Главная страница

Конспект урока по учебной дисциплине «теория и методика развития речи у детей» для студентов 41 группы специальность 44. 02. 01


Скачать 238.88 Kb.
Название Конспект урока по учебной дисциплине «теория и методика развития речи у детей» для студентов 41 группы специальность 44. 02. 01
Дата 09.03.2016
Размер 238.88 Kb.
Тип Конспект

ОГБПОУ«Шарьинский        педагогический        колледж

Костромской области»


Конспект урока

по учебной дисциплине

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»

для студентов    41   группы   специальность   44.02.01

«Дошкольное    образование»

                                                                       Подготовила   преподаватель

                                                                               ШПК       ПЦК «Дошкольных

                                                                               дисциплин»           Кокоулина  

                                                                                Нина                Вячеславовна.
2015
Раздел 7.Методика ознакомления детей с художественной литературой.

Тема    урока  7.3.    Ознакомление детей с поэзией.            

Цель урока.

       Дать студентам необходимые теоретические знания о методике заучивания стихотворений.

Задачи урока.

  1. Познакомить студентов с лучшим опытом работы воспитателей детских садов, вооружить их необходимыми практическими навыками работы по применению данной методики в дошкольных учреждениях.

  2. Развить желание узнать о том, какое  место занимает  работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

  3. Воспитывать готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству. Способствовать формированию стремления к профессиональному росту.

Оборудование:

    • Наборы карточек со стихотворными текстами.

    • Электронная презентация с иллюстративным материалом.

    • Карточки с советами Д.Корнеги.

    • Выставка журналов («Дошкольное образование», «Обруч», газеты «Детский сад»)  со статьями по теме урока.

    • Книжки – методические пособия преподавателя.

    • Комплект наглядных пособий к стихотворениям по программам «Детство» и «Радуга».

    • Схема.

Методические приёмы.

►Лекция с элементами беседы.

►Творческие задания.

►Сообщения студентов.

►Вопросы.

Ход урока.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с темой «Ознакомление детей с поэзией». Вы, как будущие воспитатели, должны знать значение поэзии в жизни дошкольников и методику проведения деятельности, уметь применять интересные приёмы обучения, составлять конспекты по заучиванию стихотворений. Хочется видеть вашу готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству.
План урока.

  1. Значение поэзии в воспитании дошкольников.

  2. Особенности восприятия и запоминания стихотворений детьми дошкольного возраста.

  3. Требования к стихотворениям. Запоминание и вос произведение, их взаимосвязь.

  4. Методика ознакомления детей с поэтическим произведениями.

  5. Приемы, способствующие быстрому запоминанию и выразительному чтению.

  6. Элементы ТРИЗа и МНЕМОТЕХНИКИ.

I. В методике развития речи особое место занимает  работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.        Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Вопрос к группе:

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ УЧАТ В ДЕТСКОМ САДУ СТИХИ?

Вам было дано опережающее домашнее задание – значение поэзии в воспитании дошкольников. Пожалуйста, кто желает ответить?

Слово преподавателя.

Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строчки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются собеседники.

Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я Маршака, С.В.Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребёнок не может запомнить стихи.

Вопрос к группе:

ПОЧЕМУ ДЕТИ ПЛОХО ЗАПОМИНАЮТ ТЕКСТ?

Слово преподавателя.

■ Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным.

■ Что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями,

■ Нет мотивации – нет результативной деятельности.

Предложение группе.

ДАЙТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ С ДЕТЬМИ.

Слово преподавателя.

► Подбирайте такие стихи, которые интересны детям.

Вопрос к группе:

Какие стихотворения вам больше понравились и запомнилось с уроков «Детская литература»? Приведите примеры игривых стихотворений.

► Такие стихи, которые помогают ему играть,

► общаться,

► сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их,

► ребёнок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей,

► призовите на помощь все виды памяти: ЗРИТЕЛЬНУЮ, ОБОНЯТЕЛЬНУЮ, ВКУСОВУЮ, ОСЯЗАТЕЛЬНУЮ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ,

► НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО САМАЯ СИЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – эмоциональная.

Слово преподавателя.

«ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ СТИХИ, ПУСТЬ УХО ИХ ПРИУЧИТСЯ К ГАРМОНИИ РУССКОГО СЛОВА, СЕРДЦЕ ПРЕИСПОЛНИТСЯ ЧУВСТВОМ ИЗЯЩНОГО, ПУСТЬ ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВУЕТ НА НИХ ТАК ЖЕ, КАК И МУЗЫКА».

