|
Дифференциация звуков с-ц в слогах, словах. Цели занятия
Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах.
Цели занятия:
-
Коррекционно-образовательные:
-
Коррекционно-развивающие:
развитие артикуляционного аппарата, силы выдоха;
развитие фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа;
-
развитие пространственных представлений;
-
Коррекционно-воспитательные:
воспитание аккуратности при работе в тетради.
Оборудование:
Зеркала, профили артикуляции изучаемых звуков, карточки для мимической гимнастики, картинки для развития пространственных представлений, дудочки для тренировки силы выдоха, слоговые таблицы, таблички сопоставления звуков по артикуляции, слова на карточках для работы у доски, сигнальные карточки С-Ц, звуковые линейки, тетради, карточки для работы в тетрадях.
Ход занятия:
Организационный момент.
Объявление темы занятия.
Определите, какой звук слышится в начале каждого слова:
Сны смешные сороке
Снились сначала: сорока слонихою стала.
Следом снились
Страшные сны: сорока – слониха свалилась с сосны. (С)
Цапля цветущий цикорий ценила:
Цапля цветами цыпляток целила.(Ц)
Сегодня мы продолжаем учиться различать эти звуки и правильно писать их в словах.
-
Развитие пространственных представлений, зрительного восприятия и внимания.
Ориентировка на листе бумаги.
Запомните изображенные предметы (убираем лист). А теперь скажите, есть ли на этом листе (крепим другой) предметы, которые были на предыдущем листе?
Гимнастика.
массаж «Времена года»
мимическая гимнастика
дыхательные упражнения, сила выдоха.
массаж языка
упражнения, соответствующие различиям в артикуляционных укладах звуков. «Чистим зубы», «Качели», «Птенчики», «Горка», «Фокус»
Сравнение звуков по артикуляции: таблица., зеркала, профили.
звуки
|
С
|
Ц
|
Гласный или согласный?
|
согласный
|
согласный
|
Твёрдый или мягкий?
|
твёрдый
|
ВСЕГДА твёрдый
|
Звонкий или глухой?
|
глухой
|
глухой
|
Простой или сложный?
|
простой
|
сложный (Т+С)
|
Губы
|
улыбка
|
улыбка
|
Язык
|
за нижними зубами
|
смычка - щель
|
Воздушная струя
|
холодная, непрерывная
|
холодная, прерывистая
|
Краткий или долгий?
|
долгий
|
краткий
|
Чтение слоговых таблиц со звуками С-Ц.
СА-ЦА АС-АЦ АЦА-АСА ЦАС-САЦ СЛО-ЦЛО СЦА
СО-ЦО ОС-ОЦ АЦО-АСО ЦОС-СОЦ СЛЫ-ЦЛЫ СЦО
СУ-ЦУ УС-УЦ АЦУ-АСУ ЦУС-СУЦ СЛУ-ЦЛУ СЦУ
СЫ-ЦЫ ИС-ИЦ АЦЫ-АСЫ ЦИС-СЫЦ СЛЭ-ЦЛЭ СЦЫ
АЦЕ-АСЭ ЦЕС-СЭЦ СЛА-ЦЛА СЦЕ
Чтение слов, разбивка (работа у доски)
Я даю вам набор слов с пропущенными буквами С-Ц, вы крепите их на доске в два ряда, по наличию звука. Не торопитесь!
Создание проблемной ситуации: в одном слове есть С и Ц.
Определение положения звуков в словах (работа со звуковыми линейками).
В каком положении находится звук Ц в словах: ЦИФРА, ОГУРЕЦ, ОВЦА, ЦВЕТ, МИЛИЦИЯ, ПАЛЕЦ?
В каком положении находится звук С в словах:
САХАР, КАПУСТА, ЛАСТОЧКА, АБРИКОС, АВТОБУС, СТАКАН?
Работа в тетрадях (КАРТОЧКИ)
Рефлексия.
Чем занимались на уроке? Какие звуки учились различать?
Давайте повторим основные характеристики звуков.
Итоги.
|
|
|