о. Самара
Дата 05.04.2016
Размер 71.23 Kb.
Тип Урок



Методическая разработка урока по классу баяна

Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».
Специальность 050130 «Музыкальное образование»


Разработала:

Преподаватель Беззубова Н.В.

г.о. Самара, 2015
Цель урока:

Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.

Задачи урока:
Образовательные:

-умение воспроизводить основные идеи нового материала;

-совершенствование навыков артикуляции на баяне;

-совершенствование навыков «чистой» смены меха;

-развитие навыков чтения нот с листа.
Воспитательные:

-воспитание самостоятельности работы;

-воспитание элемента художественного исполнения;

-воспитание настойчивости в достижении цели;

-воспитание полноты и сознательности выполнения домашнего задания.
Развивающее:

-развитие самоорганизации обучающегося в ходе урока;

-развитие чувства ответственности за учебную деятельность;

-развитие личности;

-развитие навыка исполнительского анализа музыки.

Профессиональные компетенции (над которыми идёт работа на уроке): ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

Формирование общих компетенций (над которыми идёт работа на уроке)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Используются СОТ: Личностно-ориентированный подход, Технология критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие технологии

Практические задания (задачи, ситуации и т.п.) репродуктивного типа:

• Анализ технических трудностей исполняемого музыкального материала (технология развития критического мышления)

• Отработка технических приёмов исполнения на основе исполнительских навыков (здоровьесберегающие технологии)

• Самоанализ (технология развития критического мышления, лично-ориентированный подход)

Практические задания (задачи, ситуации и т.п.) проблемного типа:

• Грамотное исполнение произведения с опорой на исполнительское навыки.

Тип урока: практический урок

Музыкальный материал: Д,Самойлов «Азбука баяниста», В.Семенов «Школа игры на баяне»; Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста ; р.н.п. «Ах, утушка луговая»; р.н.п. «Заинька»

Оборудование:

Баяны, пюпитр, нотная литература, мультимедийное оборудование, Интернет ресурсы.

Ход работы:

I Организационный этап. Приветствие педагога

I Практическая часть.

• Работа над техническим материалом (исполнение гаммы До мажор разными штрихами и динамическими оттенками, работа над аккордами и арпеджио отдельными руками).

  • работа над штрихами в гаммах;

  • разбор нового произведения;

  • работа над штрихами и сменой меха в произведении «Заинька»;

  • чтение нот с листа

II Подведение итогов: Анализ работы обучающихся:

• Подведение итогов занятия с участием обучающихся.

• Обоснование отметки за урок.

• Формулирование домашнего задания.

Ход урока:

Организационный этап.

Педагог: Здравствуйте! Сегодня будем работать над темой: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения». Обобщим некоторые представления по изучаемому материалу. Проработаем упражнения на заданную тему. Начнем занятие с проигрывания гамм. Продолжим занятия с разбора русской народной песни «Ах, утушка луговая». Затем поработаем над артикуляцией в русской народной песне «Заинька». И закончим урок чтением нот с листа.

Приступим к разминке игрового аппарата: Первое упражнение делается стоя. Поднять руки вверх, потрясти кистями и свободно, нагнув спину вперед, опустить руки и покачать ими. Ученик должен чувствовать свободу от плеча до самых кончиков пальцев.

Второе упражнение. Встать прямо, вытянуть руки вперед. Одновременно двумя руками делаем круговые движения кистью, затем предплечьем, а потом всей рукой, свободно раскручивая.

I Практическая часть

- После разминки переходим к техническому материалу (исполнение упражнений для беглости пальцев с осмыслением звуковых и двигательных задач; исполнение гаммы До мажор разными штрихами и динамическими оттенками, работа над аккордами и арпеджио отдельными руками.

Педагог: Какие цели были поставлены в домашней работе к этому уроку?

(предполагаемый ответ: играть гамму С-dur тремя штрихами - legato, non legato, staccato.)

Педагог: Дай определение термину штрих.

(предполагаемый ответ: Штрих – характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции.)

Педагог: Хорошо. Теперь рассмотрим 3 основных вида штриха: legato, non legato, staccato и способы их исполнения.

Как нужно играть штрихом legato?