                                                                                                     В.Г. БЕЛИНСКИЙ.   

В методике развития речи особое место занимает  работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.        

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
II. Особенности восприятия и запоминания стихов детьми.
Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений:

  • любовь детей к звукам и игре с ними,

  • к повтору,

  • особая чувствительность к рифме.


* Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, лаконичные (мышление у ребёнка образное, дети мысленно «рисуют» содержание стихотворения).

А .БАРТО, С. КАПУТИКЯН, С. МАРШАК,К.ЧУКОВСКИЙ И ДР.

* короткие стихи,

* в которых много глаголов, существительных,

* где конкретность, образность сочетается с динамикой действия.


  • Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации.


Вопрос к группе.

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?

  Слово преподавателя.

Установка мобилизует память, внимание, ребёнок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Вопрос к группе.

ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:  КАКОЙ МОТИВ МОЖЕТЕ ПРЕДЛОЖИТЬ ВЫ?

  

Слово преподавателя.

  • В непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы.

  • В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности.

Способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4-5 лет. Задача – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.
Характерная черта памяти маленьких детей – механический характер. Но даже трёхлетние малыши обнаруживают смысловую память. Ваша цель – развивать её, т.к. осмысленное запоминание гораздо прочнее механического.
Следовательно:..

Вопрос к группе.

 КАКИЕ ВЫВОДЫ ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ?

Слово преподавателя.

На запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние…

психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, содержание и форма поэтического текста
III. Вам было дано второе опережающее домашнее задание – Требования к стихотворениям. Запоминание и вос произведение, их взаимосвязь.  Кто желает поделиться своим знаниями?


  1. Методика ознакомления детей с поэтическим произведениями.


Слово преподавателя.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ.


  • Не рекомендуется заучивать стихи хором:

Вопрос к группе.

Как вы думаете, почему?

Искажается или пропадает смыл стихотворения,

появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение,   

пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными.

нет выразительности, появляется монотонность, ненужная тягучесть,

искажение окончаний слов, утомление детей от шума.)

  • Стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам).

Вопрос к группе.

Почему?

Это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Вопрос к группе.

Сравните, как заучивают стихи в детских садах?

  • Не требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

  • Учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагать ритмичные стихи, застенчивым – приятно услышать своё имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.

  • Создавать «АТМОСФЕРУ ПОЭЗИИ» в детском саду (на прогулке, в повседневном общении, на природе, не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически, развивать потребность слушать и запоминать.)

Какую методику заучивания стихотворений предлагают Бородич А.М. Алексеева  М.М Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Пирадова В.И.

Сообщения учащихся.(Опережающее домашнее задание)
V. Приёмы для лучшего запоминания стихов.
Вопрос к группе.

Какие приёмы можете предложить вы. При правильных ответах я буду открывать необходимую строчку, как в игре «100 к одному». (На ватмане написаны приёмы и закрыты чистыми листами).


  • ИГРОВЫЕ;

  • ДОСКАЗЫВАНИЕ ДЕТЬМИ РИФМУЮЩЕГОСЯ СЛОВА;

  • ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ ;

  • ЧАСТИЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВСЕЙ ГРУППОЙ, ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЁТ ОТ ЛИЦА КОЛЛЕКТИВА.(«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист»);

  • ДРАМАТИЗАЦИЯ С ИГРУШКАМИ;

  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИГРОВЫХ СТИХОВ МЕТОДОМ ИГРЫ («Телефон» К.Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака).


Приёмы для формирования выразительности.

(Используется схема на доске)

☻ ОБРАЗЕЦ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ;

☻ПРИМЕР ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ РЕБЁНКА;

☻ОЦЕНКА ЧТЕНИЯ;

☻ ПОДСКАЗ НУЖНОЙ ИНТОНАЦИИ;

☻ НАПОМИНАНИЕ О ПОХОЖЕМ СЛУЧАЕ ИЗ ЖИЗНИ РЕБЁНКА, ОЖИВЛЯЮЩЕЕ ПЕРЕЖИТЫЕ ЧУВСТВА;

☻ОБЪЯСНЕНИЯ И УКАЗАНИЯ ПО ПОВОДУ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ ЧТЕНИЯ;

☻ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ, ПОМОГАЮЩАЯ ПОДОБРАТЬ НУЖНЫЕ ИНТОНАЦИИ.
Приёмы для заучивания от практиков.

