|
«Выявление причин отклонений в поведении учащихся». Обобщение опыта работы социального педагога
«Выявление причин отклонений в поведении учащихся».
Обобщение опыта работы социального педагога
Положительный результат в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся во многом зависит от степени согласованности целей и способов деятельности между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, а именно учителей, ребенка и родителей.
Мною было проведено экспериментальное исследование, задача которого заключалась в диагностике причин отклонений в поведении школьников. В качестве респондентов были выбраны учащиеся, которые являются неуспевающими, недисциплинированными, часть из них состоит на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, то есть были выбраны учащиеся с отклонениями в поведении.
В исследовании приняли участие учащиеся школы (10 человек) и их родители (10 человек), а также члены педагогического коллектива, работающие с этими учащимися (10 человек).
Краткие сведения о респондентах рассмотрены в таблицах: учащиеся – таблица №1, родители – таблица №2, учителя – таблица №3
Таблица №1
№ п/п
|
пол
|
возраст
|
класс
|
тип семьи
|
1.
|
мужской
|
11
|
5
|
полная
|
2.
|
мужской
|
11
|
5
|
неполная
|
3.
|
женский
|
14
|
7
|
неполная
|
4.
|
женский
|
13
|
7
|
неполная
|
5.
|
мужской
|
13
|
7
|
неполная
|
6.
|
мужской
|
13
|
7
|
неполная
|
7.
|
мужской
|
14
|
8
|
неполная
|
8.
|
мужской
|
14
|
8
|
полная
|
9.
|
мужской
|
14
|
8
|
неполная
|
10.
|
мужской
|
15
|
9
|
неполная
|
Таблица №2
№ п/п
|
пол
|
возраст
|
образование
|
семейное положение
|
1.
|
женский
|
48
|
среднее специальное
|
замужем
|
2.
|
женский
|
42
|
среднее специальное
|
разведена
|
3.
|
женский
|
35
|
полное среднее
|
разведена
|
4.
|
женский
|
36
|
полное среднее
|
мать-одиночка
|
5.
|
женский
|
38
|
среднее специальное
|
разведена
|
6.
|
женский
|
48
|
высшее
|
разведена
|
7.
|
женский
|
44
|
среднее специальное
|
разведена
|
8.
|
женский
|
34
|
среднее специальное
|
замужем
|
9.
|
женский
|
37
|
полное среднее
|
потеря кормильца
|
10.
|
женский
|
34
|
среднее специальное
|
разведена
|
Таблица №3
№ п/п
|
пол
|
возраст
|
педагогический стаж
|
образование
|
1.
|
женский
|
68
|
40
|
высшее
|
2.
|
женский
|
30
|
7
|
высшее
|
3.
|
женский
|
58
|
36
|
высшее
|
4.
|
женский
|
49
|
25
|
высшее
|
5.
|
женский
|
40
|
18
|
высшее
|
6.
|
женский
|
38
|
16
|
высшее
|
7.
|
женский
|
36
|
13
|
высшее
|
8.
|
женский
|
32
|
11
|
высшее
|
9.
|
женский
|
44
|
20
|
высшее
|
10.
|
женский
|
51
|
29
|
высшее
|
Средний возраст учащихся, принявших участие в исследовании 13 лет (2 девочки и 8 мальчиков). Большинство респондентов воспитываются в неполных семьях.
Также в тестировании приняли участие мамы этих детей. Средний возраст которых – 39 лет, большая часть из них имеет среднее специальное образование, преобладающее большинство (8 из 10) воспитывают детей без мужа.
Педагоги, принявшие участие в эксперименте – все женщины, средний возраст которых - 44 года, все педагоги с высшим образованием, большинство из них имеют большой стаж и опыт работы (около 20 лет).
Для исследования были выбраны следующие методики:
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяют два фактора: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Методика PARI (методика изучения внутрисемейных отношений).
Методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (отношение к семейной роли, отношение к ребенку, а именно: рассматривается оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке). Авторы – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. В нашей стране методика апробирована Т.В. Нещерет.
Тест-опрос для учителей на предмет отношения к педагогической деятельности и воспитанникам «Психологический портрет учителя».