(предполагаемый ответ: Legato – это связная игра.)

Педагог: Правильно. Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам. Кисть мягкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение целенаправленной свободы. Палец мягко нажимает на нужную клавишу, заставляя ее плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается так же плавно, причем одновременно с нажатием очередной клавиши предыдущая мягко возвращается в исходную позицию. При игре legato не следует с излишней силой давить на клавишу. Слуховой контроль играет здесь важнейшую роль для достижения качественной игры. Теперь давай сыграем гамму С-dur штрихом legato.

2 вид – это non legato. Как нужно исполнять этот штрих?

(предполагаемый ответ: Non legato – не связная игра.)

Педагог: Правильно. Non legato исполняется ударом с предварительным замахом пальца при ровном движении меха. Попробуем исполнить гамму С-dur штрихом non legato.

3 вид – это staccato. Как нужно исполнять этот штрих?

(предполагаемый ответ: Staccato – острое, отрывистое звучание.)

Педагог: Правильно. Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти при ровном ведении меха. В зависимости от музыкального содержания этот штрих может быть более или менее острым. Пальцы легкие и собранные. Попробуем исполнить гамму С-dur штрихом staccato.

- Продолжим наше занятие с разбора нового произведения – русской народной песни «Ах, утушка луговая».

Перед исполнением предлагается прослушать произведение «Ах, утушка луговая» в аудиозаписи.

Далее следует с обучающимся анализ – какие приемы использовал исполнитель.

А как ты дома разбирала это произведение?

(предполагаемый ответ: Я ознакомилась с произведением в целом и выявляла наиболее сложные места изучаемой пьесы)

Проигрывание произведения

Оценка исполнения. Разбор на данном этапе приемлем. Текстовые ошибки мы исправим.

Педагог: Какие ты ставишь дальнейшие задачи в работе над произведением?

(предполагаемый ответ: Расставить аппликатуру, определить штрихи и играть в более ровном темпе..)

Педагог: Все верно. Чтобы играть в ровном темпе, нужно на первых этапах изучения произведения играть под счет.

Проигрывание произведения под счет с верной аппликатурой и штрихами.

А сейчас, для формирования первоначального музыкально-слухового представления о произведения, я тебе проиграю эту пьесу. Показ.

( преполагаемый ответ: Теперь понятен правильный темп, стиль, характер и содержание пьесы.)

А теперь переходим к работе над следующим произведением – р.н.п. «Заинька». Задача проигрывания: целостность исполнения, чистая смена меха, точное исполнение штрихов.

Проанализируем твое исполнение. Что получилось, что нет?

Что касается смены меха, то нужно точно знать, где сменить мех. В данном случае меняем мех через каждые два такта.

Также нужно проследить за точностью штрихов. В данном произведении используется два основных штриха – это legato и non legato. Выше мы уже разбирали эти понятия. Теперь надо вспомнить и перенести знания в это произведение. Попробуем еще раз исполнить пьесу, учитывая все замечания.

Исполнение.

На следующем этапе урока предлагаются небольшие пьесы для чтения с листа. Для музыканта важно не только отлично знать музыкальную грамоту, но и уметь быстро, легко, уверенно читать музыкальный текст, или, как принято говорить, уметь «читать с листа». Чтение нот с листа способствует формированию широкого музыкального кругозора, выработке необходимых музыкально-исполнительских навыков.

Педагог: Что необходимо сделать прежде чем приступить к исполнению музыкального текста?

(предполагаемый ответ: необходимо зрительно с ним познакомиться.)

Педагог: Правильно. Знакомство с произведением необходимо начинать с просмотра нотного текста: с ключей, тактового размера, познакомиться с темпом и характером звучания данной пьесы.

II Подведение итогов.

Потрудились мы сегодня хорошо. Домашнее задание выполнено в полном объеме. За урок я ставлю оценку «отлично».

Домашнее задание: кроме гаммы С-dur, посмотреть гамму G-dur.

«Ах, утушка луговая» - выполнить аппликатуру, играть в медленном темпе со счетом, стараясь точно выполнять штрихи.

«Заинька»- исполнять произведение с сопровождением голоса, продолжить работать над штрихами, меховедением.

Спасибо за работу! До свидания!