|
Мо классных руководителей «Педагогическое мастерство классного руководителя: сущность и методы его работы»
МО классных руководителей
«Педагогическое мастерство классного руководителя:
сущность и методы его работы»
(Слайд № 1)
Составила:
Мелентьева Л.Н.,
заместитель директора по ВР
МОУ «Морозовская СОШ»
Октябрь, 2013 год.
Цель педсовета: выявить уровень профессиональной подготовленности классных руководителей, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
Определить наиболее значимые критерии успешности педагогической деятельности.
Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя.
Обобщить опыт педагогов, демонстрирующих высокое качество педагогического мастерства.
(Слайд № 2) «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет …ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего, человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте»
Ж. Ж. Руссо
(Слайд № 3) Мастерство - это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог- мастер своего дела, разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».
(Слайд № 4) Ян Амос Каменский (великий чешский педагог) считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием, и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учащихся и личным примером воспитывать у них человечность.
(Слайд № 5) Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: "Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство".
В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, создание условий для проявления его внутренних сил, интересов и способностей, вовлечение воспитанников в общественно-ценностные отношения, реализация педагогического сотрудничества всех взрослых, влияющих на вхождение ребенка в социум.
Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей и вне учебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.
Основой деятельности классного руководителя служит подход «встречи–взаимопроникновения – взаимодействия» традиционного и инновационного (старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня). Суть заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, не «перечеркивать», не отрицать положительный опыт, а интегрировать его с новым, необходимым запросами современного общества. Лишь обеспечение единства между прошлым и будущим создает прочную основу для реализации цели (задач) целостного педагогического процесса. Этот подход позволит в значительной степени разрешить проблемы «отцов и детей», противоречия между педагогами – традиционниками и педагогами, стремящимися принести элементы нового в свою деятельность, проблемы обучения и воспитания детей из различных общественных ценностей и идеалов.
(Слайд № 6) Условиями успешности деятельности классного руководителя являются:
– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);
– мотивация его деятельности, ориентированная на результат;
– возможность проявления самостоятельности и творчества;
– оценка его деятельности по результату.
(Слайд № 7) Основные направления деятельности классного руководителя: работа с учениками, родителями, другими учителями, с социумом и так далее. (Слайд № 8- № 15) Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.
Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия, педагогического мастерства.
Ещё Н.К. Крупская писала о том, что педагоги часто забывают основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать воспитательную деятельность.
Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы.
Необходимо работать не только с сильными учащимися, но и с плохими, трудными детьми.
Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. - все эти интеллектуальные усилия требуют вне учебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию.
(Слайд № 16) Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:
Принцип открытости.
Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.
Принцип привлекательности будущего дела.
Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.
Принцип деятельности.
Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне его. Этому могут служить предметные вечера, экскурсии и т.п.
Принцип свободы выбора.
Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот - растет.
Принцип обратной связи.
Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.
Принцип сотворчества.
В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке внеклассного мероприятия - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников.
Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом.
Очень важной формой связи классного руководителя с семьей является – классные родительские собрания. Очень хорошо иногда проводить родительские собрания вместе с детьми. На таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретных учащихся, надо создать доверительную, а не обвинительную атмосферу. Родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях. Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно, чтобы их услышали.
Когда школьники говорят о КР «Нам повезло», они подразумевают: «Он учит нас жить и помогает нам строить свою жизнь достойно». То же самое имеют в виду родители, произнося: «Детям повезло – у них хороший классный руководитель».
Классным руководителям также необходимо поддерживать тесную связь с общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой. Привлекая общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет сферу своего педагогического мастерства. Он находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле – в воспитании детей.
Классный руководитель должен выступать в роли дирижера.
Классный руководитель в отличие от всех педагогов в школе, озабочен духовным обогащением и выращиванием личности. Обеспечивает благоприятное преломление влияний общешкольной воспитательной системы на индивидуальность каждого школьника.
(Слайд № 17) Классный руководитель является творцом, мастером интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником:
– дискуссионных, игровых, состязательных;
– творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга;
– психологических (позволяющих ребёнку осознать самого себя).
(Слайд № 18) Составляющие педагогического мастерства:
- мастерство организатора коллективной и индивидуальной учебной деятельности;
- мастерство передачи знаний;
- мастерство формирования опыта деятельности;
- мастерство владения педагогической техникой, технологией.
(Слайд № 19) Какие же существуют уровни профессионального развития классного руководителя, педагога?– схема.
- Педагогическая умелость (Слайд № 20): достаточно хорошее владение педагогом системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся
- Педагогическое мастерство (Слайд № 21): 1)Педагогическая техника - совокупность различных профессиональных умений преподавателя. 2) Доведенная до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, отражающая особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
- Педагогическое творчество (Слайд № 22): это творчество, направленное на повышение эффективности воспитательного процесса. Характеризуется внесением в воспитательный процесс тех или иных инноваций, приемов и методов воспитания без какой-либо ломки педагогической системы.
- Педагогическое новаторство (Слайд № 23): Педагог-новатор – это автор новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий.
Сейчас я вам предлагаю немного проиграть, разделившись на 2 команды:
(Слайд № 24) 1.Конкурс. Психологический ринг.
Заместитель директора по ВР задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку. Каждая команда получает по 2 вопроса.
1 команда: Систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов (Наблюдение).
2 команда: Психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта (Память).
1 команда: Определите тип темперамента.
У этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - громким плачем. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы. Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к раздражителю у них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.
