Главная страница

Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности»


Скачать 0.72 Mb.
Название Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности»
страница 2/6
Дата 17.02.2016
Размер 0.72 Mb.
Тип Методические рекомендации
1   2   3   4   5   6

Варианты заданий. Нарисуй:

а) 1 класс - кошку;

б) 2 класс - домик;

в) 3 класс - волшебный ключик, открывающий все двери;

г) 4 класс - лицо клоуна.
Обработка данных:

  1. Подсчитайте, из какого количества фигур состоит рисунок.

Критерии оценки разработанности идеи*

(предложены Кочкиной Э.А., МОУ Гимназия):

12 фигур и больше – отличная (высокая),

10-11 – хорошая,

8-9 – средняя,

6-7 – удовлетворительная,

5 и меньше – низкая.
2) Оцените:

  • а) Гибкость мышления. Сосчитайте, сколько фигур из 4-х предложенных использовал ребёнок?

  • б) Похожесть рисунка на заданный объект. Поставьте 1 балл, если рисунок похож на кошку (то есть, глядя на рисунок, можно точно сказать, что это – кошка), и 0 баллов - если мало похож.

  • в) Оригинальность мышления. Поставьте 1 балл, если рисунок оригинален (если фигуры использовались или сочетались между собой нестандартно); 0 баллов – если рисунок банален, прост.

  • г) Творческие способности. Сложите баллы в пунктах а), б), в), и по критериям оцените, насколько у ребёнка развиты творческие способности.



Критерии оценки способностей к творчеству*

(предложены Кочкиной Э.А., МОУ Гимназия):

6 баллов – отлично развитые (высокие)

5 баллов – хорошо развитые

4 балла – средне развитые

3 балла – удовлетворительно развитые

2 и меньше – низко развитые

В. Мотивационный компонент (Ориентировочное время проведения: сентябрь-октябрь (3-5 учебная неделя), апрель (для оценки динамики).
Тест «Моё настроение в школе» (предложена Кочкиной Э.А., МОУ Гимназия)

Цель: диагностика эмоционального отношения ребёнка к школе.

Рекомендуемый возраст для исследования: 1-2 класс.

Подготовка: попросить детей нарисовать в тетради в ряд 6 кружков диаметром (высотой) 2-3 клетки.


Инструкция: «На доске изображены лица трёх человечков – один весёлый, один спокойный, другой – грустный. Сейчас я вам задам 6 вопросов о вашем настроении, а вы мне нарисуете с помощью этих человечков своё настроение».


Задания для работы:

  1. В первом кружочке нарисуй настроение, с каким ты обычно приходишь в школу.

  2. Второй кружок. Нарисуй, какое у тебя настроение, когда ты видишь своего учителя.

  3. Третий кружок. Какое у тебя настроение, когда ты видишь своих одноклассников?

  4. Четвёртый кружок. С каким настроением ты сидишь на уроках?

  5. Пятый кружок. С каким настроением тебя встречают родители из школы?

  6. Шестой кружок. Как ты оцениваешь себя как ученика, доволен ли собой?»


Обработка результатов:

Подсчитайте, сколько раз из шести, ребёнок нарисовал грустное лицо? Именно в этих сферах у ребёнка могут быть проблемы с адаптацией. Тест позволяет сразу установить направления помощи ребёнку. Причины вытекают из самих вопросов теста: (1) и (4) - слабая учебная мотивация, (2) боязнь учителя, (3) страх перед одноклассниками, (5) проблемы общения в семье, (6) школьная тревожность ребёнка.
Критерии оценки эмоционального состояния ребёнка в школе:

Высокое эмоциональное благополучие – нет грустных лиц, нарисовано 4-6 весёлых лиц.

Среднее эмоциональное благополучие – выбор 1-2 грустных лиц, либо 3-6 спокойных лица.

Низкое эмоциональное благополучие – из шести лиц 3-6 грустные.
Критерии оценки учебной мотивации ребёнка:

Высокая – в 1 и 4 кружках ребёнок рисует улыбающиеся лица.

Низкая – в 1 и 4 кружках ребёнок рисует хотя бы одно грустное лицо (или оба грустные).

Средняя – все остальные варианты рисования лиц в 1 и 4 кружках.
Критерии оценки учебной тревожности ребёнка:

Высокая – в 6 кружке ребёнок нарисовал грустное лицо.

Средняя – в 6 кружке ребёнок нарисовал спокойное лицо.

Низкая – в 6 кружке ребёнок нарисовал весёлое лицо.
Нас более всего в тесте интересует показатель мотивации, то есть ответы ребёнка на 1 и 4 вопросы теста, иллюстрирующие его желание обучаться в школе, работать на уроках.



  1. Работа с ребёнком: самоанализ способностей

(ориентировочное время проведения – 2 четверть)
В первом классе работа по изучению интересов и склонностей детей тесно переплетается с изучением особенностей адаптации ребенка к школе. Поэтому мы предлагаем методики, помогающие выделить не только круг интересов детей, но и другие важные личностные параметры, которые будут либо способствовать, либо мешать дельнейшему развитию и проявлению детской одаренности.

При изучении направленности интересов младших школьников следует учитывать и постоянно иметь в виду, что интересы у большинства детей данного возраста не­четко дифференцированы и не устойчивы. Но это не мо­жет быть причиной отказа от их изучения. Без инфор­мации о склонностях и интересах ребенка наши педаго­гические меры могут быть неадекватны.
1. Методика «Палитра интересов».

Цель: самоопределение интересов и склонностей ребёнка; получение первичной информации о направленности интересов ребенка.

Инструкция для детей: В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клет­ках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов.

Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «—»; если нравится — «+»; если очень нравится, ставьте «++».
Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе...»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообрази­тельность.

