|
Муниципальное образование Кореновский район станица Платнировская
Муниципальное образование Кореновский район
станица Платнировская
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя образовательная школа №5
муниципального образования
Кореновский район
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Учитель химии и биологии
Сердюкова Людмила Викторовна.
2013год
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи». Учитель химии и биологии Сердюкова Л.В. Краснодарский край, Кореновский район, станица Платнировская, МОБУ СОШ №5.
Cодержание
1. Краткое описание проекта.………………………………….....1
2. Цели и задачи учебных экологических троп……………….1-2
3. Основное содержание проекта: этапы и сроки реализации проекта.………………………………3-4
4. Обоснование значимости проекта……………………………..4-5
5.Предполагаемые конечные результаты, их социальная и экономическая эффективность………………….5
6. Организация учебной экологической тропы:
6.1 Требования к выбору маршрута………………………………..5-6 6.2 Оборудование экологической тропы…………………………. 6
7. Экологическая тропа и творческая деятельность школьников …6-7
7.1Станция «Теоретическая».
7.2Станция «Зеленый наряд школы».
7.3Станция «Улица Фрунзе».
7.4Станция «Фауна и флора».
7.5Станция «Зеленая аптека».
7.6Станция «Экологическая».
7.7Станция «Водная »
7.8Станция «Почвенная»
7.9 Станция «Экспериментальная»
7.10 Станция «Отчетная».
8.Заключение…………………………………………………………7
9. Литература………………………………………………..……….8
10. Приложение: карта – схема экологической тропы…………….9
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи». Учитель химии и биологии Сердюкова Л.В. Краснодарский край, Кореновский район, станица Платнировская, МОБУ СОШ №5.
Краткое описание проекта.
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л.В., которая, формируя экологическую культуру учащихся в процессе обучения химии и биологии, основополагающим считает реализацию задач личностно - ориентированного обучения.
В основе теоретической разработки проекта лежат элементы технологии «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, в которой ведущей является не методическая, а содержательная сторона, ЗУН являются не целью, а средством развития. Данная деятельность направлена на детей школьного возраста и их родителей. В рамках реализации проекта учителем химии и биологии Сердюковой Л.В. проведены мероприятия, способствующие приобщению школьников к ценностям здорового образа жизни посредством туристской и экологической деятельности. 2.Цели и задачи проекта. Основной целью данного проекта является создание экологических троп как средства информирования молодого поколения об особенностях истории взаимоотношений общества и природы, формирования у них ответственного, гражданского отношения к результатам своей деятельности, создания условий для эффективной природоохранной деятельности. В соответствии с данной целью, провозглашающей внедрение принципов устойчивого развития в сферу образования, в рамках проекта предполагается решить следующие задачи:
Привлечение школьников в социально значимую деятельность в рамках проекта.
Развитие у школьников навыков социо-экологического исследования, воспитание у них чувства ответственности при выполнении общественной работы.
-
Внедрение здоровьесберегающей образовательной технологии, формирующей у школьников неравнодушное отношение к окружающей их природе, культурным ландшафтам.
Распространение передового опыта и успешных результатов в использовании экологических троп с помощью издания и распространения материалов программы.
Реализация принципов устойчивого развития в сфере образования средствами экологических троп.
Экологические тропы – это перспективный опыт в развитии экскурсий и в целом, туристической деятельности, как средства охраны природных и культурных территорий. В процессе создания таких маршрутов учащиеся активно собирают данные по истории родного края, уникальности и степени деградации природных объектов, в результате чего они восстанавливают картину многоаспектного взаимодействия человека и природы. Работа по созданию и «введению в эксплуатацию» экологических троп предполагает не только предварительное социо-экологическое исследование, а и создание самой экскурсии для выбранного маршрута, предполагающего активное вовлечение экскурсантов (школьников) в игры, развивающие целостное эмоциональное восприятие природы, позволяющие реализовать принцип «скрытого обучения».
