Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное образование «Алданский район»
МОУ «Средняя Общеобразовательная
школа №10 п.Лебединый»
Папка достижений
учителя технологии
Шевелевой Лидии Терентьевны
2011 год
Содержание
Раздел 1. Общие сведения об аттестуемом
|
Страница
|
1.1. Ф.И.О., должность, образование, отраслевые награды, Почетные грамоты. Данные о повышении квалификации и профессиональной
подготовке.
|
Стр.3
|
Раздел 2. Самоанализ
|
Стр.5
|
Раздел 3. Результативность учебно-воспитательной деятельности: аудиторной и внеаудиторной.
|
Стр.14
|
3.1. Результаты успеваемости учащихся 2008-2011 уч.г.,
|
Стр. 14
|
3.2 Динамика успеваемости и «качества знаний» учащихся
|
Стр.15
|
3.3 Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
Качество знаний учащихся в % за последние 3 года
|
Стр.15
|
3.4. Динамика уровня обученности учащихся
|
Стр.16
|
3.5 Участие в предметных олимпиадах. Динамика участия
|
Стр.16
|
3.6 Количество учащихся – участников, победителей и призёров в конкурсах, научно-практических конференциях
|
Стр.19
|
3.7 Организация и охват учащихся разными формами внеурочной работы по предмету
|
Стр.23
|
3.8 Положительное отношение учащихся к предмету
|
Стр. 23
|
3.9 Охват учащихся (от общего числа обучающихся у данного учителя) формами внеурочной работы
|
Стр. 23
|
Раздел 4. Результативность информационно-методической деятельности
|
|
4.1. Разработка учителем программно-методического обеспечения урочной и внеурочной деятельности
|
Стр. 24
|
4.2 Методическая проблема по предмету
|
Стр. 25
|
Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе
|
Стр.26
|
Использование ИКТ в процессе обучения предмету и внеурочной деятельности
|
Стр. 27
|
Раздел 5. Результативность инновационной и научно-исследовательской деятельности.
|
Стр.29
|
5.1. Инновационный педагогический опыт.
|
Стр. 29
|
5.2. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
|
Стр.30
|
5.3 Общественно-педагогическая деятельность
|
Стр.31
|
Раздел 6. Аннотации к образовательным программам
|
Стр.31
|
Аннотация образовательного продукта
«Учебник – тетрадь для 8 класса по разделам *Конструирование. Моделирование».
|
Стр. 31
|
6.2 Аннотации к рабочей программе 5 класса «Технология»
|
Стр.34
|
6.3 Аннотация к программе дополнительного образования ДО «Творец»
|
Стр.37
|
6.4 Аннотация к программе элективного курса «В мире моды » для учащихся 9-10 классов
|
Стр.39
|
Раздел 7. Приложения
|
|
7.1 Приложение 1 (Справка о прохождении дистанционных курсов)
|
Стр. 42
|
7.2 Грамоты
|
Стр. 42
|
7.3 Грамоты учащихся
|
Стр.43
|
7.4 Рецензия на программу дополнительного образования детей «Творец»
|
Стр.45
|
7.5 КиМы к образовательному продукту
|
Стр.46
|
7.6 КиМы к рабочей программе 5 класса
|
Стр.47
|
Раздел 1. Общие сведения об аттестуемом
Фамилия
|
Шевелева
|
Имя
|
Лидия
|
Отчество
|
Терентьевна
|
Должность
|
Учитель технологии
|
Образование
|
Средне-профессиональное, Хабаровский технологический техникум в 1982 году, техник –технолог швейного производства
|
Почетные грамоты
|
Благодарственное письмо Министерства образования РС/Я/ (2007г), благодарственное письмо Министерства труда и социального развития РС/Я/ (2006г), грамоты главы МО «п.Ленинский», грамоты МО «Департамент образования» Алданского района
|
Категория
|
Высшая
|
Общий стаж педагогической работы
|
43 год
|
Стаж работы в данном образовательном учреждении
|
41 год
|
Аттестация
|
Присвоена высшая квалификационная категория
(приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) № 01-08/165 от 24.01. 2008).
|
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
|
Свидетельство о повышении квалификации № 2715 от 01.11.2011г. , 144 часа, Хабаровский краевой институт развития образования
|
Раздел 2. Самоанализ педагогической деятельности.
Методическая тема школы «Совершенствование качества образования в условиях компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся »
Цели моей профессиональной деятельности согласуются с целями и задачами деятельности образовательного учреждения.
Одной из важнейших целей современного образования является формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Важную роль в достижении этой цели должно сыграть технологическое образование школьников. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имела и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся.
