Главная страница

Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности»


Скачать 0.72 Mb.
Название Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности»
страница 3/6
Дата 17.02.2016
Размер 0.72 Mb.
Тип Методические рекомендации
1   2   3   4   5   6

2 КЛАСС
I. Психологическая диагностика

(ориентировочное время проведения – 1 четверть)
А. Интеллектуальный компонент
Методика «Исключение лишнего» (из книги Рогова Е.И.)

Цель: изучение логического мышления учащихся.

Подготовка: распечатать задания по количеству учащихся класса (бланки см. ниже; для многократного использования).

Время выполнения: 5-7 минут.

Инструкция: «Нужно решить 15 задачек за 5 минут. Найдите в каждой задачке лишнее слово, не подходящее по смыслу к остальным словам, и выпишите его себе в тетрадь (15 задачек -15 ответов)».
Ход работы*(из опыта работы Кочкиной Э.А., МОУ Гимназия):

  1. Детей предупреждают о том, что раздаточный материал нужно вернуть чистым.

  2. Предлагают классу для обсуждения тренировочное задание (устно):

а) Август, лето, сентябрь – что здесь лишнее? («лето» лишнее, так как это – время года, а остальные - месяца); б) Женя, Серёжа, Саша – какое имя лишнее? («Серёжа», так как это - имя только для мальчиков, а остальными называют и девочек).

3. Объясняют «непонятные», трудные слова в задании, предварительно опросив класс:

- что такое «керосинка»? (лампа или печка, работающая на керосине).

- что такое «тачка»? (деревянная тележка с ручками, а не машина!).

- что такое «этажерка»? (деревянные полочки, расположенные друг под другом этажами).

- что такое штангельциркуль? (измерительный прибор, он измеряет толщину круглых тел).

4. Чтобы снизить тревожность, детей предупреждают, что решить правильно 9 задач из 15 – очень хорошо. Призывают детей работать самостоятельно, пробовать свои силы, чтобы узнать, не спит ли в ком-нибудь скрытый гений?!
Задание для работы (бланки):

1. книга, портфель, чемодан, кошелёк;

2. печка, керосинка, свеча, электроплитка;

3. часы, очки, весы, термометр;

4. лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

5. самолёт, гвоздь, пчела, вентилятор;

6. бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;

7. дерево, этажерка, метла, вилка;

8. дедушка, учитель, папа, мама;

9. иней, пыль, дождь, роса;

10. вода, ветер, уголь, трава;

11. яблоко, книга, шуба, роза;

12. молоко, сливки, сыр, хлеб;

13. берёза, сосна, ягода, дуб;

14. минута, секунда, час, вечер;

15. Василий, Фёдор, Семен, Иванов.

Ключ: 1. книга, 2. свеча, 3. очки, 4. лодка, 5. пчела, 6. бабочка, 7. дерево, 8. учитель, 9. пыль, 10. ветер, 11. яблоко, 12. хлеб, 13. ягода, 14. вечер, 15. Иванов.

Критерии оценки развития логического мышления:

11 – 15 правильных ответов - отличный результат;

9 - 10 - хороший;

7 – 8 - средний;

5 – 6 - удовлетворительный;

0 - 4 - низкий.

Отметим, что очень редкие дети отвечают правильно на 10-ый вопрос теста. Поэтому правильный ответ на 10-ый вопрос – есть свидетельство оригинальности мышления ребёнка, самобытности личности. Такой ребёнок способен дать ответ на сложный вопрос, когда весь класс затрудняется на него ответить. Смело отмечайте творческий потенциал у ребёнка!

Методика «Хрюши»

Цель: изучение внимания учащихся.

Подготовка: распечатать таблицы «Хрюши» Овчаровой Р.В. по количеству учеников (см. Приложение 1).

Инструкция 1: «За 1 минуту сосчитайте, сколько здесь всего хрюш, которые улыбаются, имеют чёлку и два уха» (Это – 7-ой по счёту хрюша в первом ряду. Убедитесь, что все дети вас поняли. После этого начинайте отсчёт времени. Попросите детей искать и считать точно таких же хрюш).

