Дети в этом мире гости, которые спрашивают о пути.
Введение
В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В результате содержание образования должно обеспечивать:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Решить эти задачи позволяют:
активные формы уроков (урок - исследование, урок - путешествие, урок - защита проектов и тд);
методы и приемы работы, активизирующие самостоятельную деятельность учащихся;
выполнение учащимися исследовательских заданий;
выполнение творческих работ;
система дополнительного образования школьников, когда учащиеся решают нестандартные задачи в поисковом режиме.
Интегральным показателем качества в контексте модернизации образования является
компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача образования:
научить ученика деятельности решения задач,
решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как:
способность быстро ориентироваться в меняющемся мире,
осваивать новые профессии и области знаний,
умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания
образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Психологи доказали, что на каждом возрастном этапе жизни человека преобладает определенный тип ведущей деятельности, который развивает какую-либо компетенцию:
от 0 до 1 года – эмоционально-мотивационные компетенции;
от 1 до 3 лет – организационно - деятельностные (регулятивные);
от 3 до 7 лет – социальные;
от 7 до 11 лет – учебно - познавательные;
от 11 до 16 лет – творческие;
от 16 лет и далее – компетенции самосовершенствования.
Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, я пришла к своему его пониманию.
Под компетенцией я мыслю результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели.
Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. Мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном проcтранстве.
Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.
«Формирования и активизация ключевых компетенций на уроках биологии и химии»
Ценностно - смысловая компетенция
Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности, формирую путем постоянного обращения к окружающей действительности. На уроках использую живые объекты, рассматриваю явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
В рамках этой компетенции формирую способность
видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это устроено?”,
осознавать свою роль и предназначение в нем - “как это сделать?”);
уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков; способность видеть и понимать химические и биологические явления в природе;
отличать их от физических явлений;
прогнозировать направление научного использования биологических и химических знаний в практической деятельности человека.
формирование индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности и выбора профессий, связанных с биологией, химией.
Образовательная
На уроках учу учеников с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему, аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от их собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение.
Готовность и способность школьника к осуществлению самодиагностики, и самоанализа формирую на протяжении всего времени изучения биологии, химии с помощью использования различных методов диагностики, обсуждения возникающих проблем в изучении материала, фиксированию успехов ученика.
На уроках и вне занятий провожу индивидуальную работу с учениками, которые по разным причинам не усваивают в полном объеме учебный материал.
Младшие школьники, нуждаются в постоянной совместной работе с
преподавателем - для определения темы работы, постановки целей, обобщения и анализа результатов, оформления выводов.
В старшем звене учащиеся больше работают самостоятельно, я лишь корректирую, советую, помогаю грамотно и логично оформить результаты работы. Подготовка научных работ формирует у учащихся умение самостоятельно ставить цели исследования, в соответствии с целью определять задачи и поэтапно двигаться от конкретных задач к воплощению результата.
Информационно - коммуникативная
Формирую навык работы в паре, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую;
формирую умения правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу пары, проанализировать результаты деятельности.
С первого урока и на каждом занятии ввожу новые термины.
На уроках оцениваю умение учащихся логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов,
Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов по изученному материалу – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по отработанному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний
. (Приложение № 1)
Важной частью формирования
информационной компетенции учащихся является умение использовать информационные ресурсы Интернет. Но, в данной ситуации наши дети привыкают просто брать готовое, не осмысливая материал, не прилагая собственного труда к созданию учебной работы. Что делать? Запрещать использовать Интернет? Выход из ситуации - рассказать детям о правилах работы с информацией Интернет, которыми пользуюсь сама.
Интерактивные методики позволяют задействовать чувства, эмоции, волевые качества ученика. Это позволяет увеличить процент усвоения материала, что обеспечивает фундаментальность образования, универсальность полученных знаний, возможность их использования в жизненных ситуациях. Человек усваивает информацию быстрее, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения.