Вопрос к группе.

Какие методические приёмы при заучивании наизусть вы видели на практике?

Слово преподавателя сопровождается показом и обыгрыванием.

█ ЧИТАТЬ ПО СТРОЧКЕ,

█ ЧИТАТЬ ПО ОЧЕРЕДИ,

█ ОТ ИМЕНИ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ С СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ИНТОНАЦИЕЙ,

█ ТЕАТР ПЕРЕД МИКРОФОНОМ,

█ ПОСТРОЧНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ,

█ СТУПЕНЬКИ ЛЕСТНИЦЫ – МЫСЛЕННО ШАГАТЬ ПО СТУПЕНЯМ,

█   ЖОНГЛИРОВАНИЕ,

█ ИГРА «ЭХО»,

█ «ТЕЛЕВИЗОР»,

█ «ШИФР» (домой задание),

█ ОТ ИМЕНИ ЛЮБИМОГО  СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ (дети узнают),

█ С РАЗЛИЧНЫМ НАСТРОЕНИЕМ,

█ ПРОПЕТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ,

█ СОБЕРИ СТИХОТВОРЕНИЕ.         

Доказано, что между речевой функцией и обшей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

В предлагаемых стихах движения подобраны к каждому слову текста (реже к словосочетанию). Это помогает быстрее, легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы.
Творческое задание.

ПОДБЕРИТЕ ДВИЖЕНИЯ К КАЖДОМУ СЛОВУ ТЕКСТА (ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЮ)
Веточки на яблоньке повисли от печали,

Яблоки на веточках висели и скучали.

Девочки и мальчики ветки раскачали.

Яблоки о землю громко застучали.

Веточки на яблоньке                    руки вверху, «дерево», наклоны туловища

повисли от печали,                      и рук в стороны на каждое слово;
Яблоки на веточках                      руки вверху, кисти рук свободно опущены

висели и скучали.                      вниз; взмахи кистями рук на каждое слово
Девочки и мальчики              наклон туловища вперёд, руки делают

                                              размашистые

ветки раскачали.                  движения в  стороны (как маятник) на

                                            каждое слово;
Яблоки о землю                            полуприседая, хлопаем ладонями

громко застучали.                        по коленям
По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил «Мэ-э,—

Ты в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами..

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

                      (С.михалков)
• Разучивание стихов, сопровождающееся движением, способствует лучшему запоминанию текста, делает его бо лее ярким, помогает развивать воображение, активизирует мыслительную деятельность ребенка.

VI. Элементы ТРИЗа и МНЕМОТЕХНИКИ

"Учите ребенка каким-нибудь неиз вестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

                                                                                                 К.Д. Ушинский

           Основной целью своей профессиональной деятельности некоторые воспитатели считают развитие творческого воображения и памяти детей. Они использует в работе элементы ТРИЗа и МНЕМОТЕХНИКУ (технологию развития памяти).

         Воспитатель применяет разные методы и приемы при заучивании стихотвор ных текстов, разнообразные "подсказ ки", например:

  1. рисуем (кодируем) стихотворение;

  2. изображаем в действии;

  3. показываем;

  4. играем;

  5. используем серию картинок;

  6. используем один рисунок;

  7. считаем.

Рисуем стихотворение. Сначала воспи тателю нужно подобрать "рисуемое" стихо творение, выучить его наизусть, закодиро вать (изобразить с помощью символов), вы разительно прочитать. Дать установку де тям: "Сегодня попробуем стихотворение на рисовать. И тогда вы все сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения".

Медведь

https://lh6.googleusercontent.com/lc5elzk5tjmwebge5yfenexcpumxkknno7k52oy5wcvzvd2isxohtugsq2omnkviilj93zjvn45kqolcjm393f5yubjos7ecydlpybv2cbrfktxnlntjl8jpf0y-ml0

Как под горкой –

Снег, снег.

И на горке

Снег, снег.

Как под елкой –

Снег, снег.

И на елке

Снег, снег.

А под снегом

Спит медведь.

Тише! Тише!

Не шуметь!          

                                                  (И. Токмакова.)

Воспитатель вместе с детьми воспроизво дит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.

Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.

Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.

Можно дать детям готовую схему с симво лами к новому стихотворению.
Слово преподавателя.