Современная экотропа – это экскурсия, построенная на интерактивных формах работы с экскурсантами, и по маршруту, который составлен с учетом максимального сохранения главного туристического ресурса – уникальной краснодарской природы.
Создание экологических троп соответствует концепции экологического туризма:
рациональное использование природных ресурсов;
-
сохранение природного, социального и культурного наследия;
участие местного населения (педагогов и школьников) в развитии экотроп;
воспитание ответственного, патриотического отношения местного населения к собственному природному и культурному наследию;
тесное сотрудничество организаций различного профиля;
интерактивное обучение участников программы;
Таким образом, концептуальные подходы данного проекта сочетают в себе инновационные формы современного воспитания (педагогика сотрудничества и проектная педагогика) и современные подходы и международные принципы сохранения культурного и природного наследия средствами экологического образования.
3.Основное содержание проекта.
Данный проект представляет собой поэтапную систему внедрения и реализации сети экологических троп учащихся и учителей СОШ №5 станицы Платнировской Краснодарского края вне учебной деятельности. Проект включает в себя три этапа:
|
информационно-подготовительный: подготовка школьников для работы в программе и информирование.
|
|
основной: создание маршрутов экологических троп и методических рекомендаций для учащихся по их эксплуатации, обучение правилам сохранения и эксплуатации троп.
|
|
итоговый: проведение семинара-конкурса по обмену успешным опытом сохранения и эксплуатации троп, издание и распространение материалов программы.
Этапы и сроки реализации проекта.
|
Этапы проекта
|
Содержание работ
|
Сроки реализации
|
Показатель эффективности
|
I
информационно-подготовительный
|
Подготовка учащихся СОШ № 5 для работы в программе
|
Апрель 2012
|
18 человек, успешно закончивших тренинг по подготовке экотроп
|
Информирование целевой группы
|
Май 2012
|
Оформление картосхем экологических троп
|
II
основной
|
Создание маршрутов экологических троп и методических рекомендаций для учащихся по их эксплуатации
|
Июль – Август 2012
|
Создание методических рекомендаций по проведению экологических троп с картосхемами маршрута и видео – сопровождением
|
Обучение правилам сохранения и эксплуатации троп
|
Июль – Август 2012
|
Проведение тренингов на местах с учащимися, работающими по программе
|
Мониторинг исследования воды речки Кирпили на маршруте экологической тропы
|
2012 - 2014
|
Отчет был отослан через веб-сайт Всемирного Дня Мониторинга Воды.
|
III
итоговый
|
Издание материалов программы. В итоге всей организационной работы создается единый документ — паспорт на экологическую тропу.
|
2014
|
Распространение
|
Важнейшим этапом в создании учебной экологической тропы является принятие официального документа, который дает юридическое право на ее организацию. В итоге всей организационной работы создается единый документ — паспорт на экологическую тропу.
Паспорт на учебную экологическую тропу.
Местонахождение: станица Платнировская Кореновский район Краснодарский край
Географические координаты: 450 23 С.Ш. 390 27 В.Д.
Нитка маршрута: учебный кабинет природы №47 СОШ №5 станицы Платнировской---- пересечение улиц Фрунзе – Советская-----Хлебопекарня Павленко-----улица Южная----прибрежная зона речки Какайка-----улицаПограничная----пруд-----пересечение улиц Пограничная-Советская------улица Советская---- учебный кабинет природы №47 СОШ №5
Режим использования: время движения по тропе колеблется от 30—40 минут до двух часов.
Необходимые мероприятия: оценка состояния окружающей среды в зоне тропы, посильное участие в трудовых природоохранительных делах, самостоятельная исследовательская работа, которая укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания.
Значение тропы: Развитие такой здоровьесберегающей образовательной технологии, как экологические тропы, в образовательной сфере соответствует приоритетам Программы «Модернизация системы образования России».