Таким образом, учебный процесс направлен на усвоение знаний с творческим подходом, а самое главное - возникающую необходимость передачи ее окружающим.
Поэтому еще одной из компетентностей, которая формируется на этапах обучения, станет
коммуникативная с возможностью включения школьников в активную речевую деятельность; развивающая искусство общения в процессе сознательного освоения основ науки, повседневно совершенствующая внешнюю и внутреннюю культуру и грамотное общение. Учитель на уроке - полноценный участник коммуникативного процесса,
партнер в собеседовании, помощник в овладении методами коммуникации. Его задача состоит в общей организации структуры урока, предоставлении перечня творческих заданий для учащихся, коррекции деятельности учащихся, предоставлении информационной помощи, отслеживание времени за временем. На уроке приветствует атмосфера доверия и сотрудничества, учащиеся выражают не только свои мысли, но и учатся слушать других, обмениваться знаниями и умениями. В рамках общения каждый учащийся развивает новые умения и навыки.
Общекультурная компетенция
На первых этапах изучения формирую - осознание роли наук биологии и химии в жизни человека, их влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира;
в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности наук – как составной части жизни человечества, осознание роли биологии и химии в бытовой, культурной, досуговой сферах, их влиянию на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Социально - трудовая компетенция (Приложение №2)
Формирую социальную активность и функциональную грамотность; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области профессионального самоопределения.
Формирую умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Учебная
В процессе работы индивидуально или в парах учу учеников решать сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе. На практических и лабораторных работах, экскурсиях при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составление алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий.
Ученики много и активно работают с дополнительной литературой. Формирование навыков работы с большим объемом информации, представленной огромным количеством видов учебных материалов, формируется постепенно. На уроках всегда привожу список дополнительной литературы, имеющийся в школьной библиотеке. Работа с некоторыми источниками (энциклопедии, хрестоматии, мультимедийные продукты) провожу на уроках для закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию для остальных учащихся.
Познавательная
На уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира,
как наблюдение, опыт.
–Некоторые из учащихся самостоятельно или с моей помощью могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных условиях, видоизменение вегетативных органов растения) На уроках после отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагаю на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или
предложить новое нестандартное решение проблемы;
Таким образом, формирование компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. На каждом этапе стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций:
«Методы, формы и приемы формирования учебно - познавательной компетенции у учащихся на этапах урока по биологии и химии.»
Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно-познавательной компетенции.
Учебно-познавательная компетенция-это совокупность умений и навыков познавательной деятельности.
Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности.
Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком.
И здесь на помощь приходят игровые моменты, позволяющие формировать качества активного участника игрового процесса,
учиться находить и принимать решения;
развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой;
учиться умению общаться, установлению контактов.
Примерами таких игр могут служить:
Познавательные игры как средство развития учебно –познавательных компетенций.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития"» - В.А. Сухомлинский.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования. Применяю:
а) Игры - упражнения.
( Приложение №3)
б) Игра-поиск. (
Приложение №4)
в) Игры - соревнование.
(Приложение № 5)
д) Познавательные игры
путешествия ( Приложение № 6)
Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний:
1) Прием новизны (
Приложение 7)
2) Прием семантизации
(Приложение 8)
3) Прием значимости
(Приложение 9)
Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала:
Проблемное обучение В своей работе применяю следующие методы проблемного обучения: проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций.
Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения.
Столкнуть противоречия в практической деятельности.
Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций, например юриста, финансиста, технолога, эколога, медика и т.п.
Побуждать школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
Предложить проблемные теоретические и практические задания.
Поставить проблемные задачи ( например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения.
На уроках использую следующие виды проблемных ситуаций:
(Приложение №10)
Ситуация неожиданности.
Ситуация неопределённости.
Ситуация конфликта.
Ситуация опровержения.
Ситуация предположения
Используя проблемные ситуации, создаю осознанное затруднение учащегося, преодоление которого, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует формированию учебно-познавательной компетенции.
