|
Протокол № от 2014 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»
«Согласовано»
Руководитель МО
______________________
Протокол № ___ от
«____»___________2014 г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
МАОУ СОШ №16 г. Губкина
___________ Горшкова Е.А..
«____»____________2014 г.
|
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №16 г. Губкина
____________Гаврилова Р.П.
Приказ № ___
от «___»____2014 г.
|
Рабочая программа
Черных Натальи Владимировны
высшая квалификационная категория
по учебному курсу «Русский язык»
5 - 9 классы
Базовый уровень
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с:
Примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) по русскому языку, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы, (автор-составитель С.И. Львова). – 3-е издание, переработанное М., Мнемозина, 2009.
Цели и задачи данной программы в области формирования системы знаний, умений:
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между классами, различными разделами курса.
Курс русского языка в 5-9 классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Рабочая программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе деятельностно-системного подхода в обучении русскому языку и позволит сформировать у учащихся школы языковую, лингвистическую и литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:
•привить учащимся навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения, развить умение научно-исследовательской деятельности;
• формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;
• способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.
Данная рабочая программа рассчитана на 714 часов, в том числе:
в 5 классе – 204 часа - 6 часов в неделю,
в 6 классе – 170 часов – 5 часов в неделю,
в 7 классе – 170 часов – 5 часов в неделю,
в 8 класса – 102 часа – 3 часа в неделю,
в 9 классе – 68 часов – 2 часа в неделю.
Программа предназначена для проведения уроков русского языка последующим учебно-методическим комплектам:
С.И. Львова, В.В. Львов «Русский язык. 5 класс. В 3-х ч.: учебник для общеобразовательных учреждений. – 6-е издание. М.: Мнемозина, 2009;
С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 6 класс в 3-х частях. М.: Мнемозина, 2007;
С.И. Львова, В.В. Львов Русский язык.7 класс в 3-х частях. М.: Мнемозина, 2008;
С.И. Львова. Русский язык. 9класс. Комплект из 2-х частей.- М., 2010.
Изменения в рабочей программе по сравнению с авторской программой по русскому языку для 5-9 классов С.И. Львовой внесены следующие: часы, предусмотренные авторской программой, как резервные, в рабочей программе спланированы для проведения систематического повторения в конце учебного года.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе.
Основные умения и навыки
В результате изучения русского языка в 5-9 классе учащийся должен знать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность: аудирование:
• фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
• формулировать вопросы по содержанию текста;
• замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
• понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
• составлять конспект прочитанного текста;
• оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
• прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
• создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
• знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
• строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
• знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
• писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
• вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
• писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
• составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
• совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;
текст:
• проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
• правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
• анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование:
• владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
• толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа - ЛОГ, ПОЛИ -, -ФОН и т.п.);
• пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
• опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
• разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
• пользоваться разными видами толковых словарей;
• верно использовать термины в текстах научного стиля;
• оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
• проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
• распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
• правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
• определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
• опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
• применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
• пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
• проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
• различать изученные виды простых и сложных предложений;
• интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
• составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
• уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
• правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
• проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
• устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
• использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
• применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
• строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
• самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
• проводить пунктуационный анализ текста;
• аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений; письмо под диктовку; комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста; пересказ текста по плану; продолжение текста; редактирование; конспектирование; участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно- научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в ходе изучения курса русского языка в 5-9 классах предполагает:
использование мультимедийных презентаций при объяснении нового материала;
использование ЦОР, КМ-школы при организации учебно-познавательной деятельности на уроке;
использование электронных таблиц, опорных схем, обеспечивающих визуальное восприятие учебного материала,
использование электронных тренажёров для отработки навыков по основным темам курса русского языка 5-9 классов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
№ п/п
|
Наименование раздела и тем
|
Часы учебного времени
|
Плановые сроки похождения
|
Примечание
|
|
Лингвистика – наука о языке
|
часа
|
|
|
|
Фонетика
|
4 часа
|
|
|
|
Орфоэпия
|
5 часов
|
|
|
|
Графика
|
7 часов
|
|
|
|
Морфемика
|
5 часов
|
|
|
|
Лексикология
|
5 часов
|
|
|
|
Орфография
|
15 часов
|
|
|
|
Морфология
|
4 часа
|
|
|
|
Культура речи
|
5 часов
|
|
|
|
Синтаксис и пунктуация
|
30 часов
|
|
|
|
Текстоведение
|
13 часов
|
|
|
|
Словообразование
|
12 часов
|
|
|
|
Лексикология и фразеология
|
15 часов
|
|
|
|
Имя существительное
|
16 часов
|
|
|
|
Имя прилагательное
|
14 часов
|
|
|
|
Глагол
|
27 часов
|
|
|
|
Повторение изученного
|
25 часов
|
|
|
Всего
|
204 часа
|
|
|
6 класс
№ п/п
|
Наименование раздела и тем
|
Часы учебного времени
|
Плановые сроки похождения
|
Примечание
|
|
Родной язык
|
3
|
|
|
|
Русская орфография как система правил
|
12
|
|
|
|
Синтаксис и пунктуация
|
15
|
|
|
|
Текстоведение
|
16
|
|
|
|
Морфология.
Имя существительное
|
13
|
|
|
|
Имя прилагательное
|
15
|
|
|
|
Глагол и его формы. Глагол
|
11
|
|
|
|
Деепричастие и причастие как глагольные формы
|
2
|
|
|
|
Деепричастие
|
9
|
|
|
|
Причастие
|
21
|
|
|
|
Имя числительное
|
16
|
|
|
|
Местоимение
|
23
|
|
|
|
Повторение изученного в 6 классе
|
14
|
|
|
Всего
|
170
|
|
|
|
|
|