|
«Работа над штрихами на начальном этапе обучения»
Методическая разработка урока по классу баяна
Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».
Специальность 050130 «Музыкальное образование»
Разработала:
Преподаватель Беззубова Н.В.
г.о. Самара, 2015
Цель урока:
Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.
Задачи урока:
Образовательные:
-умение воспроизводить основные идеи нового материала;
-совершенствование навыков артикуляции на баяне;
-совершенствование навыков «чистой» смены меха;
-развитие навыков чтения нот с листа.
Воспитательные:
-воспитание самостоятельности работы;
-воспитание элемента художественного исполнения;
-воспитание настойчивости в достижении цели;
-воспитание полноты и сознательности выполнения домашнего задания.
Развивающее:
-развитие самоорганизации обучающегося в ходе урока;
-развитие чувства ответственности за учебную деятельность;
-развитие личности;
-развитие навыка исполнительского анализа музыки.
Профессиональные компетенции (над которыми идёт работа на уроке): ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
Формирование общих компетенций (над которыми идёт работа на уроке)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Используются СОТ: Личностно-ориентированный подход, Технология критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие технологии
Практические задания (задачи, ситуации и т.п.) репродуктивного типа:
• Анализ технических трудностей исполняемого музыкального материала (технология развития критического мышления)
• Отработка технических приёмов исполнения на основе исполнительских навыков (здоровьесберегающие технологии)
• Самоанализ (технология развития критического мышления, лично-ориентированный подход)
Практические задания (задачи, ситуации и т.п.) проблемного типа:
• Грамотное исполнение произведения с опорой на исполнительское навыки.
Тип урока: практический урок
Музыкальный материал: Д,Самойлов «Азбука баяниста», В.Семенов «Школа игры на баяне»; Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста ; р.н.п. «Ах, утушка луговая»; р.н.п. «Заинька»
Оборудование:
Баяны, пюпитр, нотная литература, мультимедийное оборудование, Интернет ресурсы.
Ход работы:
I Организационный этап. Приветствие педагога
I Практическая часть.
• Работа над техническим материалом (исполнение гаммы До мажор разными штрихами и динамическими оттенками, работа над аккордами и арпеджио отдельными руками).
работа над штрихами в гаммах;
разбор нового произведения;
работа над штрихами и сменой меха в произведении «Заинька»;
чтение нот с листа
II Подведение итогов: Анализ работы обучающихся:
• Подведение итогов занятия с участием обучающихся.
• Обоснование отметки за урок.
• Формулирование домашнего задания.
Ход урока:
Организационный этап.
Педагог: Здравствуйте! Сегодня будем работать над темой: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения». Обобщим некоторые представления по изучаемому материалу. Проработаем упражнения на заданную тему. Начнем занятие с проигрывания гамм. Продолжим занятия с разбора русской народной песни «Ах, утушка луговая». Затем поработаем над артикуляцией в русской народной песне «Заинька». И закончим урок чтением нот с листа.
Приступим к разминке игрового аппарата: Первое упражнение делается стоя. Поднять руки вверх, потрясти кистями и свободно, нагнув спину вперед, опустить руки и покачать ими. Ученик должен чувствовать свободу от плеча до самых кончиков пальцев.
Второе упражнение. Встать прямо, вытянуть руки вперед. Одновременно двумя руками делаем круговые движения кистью, затем предплечьем, а потом всей рукой, свободно раскручивая.
I Практическая часть
- После разминки переходим к техническому материалу (исполнение упражнений для беглости пальцев с осмыслением звуковых и двигательных задач; исполнение гаммы До мажор разными штрихами и динамическими оттенками, работа над аккордами и арпеджио отдельными руками.
Педагог: Какие цели были поставлены в домашней работе к этому уроку?
(предполагаемый ответ: играть гамму С-dur тремя штрихами - legato, non legato, staccato.)
Педагог: Дай определение термину штрих.
(предполагаемый ответ: Штрих – характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции.)
Педагог: Хорошо. Теперь рассмотрим 3 основных вида штриха: legato, non legato, staccato и способы их исполнения.
Как нужно играть штрихом legato?
(предполагаемый ответ: Legato – это связная игра.)