(Приложение 11)
Использую приемы:
Исследовательский прием. ( Приложение №12)
Эвристический прием. (Приложение №13)
Прием научного спора. (Приложение 14)
Стимулирую активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это - стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для исследовательской активности.
ВЫВОД: Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов,
самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности.
Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала.
Суть его заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится усвоенные мыслительные операции, умения и навыки применять в других условиях. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, ибо он дает возможность использовать полученные знания, умения и навыки при усвоении нового материала, а с другой - вносит трудности, так как требует внесения определенных корректив в усвоенные понятия, умения и навыки, то есть умственного и физического напряжения.
Н.А. Мечинсткая указывала на то, что учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо прочнее в их памяти удерживаются логические доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. Только разумно поставленная система тренировочных упражнений, требующих от учащихся разнообразного подхода к усвоению учебного материала и высокого умственного напряжения, позволяет добиваться глубоких и прочных знаний.
1) Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся
. (Приложение №15)
2) Прием моделирования .(
Приложение №16 )
3) Составление схем, таблиц: (
Приложение № 17)
В Ы В О Д: Процесс овладения новыми знаниями основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий.
Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии и химии..
Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения.
Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательной компетенции.
Применяю:
а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний
.(Приложение № 18)
б) Задачи, способствующие развитию логического мышления.?
в) Задачи на распознавание натуральных объектов.
г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы..
д) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.
е) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.
ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.
з) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.
В Ы В О Д Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о
стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРОВЕРКИ И УЧЕТА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ»
Систематически провожу биологические и химические диктанты, которые к уроку готовят учащиеся. Это воспитывает дисциплину труда, трудолюбие
. ( Приложение № 19)
Контрольные работы по биологии и химии провожу с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу.
Приложение №20
Применяю при обобщающем опросе кроссворды, ребусы, головоломки по пройденной теме. Причем, оценить можно как само составление задания, так и его разгадывание. Данные задания исключает чувство страха, неуверенности, т. к. в данной форме работы используется элемент игры. Однако, наряду с этим кроссворды, ребусы, головоломки позволяют в полной мере оценить знания терминологии, основных понятий пройденных тем. (
Приложение №21)
Развивают творческие способности учащихся
С 5 класса даю такие задания: написать сочинение, придумать сказку или стихотворение, составить кроссворд, ребус или викторину, нарисовать рисунок. Такая форма опроса непроизвольно заставляет учащихся обратиться к дополнительному материалу, а также укрепляет межпредметные связи . Загадки помогают развивать у школьников наблюдательность, сообразительность, находчивость. Загадки использую при закреплении нового материала, опросе учащихся, на обобщающих уроках..
(Приложение №22)
Вывод: Благодаря творческим заданиям, развиваю у учащихся умения самостоятельной творческой работы
.
«Виды уроков формирующих и развивающих знания, умения и навыки.»
1. Урок с элементами исследования
Урок - лабораторное занятие формирует исследовательские умения и навыки, способствует развитию мыслительной деятельности школьников, учит планированию экспериментов с подведением определенных итогов.
Урок - практическое занятие развивает практические занятия с возможностью их применения в реальных условиях.
Задачи
|
Умения, навыки
|
Формируемые компетенции
|
Приобретение учащимися общеучебных умений
|
Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.
|
Общение,
саморазвитие, информационные компетенции
|
Приобретение учащимися специальных умений
|
Усвоение фактического материала по предмету
|
Предметные компетенции
|
Приобретение учащимися интеллектуальных умений
|
Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д.
|
Решение проблем, саморазвитие
|
Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений
|
Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы
|
Решение проблем, саморазвитие, сотрудничество
|
На уроке с элементами исследования учащиеся
отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков:
уроки с проведением эксперимента,
работа с источниками информации,
заслушивание сообщений,
защита рефератов и т.д. (Приложение 23)
На уроке-исследовании с моей помощью учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания.
