Главная страница

Консультация для воспитателей детского дома. Педагогическая технология формирования мотивации «Хочу!» у воспитанников детского дома


Скачать 43.64 Kb.
Название Консультация для воспитателей детского дома. Педагогическая технология формирования мотивации «Хочу!» у воспитанников детского дома
Дата 06.03.2016
Размер 43.64 Kb.
Тип Документы

Консультация для воспитателей детского дома.

Педагогическая технология формирования мотивации «Хочу!» у воспитанников детского дома.
Мотивация учения – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Мотивацию не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза:


На самом деле формирование мотивов учения – это создание в детском доме условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Воспитатель детского дома при этом не посторонний наблюдатель как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера воспитанника, а стимулирует её развитие системой психологически продуманных приёмов.
Формирование мотивации учащихся воспитатель может проводить как на заданиях с не учебным содержанием (головоломки и т.п., это хорошо тем, что будучи незнакомым ребятам, они уравнивают всех воспитанников, сводят к минимуму роль прошлого опыта), так и на заданиях с учебным содержанием.

Другой важной стороной формирования мотивации является обеспечение гуманных отношений между воспитателем и учеником. При этом желательно ориентироваться на следующие требования:

  1. Надо сравнивать ребёнка не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.

  2. Важно формировать мотивации не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учеников, но и у каждого, даже внешне благополучного ребёнка.

  3. У воспитателя – оптимистическая убеждённость в возможности другого человека, и высокая терпимость к непохожести человека на других.


Примерная программа формирования мотивации учения школьников:


  1. Приёмы деятельности воспитателя, способствующие формированию мотивации учения в целом:

- формированию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в группе, включенность воспитанника детского дома в коллективистические формы организации разных видов деятельности, отношения сотрудничества воспитателя и учащегося;

- привлечение воспитателем ребят к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки (во время самоподготовки спросить ученика об успехах в школе), после конкурсов, концертов проводить рефлексию;

- формированию мотивации способствует занимательность изложения (занимательные примеры, факты, опыты), эмоциональность речи педагога;

- познавательные игры, ситуации спора, дискуссии, анализ жизненных ситуаций;

- разъяснение общественной и личной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни;

- умелое применение поощрений и порицаний.


  1. Специальные приёмы на упрочение отдельных сторон мотивации:

- поощрять готовность к сотрудничеству и помощи одного ученика другому;

- поощрять проявления собственной позиции, стремление самому решить задачу и найти свой путь её решения;

- важно учить ученика грамотному объяснению своих успехов и неудач, снимать необоснованную тревожность по поводу состояния своих знаний и умений;

- особым видом работы по формированию у ребят адекватного уровня притязаний (т.е. уровня поставленной цели или достижения) и самооценки является обдуманное поощрение их педагогом. Похвала стимулирует ученика лишь в том случае, когда задания ощущаются учеником как достаточно трудные, и в поощрении педагога ребёнок прочитывает высокую оценку своих возможностей и способностей. И, напротив, похвала педагога за лёгкое задание может снижать мотивацию учения, ибо он склонен будет думать, что педагог невысоко оценивает его возможности.

- оценка (а не отметка) повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые он прилагает при выполнении задания. И это вызывает возрастание активности и внутренней мотивации воспитанника (оценивать педагогу любое дело, задание, даже не школьное).

- воспитатель сравнивает успехи ученика не с успехами других воспитанников, а с его прежними результатами.

Т.о. похвала и оценка педагога тогда будут стимулировать положительные мотивации, если они будут учитывать реальный вклад ученика в работу, психологическую цену этой работы для данного школьника.

При коррекционной работе с воспитанниками детского дома надо начинать с такой цели, которая может быть достижима за относительно короткое время (недели), что поможет воспитателю и ученику быстро увидеть первые позитивные результаты.
Педагогическая технология формирования мотивации «Хочу!» может осуществляться вовлечением ребят в пред игровую ситуацию различными педагогическими приёмами:

  • Приёмом побуждения интереса:

- кто из вас хочет быть самым внимательным? Самым умным? Самым смекалистым? И т.д.

  • Приёмом занимательного вопроса:

- кто может изобразить…

  • Приёмом заинтересовывающей задачи «Если бы ты был…(учителем, продавцом, волшебником и т.д.)

Эти приёмы обуславливают не только появление мотива «Хочу!», но и его творческую заданность.

Педагогические приёмы для активизации мотивации «Надо!»:

  • Приём прямого подражания: «делайте, как я»!

  • Приём выполнения действия по заданному образцу.

  • Приём поэтапного освоения задачи.


В целом формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления:

  • Прежде всего восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам и знаниям; для чего следует начинать с решения доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, отмечать даже маленькие удачи.

  • Создавать условия для положительных переживаний успеха.

  • Часто спрашивать, терпеливо выслушивать.

  • Привлекать ученика к оценке своих и чужих знаний, и ориентироваться при этом на предыдущие успехи ученика.