Педагог: Правильно. Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам. Кисть мягкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение целенаправленной свободы. Палец мягко нажимает на нужную клавишу, заставляя ее плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается так же плавно, причем одновременно с нажатием очередной клавиши предыдущая мягко возвращается в исходную позицию. При игре legato не следует с излишней силой давить на клавишу. Слуховой контроль играет здесь важнейшую роль для достижения качественной игры. Теперь давай сыграем гамму С-dur штрихом legato.
2 вид – это non legato. Как нужно исполнять этот штрих?
(предполагаемый ответ: Non legato – не связная игра.)
Педагог: Правильно. Non legato исполняется ударом с предварительным замахом пальца при ровном движении меха. Попробуем исполнить гамму С-dur штрихом non legato.
3 вид – это staccato. Как нужно исполнять этот штрих?
(предполагаемый ответ: Staccato – острое, отрывистое звучание.)
Педагог: Правильно. Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти при ровном ведении меха. В зависимости от музыкального содержания этот штрих может быть более или менее острым. Пальцы легкие и собранные. Попробуем исполнить гамму С-dur штрихом staccato.
- Продолжим наше занятие с разбора нового произведения – русской народной песни «Ах, утушка луговая».
Перед исполнением предлагается прослушать произведение «Ах, утушка луговая» в аудиозаписи.
Далее следует с обучающимся анализ – какие приемы использовал исполнитель.
А как ты дома разбирала это произведение?
(предполагаемый ответ: Я ознакомилась с произведением в целом и выявляла наиболее сложные места изучаемой пьесы)
Проигрывание произведения
Оценка исполнения. Разбор на данном этапе приемлем. Текстовые ошибки мы исправим.
Педагог: Какие ты ставишь дальнейшие задачи в работе над произведением?
(предполагаемый ответ: Расставить аппликатуру, определить штрихи и играть в более ровном темпе..)
Педагог: Все верно. Чтобы играть в ровном темпе, нужно на первых этапах изучения произведения играть под счет.
Проигрывание произведения под счет с верной аппликатурой и штрихами.
А сейчас, для формирования первоначального музыкально-слухового представления о произведения, я тебе проиграю эту пьесу. Показ.
( преполагаемый ответ: Теперь понятен правильный темп, стиль, характер и содержание пьесы.)
А теперь переходим к работе над следующим произведением – р.н.п. «Заинька». Задача проигрывания: целостность исполнения, чистая смена меха, точное исполнение штрихов.
Проанализируем твое исполнение. Что получилось, что нет?
Что касается смены меха, то нужно точно знать, где сменить мех. В данном случае меняем мех через каждые два такта.
Также нужно проследить за точностью штрихов. В данном произведении используется два основных штриха – это legato и non legato. Выше мы уже разбирали эти понятия. Теперь надо вспомнить и перенести знания в это произведение. Попробуем еще раз исполнить пьесу, учитывая все замечания.
Исполнение.
На следующем этапе урока предлагаются небольшие пьесы для чтения с листа. Для музыканта важно не только отлично знать музыкальную грамоту, но и уметь быстро, легко, уверенно читать музыкальный текст, или, как принято говорить, уметь «читать с листа». Чтение нот с листа способствует формированию широкого музыкального кругозора, выработке необходимых музыкально-исполнительских навыков.
Педагог: Что необходимо сделать прежде чем приступить к исполнению музыкального текста?
(предполагаемый ответ: необходимо зрительно с ним познакомиться.)
Педагог: Правильно. Знакомство с произведением необходимо начинать с просмотра нотного текста: с ключей, тактового размера, познакомиться с темпом и характером звучания данной пьесы.
II Подведение итогов.
Потрудились мы сегодня хорошо. Домашнее задание выполнено в полном объеме. За урок я ставлю оценку «отлично».
Домашнее задание: кроме гаммы С-dur, посмотреть гамму G-dur.
«Ах, утушка луговая» - выполнить аппликатуру, играть в медленном темпе со счетом, стараясь точно выполнять штрихи.
«Заинька»- исполнять произведение с сопровождением голоса, продолжить работать над штрихами, меховедением.
Спасибо за работу! До свидания!
|
|
|