4. Урок межпредметных связей
позволяет углублять свои знания не только по конкретной учебной дисциплине, но и по взаимосвязанным с ней предметам, одновременно способствуя развитию поликультурной компетентности школьников. Используя знания сопутствующих дисциплин, можно легко усваивать биологические понятия.
5. Урок усвоения и закрепления нового учебного материала
большее внимание следует уделять методам самостоятельного усвоения знаний: работе с учебником, составлению плана, постановкам вопросов и ответам на них и т. д
. (Приложение 24 Модуль)
6. Урок обобщения знаний по теме
Для контроля полученных знаний можно использовать разноуровневое тестирование и творческие задания. При тестировании в качестве проверки достижений низкого уровня можно использовать вопросы с ответами «да» или «нет» на них. (.
Приложение №24)
Достижение среднего уровня требует выбора одного из вариантов ответа на вопрос, который является правильным.
Задания достаточного уровня содержат различные варианты ответа на вопрос, несколько из которых, а не один, являются правильными. (.
Приложение №24а)
Чтобы быть эффективным оценивание должно иметь плановый и непрерывный характер, быть направленным на реализацию учебной программы, включать интерпретацию и суждение, учитывать особенности учащихся, проводиться в одинаковых условиях для всех учащихся, вовлекать учащихся в активное участие в учебном процессе, привлекать к процессу самооценивания, поддерживать желание к обучению всю жизнь, быть направленным на развитие и усовершенствование учащихся.
7.
Урок-экскурсия позволяет продемонстрировать законы природы в естественных условиях.
8.Урок-зачет.
Преподаватель выступает лишь в роли более опытного организатора процесса обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других участников обучающего процесса и свое собственное поведение. Перед ответом учащиеся могут просмотреть записи в тетради, материал учебника, таблицы по семействам.
Обычно на подобном уроке создается атмосфера соревновательности, ребята стараются набрать как можно больше баллов и поэтому готовятся к уроку со всей серьезностью и заинтересованно.
Используемые мною различные средства, формы и методы вызывают интерес к предмету, т.к. этому свидетельствует активное участие учеников во внеклассных мероприятиях по биологии и химии ,и участие в районных олимпиадах.
-
При аттестации учащихся в качестве предмета для сдачи экзамена по выбору, ребята ежегодно выбирают биологию, редко химию
«Изучение качества знаний учащихся их обучаемость»
Анализ успеваемости и качества знаний учащихся по биологии
Анализ качества знания по классам биология
Анализ качества знания по биологии среди мальчиков и девочек
Анализ качества знания по химии среди мальчиков и девочек
Анализ успеваемости и качества знания по химии
Анализ качества знаний учащихся по химии
Внеурочная работа
Так как я работаю в малокомплектной школе, то во внеурочной работе приходится учитывать специфические особенности, такие как, небольшая наполняемость классов, а следовательно небольшое количество детей, интересующихся биологией и химией, участие в олимпиадах одних и тех же учащихся, что является для них очень большой нагрузкой. Однако учащиеся ежегодно принимают участие в районных олимпиадах. Мы не занимаем призовых мест, в силу малокомплектности школы и индивидуальных особенностей ребенка.
Внеклассная работа (Приложение №26)
Поэтому здесь большой воспитательный эффект в развитии познавательного интереса имеют массовые формы внеурочной деятельности. Одной из них является Неделя биологии, с охватом всех учащихся 1-9 классов, в которой я лично предпочитаю активно участвовать. В рамках Недели мною были проведены « Викторины», «КВН», Решение кроссвордов», « Выпуск стенгазет», «Счастливый случай», «Кто хочет стать отличником?», «Звездный час», Открытый урок -8класс и др.
Недели проводятся ежегодно.
Воспитательная работа Приложение №27
Являюсь классным руководителем 9 класса.
Вот уже на протяжении более 26 лет воспитываю у ребят такие качества, как ответственность, объективная самооценка, дисциплина, добросовестное отношение к учебе. Осуществляю работу по сплочению ученического коллектива, развиваю в нем чувство дружбы.