Инструкция 2: «Проверьте себя. Теперь уже за 45 секунд считаем этих же хрюш, которые улыбаются, имеют чёлку и два уха».

Правильный ответ: 12; 12.



Внимание! Ход работы, критерии оценки – неизменны для учащихся 1,2,3 и 4 классов. Изменяются только предъявляемые детям бланки для работы.
Обработка данных:

Методика подробно описана в Пакете методик для 1-ого класса (см. «Человечки»).

      1. Оценить каждый ответ ребёнка в соответствии с критериями, записать в виде двойной формулы.

      2. Сделать вывод о концентрации внимания ребёнка (см. Таблицу оценки концентрации внимания учащегося).

      3. Распределить все результаты учащихся по трём группам, когда внимание: ровное - …% чел (ровная работоспособность)

растёт - …% чел (медленная включаемость в работу)

падает - …% чел (утомляемость)

      1. Выразить количество человек в каждой группе в процентах и проанализировать, какая группа детей в классе преобладает.


Критерии оценки каждого результата (по количеству ошибок:

0 ошибок – отличный

1 ошибка – хороший

2 ошибки – средний

3 ошибки – удовлетворительный

4 ошибки и более – низкий
Критерии оценки ровной работоспособности ребёнка: первый и второй результат одинаковые (отл-отл, хор-хор, ср-ср, уд-уд, за исключением формулы низ-низ).

Критерий оценки медленной включаемости ребёнка в урок: второй результат выше первого (внимание растёт в ходе работы).

Критерии оценки утомляемости ребёнка: оба результата низкие (низ-низ), либо второй результат хуже первого (внимание со временем ослабевает, падает).
Б. Креативность
Методика «Составление изображений объектов» (Л. Ю. Субботина)

Цель: изучение творческих способностей учащихся.

Инструкция для 2 класса: «За 3 минуты нарисуйте домик, любой, какой хочется. Для работы вам предложены 4 фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция), которые можно уменьшать, увеличивать в размерах, использовать столько раз, сколько захотите. Но другие фигуры использовать нельзя».



Внимание! Ход работы, критерии оценки – неизменны для учащихся 1,2,3 и 4 классов. Изменяются только предъявляемые детям задания.
Фигуры для работы:


Ход работы: описан подробно в инструкциях для 1 класса. Там же дана и процедура обработки данных, критерии оценки креативности.



В. Мотивационный компонент (Ориентировочное время проведения: сентябрь-октябрь (3-5 учебная неделя); апрель (для оценки динамики).
Методика « Что мне нравится в школе?» (Н.Г. Лусканова)

Цель: изучение мотивации учащихся к учению.

Инструкция: «Ребята, вы каждый день ходите в школу. Подумайте немного и нарисуйте то, что вам нравится в школе больше всего. Когда рисунок будет готов, озаглавьте его (сделайте подпись, что именно на нём вы изобразили)».

Время работы: 5-7 минут.

Ход работы:

1. На вопросы учащихся, что можно нарисовать, избегайте давать конкретных ответов, просто повторите: «нарисуй, что нравится в школе именно тебе».

2. В конце 4-ой минуты предупредить класс, что осталось времени 1-2 минута на то, чтобы завершить рисунки.
Обработка данных

Отнесите рисунок ребёнка к одной из категорий:


  1. Познавательная мотивация – ребёнок рисует учебник; доску с решёнными примерами; себя, отвечающего у доски. Подпись к рисунку – названия трудных учебных предметов (математика, чтение, английский язык, окружающий мир) или подпись «Нравится учиться».

  2. Начальная познавательная мотивация – ребёнок рисует лёгкие учебные предметы: труд, рисование, музыка, физкультура.

  3. Мотивация по типу школьной атрибутики – изображаются школьные атрибуты: здание школы, помещение класса, парты, дневник с пятёрками. В подписи к рисунку отображается чувство гордости за то, что ребёнок учится именно в этой школе, в этом классе, или, что ему важно приносить домой пятёрки, аккуратно вести тетради, слушаться учителя.

