|
Консультация для воспитателей детского дома. Педагогическая технология формирования мотивации «Хочу!» у воспитанников детского дома
Консультация для воспитателей детского дома.
Педагогическая технология формирования мотивации «Хочу!» у воспитанников детского дома.
Мотивация учения – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
Мотивацию не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза:
На самом деле формирование мотивов учения – это создание в детском доме условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Воспитатель детского дома при этом не посторонний наблюдатель как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера воспитанника, а стимулирует её развитие системой психологически продуманных приёмов.
Формирование мотивации учащихся воспитатель может проводить как на заданиях с не учебным содержанием (головоломки и т.п., это хорошо тем, что будучи незнакомым ребятам, они уравнивают всех воспитанников, сводят к минимуму роль прошлого опыта), так и на заданиях с учебным содержанием.
Другой важной стороной формирования мотивации является обеспечение гуманных отношений между воспитателем и учеником. При этом желательно ориентироваться на следующие требования:
-
Надо сравнивать ребёнка не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.
Важно формировать мотивации не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учеников, но и у каждого, даже внешне благополучного ребёнка.
У воспитателя – оптимистическая убеждённость в возможности другого человека, и высокая терпимость к непохожести человека на других.
Примерная программа формирования мотивации учения школьников:
Приёмы деятельности воспитателя, способствующие формированию мотивации учения в целом:
- формированию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в группе, включенность воспитанника детского дома в коллективистические формы организации разных видов деятельности, отношения сотрудничества воспитателя и учащегося;
- привлечение воспитателем ребят к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки (во время самоподготовки спросить ученика об успехах в школе), после конкурсов, концертов проводить рефлексию;
- формированию мотивации способствует занимательность изложения (занимательные примеры, факты, опыты), эмоциональность речи педагога;
- познавательные игры, ситуации спора, дискуссии, анализ жизненных ситуаций;
- разъяснение общественной и личной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни;
- умелое применение поощрений и порицаний.
Специальные приёмы на упрочение отдельных сторон мотивации:
- поощрять готовность к сотрудничеству и помощи одного ученика другому;
- поощрять проявления собственной позиции, стремление самому решить задачу и найти свой путь её решения;
- важно учить ученика грамотному объяснению своих успехов и неудач, снимать необоснованную тревожность по поводу состояния своих знаний и умений;
- особым видом работы по формированию у ребят адекватного уровня притязаний (т.е. уровня поставленной цели или достижения) и самооценки является обдуманное поощрение их педагогом. Похвала стимулирует ученика лишь в том случае, когда задания ощущаются учеником как достаточно трудные, и в поощрении педагога ребёнок прочитывает высокую оценку своих возможностей и способностей. И, напротив, похвала педагога за лёгкое задание может снижать мотивацию учения, ибо он склонен будет думать, что педагог невысоко оценивает его возможности.
- оценка (а не отметка) повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые он прилагает при выполнении задания. И это вызывает возрастание активности и внутренней мотивации воспитанника (оценивать педагогу любое дело, задание, даже не школьное).
- воспитатель сравнивает успехи ученика не с успехами других воспитанников, а с его прежними результатами.
Т.о. похвала и оценка педагога тогда будут стимулировать положительные мотивации, если они будут учитывать реальный вклад ученика в работу, психологическую цену этой работы для данного школьника.
При коррекционной работе с воспитанниками детского дома надо начинать с такой цели, которая может быть достижима за относительно короткое время (недели), что поможет воспитателю и ученику быстро увидеть первые позитивные результаты.
Педагогическая технология формирования мотивации «Хочу!» может осуществляться вовлечением ребят в пред игровую ситуацию различными педагогическими приёмами:
Приёмом побуждения интереса:
- кто из вас хочет быть самым внимательным? Самым умным? Самым смекалистым? И т.д.
Приёмом занимательного вопроса:
- кто может изобразить…
Приёмом заинтересовывающей задачи «Если бы ты был…(учителем, продавцом, волшебником и т.д.)
Эти приёмы обуславливают не только появление мотива «Хочу!», но и его творческую заданность.
Педагогические приёмы для активизации мотивации «Надо!»:
Приём прямого подражания: «делайте, как я»!
Приём выполнения действия по заданному образцу.
Приём поэтапного освоения задачи.
В целом формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления:
Прежде всего восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам и знаниям; для чего следует начинать с решения доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, отмечать даже маленькие удачи.
Создавать условия для положительных переживаний успеха.
Часто спрашивать, терпеливо выслушивать.
-
Привлекать ученика к оценке своих и чужих знаний, и ориентироваться при этом на предыдущие успехи ученика.
|
|
|