Для того, чтобы решить эти и другие учебно-воспитательные задачи, мы с ребятами проводим интересные классные часы,
(Приложение №28)
ходим на экскурсии в природу, в музеи, участвуем в общешкольных мероприятиях и субботниках по уборке школьной территории, а также проводим шефскую работу среди ветеранов войны.
(Приложение №29)
Заключение
Развитие у школьников общеучебных умений и навыков, необходимых для формирования базовых компетенций личности, одна из актуальных задач современного образования. Формирование этих сложных психологических структур – залог успеха активной познавательной деятельности обучающихся, их творческой активности и интеллектуального роста.
Сам факт использования ребенком общеучебных умений и навыков в повседневной практике является важным индикатором степени интеллектуальной и познавательной активности.
Под общеучебными умениями и навыками следует понимать
умение видеть проблему,
умение давать простейшие определения понятиям,
умение сравнивать и классифицировать,
умения обобщать и делать выводы,
умения отстаивать свои идеи и ряд других умений и навыков.
Уже сам перечень данных умений и навыков свидетельствует об их важности и значимости не
только в учебной деятельности школьников, но и в повседневной жизни. На мой взгляд, необходимо в дидактическую и методическую структуру современных уроков включать техники, приемы, способствующие формированию и развитию общеучебных умений и навыков.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников Формирование мотивационного компонента образовательной компетенции на уроках и во внеклассной работе по химии и биологии дало свои положительные результаты:
применение активных форм обучения стало систематичным;
общеучебные умения и навыки получили высокое развитие;
сформировались организационно-коммуникативные умения;
широко стал применяться общий метод мышления, основанный на поиске информации, её анализе, синтезе, выявлении причин различных преобразований и оценке конкретных химический явлений.
Учащиеся научились давать правильное объяснение происходящим превращениям в результате химических реакций не только в лабораторных условиях, но и в реальной жизни, задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
выделять множественность связей внутри любого явления; владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания;
описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
иметь опыт восприятия картины мира.
учащиеся стали обеспечивать устойчивые показатели качества знаний, умений и навыков. В ходе аттестации проведенные срезы
по биологии показали, что с заданиями справляются 100 % учащихся.
Из них 100 % выполняют работу на 4 и 5;
По химии -100%, выполнили работу на 4 и 5 -75 %
Литература:
-
Активизация познавательной деятельности учащихся 8-го класса в условиях модульного обучения химии (http://festival.1 september.ru/ index.php? member=407508)
-
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004. - 173 с.
-
Зимняя И.А Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. – 2002.-№5 стр 34 -42.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Проблемные уроки. Часть 3. - Ростов: Учитель, 2006. - 288 с.
Новожилова М.М. идр. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию /М.М. Новожилова, И.В.Шамова.-2-е изд.-М.: 5 за знание, 2008.-160с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Проблемные уроки. Часть 3. - Ростов: Учитель, 2006. - 288 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 255 с.
-
Педагогические технологии в образовательном процессе (http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=417489)
-
Развитие креативных возможностей учащихся (http://fiz.1september.ru/2006/20/06.htm)
Творческий отчёт как вариативная форма аттестации педагогов в новых условиях / Авт.-сост. Летова Н.И. –Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2008.-12с.
Титова Н.С. Освоение педагогической технологии В.М. Монахова – путь к новой гуманной школе // Завуч. -№1.-2005
Технология результативного обучения В.М.Монахова. (http://fiz.1september.ru/2006/20/06.htm)
Управление качеством образования: Практико-ориентированное монография и методическое пособие. Издание второе и дополненное /Под ред.М.М.Поташника.-М: Педагогическое общество России,2006,-448с.
Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов.- М.: Издательский центр "Академия",2000.- 288с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции // Народное образование. - 2003. -
Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов.- М.: Издательский центр "Академия",2000.- 288с.