Варианты заданий. Нарисуй:
а) 1 класс - кошку;
б) 2 класс - домик;
в) 3 класс - волшебный ключик, открывающий все двери;
г) 4 класс - лицо клоуна.
Обработка данных:
Подсчитайте, из какого количества фигур состоит рисунок.
Критерии оценки разработанности идеи*
(предложены Кочкиной Э.А., МОУ Гимназия):
12 фигур и больше – отличная (высокая),
10-11 – хорошая,
8-9 – средняя,
6-7 – удовлетворительная,
5 и меньше – низкая.
2) Оцените:
а) Гибкость мышления. Сосчитайте, сколько фигур из 4-х предложенных использовал ребёнок?
б) Похожесть рисунка на заданный объект. Поставьте 1 балл, если рисунок похож на кошку (то есть, глядя на рисунок, можно точно сказать, что это – кошка), и 0 баллов - если мало похож.
в) Оригинальность мышления. Поставьте 1 балл, если рисунок оригинален (если фигуры использовались или сочетались между собой нестандартно); 0 баллов – если рисунок банален, прост.
г) Творческие способности. Сложите баллы в пунктах а), б), в), и по критериям оцените, насколько у ребёнка развиты творческие способности.
Критерии оценки способностей к творчеству*
(предложены Кочкиной Э.А., МОУ Гимназия):
6 баллов – отлично развитые (высокие)
5 баллов – хорошо развитые
4 балла – средне развитые
3 балла – удовлетворительно развитые
2 и меньше – низко развитые
В. Мотивационный компонент (Ориентировочное время проведения: сентябрь-октябрь (3-5 учебная неделя), апрель (для оценки динамики).
Тест «Моё настроение в школе» (предложена Кочкиной Э.А., МОУ Гимназия)
Цель: диагностика эмоционального отношения ребёнка к школе.
Рекомендуемый возраст для исследования: 1-2 класс.
Подготовка: попросить детей нарисовать в тетради в ряд 6 кружков диаметром (высотой) 2-3 клетки.
Инструкция: «На доске изображены лица трёх человечков – один весёлый, один спокойный, другой – грустный. Сейчас я вам задам 6 вопросов о вашем настроении, а вы мне нарисуете с помощью этих человечков своё настроение».
Задания для работы:
В первом кружочке нарисуй настроение, с каким ты обычно приходишь в школу.
Второй кружок. Нарисуй, какое у тебя настроение, когда ты видишь своего учителя.
Третий кружок. Какое у тебя настроение, когда ты видишь своих одноклассников?
Четвёртый кружок. С каким настроением ты сидишь на уроках?
Пятый кружок. С каким настроением тебя встречают родители из школы?
Шестой кружок. Как ты оцениваешь себя как ученика, доволен ли собой?»
Обработка результатов:
Подсчитайте, сколько раз из шести, ребёнок нарисовал грустное лицо? Именно в этих сферах у ребёнка могут быть проблемы с адаптацией. Тест позволяет сразу установить направления помощи ребёнку. Причины вытекают из самих вопросов теста: (1) и (4) - слабая учебная мотивация, (2) боязнь учителя, (3) страх перед одноклассниками, (5) проблемы общения в семье, (6) школьная тревожность ребёнка.
Критерии оценки эмоционального состояния ребёнка в школе:
Высокое эмоциональное благополучие – нет грустных лиц, нарисовано 4-6 весёлых лиц.
Среднее эмоциональное благополучие – выбор 1-2 грустных лиц, либо 3-6 спокойных лица.
Низкое эмоциональное благополучие – из шести лиц 3-6 грустные.
Критерии оценки учебной мотивации ребёнка:
Высокая – в 1 и 4 кружках ребёнок рисует улыбающиеся лица.
Низкая – в 1 и 4 кружках ребёнок рисует хотя бы одно грустное лицо (или оба грустные).
Средняя – все остальные варианты рисования лиц в 1 и 4 кружках.
Критерии оценки учебной тревожности ребёнка:
Высокая – в 6 кружке ребёнок нарисовал грустное лицо.
Средняя – в 6 кружке ребёнок нарисовал спокойное лицо.
Низкая – в 6 кружке ребёнок нарисовал весёлое лицо.
Нас более всего в тесте интересует показатель мотивации, то есть ответы ребёнка на 1 и 4 вопросы теста, иллюстрирующие его желание обучаться в школе, работать на уроках.
Работа с ребёнком: самоанализ способностей
(ориентировочное время проведения – 2 четверть)
В первом классе работа по изучению интересов и склонностей детей тесно переплетается с изучением особенностей адаптации ребенка к школе. Поэтому мы предлагаем методики, помогающие выделить не только круг интересов детей, но и другие важные личностные параметры, которые будут либо способствовать, либо мешать дельнейшему развитию и проявлению детской одаренности.
