Главная страница

Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности»


Скачать 0.72 Mb.
Название Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности»
страница 5/6
Дата 17.02.2016
Размер 0.72 Mb.
Тип Методические рекомендации
1   2   3   4   5   6

Инструкция для педагогов: «Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у ода­ренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку данному ребенку по каждому параметру, пользуясь предложенной ранее шкалой».
Обработка результатов

  1. Выделить те качества ребенка, которые наиболее ярко демонстрируют его успехи; и те, которые требуют дальнейшего совершенствования.

  2. Суммируйте отметки по всем 9 выделенным качествам одаренности, определив уровень развития общей одаренности каждого ребенка.

  3. Проведите сравнительный анализ результатов педагогической диагностики и диагностики родителей.


Предлагаемые критерии оценки общей одаренности.

Высокий – 36-45 баллов

Выше среднего – 27- 35 баллов

Средний – 18 – 26 баллов

Ниже среднего – 9 – 17 баллов

Низкий – менее 9 баллов

4 КЛАСС
I. Психологическая диагностика

(ориентировочное время проведения – 1 четверть)
А. Интеллектуальный компонент
Методика «Исключение лишнего» (из книги Прощицкой Е.Н.)

Цель: изучение логического мышления учащихся.

Инструкция: «Исключите лишнее по смыслу слово и запишите его к себе в тетрадь».

Ход работы: задание может проводиться под диктовку, при этом каждый ряд слов повторяется дважды, медленно. Либо каждый ученик получает тестовый бланк для работы.

Время работы: 5-7 минут.

Задание:

  1. Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр

  2. изношенный, маленький, дряхлый, старый

  3. постепенно, торопливо, поспешно, скоро, быстро

  4. лист, почва, кора, чешуя, сук.

  5. ненавидеть, возмущаться, негодовать, презирать, понимать

  6. тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый

  7. гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога

  8. поражение, волнение, неудача, провал, крах

  9. спокойствие, неудача, выигрыш, успех, удача

  10. землетрясение, нападение, грабёж, кража, поджог

  11. простокваша, молоко, сметана, сыр, сало

  12. голубой, низкий, светлый, высокий, горький

  13. хата, печь, дом, хлев, будка

  14. берёза, сирень, сосна, ель, дуб

  15. секунда, вечер, неделя, час, год


Правильные ответы:

1. Иванов 2. маленький 3. постепенно 4. чешуя 5. понимать 6. голубой 7. сторожка 8. волнение 9. спокойствие 10. землетрясение 11. сало 12. горький 13. печь 14. сирень 15. вечер

Критерии опенки развития логического мышления:

12 – 15 правильных ответов - отличный результат

10 - 11 - хороший

8 – 9 - средний

6 – 7 - удовлетворительный

0 - 5 - низкий.
Обработка данных:

1) Подсчитайте, сколько правильных ответов дал ребёнок.

2) Сравните с результатами за 2 и 3-ий классы, оцените динамику развития параметра.

Методика «Бурёнки»

Цель: изучение внимания учащихся.

Подготовка: распечатать таблицы «Бурёнки» Овчаровой Р.В. по количеству учеников.

Инструкция 1: «За 1 минуту как можно быстрее сосчитайте, сколько здесь бурёнок с правым ухом и правым рогом?»

Инструкция 2: «Проверьте себя. Теперь уже за 40 секунд считаем этих же бурёнок, с правыми ухом и рогом».

Правильный ответ: 17; 17
Обработка данных:

Методика подробно описана в Диагностическом инструментарии для 1-ого класса (см. методика «Человечки»).
Внимание! Ход работы, критерии оценки – неизменны для учащихся 1,2,3 и 4 классов. Изменяются только предъявляемые детям задания.
Б. Кретивность
Методика «Составление изображений объектов» (Л. Ю. Субботина)

Цель: изучение творческих способностей учащихся.

Инструкция для 4 класса: «За 3 минуты нарисуйте лицо клоуна, веселое, интересное. Для работы вам предложены 4 фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция), которые можно уменьшать, увеличивать в размерах, использовать столько раз, сколько захотите. Но другие фигуры использовать нельзя».
Фигуры для работы:


Ход работы: описан подробно в инструкциях для 1 класса. Там же дана и процедура обработки данных, критерии оценки креативности.

В. Мотивационный компонент
Анкетирование (модификация методики Лускановой Н.Г.)

Цель: изучение учебной мотивации учащихся.

Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, письменно на вопрос: Что именно вам нравится в школе больше всего? Разрешается указать всего 2 ответа».

Обработка

Для определения основного вида учебной мотивации у ребёнка, отнесите его первый ответ к одной из категорий:


  1. Познавательная мотивация – указано название трудного учебного предмета (урок математики, чтение, английский язык, окружающий мир и т.п.). Фразы типа «Нравится учиться», «Нравится решать примеры» и т.п.

  2. Начальная познавательная мотивация – указано название лёгкого учебного предмета: труд, рисование, музыка, физкультура.