  4. Межличностная мотивация (интерес к учителю) – изображается один учитель. Ребёнку более всего в школе важно, кто его учит, как к нему относится, и он учится ради учителя, чтобы порадовать того своими успехами.

  5. Межличностная мотивация (интерес к одноклассникам) – ребёнок позитивно рисует своих друзей в классе. Ему очень важно общение с одноклассниками, зарабатывание авторитета, атмосфера дружбы в классе. Как бы это хорошо ни выглядело, тем не менее ребёнок ходит в школу скорее ради общения, чем ради учения.

  6. Неустойчивая мотивация – это рисунки с 3-им и 5-ым видом мотивации, но в них заложен ужу негативный смысл. Например, нарисованы бегающие в перемену дети (межличностная мотивация к друзьям, но уже отрицательная); школьный звонок как ожидание конца урока, не учебная часть интерьера класса – цветочный горшок, например, или часы на стене, столовая (то есть школьная атрибутика, но уже отрицательная).

  7. Игровая мотивация – отображается рисунками, которые вовсе не соответствуют теме «школа». Например, ребёнок рисует войну, машины, принцесс и т.п. Некоторые авторы к игровой мотивации относят рисунки, где ребёнок рисует перемену и себя, бегающего и играющего.

  8. Отвержение школы – определяется по надписи, сделанной к рисунку, выражающей протест. Например, «Мне надоело учиться!», «Не хочу ходить в школу!», и т.п. Иногда изображается плачущий ребёнок или ребёнок, совершающий какие-либо асоциальные действия (курит, дерётся, писает).


Критерии уровня развития учебной мотивации:

высокий – случаи познавательной и начальной познавательной мотивации;

выше среднего – случаи мотивации по типу школьной атрибутики (положительные), которые считаются ступенькой перехода к познавательной мотивации (!);

средний – случаи межличностной мотивации к учителю или к одноклассникам (положительные);

ниже среднего – случаи неустойчивой мотивации (по типу отрицательной школьной атрибутики или отрицательной межличностной мотивации к одноклассникам);

низкий – случаи игровой мотивации и случаи отвержения школы.
Дополнительный материал:

Интерпретация данных* (из опыта работы Кочкиной Э.А., гимназия):
1) Познавательная мотивация является высшим видом учебной мотивации, поскольку означает, что дети учатся с удовольствием, им нравится добывать знания, им интересно в школе.

Сформированность учебной мотивации класса определяется по тому, сколько детей в классе в сумме имеют познавательную и начальную познавательную мотивацию.

Л.В. Занков в своих трудах указывал на важность формирования познавательной мотивации у учащихся начальной школы. Он предлагал изучать динамику развития познавательной мотивации у младших школьников по 4-ый класс включительно, поскольку считал, что её можно развивать лишь до 4-ого класса, а с 5-ого класса её нужно только поддерживать. И. В. Дубровина так же подчёркивает, что если учебная мотивация не сформирована у учащихся к 4-ому классу, то развить её в среднем звене невозможно.

Учебные достижения класса тем выше, чем выше в классе процент детей с познавательной мотивацией * (из опыта работы).

Многолетние наблюдения за развитием учащихся гимназии подтвердили этот факт* (из опыта работы). Классы со сформированной познавательной мотивацией (у 60-75 % учащихся) показывали в среднем и старшем школьном звене высокие учебные достижения (высокий процент качества знаний, многочисленные победы на олимпиадах, обилие золотых и серебряных медалей) и дальнейший рост учебной мотивации (к 10-11 классу на 5-15 %, по сравнению с данными за 4-ый класс).

Если в 1-ый класс приходит в среднем только 15 % детей с высокой учебной мотивацией (познавательной), то ко 2-ому классу таких детей становится примерно 35%, а к 4-ому классу их должно быть в идеале не менее 50%. Результат в 60-70 % считается высоким для класса. Он означает, что независимо от своего умственного уровня развития, дети будут хорошо и с желанием учиться (на оценки 4 и 5) * (из опыта работы).