При изучении направленности интересов младших школьников следует учитывать и постоянно иметь в виду, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и не устойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
1. Методика «Палитра интересов».
Цель: самоопределение интересов и склонностей ребёнка; получение первичной информации о направленности интересов ребенка.
Инструкция для детей: В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов.
Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «—»; если нравится — «+»; если очень нравится, ставьте «++».
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе...»
Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
Читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.
Петь, музицировать.
Заниматься физкультурой.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
Играть с техническим конструктором.
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
10. Самостоятельно рисовать.
11. Играть в спортивные подвижные игры,
Руководить играми детей.
Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
Ходить в магазин за продуктами.
Читать (слушать, когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).
Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
Самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их и т.п.
Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).
Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
Игры-драматизации, участие в постановке спектаклей.
Заниматься спортом в секциях и кружках.
Помогать другим людям.
Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
Помогать кому-то шить, вышивать, стирать или заниматься этим самостоятельно.
Лист ответов
-
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
Обработка результатов
1. Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
математика и техника;
гуманитарная сфера;
художественная деятельность;
физкультура и спорт;
коммуникативные интересы;
природа и естествознание;
домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
2. Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Способности, набравшие наибольшее число плюсов, доминируют.
При подведении итогов и, особенно, при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность ответов испытуемого.
3. Данные по каждому ребенку после обработки результатов занести в сводную таблицу, выделив доминирующие интересы и склонности каждого.
4. Провести количественную обработку по классу, сделать выводы о доминирующих интересах класса в целом.
Сведения можно использовать как для проведения родительского собрания, так и для выбора направлений развивающей деятельности с детьми.
2. Методика «Несуществующее животное»
Цель: изучение некоторых личностных качеств ребенка, его самооценки, тревожности и пр.
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием". Лист бумаги лучше всего взять белый, пользоваться карандашом средней мягкости.
Обработка результатов
1. Проведите анализ детских рисунков по наиболее важным и ярким характеристикам.
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как
недовольство своим положением в социуме, недостаточностью
признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево—тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться.
Значение детали "уши": заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки
губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей. Функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий. Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям,
решениям, выводам. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, не-
аккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь. При этом нарисованное животное становится несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
2. Данные по каждому ребенку (наиболее яркие, важные на ваш взгляд) так же занесите в сводную таблицу.
3. Выделите наиболее часто повторяющие личностные тенденции в классе. Данные можно использовать при выстраивании направлений воспитательной работы с детьми.
Диагностический блок для работы с родителями детей
(ориентировочное время проведения – 3 четверть)
Родители – помощники учителю в работе по развитию детской одаренности. Задача учителя – заинтересовать родителей в совместной работе. Методика, предлагаемая нами в 1 классе «Анкета незаконченных предложений» имеет не столько диагностическое значение, сколько развивающее. Важно, что бы родители были не только причастны к работе, но и имели некую осведомленность в проблеме одаренности, степень которой поможет определить эта методика.
Методика «Анкета незаконченных предложений»
Инструкция: Продолжите незаконченные предложения по своему усмотрению.
Одарённый ребёнок в школе - это …
Можно сказать, что ребёнок одарённый, когда …
Преимущества одарённого ребёнка в том …
Талант одарённого ребёнка со временем …
Среди девочек одарённость встречается …
На уроке одарённый ребёнок …
Чаще всего родители одарённого ребёнка …
Одаренный ребёнок нуждается …
Одарённый ребёнок ведёт себя …
Сверстники к ним относятся…
Наиболее важная проблема в образовании одарённых детей это …
Обработка результатов
Выделить вопросы, на которые ответили все родители и те, на которые затруднились. Провести качественную их оценку (что знают уверенно, что нет).
-
Провести оценку ответов родителей, насколько они верны по отношению к современным тенденциям развития одаренности.
Полученный материал можно использовать как в формате родительского собрания, так и для выстраивания дальнейшей работы по взаимодействию с родителями в этом направлении.
Педагогическая диагностика
(ориентировочное время проведения – 4 четверть)
Этот блок диагностики принадлежит полностью учителю как эксперту. Это его оценка деятельности детей экспериментального класса в процессе учебного года. Это может быть частично разовая диагностика (как это будет предложено во 2, 3 и 4 классе), может быть и результатом длительных наблюдений за детьми (как предлагается провести работу в 1 классе).
Данные этого блока оформляются как количественно (по всему классу, в процентах), так и качественно на каждого ребенка в виде небольшой характеристики.
На данном этапе работы мы предлагаем педагогу воспользоваться только методом наблюдения, длительного и систематического за деятельностью детей на уроках, степенью их активности, адаптации к школе и др.
При желании провести количественную оценку параметров личности, значимых для развития детской одаренности, можно предложить воспользоваться диагностическим материалом, предложенным нами для работы в 3 классе (см. ниже). Это будет весьма полезным для сравнения продвижения детей.
|