  3. Мотивация по типу школьной атрибутики – называются школьные атрибуты: школа, кабинет, интерактивная доска, учебники и т.п. Это фразы: «Нравится получать пятёрки», «аккуратно писать», «выходить к доске».

  4. Межличностная мотивация (интерес к учителю) – ответ «учитель».

  5. Межличностная мотивация (интерес к одноклассникам) – ответ «дружба в классе», указываются фамилии одноклассников, внеклассные мероприятия внеучебного характера.

  6. Неустойчивая мотивация – если первый или второй ответ «столовая», «когда нет английского (или другого какого-то предмета)».

  7. Игровая мотивация – ответы «играть и бегать в перемену», «когда каникулы», «когда не учимся».

  8. Отвержение школы – ответы «Ничего не нравится!», «Не знаю».


Критерии уровня развития учебной мотивации:

высокий – случаи познавательной и начальной познавательной мотивации;

выше среднего – случаи мотивации по типу школьной атрибутики, которые считаются ступенькой перехода к познавательной мотивации (!);

средний – случаи межличностной мотивации к учителю или к одноклассникам;

ниже среднего – случаи неустойчивой мотивации;

низкий – случаи игровой мотивации и случаи отвержения школы.

2. Самооценка учащихся своих талантов и способностей

Изучая самооценку учащихся, следует учесть, что они не являются напрямую диагностикой их истинных талантов и способностей. Она – всего лишь показатель отношения ученика к своим достижениям, восприятия своих способностей. В 1-2 классе можно часто столкнуться с завышенной самооценкой ребёнка, когда он переоценивает наличие у себя тех или иных талантов, ощущает себя успешным практически во всех сферах деятельности. Основы рефлексии начинают формироваться только с 3-4 класса, поэтому более-менее объективное видение себя можно ожидать, начиная не раньше этого возраста. Возникает вопрос: тогда для чего мы изучаем самооценку младшего школьника, если она не всегда объективна? Ответ простой: чтобы иметь представление, в какой сфере лежат всё-таки его интересы, и как они меняются со временем.

Анкета «Мои таланты» (Кочкина Э.А.)

Подготовка: Нарисуйте 10 вертикальных отрезков высотой 10 тетрадных клеток.



1 2 3 4 5 6 7 8

Инструкция: «Сейчас я вам буду называть разные умения и таланты. Вам нужно справедливо оценить, насколько у вас развит каждый талант, и поставить крестик на отрезке. Чем выше крестик, тем выше ваш талант. На самой вершине отрезка находятся известные учёные певцы, спортсмены и другие умельцы».

Другой вариант инструкции: «По 10-балльной системе попробуйте оценивать свои таланты. Я вам их буду по очереди называть. Помните, что 10 баллов ставится только за очень высокий талант, какой есть, например, у известных учёных, певцов, спортсменов и других умельцев. 1 балл можно поставить себе в случае, если у вас абсолютно нет названного мной таланта и нет желания этим заниматься. Вы можете ставить себе любой балл, от 1 до 10, то есть и 5, и 7, и 8, в зависимости от того, кто как считает».

Задание: В какой степени у тебя есть талант…

  1. решать задачи по математике

  2. сочинять стихи как поэт

  3. умело мастерить своими руками

  4. красиво рисовать как художник

  5. петь как настоящий певец

  6. достигать больших успехов в спорте (танцах, беге, хоккее или др.)

  7. всегда добиваться своего

  8. очень много читать и много знать

  9. долго и успешно заниматься чем-то сложным

  10. постоянно размышлять над всем, что бы это значило?


Ключ:

  1. способности к математике

  2. литературные способности

  3. моторная ловкость (развитые ручные навыки)

  4. художественные способности

  5. музыкальные способности

  6. способности в спорте

  7. лидерская одарённость

  8. 9. 10. исследовательские способности

Критерии уровня оценки своих талантов:

9-10 баллов (клеток) – высокая

7-8 – выше средней

5-6 – средняя

3-4 – ниже средней

1-2 - низкая

Обработка данных:

1) Напишите список учащихся класса столбиком. Расчертите ещё 8 граф для 8 видов способностей (см. ключ).

2) Поставьте в протоколе исследования плюсы ребёнку в колонках тех способностях, где он поставил себе от 7 до 10 баллов. В случае исследовательских способностей – максимально ребёнок может получить 3 плюса, поскольку их изучают по 3 вопросам анкеты. Поставьте минус в соответствующей графе, если балл равняется от 1 до 4, и поставьте ноль – если это 5-6 баллов.

3) Подсчитайте, сколько учащихся в классе имеет плюсы по каждому виду способностей (7-10 баллов). Выразите это число в процентах, - столько учащихся интересуется данным видом деятельности и считает себя успешным в нём. Если хотите, подсчитайте процент средних самооценок (5-6 баллов) и процент низких самооценок (1-4 балла).

4) В случае оценки исследовательских способностей поступите немного иначе. Рассчитайте самооценку учащихся по 4-ём уровням.
Критерии оценки своим исследовательским способностям:

3 плюса – высокая оценка своим исследовательским способностям

2 плюса – оценка выше средней

1 плюс – средняя оценка

0 плюсов – низкая оценка
5) На следующий учебный год сравните изменения, произошедшие в интересах детей, в умении оценивать себя.