Цель опроса заключается в следующем:
- осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности;
- обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников;
- поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем;
- выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.
Обработка и анализ результатов исследования
Получив первичные характеристики средних значений, был проведен качественный анализ полученных результатов и выявлены наиболее характерные признаки по выборкам учащихся, учителей и родителей.
Тестируя учащихся, были определены типы отношений к окружающим и получены следующие результаты (далее показано число опрошенных с высокой степенью выраженности отношений):
«эгоистичный» – 50 % опрошенных,
«агрессивный» – 40% опрошенных,
«подозрительный» – 40% опрошенных,
«авторитарный» – 30 % опрошенных,
«подчиняемый» - 20% опрошенных,
«зависимый» - 20% опрошенных.
Такие факторы, как «дружелюбный» и «альтруистический» получили наименьшее количество баллов, большая часть опрошенных игнорировали эти утверждения.
Тестируя мам этих учащихся, было определено их отношение к семейной роли, а также их отношение к ребенку. Наиболее высокие баллы получились по следующим признакам:
«семейные конфликты» - 80 % опрошенных,
«безучастность мужа» - 80 % опрошенных,
«уклонение от контакта с ребенком» - 70% опрошенных,
«стремление ускорить развитие ребенка» - 60% опрошенных,
«раздражительность» - 50% опрошенных,
«ощущение самопожертвования» - 50% опрошенных,
«неудовлетворенность ролью хозяйки» - 50% опрошенных.
Далее по убывающей:
«исключение внесемейных влияний» - 30%
«несамостоятельность матери» - 30%
«зависимость от семьи» - 20%
«опасение обидеть» - 20%
«подавление агрессивности» - 20 %
«вербализация» - 10%
«чрезмерная забота» - 10%
«подавление воли» - 10%
«излишняя строгость» - 10%
«сверхавторитет родителей» - 10%
«партнерские отношения» - 10%
«подавление сексуальности» - 10%
«доминирование матери» - 10%
«вмешательство в мир ребенка» - 10%
«уравненные отношения» - 10%
Таким образом, почти половина респондентов-учащихся обладают высоким уровнем агрессивности, они эгоистичны, подозрительны, не дружелюбны по отношению к окружающим. В семьях этих учащихся происходят частые конфликты, что пагубно отражается на детях. Большинство мам уклоняются от общения с детьми, они не знают, как и какими интересами живут их дети, с какими проблемами они сталкиваются. В воспитании детей совсем не фигурирует роль отца, наблюдается его безучастность, невключенность в дела семьи. Такая ситуация в семьях во многом объясняет поведение детей. Отсюда враждебное отношение к окружающим, агрессия, подозрительность. Негативное поведение детей это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку. Дети чувствуют себя изолировано, отчужденно, их не понимают и не пытаются понять ни дома, ни в школе.
Анализируя результаты тестирования учителей можно сказать следующее:
авторитарным стилем преподавания обладают 40% опрошенных. Ученик для них является объектом воздействия. Такой учитель пронизан чувством отчужденности, непринятия «трудных» учащихся, что в свою очередь затрудняет сотрудничество учитель – ученик. В результате дети утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты.
Для половины опрошенных учителей ученик — равноправный партнер. Такой учитель привлекает ребят к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников. Основные методы воздействия такого учителя: совет, просьба, побуждение к действию. Для него характерны высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения.
Итак, мною было проведено экспериментальное исследование, которое заключалось в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся. Результаты исследовательской работы позволили сделать следующий вывод: недостаточно развито взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса, практически отсутствует партнерство: ученик – учитель – родитель. А именно: заранее сложившаяся негативная установка учителей по отношению к трудновоспитуемым учащимся и, как следствие, отсутствие положительного делового взаимодействия, партнерства, межличностных контактов и доверительных взаимоотношений между учениками и учителями; недостаточный психолого-педагогический всеобуч родителей.
А как известно положительный результат в работе с такими детьми возможен благодаря совместным усилиям всех участников образовательного процесса (и ребенка, и учителей, и родителей). Необходима взаимодополняемость позиций и педагога, и родителей в подходе к ребенку, их тесное сотрудничество на всех стадиях работы.
|
|
|