Тропа создана: апрель 2011год Ответственный за охрану тропы: экогруппа СОШ №5
Приложения: а) карта-схема маршрута
б) описание экскурсионных объектов
Решением педсовета о внедрении проекта: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи». Протокол № 1
от « 29» 03. 2012г
4.Обоснование значимости проекта.
Экологическая тропа - это одна из привлекательных форм организации деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
Организация тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных учебных предметов, но и самое важное — принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.
Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.
Развитие такой здоровьесберегающей образовательной технологии, как экологические тропы, в образовательной сфере соответствует приоритетам Программы «Модернизация системы образования России».
5.Предполагаемые конечные результаты, их социальная и экономическая эффективность
Предполагаются следующие конечные результаты программы:
|
Формирование навыков создания и эксплуатации экологических троп у школьников.
|
|
Включение интерактивных и здоровьесберегающих технологий в практику учебного процесса. Это позволит активизировать общественное движение школьников и воспитывать у них ответственное отношение к окружающей их среде.
|
|
Создание сети экологических троп, которые позволят следить за состоянием и изменениями природных территорий Краснодарского края, знакомить школьников и студентов с историей родного края, воспитывать у них чувство ответственности перед будущими поколениями за природное и культурное наследие.
|
|
Распространение опыта создания и эксплуатации экологических троп, что позволит обогатить краеведческую компоненту в школьных предметах.
|
6.Организация экологической тропы:
Учебная экологическая тропа организована в окрестностях школы СОШ №5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края силами школьников и учителя химии и биологии Сердюковой Л.В.
При разработке маршрута учебная экологической тропы была выбрана специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой были созданы условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Маршрут экологической тропы выбирался таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.
6.2 Оборудование экологической тропы 1.Выявлен перечень объектов, которые нужно было изготовить и установить на тропе. Для этого в школе был организован конкурс на лучший проект каждого искусственного сооружения (указательный, информационный щит). К изготовлению отдельных крупных объектов привлекались родители, общественность. По тропам со столбиками-указателями могут идти либо организованные экскурсии, либо самостоятельные группы.
2. Вариант сочетания учебной экологической тропы с учебным кабинетом природы. Это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для наблюдения при кратковременном маршруте.
7.Экологическая тропа и творческая деятельность школьников
Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на основе сочетания индивидуальной, бригадно-групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проблемный и исследовательский методы обучения. Посетители тропы — организованные учебные группы от младших школьников до педагогов. Соответственно и время движения по тропе колеблется от 30—40 минут до трех часов.
Задания выполняются во время экскурсий, а также во время полевого практикума. Учебная территория в природном окружении служит учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда. Вдоль маршрута тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера. Созданы пробные площадки с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц. Полученные учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках используются экскурсоводами для экологического просвещения посетителей тропы. Тропы природы при умелой их организации помогают раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность применить знания детей из школьного курса в дальней жизни, а самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания в школьниках.
Учебная экологическая тропа включает следующие станции:
Станция «Теоретическая».
Станция «Зеленый наряд школы».
Станция «Улица Фрунзе».
Станция «Фауна и флора».
Станция «Зеленая аптека».
Станция «Экологическая».
Станция «Водная »
Станция «Почвенная»
Станция «Экспериментальная
Станция «Отчетная».
Станция «Теоретическая».
Путешествие по экологической тропе мы начинаем с учебного кабинета природы (станция «Теоретическая»), где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для наблюдения при кратковременном маршруте и проводится тренинг по технике безопасности.
Станция «Зеленый наряд школы».
Пришкольный участок – зеленая лаборатория под открытым небом, где учащиеся знакомятся с особенностями различных древесно-кустарниковых и цветочных растений, используют их как наглядный материал для занятий на уроках ботаники. Территория школы по внешнему периметру защищена полосой из деревьев и кустарников, которые очищают воздух от пыли, закрывают школьную территорию от ветра, снижают уровень шума, что создает учащимся условия для отдыха и занятия физкультурой.
