Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Приёмы
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Формируемые УУД
|
I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности
- Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;
2) определить содержательные рамки урока Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;
2) определить содержательные рамки урока:деревья и кустарники осенью
|
Проводит энергезирующую разминку
В руках учителя букет осенних листьев.
|
Вступают в диалог с учителем при обсуждении стихотворения Пушкина «Унылая пора»
|
Стихотворение
Памятник Пушкину
Букет листьев
|
Чтение отрывка стих. Пушкина А.С. «Унылая пора» слайд 1
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Осень – любимое время года А.С.Пушкина
Что привлекало Пушкина в этом времени года?
|
– самоопределение (Л);
– целеполагание (П);
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).)
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать умение различать хвойные и лиственные деревья и кустарники ;
2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
|
Организует актуализацию умений различать растения по их листьям.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
|
Фронтальная работа с интерактивной доской.
Определяют название растений по листьям.
сравнивают осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников осенью
-описывать внешний вид хвойных деревьев осенью
Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
|
«Угадай растение» Интерактивная доска
Сравнение
Прием ключевых слов
|
Вспомните, ребята, какие лиственные деревья и кустарники вы видели в природе?
Слайд 2-4. Определите название растений по листьям и веточкам.
Какие из них в осеннем наряде вам показались самыми красивыми?
Слайд 5.Сравните окраску листьев разных растений.
Изменился ли внешний вид сосны и ели? Почему? Разные версии приводят дети – возникло затруднение
Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?»)
Приём ключевых слов:
Слайд 6. Почему у лиственных растений осенью листья меняют цвет и опадают, а у хвойных нет?
Дети предлагают разные варианты ответов?
Как нам справиться с затруднением?
- Провести исследование
|
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, (П);
– выполнение пробного учебного действия (Р);
– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
– учет разных мнений (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К).
|
III. Проблемное объяснение нового знания
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
|
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организует работу в группах и парах.
Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.
Организует устранение затруднения.
Организует уточнение темы урока.
|
Под руководством учителя работают с инструкцинной картой.
Высказывают свои версии решения проблемы; выбира-ют, кто будет отвечать.
- определяют деревья и кустарники по листьям и плодам,
-
Рассказывают об изменениях, происходящих осенью в жизни лиственных деревьев и кустарников.
|
Работа в группах и парах
|
1. «Сами найдём способ» Слайд 7.
А) Работа в группах по инструкционной карте. Дети работают с текстом. 1 группа ПОЧЕМУ ЖеЛТЕЮТ листья
2 группа КАК НАСТУПАЕТ ЛистопАд
3 группа ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ?
4 группа Почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются
зелеными круглый год?
Отвечают по картам-помощникам.
Слайд 8.Учитель читает текст «Послушай листопад»
|
– познавательная инициатива (Р);
– поиск необходимой информации (П);
– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
– осознание ответственности за общее дело (Л);
– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);
– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
–разрешение конфликтов (К).
|
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
|
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
|
Выполняют задание, проговаривая новые понятия, запоминают новое о деревьях и кустарниках.
|
|
Слайд 9. Вы видите растения, которые часто встречаются. Определите название растений по листьям.
|
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
|
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
|
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
|
Выполняют задание самостоятельно в парах в ТПО № 1 задание 1-2 с.49.
Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+»,
«–».
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
|
Работа в тетрадях
Проверка по эталону
|
Слайд 10.. «Узнай деревья и кустарники листьям».Если сомневаешься, посмотри учебник.. Впиши номера в кружочки. Стр.48 тетради
2.. Эталон для самопроверки на экране компьютера.
3. Слайд 11.Знаешь ли ты хвойные растения. Вырежи из приложения и наклей рисунки. Стр.49. Найди среди рисунков кустарник и подчеркни. Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают. Закрасьте кружок жёлтым цветом.
4. - У кого всё правильно? Поставье зеленой ручкой крестик.
- У кого есть ошибки?Поставье знак вопроса
- В каком месте ошибки?
- В чём причина?
- Исправьте ошибки.
5. Домашнее задание. ТПО с.13 задание 3.
|
– выполнение действий по алгоритму (П);
– контроль (Р);
– коррекция (Р);
– оценка (Р);
– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
|
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Цели:
- организовать повторение умений различать деревья и кустарники по плодам.
|
Организует повторение умений находить сходства и различия данных растений.
Организует работу в парах.
|
Выполняют практическая работа в парах с атласом-определителем
|
Работа в парах Проверка по эталону
|
1. Слайд 12. Какие ещё изменения осенью у растений?(созревают плоды)
Работаем с атласом-определителем: определи деревья и кустарники по плодам.стр.учебника 81.
Прочитать сказку «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне»
Сформулировать правила поведения в лесу(экологической этики)
|
– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
– контроль, коррекция, оценка (Р);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К).
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
|
Составляют Даймонт по алгоритму
Оценивают результат своего участия в работе с помощью Дерева успеха
|
«Даймонт»
Наряди дерево успеха (самооценка)
|
Слайд13
Даймонт – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме:
Приём «Даймонт»
Даймонт –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
1, 7 строчки – существительные антонимы;
2 – два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Например:
Лист дерева - рождение
зеленый, яркий
светящийся, растущий, цветущий
зелёный лист, осенний лист
увядающий, желтеющий, падающий
коричневый, старый
листопад - смерть
1. - Какую цель ставили? Достигли цели?
- Если вы все поняли приклейте по 3 листочку к дереву, если у вас остались вопросы, один лист приклейте на землю
2. – Слайд 14.Оцените свою работу на уроке, используя схему
знаю
я запомнил
смог
|
– рефлексия способов и условий действия (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
)
|