(ДЕТИ-САНГВИНИКИ).
2команда: Определите тип темперамента. У этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный протест. (ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ).
(Слайд № 25) 2. Конкурс «Доделай»
От каждой команды приглашает по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:
Закончите стихотворение, которое написано в карточке. Вместо многоточия придумать продолжение. За правильный ответ - фишка.
1 команда. (А.С. Пушкин «Вишня»)
Румяною зарею
Покрылся восток
В селе за рекою …
(Потух огонек).
2 команда. (И. Токмакова)
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
(Страшно простудиться).
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
1 команда. (С. Я. Маршак, «Вот какой рассеянный»)
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
(Покупать бутылку квасу).
2 команда. (С. Я. Маршак, «Вот какой рассеянный»)
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
(Рассовал их под диваны).
(Слайд № 26) Дружеский шарж (изображение действительности, преувеличенное до неправдоподобия с комическими целями)
Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды (не более 1 минуты). В случае, если педагоги узнали коллегу (на обсуждение дается не более 2 минут) - они получают фишку.
(Слайд № 27) 3. Конкурс. Выразительность речи
Командам дается задание:
• Произнесите слово "МОЛОДЕЦ!" :
1 команда 2 команда
тихо громко
нежно удивленно
иронично восторженно
ласково требовательно
(Слайд № 28) 4. Конкурс. «Модель педагога».
Вам предлагается схематично изобразить модель педагога, отметив качества, которыми он должен обладать (не забывайте, что тема МО – педагогическое мастерство классного руководителя).
(Слайд № 29) 5. Продолжи фразу.
Принимать ребёнка таким, каков он есть – это значит…
Постоянно советоваться с ребятами, уметь подойти к ним, как говорил А. С. Макаренко, вплотную и без позы, без назидательности, по- деловому, - вот непременные показатели педагогического мастерства классного руководителя.
6.Конкурс. 1 группа «Кодекс чести учителя школы»
(восстановить фразы и оформить в виде книги)
Учись видеть и уважать в другом человеке личность.
Учись видеть в себе недостатки и прощать их другим.
Щедро делись своим педагогическим мастерством, ибо «не оскудеет рука дающего».
Учись радоваться успехам коллег.
Не позволяй себе плохого настроения, это не прилично.
Полнее используй свои силы и возможности в работе.
Повышай свой интеллект.
Стремись к профессиональному мастерству.
2 группа «Заповеди педагогического общения» (советы бывалых)
(предлагаю прочитать по фразе заповеди)
- Ты за внимание борись, не строй общение «сверху вниз».
- Стремись изучать детей настроение, их мимику, жесты и глаз выражение.
- Какие они вчера и сегодня, какие с утра и какие в полдень. Как говорят они: смехом, слезами…
Учись себя видеть детей глазами!
- Любите детей, будьте вежливы с ними.
Они в любом возрасте очень ранимы…
- Чтоб уважения детей добиться, слово с делом не должно расходиться!
- Ставьте себя на место детей и сможете их понять поскорей!
- Дети не любят грубые фразы: выполнят просьбу, но не приказы.
- К детям своим относитесь любя.
Злиться вы можете лишь на себя!
- «Любимчиков» не заводите, за прегрешения не мстите.
- Наедине не выясняйте и перед всеми не ругайте.
Не унижайте их при всех. Ведь убивает даже смех!
Вывод: Какие бы частные задачи ни решал классный руководитель, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.
И в заключении мне еще хотелось бы вспомнить следующее.
Педагогический коллектив, его опыт, знания, сплоченность в дружной целеустремленной работе – вот главный источник успеха классного руководителя, его мастерства в организации коллектива и влияния коллектива на личность каждого школьника.
Список литературы:
А.И. Щербаков: «Педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.
Н.Н. Тарасевич: «Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности».
-
Л.А. Байкова: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица 1 Примерные нормы затрат рабочего времени классным руководителем
Вид работы
|
Периодичность
|
Норма затрат времени, мин в неделю
|
Индивидуальные беседы, психолого-педагогические консультации ученика
|
Еженедельно
|
25
|
Работа с активом класса
|
Еженедельно
|
10
|
Классный час: анкетирование, тестирование
|
Еженедельно
|
40
|
Экскурсии, походы, спортивные мероприятия, посещение театра, проведение вечеров, праздников и другие формы коллективной воспитательной работы
|
2 раза в четверть по 1,5 ч
|
20
|
Наблюдение учащихся на уроках
|
1 урок в 2 недели
|
20
|
Посещение семей
|
10 семей в год (1–1,5 ч на посещение)
|
20
|
Встречи с учителями, другими специалистами лицея. Участие в малых педсоветах, педагогических консилиумах
|
3–4 встречи в неделю, 2–3 педсовета в год
|
30
|
Родительские собрания. Индивидуальные консультации родителей
|
1 раз в четверть
|
20
|
Контроль посещаемости, организация питания
|
Ежедневно
|
20
|
Дежурство по лицею
|
По графику
|
5
|
Организация уборки кабинета
|
Ежедневно
|
40
|
Организация трудовых дел
|
Ежемесячно по 1 ч
|
15
|
Проверка дневников
|
Еженедельно
|
60
|
Ведение классного журнала
|
Еженедельно
|
15
|
Ведение личных дел учащихся, составление характеристик, справок, планов, отчето
|
По мере необходимости
|
10
|
Подготовка сценариев, разработок внеклассных мероприятий
|
1 раз в год
|
10
|
Итого:
|
360
|
|
|
|