Станция «Фауна и флора». Изучение растительного и животного мира родного края, влияние сезонных изменений в природе на жизнь животных и растений, круглогодичная природоохранная трудовая деятельность – главные задачи на данном этапе тропы. Природоохранная трудовая деятельность включает виды: расчистка тропинок, изготовление и развешивание кормушек для птиц, посадка деревьев, подкормка птиц в зимнее время.
Станция «Экологическая».
«Природа уникальна и неповторима. Долг человека ее беречь». (Евтушенко Е.) Ионизированный воздух, комфортный микроклимат, аромат трав оздоровляют человека. Поэтому ежегодно подростки принимают участие в чистке лесополосы от валежника, очистке береговой линии.
Станция «Водная». Станция «Почвенная».
Изучение окружающей водной и почвенной природной среды родного края во всем ее многообразии в целях ее охраны и воспроизведения; а также повышения общественной осведомленности и вовлеченности в охрану качества воды - главные задачи на данном этапе. Учащиеся ежегодно принимают участие во Всемирном исследовании воды на территории Краснодарского края Кореновского района.
Станция «Экспериментальная. Следуя инструкции, учащиеся группы «Эколог» проводят сбор образцов тестирования водных объектов, измерение мутности - относительной прозрачности воды, измерение температуры, определение растворенного кислорода водной экосистемы, измерение рН - меры качества воды и почвы.
Станция «Зеленая аптека».
Природа – великий врачеватель и целитель. При школе имеется учебно – опытный участок, который включает в себя такие отделы как полевой, овощной и коллекционный. В коллекционном отделе имеется большое разнообразие лекарственных растений, таких как девясил, крапива двудомная, мята кучерявая и мята перечная, полынь, пижма.
Станция «Отчетная».
Показатели качества воды реки Кирпили вносим в «онлайн» базу данных ВДМВ, подтверждая мониторинг, получаем также общее представление о качестве воды в мире.
8. Заключение.
Развитие такой здоровьесберегающей образовательной технологии, как экологические тропы, в образовательной сфере соответствует приоритетам Программы «Модернизация системы образования России». Концептуальные подходы данного проекта сочетают в себе инновационные формы современного воспитания (педагогика сотрудничества и проектная педагогика) и современные подходы, и международные принципы сохранения культурного и природного наследия средствами экологического образования.
Дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к организации образования и воспитания средствами экологического туризма способствуют приобретению целостного опыта решения жизненных проблем, выбору профессии и своего места в обществе. Эффективность профессиональной ориентации в учебно-исследовательской деятельности характеризуется сформированностью у старшеклассников следующих исследовательских компетенций: «умею и могу» познавать, сочетая достаточно широкую общую культуру с возможностью углублённой работы в области туристско-краеведческого дела и самообслуживания.
9. Литература
1.«Областной центр детского туризма» - Головной сайт Центра – http://www.vyatka-ocdute.narod2.ru
2. «ТУР-МЕТОДИСТ» http://www.kocdyte.narod2.ru/ для райтуроргов
3. Сайт для конкурса исследовательских работ «Отечество» - https://sites.google.com/site/otecestvocontest/
4.Химия для любознательных Э.Гроссе, Х. Вайсмантель, изд. «Просвещение»,2008 год
5. Использование натуральных объектов при изучении биологии: методическое пособие для учителей биологии, - М.: «Просвещение», 2010год
Приложение
Карта - схема учебной экологической тропы №1: СОШ №5-----речка Какайка
Условные обозначения:
1 учебный кабинет природы СОШ №5
2 перекресток улиц Фрунзе – Советская
3 филиал предприятия по оформлению пластмассовых стаканчиков
4 хлебопекарня Павленко
5 пруд
6 перекресток улиц Фрунзе – Южная
7 речка Какайка
8 прибрежная зона
9 перекресток улиц Южная – Шевченко
10 перекресток улиц Шевченко – Советская
11 поля
|
|
|