  2. Читать самостоятельно (слушать, когда тебе чи­тают) сказки, рассказы, повести.

  3. Петь, музицировать.

  4. Заниматься физкультурой.

  5. Играть вместе с другими детьми в различные кол­лективные игры.

  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помо­гать готовить пищу).

  8. Играть с техническим конструктором.

  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться но­выми, незнакомыми словами.

10. Самостоятельно рисовать.

11. Играть в спортивные подвижные игры,

  1. Руководить играми детей.

  2. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

  3. Ходить в магазин за продуктами.

  1. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о тех­нике, машинах, космических кораблях и др.

  2. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

  3. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рас­сказы.

  4. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

  5. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

  6. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).

  7. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

  8. Конструировать, рисовать проекты самолетов, ко­раблей и др.

  9. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

  10. Самостоятельно, без побуждения со стороны взрос­лых заниматься различными видами художественного творчества.

  11. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

  1. Ухаживать за домашними животными и растения­ми, помогать им, лечить их и т.п.

  2. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вы­тирать пыль, подметать пол и т.п.).

  3. Считать самостоятельно, заниматься математи­кой в школе.

  4. Знакомиться с общественными явлениями и меж­дународными событиями.

  5. Игры-драматизации, участие в постановке спек­таклей.

  6. Заниматься спортом в секциях и кружках.

  7. Помогать другим людям.

  8. Работать в саду, на огороде, выращивать расте­ния.

  9. Помогать кому-то шить, вышивать, стирать или заниматься этим самостоятельно.


Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов

1. Вопросы составлены в соответствии с условным де­лением склонностей ребенка на семь сфер:

  • математика и техника;

  • гуманитарная сфера;

  • художественная деятельность;

  • физкультура и спорт;

  • коммуникативные интересы;

  • природа и естествознание;

  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

2. Сосчитайте количество плюсов и минусов по верти­кали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Способно­сти, набравшие наибольшее число плюсов, доминиру­ют.

При подведении итогов и, особенно, при формули­ровке выводов следует сделать поправку на объективность ответов испытуемого.

3. Данные по каждому ребенку после обработки результатов занести в сводную таблицу, выделив доминирующие интересы и склонности каждого.

4. Провести количественную обработку по классу, сделать выводы о доминирующих интересах класса в целом.

Сведения можно использовать как для проведения родительского собрания, так и для выбора направлений развивающей деятельности с детьми.
2. Методика «Несуществующее животное»

Цель: изучение некоторых личностных качеств ребенка, его самооценки, тревожности и пр.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием". Лист бумаги лучше всего взять белый, пользоваться карандашом средней мягкости.
Обработка результатов

1. Проведите анализ детских рисунков по наиболее важным и ярким характеристикам.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как
недовольство своим положением в социуме, недостаточностью
признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево—тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться.

Значение детали "уши": заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки
губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей. Функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий. Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям,
решениям, выводам. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, не-
аккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь. При этом нарисованное животное становится несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
2. Данные по каждому ребенку (наиболее яркие, важные на ваш взгляд) так же занесите в сводную таблицу.

3. Выделите наиболее часто повторяющие личностные тенденции в классе. Данные можно использовать при выстраивании направлений воспитательной работы с детьми.



  1. Диагностический блок для работы с родителями детей

(ориентировочное время проведения – 3 четверть)
Родители – помощники учителю в работе по развитию детской одаренности. Задача учителя – заинтересовать родителей в совместной работе. Методика, предлагаемая нами в 1 классе «Анкета незаконченных предложений» имеет не столько диагностическое значение, сколько развивающее. Важно, что бы родители были не только причастны к работе, но и имели некую осведомленность в проблеме одаренности, степень которой поможет определить эта методика.
Методика «Анкета незаконченных предложений»

Инструкция: Продолжите незаконченные предложения по своему усмотрению.

Одарённый ребёнок в школе - это …

Можно сказать, что ребёнок одарённый, когда …

Преимущества одарённого ребёнка в том …

Талант одарённого ребёнка со временем …

Среди девочек одарённость встречается …

На уроке одарённый ребёнок …

Чаще всего родители одарённого ребёнка …

Одаренный ребёнок нуждается …

Одарённый ребёнок ведёт себя …

Сверстники к ним относятся…

Наиболее важная проблема в образовании одарённых детей это …
Обработка результатов

  1. Выделить вопросы, на которые ответили все родители и те, на которые затруднились. Провести качественную их оценку (что знают уверенно, что нет).

  2. Провести оценку ответов родителей, насколько они верны по отношению к современным тенденциям развития одаренности.

  3. Полученный материал можно использовать как в формате родительского собрания, так и для выстраивания дальнейшей работы по взаимодействию с родителями в этом направлении.



  1. Педагогическая диагностика

(ориентировочное время проведения – 4 четверть)
Этот блок диагностики принадлежит полностью учителю как эксперту. Это его оценка деятельности детей экспериментального класса в процессе учебного года. Это может быть частично разовая диагностика (как это будет предложено во 2, 3 и 4 классе), может быть и результатом длительных наблюдений за детьми (как предлагается провести работу в 1 классе).

Данные этого блока оформляются как количественно (по всему классу, в процентах), так и качественно на каждого ребенка в виде небольшой характеристики.

На данном этапе работы мы предлагаем педагогу воспользоваться только методом наблюдения, длительного и систематического за деятельностью детей на уроках, степенью их активности, адаптации к школе и др.

При желании провести количественную оценку параметров личности, значимых для развития детской одаренности, можно предложить воспользоваться диагностическим материалом, предложенным нами для работы в 3 классе (см. ниже). Это будет весьма полезным для сравнения продвижения детей.

1   2   3   4   5   6