Главная страница

«Выявление причин отклонений в поведении учащихся». Обобщение опыта работы социального педагога


Скачать 108.56 Kb.
Название «Выявление причин отклонений в поведении учащихся». Обобщение опыта работы социального педагога
Дата 12.02.2016
Размер 108.56 Kb.
Тип Документы

«Выявление причин отклонений в поведении учащихся».

Обобщение опыта работы социального педагога

Положительный результат в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся во многом зависит от степени согласованности целей и способов деятельности между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, а именно учителей, ребенка и родителей.

Мною было проведено экспериментальное исследование, задача которого заключалась в диагностике причин отклонений в поведении школьников. В качестве респондентов были выбраны учащиеся, которые являются неуспевающими, недисциплинированными, часть из них состоит на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, то есть были выбраны учащиеся с отклонениями в поведении.

В исследовании приняли участие учащиеся школы (10 человек) и их родители (10 человек), а также члены педагогического коллектива, работающие с этими учащимися (10 человек).

Краткие сведения о респондентах рассмотрены в таблицах: учащиеся – таблица №1, родители – таблица №2, учителя – таблица №3

Таблица №1

п/п

пол

возраст

класс

тип семьи

1.

мужской

11

5

полная

2.

мужской

11

5

неполная

3.

женский

14

7

неполная

4.

женский

13

7

неполная

5.

мужской

13

7

неполная

6.

мужской

13

7

неполная

7.

мужской

14

8

неполная

8.

мужской

14

8

полная

9.

мужской

14

8

неполная

10.

мужской

15

9

неполная


Таблица №2


п/п

пол

возраст

образование

семейное положение

1.

женский

48

среднее специальное

замужем

2.

женский

42

среднее специальное

разведена

3.

женский

35

полное среднее

разведена

4.

женский

36

полное среднее

мать-одиночка

5.

женский

38

среднее специальное

разведена

6.

женский

48

высшее

разведена

7.

женский

44

среднее специальное

разведена

8.

женский

34

среднее специальное

замужем

9.

женский

37

полное среднее

потеря кормильца

10.

женский

34

среднее специальное

разведена


Таблица №3


п/п

пол

возраст

педагогический стаж

образование

1.

женский

68

40

высшее

2.

женский

30

7

высшее

3.

женский

58

36

высшее

4.

женский

49

25

высшее

5.

женский

40

18

высшее

6.

женский

38

16

высшее

7.

женский

36

13

высшее

8.

женский

32

11

высшее

9.

женский

44

20

высшее

10.

женский

51

29

высшее


Средний возраст учащихся, принявших участие в исследовании 13 лет (2 девочки и 8 мальчиков). Большинство респондентов воспитываются в неполных семьях.

Также в тестировании приняли участие мамы этих детей. Средний возраст которых – 39 лет, большая часть из них имеет среднее специальное образование, преобладающее большинство (8 из 10) воспитывают детей без мужа.

Педагоги, принявшие участие в эксперименте – все женщины, средний возраст которых - 44 года, все педагоги с высшим образованием, большинство из них имеют большой стаж и опыт работы (около 20 лет).

Для исследования были выбраны следующие методики:

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяют два фактора: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Методика PARI (методика изучения внутрисемейных отношений).

Методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (отношение к семейной роли, отношение к ребенку, а именно: рассматривается оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке). Авторы – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. В нашей стране методика апробирована Т.В. Нещерет.

Тест-опрос для учителей на предмет отношения к педагогической деятельности и воспитанникам «Психологический портрет учителя».

Цель опроса заключается в следующем:

- осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности;

- обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников;

- поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем;

- выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.

Обработка и анализ результатов исследования

Получив первичные характеристики средних значений, был проведен качественный анализ полученных результатов и выявлены наиболее характерные признаки по выборкам учащихся, учителей и родителей.

Тестируя учащихся, были определены типы отношений к окружающим и получены следующие результаты (далее показано число опрошенных с высокой степенью выраженности отношений):

«эгоистичный» – 50 % опрошенных,

«агрессивный» – 40% опрошенных,

«подозрительный» – 40% опрошенных,

«авторитарный» – 30 % опрошенных,

«подчиняемый» - 20% опрошенных,

«зависимый» - 20% опрошенных.

Такие факторы, как «дружелюбный» и «альтруистический» получили наименьшее количество баллов, большая часть опрошенных игнорировали эти утверждения.

Тестируя мам этих учащихся, было определено их отношение к семейной роли, а также их отношение к ребенку. Наиболее высокие баллы получились по следующим признакам:

«семейные конфликты» - 80 % опрошенных,

«безучастность мужа» - 80 % опрошенных,

«уклонение от контакта с ребенком» - 70% опрошенных,

«стремление ускорить развитие ребенка» - 60% опрошенных,

«раздражительность» - 50% опрошенных,

«ощущение самопожертвования» - 50% опрошенных,

«неудовлетворенность ролью хозяйки» - 50% опрошенных.

Далее по убывающей:

«исключение внесемейных влияний» - 30%

«несамостоятельность матери» - 30%

«зависимость от семьи» - 20%

«опасение обидеть» - 20%

«подавление агрессивности» - 20 %

«вербализация» - 10%

«чрезмерная забота» - 10%

«подавление воли» - 10%

«излишняя строгость» - 10%

«сверхавторитет родителей» - 10%

«партнерские отношения» - 10%

«подавление сексуальности» - 10%

«доминирование матери» - 10%

«вмешательство в мир ребенка» - 10%

«уравненные отношения» - 10%

Таким образом, почти половина респондентов-учащихся обладают высоким уровнем агрессивности, они эгоистичны, подозрительны, не дружелюбны по отношению к окружающим. В семьях этих учащихся происходят частые конфликты, что пагубно отражается на детях. Большинство мам уклоняются от общения с детьми, они не знают, как и какими интересами живут их дети, с какими проблемами они сталкиваются. В воспитании детей совсем не фигурирует роль отца, наблюдается его безучастность, невключенность в дела семьи. Такая ситуация в семьях во многом объясняет поведение детей. Отсюда враждебное отношение к окружающим, агрессия, подозрительность. Негативное поведение детей это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку. Дети чувствуют себя изолировано, отчужденно, их не понимают и не пытаются понять ни дома, ни в школе.

Анализируя результаты тестирования учителей можно сказать следующее:

авторитарным стилем преподавания обладают 40% опрошенных. Ученик для них является объектом воздействия. Такой учитель пронизан чувством отчужденности, непринятия «трудных» учащихся, что в свою очередь затрудняет сотрудничество учитель – ученик. В результате дети утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты.

Для половины опрошенных учителей ученик — равноправный партнер. Такой учитель привлекает ребят к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников. Основные методы воздействия такого учителя: совет, просьба, побуждение к действию. Для него характерны высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения.

Итак, мною было проведено экспериментальное исследование, которое заключалось в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся. Результаты исследовательской работы позволили сделать следующий вывод: недостаточно развито взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса, практически отсутствует партнерство: ученик – учитель – родитель. А именно: заранее сложившаяся негативная установка учителей по отношению к трудновоспитуемым учащимся и, как следствие, отсутствие положительного делового взаимодействия, партнерства, межличностных контактов и доверительных взаимоотношений между учениками и учителями; недостаточный психолого-педагогический всеобуч родителей.

А как известно положительный результат в работе с такими детьми возможен благодаря совместным усилиям всех участников образовательного процесса (и ребенка, и учителей, и родителей). Необходима взаимодополняемость позиций и педагога, и родителей в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество на всех стадиях работы.