Посмотрите электронную презентацию с иллюстративным материалом. В ней вы увидите, как проиллюстрированы  стихотворения по программам «Ралуга» и «Детство».
Изображаем в действии. Доказано, что между речевой функцией и моторикой су ществует тесная связь. Совокупность движе ний рук и речевых органов ускоряет запо минание стихотворного текста. Суть этого метода в том, что к слову или строке подби раются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.

Пять малышей

Один малыш качается в саду.

(Показывает указательный палец. Опус кает его вниз и покачивает им.)

Два малыша купаются в пруду.

(Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.)

Три малыша ползут к дверям в квартире,

(Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указа тельным пальцами изображает мелкие шажки.)

А в эту дверь стучат еще четыре.

(Указательным пальцем правой руки сту чит по раскрытой левой ладони. Выстав ляет четыре пальца: указательный, сред ний, безымянный, мизинец.)

С пятью другими тоже все в порядке.

(Показывает пять пальцев. Сжимает ла донь правой руки в кулак, поднимает боль шой палец.)

Им весело, они играют в прятки.

(Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза.)

Где притаились, ясно и ежу,

(Прижимает указательный палец к гу бам. Делает "ежика" из пальцев обеих рук.)

Но я глаза зажмурил и вожу:

"Один, два, три, четыре, пять,

Ну, берегитесь, я иду искать!"

(Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы другой руки. Грозит указательным пальцем, протягива ет руки вперед.)

С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумыва ют движения с воспитателем.

Показываем стихи. Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, на стольный театры, "театр игрушек" и фланелеграф. Малышам воспитатель "показывает" стихотворение несколько раз, чтобы они могли вместе с ним его повторить. Старшим дошкольникам педагог "показывает"стихо творение два раза, затем дети хором произ носят текст или кто-либо один читает стихи, а другой "показывает".

Ты - хомяк,

А ты - хорек,

Ты - зайчишка-

Прыг да скок.

Ты - лисица,

Ты - куница,

Ты - бобриха-мастерица.

Ты - охотник

Ой, беда!

Разбегайтесь кто куда!

По ходу чтения воспитатель выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) в специальную коробочку, в которой "живет" новое стихотворение.

Играем стихи. Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру-драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает воспитатель, а "играет" ребенок, потом наоборот.

Мой мишка

Я рубашку сшила мишке.

(Показывает мишку и гладит его.)

Я сошью ему штанишки.

(Показывает штанишки.)

Надо к ним карман пришить

(Показывает карман.)

И платочек положить.

(Вкладывает в карман платочек.)

На плите сварилась каша.

(Берет кастрюлю с плиты.)

- Где большая ложка наша?

(Ищет ложку.)

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

("Моет" мишке лапки, вытирает и уса живает его за стол.)

Повяжу тебе салфетку,

(Завязывает салфетку.)

Ешь котлетку, ешь конфетку,

(Дает на тарелочке конфету.)

Молоко свое допей

("Поит" молоком.)

И гулять пойдем скорей!

(Берет мишку за лапку и идет гулять.)

                                                           (3. Александрова.)

Используем серию картинок. Опора на серию рисунков для обучения детей заучи ванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особен но эффективен для детей с речевой патоло гией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В дошколь ном возрасте преобладает наглядно-образ ная память, и запоминание носит в основ ном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малы шей). При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучиванию цели. Например, при заучивании сти хотворения 3. Александровой "Новая столо вая" сначала воспитатель показывает изоб ражения птиц, а дети рассматривают их и называют, затем последовательно называют дни недели (педагог выставляет на фланелеграфе карточки с цифрами). Проводится словарная работа: кормушка, столовая, го нец весенний - путешественник-скворец. Воспитатель дает установку на запомина ние: "Теперь смотрите на картинку, слушай те новое большое стихотворение и поста райтесь его запомнить". Читает полностью, не спеша, показывает картинку.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

  Будет вам зимой обед!

(Кормушка, на которой сидят воробьи и снегири.)

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

(Синица и карточка с цифрой 1.)

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

(Снегири и карточка с цифрой 2.)

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

(Вороны и карточка с цифрой 3.)

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

(Воробьи и карточка с цифрой 4.)

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

(Голубь и карточка с цифрой 5.)

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок!

(Сорока и карточка с цифрой 6.)

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний -

Путешественник-скворец...

Вот и песенке конец!

(Скворец и карточка с цифрой 7.)

