|
Применяемые технологии на уроке: личностно-ориентированная технология
Применяемые технологии на уроке: 1. личностно-ориентированная технология
Основные особенности личностно-ориентированного урока.
организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;
стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого;
побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку;
продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.
2.Игровая технология.
Игровые технологии
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.
3.Модульная технология
Основные принципы модульной технологии
1. Модульное обучение основано на деятельностном принципе: учебное содержание осознанно усваивается только в результате активных действий ученика, причем, системных, а не эпизодических. Поэтому учитель обеспечивает самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс. Он ориентирует учеников на цель учебной деятельности, мотивирует ее, разрабатывает систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивает самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
2. Модульная технология строится на принципах развивающего обучения. Сначала ученик выполняет задания с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, постановка ориентира и т.д.),и в это время он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход помогает созреванию функций психики ребенка, т.е, то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам. Таким образом, первый цикл завершается. И ученик переходит в зону актуального развития, обучение идет на новом уровне.
3.Традиционная педагогическая технология
Открытый урок по химии
в 9 –ом классе
Тема урока. Получение аммиака и опыты с ним.
Свойства водного раствора аммиака.
Девиз урока. Практика есть основа понимания и критерий истины.
Цели урока:
- закрепить теоретические знания учащихся о способе получения аммиака,
его физических свойствах: запахе, относительной плотности, растворимости, о химических свойствах водного раствора аммиака.
-формировать умения получать и собирать аммиак
-закрепить практические умения: сборка прибора для получения газов с учетом их физических и химических свойств
-закрепить другие лабораторные и организационные умения
Ход урока.
1.Организационный момент
а) называется тема урока
б) называется цель урока
в) знакомятся с планом урока: 1.Повторение теоретических знаний об азоте
и аммиаке.
2.Повторение строения, физических и хими -
ческих свойств азота и аммиака
3.Эксперимент
4.Решение задач с самопроверкой
5.Итог урока
6.Домашнее задание
г)проверка готовности к уроку
2. Тест на настроение проводится в начале и в конце урока.
Обращение учителя:«Ребята! отметьте в тетради с каким настроением вы пришли на урок и уходите с урока, выбрав для этого смайлики нарисованные на доске.»
Оформление доски.
На крыльях доски таблицы и «Смайлики»
На обратной стороне доски написано решение задач для самостоятельной
проверки. На центральной доске написана тема и девиз урока.
Ребята! Мы живем на дне воздушного океана, состоящего на 78% по объему из азота.
Азот – один из наиболее распространенных элементов на нашей планете. Почему же перед человечеством встала с чрезвычайной остротой проблема синтеза азотных удобрений и внимание к ней с течением времени не ослабевает.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним:
(учащимся на дом было задано д/з: выучить объясненный материал, подготовить ответы на вопросы.)
1)каково значение азота для жизни человека и животных?
отвечает 1-ый ученик
2)каковы природные источники азота и его соединений?
отвечает 2-ой ученик
3)какой круговорот совершает азот на земном шаре?
отвечает 3 –ий ученик
4)какие изменения вносит деятельность человека в этот круговорот?
отвечает 4-ый ученик
5)из какого сырья и какими способами можно получить азотные удобрения?
отвечает 5-ый ученик
6)при помощи каких реакций можно получить азотные удобрения, исходя из молекулярного азота?
отвечает 6-ой ученик.
Ребята! Мы с вами обсудили и вспомнили, каким образом получают аммиак в промышленности, а сегодня мы попробуем решить проблему в лабораторных условиях.
Но прежде мы повторим строение, физические и химические свойства азота и аммиака, работа будет по карточкам.
Класс поделен на группы.
Проходит групповая работа по карточкам (3-4 минуты)
Ответы предложены в виде букв.
Карточка №1
1.Какова конфигурация внешнего электронного слоя азота? (ответ)
а)2s22p1 б)2s2 2p3 в) 2s2 2p5 г)3s2 3p3 (В)
2.Какая валентность у азота?
к) I л)II м) Y н) III (H)
3)Какую валентность имеет фосфор?
а) I, III б) III и) III, Y с)IY (И)
4)В каком периоде находится азот?
а) 5 б) 4 в)3 м) 2 (М)
5) В какой группе находится подгруппа азота?
а) 5 б) 4 в)3 м) 2 (А)
6)Как изменяются неметаллические свойства по группе?
а) увеличиваются сверху вниз
н) уменьшаются сверху вниз (Н)
б) не изменяются
7) Какой элемент проявляет самые сильные неметаллические
свойства?
а) Р б)As и)N (И)
8)Формула молекулярного азота?
а)N б) N3 e) N2 (Е)
Карточка № 2
1.Какую степень окисления имеет азот в NH3?
а) 0 б) +3 в) - 3 (В)
2.Молекулярная масса азота?
а) 15 п) +3 н) - 3 (П)
3.Какая связь в молекулярном азоте?
а) одинарная б) двойная е) тройная (Е)
4.Агрегатное состояние азота
р) газ б) жидкость е) твердое (Р)
5.Отношение азота к воздуху по массе
а)тяжелее е) легче з) равны (Е)
6. Кристаллическая решетка молекулярного азота
а) атомная б) ионная д) молекулярная (Д)
7.Отрицательная степень окисления проявляется у азота в?
а)в оксидах и) аммиаке ч)кислоте (И)
Карточка №3
1.Отношение аммиака к воде?