Они не видели социальной и личностной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную. Вызвать желание творить, мыслить – задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения, и в каждом классе приходится решать ее заново, зачастую находя новые средства и методы. Образование – процесс обоюдный, без активных усилий ученика он обречен на провал, каким бы замечательным учитель не был. Такой процесс требует изменения позиции ученика и переосмысления педагогической деятельности учителя.
Трудовое обучение, преемницей которого является образовательная область «Технология», с самого начала его введения в общеобразовательную школу строилось на основе овладения учащимися умениями и навыками при работе с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной и другими материалами) и изготовлением из них разнообразных, преимущественно бытовых
изделий. По мере развития материального производства, его научно-технических основ в содержание трудового обучения стали включаться элементы машиноведения, материаловедения, технологии и экономики производства, внедрялся политехнический принцип обучения.
При этом всегда существовала известная тенденция: дать ученикам, хотя бы и на элементарном уровне, конкретную рабочую профессию (специальность). Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов обучения.
Цели моей работы: формирование у учащихся общетрудовых знаний и умений; освоение технологий преобразования материалов в процессе изготовления изделий, удовлетворяющих потребности человека и общества.
Задачи моей педагогической деятельности многофункциональны, но главными являются:
- Организация созидательной деятельности учащихся.
- Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.
На практике последних лет я убедилась в целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников. Поэтому темой самообразования я взяла «Использование проектной технологии в обучении школьников по предмету». Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом - это и есть метод проектов.
Задача каждого учителя – вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями – и решению этой задачи помогают инновационные технологии, раскрывающие способности учащихся и создающие условия для их самоактуализации и саморазвития. Поэтому, основу современного урока технологии должна составлять активная деятельность самих учащихся. В творческом проектировании считаю наиболее применяемыми такие виды деятельности, как дизайн-анализ, продуктивный диалог, эвристическая беседа, исследования, эксперимент, решение технологических задач, поиск информации в литературных источниках и ЭОР.
Необходимо подчеркнуть, что доступность знаний, разнообразных источников информации в настоящее время дает огромные возможности для развития самостоятельности учащихся, реального увеличения доли самостоятельной, в т. ч. творческой работы при создании творческих проектов. Этому я и стараюсь научить своих учеников, поскольку у меня есть соответствующие умения. Таким образом, компетентность и компетенции ученика непосредственно связаны с моей компетентностью и компетенциями.
В числе ведущих компетенций я выделяю:
• когнитивная (теоретические и практические знания);
• функциональная (умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельности;
• личностная (поведенческие умения в конкретной ситуации);
• этическая (наличие личностных и профессиональных ценностей).
Все они взаимозависимы и взаимодополняемы, представляют процесс и результаты обучения, так или иначе связанные с умениями, знаниями, понятиями.
Метод проектов позволяет решить ряд задач, а именно: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, и в то же время понимать роль и значение групповой работы.
В своей работе с одарёнными детьми использую модульную технологию, которая позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся. Они участвуют в конференциях, конкурсах, где занимают призовые места. Так, участвуя в районной экологической конференции «Мир, в котором мы живем» и оценивая собственные возможности в области творческого проектирования, творческая группа выполнила проект идеального жилища (отдельной квартиры, дома), где были созданы экологически благоприятные условия для жизни.
Внедрение метода проектов способствует:
Повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации
Развитию в классе навыков коллективной работы. (Важным является умение не только высказать свою точку зрения, но и выслушать, понять другую);
Развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).
По опыту работы доказано, что успешно стимулируют творческую работу учащихся следующие приемы:
создание ситуации занимательности, ситуации успеха;
создание ситуации, при которой школьники испытывают интеллектуальное удовлетворение своей нестандартностью.
Использую различные виды деятельности учащихся на уроке, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. К каждому уроку отбираю и разрабатываю главные вопросы содержания, определяю рациональную методику. Целенаправленно работая по формированию структуры умственной деятельности, делаю акцент на:
использование ранее усвоенных знаний и умений в создании новой модели;
доказательность суждений;
владение методами сравнения, сопоставления, обобщения.
Инновацией в содержании обучения является введение тем, с помощью которых реализуется национально-региональный компонент. Рабочая программа в 10-11 классе «Якутский национальный костюм» предусматривает элементы национально-регионального компонента, в разделе «Кулинария» - рассматриваются темы, затрагивающие особенности национальной кухни.
