Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
Дзержинского района
Образовательная программа
По изобразительному искусству
На 2012/2013 учебный год
1 класс
«Мастерская юных художников»
Количество часов:
На учебный год – 33
В неделю – 1
Тематическое планирование составил:
Тарасова В.Н.
Пояснительная записка
Все дети изначально талантливы. Поэтому родителям и педагогам очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности в ребенке, предоставить возможность как можно раньше проявить их на практике, в реальной жизни.
Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Вопрос гармоничного развития и творческой самореализации становится чуть ли не самым главным вопросом для современного человека. Рисование – одно из самых любимых занятий детей.
Изобразительное искусство – это целая наука со своими законами и техническими приемами, которые нужно изучать. Это особый язык, на котором нужно учиться говорить с помощью цвета, формы, ритма, линии, фактуры, движения и других средств выражения. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того что бы он почувствовал красоту и гармонию природы, что бы лучше понимал себя и других людей, что бы смог выражать свои оригинальные идеи и фантазии, что бы стал счастливым человеком.
Цель программы: способствовать развитию потенциальных способностей ребенка средствами изобразительного искусства.
Задачи:
Приобщить ребенка к различным видам искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, художественная литература) с целью формирования эмоциональной сферы;
Формировать нравственное отношение к окружающему миру в процессе накопления художественно-познавательной информации;
Учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать красками;
-
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемов работы с ними;
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
Прививать навыки работы в группе.
Формы работы:
Выполнение заданий мини-группами;
Выполнение заданий индивидуально;
Коллективная работа на больших листах.
Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, по характеру познавательной деятельности детей:
Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;
Занятия – применения знаний и формирование навыков;
-
Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.
Методы. Основным методом в работе с детьми является метод эмоционально - творческой драматургии. Он заключается в том, что каждое занятие для детей - радость удивлений, открытий. И ребенок - главное действующее лицо.
Ожидаемые результаты по окончании освоения программы.
Обучаемые на 1 году обучения должны знать:
Названия основных и составных цветов;
Понимать значение терминов – краски, палитра, линия, орнамент, художник, аппликация, лепка;
Название геометрических фигур;
Основы декоративного рисования;
Особенности материалов применяемых в художественной деятельности;
Разнообразие выразительных средств – цвет, свет, линия, композиция, ритм;
Жанры изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт.
Должны уметь:
Пользоваться инструментами - карандаши, фломастеры, кисти, палитра;
Полностью использовать площадь листа;
-
Владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешиванием;
Пользоваться художественными материалами -гуашь, пластилин, восковые мелки, цветная бумага и т.д.;
Подбирать краски в соответствие с настроением рисунка;
Составлять орнаментную композицию;
Взаимодействовать с педагогом и сверстниками;
Пользоваться гуашью, акварелью, белой и цветной бумагой, ножницами;
Составлять орнамент из растительных и геометрических элементов;
Составлять орнамент в круге, квадрате, ленте;
Выполнять из пластилина фигурки, добиваться рельефного изображения.
Отслеживание результатов. Для определения результативности занятий по данной программе были выработаны критерии, позволяющие определить степень развития творческого потенциала каждого ребенка, его творческих способностей:
Организация рабочего места;
Владение инструментами и художественными материалами;
Составление орнамента;
Проявление творчества и фантазии.
Методы диагностики:
Наблюдение;
Метод диагностической ситуации.
В соответствии с используемыми методами диагностики и предложенными критериями выстроена система мониторинга результативности освоения образовательной программы.
Тематическое планирование занятий изобразительным искусством на первом году обучения.
№ п/п
|
Тема
|
Используемые материалы
|
Количество часов
|
1
|
Рисование по сырому, по сухому. Осенние листья
|
акварель
|
1
|
2
|
"Осенний лес" - отпечатки листьев
|
акварель
|
1
|
3
|
Птица счастья - аппликация, шаблоны
|
цветная бумага
|
1
|
4
|
Золотая рыбка
|
фломастеры, акварель
|
1
|
5
|
Аленький цветочек - роспись декоративного цветка
|
бумага, акварель, цветные карандаши
|
1
|
6
|
Моя любимая игрушка
|
акварель
|
1
|
7
|
Веселые человечки - аппликация
|
бумага
|
1
|
8
|
Веселая поляна
|
гуашь, акварель
|
1
|
9
|
Вышли краски погулять
|
акварель
|
1
|
10
|
Небесный мост. Радуга
|
гуашь, акварель
|
1
|
11
|
Поиграем в мозаику - аппликация из геометрических фигур
|
цветная бумага
|
1
|
12
|
Снежные краски
|
акварель
|
1
|
13
|
Новогодний сюрприз - новогодняя игрушка
|
бумага, акварель, цветные карандаши
|
1
|
14
|
Маска к новому году - конструирование
|
бумага, акварель, цветные карандаши, подручные материалы
|
1
|
15
|
Зимний лес
|
акварель
|
1
|
16
|
Чьи следы? - изображение животных
|
акварель, цветные карандаши
|
1
|
17
|
Кто рисует на окне
|
акварель
|
1
|
18
|
Рождественская елочка - конструирование
|
бумага, фломастеры, подручные материалы
|
1
|
19
|
Шапка, шарфик, варежки
|
фломастеры, акварель
|
1
|
20
|
Домик для гномиков - лепка
|
пластилин
|
1
|
21
|
День Святого Валентина - поздравительная открытка
|
бумага, акварель, цветные карандаши, фломастеры
|
1
|
22
|
Герои любимой сказки - лепка
|
пластилин
|
1
|
23
|
Подарок маме - аппликация "Букет"
|
цветная бумага
|
1
|
24
|
Моя мама - портрет
|
цветные карандаши, акварель
|
1
|
25
|
Узор из элементов растительного мира
|
фломастеры
|
1
|
26
|
Весна идет, весне дорогу
|
цветные карандаши, фломастеры
|
1
|
27
|
Птицы прилетели - коллективная работа, аппликация
|
цветная бумага
|
1
|
28
|
Пасхальный сувенир
|
гуашь, акварель, фломастеры
|
1
|
29
|
Первые цветы
|
гуашь, акварель, восковые мелки
|
1
|
30
|
Превращение кляксы
|
гуашь, фломастеры
|
1
|
31
|
Мой школьный друг - портрет
|
акварель
|
1
|
32
|
Дерево счастья - лепка
|
пластилин
|
1
|
33
|
Итоговое занятие - конкурсы, игры, выставка работ
|
|
1
|
|