Главная страница

Деревья и кустарники осенью (умк «Перспектива»)


Название Деревья и кустарники осенью (умк «Перспектива»)
Дата 14.02.2016
Размер 101 Kb.
Тип Урок

ФИО: Хохлова Ирина Александровна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Учебная тема: Деревья и кустарники осенью (УМК «Перспектива»)
Технологическая карта изучения темы «Деревья и кустарники осенью»


Тип урока

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)


Дидактическая цель

Цели:

• Сформировать представления об осенних изменениях в жизни растительного мира (деревьев и кустарников).

• Научить:

— устанавливать причину осенних изменений в растительном мире;

— распознавать растения с помощью атласа-определителя;

Планируемые результаты

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы, воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени;

— проявлять бережное отношение к природе.

Метапредметные:

Познавательные умения:

— определять причину природных осенних явлений: изменение окраски листьев и листопад и обосновывать своё мнение;

— сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью, обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;

— выполнять взаимопроверку учебного задания;

— выполнять самопроверку учебного задания;

— контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая определённые правила игры.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

— использовать речь для регуляции своего действия.

— строить понятные для партнёра высказывания;

— учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

-сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников осенью

- определять деревья и кустарники по листьям и плодам,

-описывать внешний вид хвойных деревьев осенью

-Рассказывать об изменениях, происходящих осенью в жизни лиственных деревьев и кустарников.

Основные понятия

Лиственные и хвойные растения. Листопад

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник для 2-ого класса. Часть 1, стр. 78-81.

- Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь № 1 для 2-ого класса, стр. 48-49.

- презентация к уроку «Деревья и кустарники осеню»

- гербарий с образцами изучаемых растений.

- атлас-определитель.

- инструкционные карты, рабочие листы для работы в группах.

- раздаточный материал: хвойные и лиственные деревья и кустарники (для самостоятельной работы), структура написания диаманта

- интерактивная доска

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.





Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Приёмы

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов


Формируемые УУД

I. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

- Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

2) определить содержательные рамки урока Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

2) определить содержательные рамки урока:деревья и кустарники осенью

Проводит энергезирующую разминку

В руках учителя букет осенних листьев.

Вступают в диалог с учителем при обсуждении стихотворения Пушкина «Унылая пора»


Стихотворение

Памятник Пушкину

Букет листьев

Чтение отрывка стих. Пушкина А.С. «Унылая пора» слайд 1

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Осень – любимое время года А.С.Пушкина

Что привлекало Пушкина в этом времени года?


– самоопределение (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).)


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:

1) актуализировать умение различать хвойные и лиственные деревья и кустарники ;

2) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организует актуализацию умений различать растения по их листьям.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Фронтальная работа с интерактивной доской.

Определяют название растений по листьям.
сравнивают осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников осенью

-описывать внешний вид хвойных деревьев осенью
Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

«Угадай растение» Интерактивная доска
Сравнение

Прием ключевых слов

Вспомните, ребята, какие лиственные деревья и кустарники вы видели в природе?

Слайд 2-4. Определите название растений по листьям и веточкам.

Какие из них в осеннем наряде вам показались самыми красивыми?

Слайд 5.Сравните окраску листьев разных растений.

Изменился ли внешний вид сосны и ели? Почему? Разные версии приводят дети – возникло затруднение

Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?»)

Приём ключевых слов:

Слайд 6. Почему у лиственных растений осенью листья меняют цвет и опадают, а у хвойных нет?

Дети предлагают разные варианты ответов?

Как нам справиться с затруднением?

- Провести исследование

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

III. Проблемное объяснение нового знания

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует работу в группах и парах.
Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.
Организует уточнение темы урока.

Под руководством учителя работают с инструкцинной картой.

Высказывают свои версии решения проблемы; выбира-ют, кто будет отвечать.

- определяют деревья и кустарники по листьям и плодам,

-

Рассказывают об изменениях, происходящих осенью в жизни лиственных деревьев и кустарников.

Работа в группах и парах

1. «Сами найдём способ» Слайд 7.

А) Работа в группах по инструкционной карте. Дети работают с текстом. 1 группа ПОЧЕМУ ЖеЛТЕЮТ листья

2 группа КАК НАСТУПАЕТ ЛистопАд

3 группа ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ?

4 группа Почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются

зелеными круглый год?

Отвечают по картам-помощникам.

Слайд 8.Учитель читает текст «Послушай листопад»


– познавательная инициатива (Р);

– поиск необходимой информации (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

–разрешение конфликтов (К).

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Выполняют задание, проговаривая новые понятия, запоминают новое о деревьях и кустарниках.




Слайд 9. Вы видите растения, которые часто встречаются. Определите название растений по листьям.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).


VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.


Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в парах в ТПО № 1 задание 1-2 с.49.

Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+»,

«–».

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Работа в тетрадях

Проверка по эталону

Слайд 10.. «Узнай деревья и кустарники листьям».Если сомневаешься, посмотри учебник.. Впиши номера в кружочки. Стр.48 тетради

2.. Эталон для самопроверки на экране компьютера.
3. Слайд 11.Знаешь ли ты хвойные растения. Вырежи из приложения и наклей рисунки. Стр.49. Найди среди рисунков кустарник и подчеркни. Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают. Закрасьте кружок жёлтым цветом.

4. - У кого всё правильно? Поставье зеленой ручкой крестик.

- У кого есть ошибки?Поставье знак вопроса

- В каком месте ошибки?

- В чём причина?

- Исправьте ошибки.

5. Домашнее задание. ТПО с.13 задание 3.


– выполнение действий по алгоритму (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);


VIII. Включение в систему знаний и повторение

Цели:

- организовать повторение умений различать деревья и кустарники по плодам.

Организует повторение умений находить сходства и различия данных растений.
Организует работу в парах.

Выполняют практическая работа в парах с атласом-определителем

Работа в парах Проверка по эталону

1. Слайд 12. Какие ещё изменения осенью у растений?(созревают плоды)

Работаем с атласом-определителем: определи деревья и кустарники по плодам.стр.учебника 81.
Прочитать сказку «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне»

Сформулировать правила поведения в лесу(экологической этики)

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.


Организует самооценку учебной деятельности.

Составляют Даймонт по алгоритму

Оценивают результат своего участия в работе с помощью Дерева успеха



«Даймонт»

Наряди дерево успеха (самооценка)


Слайд13

Даймонт – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме:

Приём «Даймонт»

Даймонт –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению

      1, 7 строчки – существительные антонимы;

      2 – два прилагательных к первому существительному;

      3 – три глагола к первому существительному;

      4 – два словосочетания с существительными;

      5 – три глагола ко второму существительному;

      6 – два прилагательных ко второму существительному.

Например:

  1. Лист дерева - рождение

  2. зеленый, яркий

  3. светящийся, растущий, цветущий

  4. зелёный лист, осенний лист

  5. увядающий, желтеющий, падающий

  6. коричневый, старый

  7. листопад - смерть

1. - Какую цель ставили? Достигли цели?

- Если вы все поняли приклейте по 3 листочку к дереву, если у вас остались вопросы, один лист приклейте на землю
2. – Слайд 14.Оцените свою работу на уроке, используя схему

знаю
я запомнил

смог



– рефлексия способов и условий действия (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

)