2) Мотивация по типу школьной атрибутики (со знаком +) является переходной к тому, чтобы ребёнок полюбил учиться, и его мотивация переросла в познавательную.
Чтобы подсчитать процент детей, потенциально способных учиться на 4 и 5, подсчитаем сумму:

познавательная + начальная познавательная + школьная атрибутика «+»= …%

3) Межличностная мотивация может выступить как основной вид учебной мотивации, так и быть сопутствующей другим видам мотивации.
Например, если просто нарисован учитель или дети, то здесь межличностная мотивация – основной вид мотивации. Но если, например, учитель нарисован рядом с доской, на которой написаны и решены примеры, то здесь межличностная мотивация только сопутствующая к познавательной мотивации (являющейся в данном случае основной). Если примеры просто написаны, но не решены, то межличностная мотивация - сопутствующая к мотивации по типу школьной атрибутики.
Если распределить рисунки детей по основным видам мотивации, и каждую категорию рисунков подсчитать в процентах, то сумма должна получиться равной 100%.

Если учесть сопутствующие виды мотивации, то сумма всех категорий мотивации обязательно превысит 100%. Сопутствующие виды мотивации важно учитывать для оценки того, насколько ученики привязаны к учителю, друг к другу в классе. Существует порог, превысив который, положительные качества класса могут перейти в отрицательные.


Если межличностная мотивация к одноклассникам является основным видом мотивации свыше чем в 25% случаев, то это неблагоприятный знак того, что дети ходят в школу не учиться, а общаться друг с другом. Если она – сопутствующий вид мотивации в 25% и более случаях, то это положительный признак того, что дети в классе дружат между собой, сплочены, что в классе хороший психологический климат.
Межличностная мотивация к учителю у 2-классников иногда составляет 35% от всех ответов учащихся (они очень привязаны к личности своего первого учителя), и для 2-ого класса это нормальное явление. Но если к 4 классу процент значительно выше, чем 15-17% (нормы), то это - неблагоприятный признак того, что в 5-ом классе учебные успехи детей будут напрямую зависеть от того, понравился им учитель или нет, что неправильно. В идеале, дети должны уметь учиться у любого учителя, а не только у того, который им внешне симпатичен, нравится.



  1. Дети с неустойчивой мотивацией к учению хорошо учатся только тогда, когда у них всё легко получается. При столкновении с трудностью, они быстро теряют интерес к учению, не пытаются разобраться самостоятельно в сложном материале. Поэтому, если родители оказывают помощь таким детям при подготовке домашнего задания, а учитель индивидуальную помощь при изучении сложного материала, они успевают восполнить намечающиеся пробелы в знаниях, способны хорошо учиться. В противном случае, постепенно «съезжают» в учёбе.


Неустойчивая мотивация к учению не должна превышать 15-17% на класс. Больший процент - свидетельство того, что мотивация к учению развита неравномерно по классу, что в классе есть группа учащихся с несформированной мотивацией.

5) Низкая мотивация к учению (игровая и отвержение школы) представляет особую сложность для педагога. Если у ребёнка игровая мотивация, то, как правило, причина этого кроется в его физиологической незрелости. Многие психические функции такого ребёнка остаются пока неразвитыми, и как следствие, он не успевает за общим темпом работы класса на уроке, ему требуется больше времени на освоение материала урока. Если же у ребёнка выявлено отвержение школы, то иногда это может быть вызвано или отклонениями в его психике, тогда нужна консультация психоневролога, или, в другом случае, причиной могут выступить дефекты семейного воспитания или обучения в школе.
Пример наиболее распространённого варианта распределения видов учебной мотивации для учащихся 2-ого класса гимназии* (из опыта работы):

познавательная – примерно у 25% учеников,

начальная познавательная – примерно у 15% учеников,

школьная атрибутика со знаком плюс – примерно у 10%,

межличностная к учителю – примерно у 20% (с учётом сопутствующей – у 30-35%),

межличностная к одноклассникам со знаком плюс – примерно у 10% (с учётом сопутствующей – у 20%), неустойчивая мотивация – у 20 % (школьная атрибутика и межличностная со знаками минус),

игровая – у 0-10%,

отвержение школы – у 0-5% (крайне редко).
Примечание. Если вы захотите сравнить результаты по тесту мотивации Лускановой Н.Г. для 2 класса с результатами теста «Моё отношение к школе» для 1 класса, то делать это можно только условно (методики не идентичны друг другу). Условно процент высоких результатов по тесту для 1 класса можно сравнить с суммой процентов высоких, выше среднего и средних результатов по тесту для 2 класса (то есть, исключая процент учащихся с неустойчивой мотивацией, игровой и отвержением к школе).