Деятельность на этих занятиях направлена на изучение социокультурных особенностей Якутии и национальных традиций. В процессе изготовления творческих проектов в этом направлении учащиеся приобретают знания по национальной культуре; повышается интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору, активизируется познавательная деятельность; выявляется интерес к изучению истории, художественно-прикладной деятельности, воспитывается толерантность.
Разнообразие дидактического материала позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся, организовать работу в парах и группах, сделать усвоение учебного материала доступным.
В процессе обучения и воспитания сочетаю традиционные и инновационные технологии: педагогику сотрудничества, личностно-ориентированный подход в преподавании учебных дисциплин, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.
На всех этапах обучения широко использую различные технологии обучения: модульные, игровые, коммуникативные исследовательские технологии, технологию развивающего обучения, личностно-ориентированное обучение, разноуровневую дифференциацию, создание проблемных ситуаций – все это вместе работает при создании творческих проектов, а в конечном итоге- при создании продуктов труда.
Для развития творческого мышления учащихся применяю метод решения технологических задач, при этом учащиеся интегрируют те знания, которые получены ими в различных предметах: ИЗО, МХК, биология, история, география, химия, математика, на каждом уроке применима словарная работа. Например, при изготовлении творческого проекта «Корсету быть…» ученица при минимальной затрате времени, материалов применила знания и умения, которые получила на уроках технологии, а также на занятиях в школе искусств.
Учебно-исследовательская работа при создании творческих проектов - новый вид школьной работы и новый вид моей педагогической деятельности. Его достоинство состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и дает ученику радость открытия.
Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Учитель, руководитель исследовательской работы, включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения эксперимента.
Это дает возможность мне более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, так как невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.
Исследовательская работа подросткам интересна, им нравится обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы занятий на уроках, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы. Это делает моих учеников взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнений товарищей. При работе над проектами по созданию моделей одежды я вместе с учениками загораюсь идеей, вместе проходим путь, который я описала бы следующим афоризмом:
«*Это невозможно*- сказала Причина,
*Это безрассудно* - заметил Опыт,
*Это бесполезно* - отрезала Гордость,
*Попробуй…* - шепнула Мечта»
Логическим продолжением уроков является работа клуба «Рукоделие» Занятия в клубе предоставляют большие возможности для способных и увлеченных детей. В нем учитываются основные направления современного технологического образования школьников: целенаправленное формирование и развитие творческой личности, организация созидательной деятельности школьников, мотивация и стимулирование деятельности, контроль и самооценка деятельности, воспитывается чувство бережливости и экономии, так как в процессе изготовления изделий могут быть использованы старые вещи.
Работу по профессиональной подготовке учащихся начинаю с 5 класса. Целью данной деятельности является оказание учащимся поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования, а также создания условий для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению.
Прививаю понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям. С этой целью много провожу беседы на тему «В мире моды». В данном случае свою задачу как учителя вижу в том, чтобы помочь подростку выявить способности и талант и направить его в нужное русло для выбора профессии. Беседы расширяют и углубляют базовый компонент основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд” в рамках модуля “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”.
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, использую различные формы и методы проведения занятий: рассказ, беседа, объяснение, практические упражнения. Рассуждения и доказательства сопровождаю учебной демонстрацией. Для проведения мастер-класса использую материалы: остатки тканей, старые вещи, природный материал - ракушки, гербарий и т.д.
Большое значение имеют выставки, проводимые в школе, так как именно здесь работу детей увидят и оценят друзья, учителя и родители. И, как результат проектной деятельности, мои учащиеся неоднократные призёры школьных, районных и краевых олимпиад по технологии. Работы учащихся имеют практическую направленность, используются как наглядные пособия на уроках изобразительного искусства, истории, культуры края, в организационно-развлекательных школьных и сельских мероприятиях, являются экспонатами школьного музея.
В моей работе неотъемлемой составной является связь с родителями. Классного руководства у меня нет, поэтому при содействии с классными руководителями проблемные вопросы, а также и благоприятные моменты по работе с учащимися решаются в рабочем порядке.
Считаю, что родителей нужно приглашать на уроки - пусть мамы убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей.
Исходя из опыта работы, могу утверждать, что основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
-
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
Постоянно занимаюсь самообразованием, которое осуществляется по плану: изучение сборника нормативных документов по математике Федерального компонента государственного стандарта образования; изучение федерального базисного учебного плана и программ по технологии; изучение методической копилки элективных курсов; изучение опыта работы методического объединения; изучение публикаций журнала «Школа и производство» и газеты « Первое сентября»; самосовершенствование по владению ИКТ; систематическое информирование материалами сайтов школы, учебными сайтами Интернета и методической копилки учителей коллег.
|