а) не растворяется р) растворяется в) выпадает осадок (Р)
2.Формула высшего оксида подгруппы азота?
k) R2 O a) R2 O5 x) R2 O3 (A)
3.Какие свойства проявляет аммиак?
а) кислотные б)основные в) амфотерные (Б)
4.Химическая связь в аммиаке?
р) неполярная о) полярная п) ионная (О)
5.Химическая связь в молекулярном азоте?
т) неполярная о) полярная п) ионная (Т)
6.Молекулярная масса аммиака?
а) 17 б) 14 в)28 (А)
Если вы правильно ответили на вопросы, то вы должны были получить слова, а сложив их вместе - предложение.
Внимание! Впереди работа.
Ребята, а что всегда предшествует эксперименту?
Ответ. Техника безопасности.
7-ой ученик читает памятку по технике безопасности.
ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности при работе учащихся в кабинете химии.
Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся работающих в кабинете химии.
Перед работой учащиеся инструктируются учителем по технике безопасности с оформлением в специальном журнале учета инструктажей по ТБ.
Во время работы учащиеся должны поддерживать порядок на рабочем месте.
Прежде чем приступать к выполнению работы, необходимо изучить по пособию или учебнику порядок ее проведения. Следует соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами, приборами, посудой.
Не начинать опыта, пока не проверено наличие всего необходимого для него (посуды, приборов, реактивов). Подготовленный к работе прибор необходимо показать учителю или лаборанту.
При работе точно соблюдать порядок и последовательность операций. Внимательно следить за ходом опыта, отмечать все изменения.
Запрещается самостоятельно проводить опыты, не предусмотренные данной работой.
-
Запрещается есть и пить в кабинете, загромождать проходы портфелями.
При получении травм (порезы, ожоги) или при плохом самочувствии учащиеся
должны немедленно сообщить об этом учителю.
Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
Обо всех случаях, когда разлиты жидкости или рассыпаны твердые реактивы, нужно сообщить учителю. Самостоятельно убирать любые вещества запрещается.
Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости. Они должны сливаться в специальные сосуды на рабочих местах.
Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети
необходимо ставить в известность учителя. Самостоятельно устранять
неисправности учащимся запрещается.
Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.
По окончании работы необходимо убрать свое рабочее место и вымыть руки с мылом.
При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.
Эксперимент.
1.Проверить готовность к практической работе:
-наличие тетрадей и их оформление ( было задано на дом)
-наличие учебников
Вопрос 1.Каким способом получают аммиак в лабораторных условиях?
Ответ. Взаимодействием хлорида аммония с гидроксидом кальция.
На столе у вас все необходимое для работы, работу вы выполняете все, но отчет будете делать по вариантам.
1 вариант. Получение аммиака и растворение аммиака в воде.
2 вариант. Взаимодействие аммиака с кислотами
3 вариант. Свойства водного раствора аммиака
Каждая группа демонстрирует свою работу и отчитывается по ней, остальные делают рецензирование. Все свои замечания вносите в таблицу.
Лист с рецензированием лежит на столах
Рецензирование
Последовательность ответа
|
Пропуски в ответе
|
Ошибки по химии
|
Умение пользоваться
спиртовкой
|
Достижение
цели
|
Техника
безопасности
|
|
|
|
|
|
|
Ну, а сейчас настала очередь решения задач.
Проводим разминку, чтобы ваши головки подготовились к вычислениям.
Вопросы к классу:
-Молекулярная масса аммиака
-какой объем займет аммиак количеством вещества 1 моль
-2 моль
-0,5 моль
-как решаются такие задачи.
А теперь решаем задачи на стр. 55 учебника
1 вариант –задача № 1
2 вариант- задача № 2
После решения задач учащиеся обмениваются листочками и проверяют задачи по решениям, записанным на обратной стороне доски, сделав при этом анализ в таблице. Таблица занесена на лист, в котором ученик решает задачу.
Анализ задачи
Ошибки.
в оформлении
|
в вычислениях
|
в уравнении
реакций
|
в формулах
|
в определении
кол-ва в-ва,
молярной массы, молярном объеме, объеме
|
|
|
|
|
|
Заключительная часть.
Ребята! Сейчас испытывают недостаток в пище , особенно белковой, более половины человечества. Если бы использовать под земледелие всю площадь, какую только можно занять, то продуктов питания хватило бы на 65 миллиардов человек. А если разумно, по всем правилам науки, вести сельское хозяйство, то урожаи повысились бы в четыре – пять раз. А теперь ,если объединить и то и другое, то Земля прокормит самое меньшее 260 и самое большее 325 миллиардов человек!
На настоящее время население нашей планеты превышает 6 миллиардов человек.
Сами сделайте вывод.
Итог урока.
Объявит оценки.
Записать домашнее задание.
Спасибо всем.
Литература: 1. И.С. Якиманская. Личностно – ориентированное обучение в современной школе.- М.: «Сентябрь», 2000.
2.Е.В.Тяглова. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие / Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2007.- 224с.- (Уроки мастерства).
3.Т.Никитина. Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений в 9 классе в системе личностно – ориентированной технологии образования / Т. Никитина // Химия: методика преподавания в школе.- 2001.- № 2. –с.68.
4.Личностно- ориентированное обучение: теории и технологии. Учебное пособие. / Под. Ред. Н.Н.Никитиной.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.- 104с.
|
|
|