  1. Работа с ребёнком: самоанализ способностей

(ориентировочное время проведения – 2 четверть)
В блоке психологической диагностики с учащимися 2-ого класса была проведена методика «Что мне нравится в школе?» (Н.Г. Лускановой). При ее обработке учителем могла быть получена интересная и довольно обширная информация о мотивации школьников к учению. В качестве дополнения к ней предлагаем для проведения самоанализа ребенком способностей провести с ними анкету. Способ проведения анкетирования может быть выбран самим учителем: либо ребята заполняют ее самостоятельно, в классе; либо анкета дается на дом и заполняется вместе с родителями. Во втором случае результаты анкетирования могут быть менее объективны, но при этом сама анкета сможет выполнять и воспитывающую функцию.
Анкета: «Интересы учащихся»

Инструкция: Ответь на предлагаемые вопросы.

  1. Нравится ли тебе в школе? (Да, всегда; Почти всегда; Иногда; Нет).

  2. Есть ли у тебя друзья в классе? (Почти все одноклассники; Немного; Нет)

  3. Какие предметы тебе в школе нравятся больше всего, почему?

  4. Какие предметы не нравятся, почему?

  5. Занимаешься ли ты в каких-либо кружках или секциях?

  6. Ходишь ли ты в библиотеку?

  7. Читаешь ли ты интересные книги, энциклопедии? Какие?

  8. Что ты любишь делать в свободное время?

  9. Чем вы занимаетесь с родителями в свободное время?

  10. Что бы ты хотел изменить в своей жизни?


Обработка результатов

  1. Вопросы № 1 и № 2 дают учителю представление (или дополнительную информацию) об эмоциональном отношении детей к школе, их можно обработать количественно, подсчитав выбранные детьми ответы в процентах, по классу.

  2. Вопросы № 3 и № 4 выделят интересы и склонности детей к той или иной дисциплине (предмету). Интересна не только количественная информация, но и качественная – почему ребенку нравится или не нравится предмет.

  3. Вопросы №№ 5 – 9 дают представление о наличии интересов и склонностях ребят вне школы, есть ли они, насколько они информационно насыщенны, требуют ли они каких либо усилий со стороны ребенка.

  4. Последний вопрос имеет личностный характер, может быть информативным в плане наличия у ребенка трудностей в социальной адаптации.

  5. Обработанные данные занести в сводную таблицу, выделить наиболее важные тенденции по всему классу (количественные и качественные).




  1. Диагностический блок для работы с родителями детей

(ориентировочное время проведения – 3 четверть)

Задачи, поставленные перед диагностикой родителей на этом этапе работы, могут быть следующими:

  1. оценить степень осведомленности родителей о детской одаренности как феномене и степень их включенности в совместную работу;

  2. собрать сведения о направленности интересов ребенка вне школы, выделить склонности ребенка с учетом мнения родителей.

  3. мотивировать родителей к оказанию посильной помощи в рамках проекта.


В этом блоке предлагаем провести методику «Палитра интересов», которая была включена в работу с детьми в 1 классе (Текст методики, процедура обработки результатов предложена в блоке «Работа с ребенком» за 1 класс, меняется лишь инструкция).

Инструкция для родителей: В правом верхнем углу листа ответов запишите свое имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клет­ках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов.

Если то, о чем говорится, вашему ребенку не нравится, ставьте знак «-»; если нравится «+»; если очень нравится, ставьте «++». Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вашему ребенку …»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообрази­тельность.

  2. Читать самостоятельно (слушать, когда тебе чи­тают) сказки, рассказы, повести.

  3. И т.д.
1   2   3   4   5   6