  1. Работа с ребёнком: самоанализ способностей

(ориентировочное время проведения – 2 четверть)
Предлагаемая методика для самоанализа способностей ребенком - Анкета «Мои таланты» (Кочкиной Э.А.).

Обозначенная методика была приведена в диагностическом блоке для работы с ребенком в 3 классе. В 4 классе предлагается использовать методику без изменений, использовать те же критерии оценки. Это позволит сделать сравнительный анализ данных за два последних года, увидеть динамику изучаемого параметра.


  1. Диагностический блок для работы с родителями детей

(ориентировочное время проведения – 3 четверть)
Задачи, поставленные перед диагностикой родителей на этом этапе работы, могут быть следующими:

  1. оценить степень включенности родителей в совместную работу (критерием включенности при этом может служить показатель активности работы с предложенным диагностическим инструментарием);

  2. собрать сведения о направленности интересов ребенка вне школы, выделить склонности ребенка с учетом мнения родителей;

  3. мотивировать родителей к оказанию посильной помощи в рамках проекта.


В этом блоке предлагаем провести:

    • методику «Карта одаренности», которая позволяет определить преобладающие способности (вида одаренности) у ребенка с позиции родителей по завершении процесса обучения в начальной школе.

    • методику «Оценка общей одаренности», которая направлена на определение степени сформированности десяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Данная методика уже предлагалась для работы учителя (педагогическая диагностика, 3 класс); это позволит сравнить мнение педагога и родителей о конкретном ребенке на данном этапе.




  1. Методика «Карта одаренности» (разработана А.И. Савенковым)

Инструкция: «С помощью данной методики можно количествен­но оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренно­сти преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть инди­видуальный «пор­трет» развития тех или иных способностей ребенка. Положения, по которым вам придется оценивать ре­бенка, можно рассматривать как программу его даль­нейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, что раньше, может быть, не замечали, усилить вни­мание к тем сторонам, которые вам представляются наи­более ценными. Перед вами 40 вопросов, сгруппированных по деся­ти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дай­те оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользу­ясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хоро­шо, четко выражено, проявляется часто;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

3 - оцениваемое и противоположное свойство лич­ности выражены нечетко, в проявлениях редки, в пове­дении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свой­ство личности, противоположное оцениваемому;

  1. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожи­данные, оригинальные решения

  2. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выбо­ре сюжетов. Обычно изображает много разных предме­тов, людей, ситуаций.

  3. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

  4. Легко входит в роль какого-либо персонажа: че­ловека, животного и других.

  5. Не боится пробовать что-то новое, стремится все­гда проверить новую идею, делает несколько попыток при неудаче.

  6. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить.

  7. Может устранить несложную поломку в бытовом приборе, использовать старые детали для создания но­вых поделок, игрушек, приборов.

  8. Не теряет уверенности даже в окружении незна­комых людей.

  9. Любит участвовать в спортивных играх и состяза­ниях.

  10. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет боль­шой словарный запас.

  11. Изобретателен в выборе и использовании различ­ных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие сред­ства).

  12. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

  13. Хорошо поет.

  14. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придержи­ваться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  15. Меняет интонацию голоса и манеру говорить, ко­гда изображает другого человека.

  16. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

  17. Обгоняет в учебе сверстников на год или два, то есть должен бы учиться в более старшем классе, чем учит­ся реально.

  18. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в стро­ительстве детских домиков на игровой площадке.

  19. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

  20. Любит решать сложные задачи, требующие ум­ственного усилия.

  21. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имею­щие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время без побуждения взрос­лых..

  22. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  23. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

  24. Склонен передавать чувства через мимику, жес­ты, движения.

  25. Читает (любит, когда ему читают) журналы и ста­тьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  26. Часто руководит играми и занятиями других де­тей.

  27. Способен не только предлагать, но и разрабаты­вать собственные и чужие идеи.

  28. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.

  29. Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказы­вает.

  30. Любит ходить в походы, играть на открытых спор­тивных площадках.

  31. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  32. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  33. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (моделей лета­тельных аппаратов, автомобилей, кораблей).

  34. Имеет широкий круг интересов, задает много во­просов о происхождении и функциях предметов.

  35. В свободное время любит читать научно-популяр­ные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).

  36. Может высказать собственную оценку произве­дений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или создан­ной игрушке, скульптуре.

  37. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

  38. Быстро и легко осваивает компьютер.

  39. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  40. Физически выносливее сверстников.


Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40


Обработка результатов

  1. Сосчитайте количество баллов по верти­кали. Результа­ты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом.

  2. Обозначьте столбики с наибольшим результатом.

  3. Выделите преобладающие интересы и склонности ребенка с учетом 10 выделенных сфер проявления одаренности.

  • интеллектуальная;

  • творческая;

  • академическая (научная);

  • художественно-изобразительная;

  • музыкальная;

  • литературная;

  • артистическая;

  • техническая;

  • лидерская;

  • спортивная.



1   2   3   4   5   6