Потом дети читают текст хором, по груп пам, по желанию. Картинки остаются в группе на видном месте. Дети и воспита тель повторяют текст перед уходом домой и утром для закрепления, затем рисунки убирают.

Используем один рисунок. Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивания потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждо му стихотворению есть красочная иллюст рация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.

Существует и другой вариант этого мето да. Воспитатель читает стихотворение и по казывает большой яркий рисунок.

Я сова - большая голова,

На суку сижу,

Во все стороны гляжу,

Жуков и мошек - всех вижу.

Затем задает вопросы, чтобы дети мог ли ответить словами из текста: кто нари сован на картине? Какая у нее голова? Что сова делает? На чем сидит? Куда глядит? Зачем?

Детям из младших групп воспитатель за дает эти вопросы несколько раз (ответы мо гут быть хоровыми и индивидуальными). Дает установку: "Послушайте, как я вам про сову расскажу". Потом рассказывают все вместе, по группам, по желанию. Для луч шего запоминания стихотворение можно обыграть: ведущий - "сова", дети - "насе комые".

Считаем. Четкий ритм и отсутствие выра зительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания - в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.

Для малышей можно использовать ма ленькие считалки типа "Раз, два, три, четы ре, пять, я иду искать!" Сначала воспитатель ищет детей, а потом, по желанию, - дети. По играв так несколько раз, малыши запомина ют считалку.

Любят дети "сонные" считалки, которые непроизвольно запоминают, помогая воспи тателю рассказывать их шепотом в спальне перед сном. Со старшими дошкольниками считалки разучивают при выборе водящего в подвиж ной игре на прогулке. Иногда они приносят "свои" считалки и знакомят с ними друг дру га. Дети знают много таких считалок, кото рых не найдешь в книгах и не сразу сумеешь выговорить, например:

Тыры-пыры, две гантыры,

Бухты-барахты, лебедь крахты.

Солнце, бронце, луковка.

При заучивании считалок совершенству ется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к сло ву и словотворчеству.
Приставалочка

                                                       С.Чёрный

1. Отчего у мамочки

                                на щеках две ямочки?

2. Отчего у кошки

                         вместо ручек ножки?

3. Отчего шоколадки

не растут на кроватке?

4. Почему у птичек

                    нет рукавичек?

5. Почему лягушки

                    спят без подушек?

6. Да оттого, что у моего сыночка

       ротик без замочка!
Методическое пособие «ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ»,  поможет вам найти стихотворения, которые можно использовать в своей работе студентам по специальности «Дошкольное образование», Особенно ценно это пособие для студентов, получающих дополнительную специализацию «Воспитатель логопедической группы». Материал пособия можно использовать  как на занятиях по развитию речи, так и на музыкальных, физкультурных занятиях.

Задание студентам.

Разделитесь на подгруппы и продемонстрируйте каждая группа  одно стихотворение с движениями.

Логоритмическое стихотворение «Ветер»

Ветерок листвой шуршит:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.           Ритмично потирают ладонь о ладонь.

В трубах громко он гудит:

У-у-У, У-У-У-                     Делают ритмичные хлопки ладошками

                                                        над головой.
Поднимает пыль столбом:

Бом-бом-бом.                      Ритмично топают ногами.

Дует он везде, кругом:

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.            Ритмично попеременно похлопывают

               впереди и сзади себя.
Может вызвать бурю он:
Страх-страх-страх.                       Руки в стороны, делают ритмичные

                вращательные движения.
Не удержится и слон:
Ах-ах-ах-ах.                      Делают «уши», ритмично сжимают,  

              разжимают

Логоритмическое стихотворение «Осенние листья»

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит:

Шур-шур-шур, шур-шур-шур.    Ритмично потирают ладонью

                                                           о ладонь.

И с деревьев их разносит.
Поиграет. Снова бросит.            Ритмично скрещивают

                     вытянутые вверх руки.

Тш-тш-тш, тш-тш-тш.

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит.              Делают круговые ритмичные

                                                       движения указательными

                                                         пальцами.

у-у-у, у-у-у-

То к земле прижмет, погладит,

Вдруг на веточку посадит.   Ритмично похлопывают ладонями

        со сменой положения рук.

Так-так-так, так-так-так.

Соберет большую кучу,

Убежит и сядет в тучу.
Логоритмическое стихотворение           «Колокольчик»

  1. Дон-дон-дон, — колокольчик звенит.       Ритмично

покачивают

головой

из стороны

в сторону.

— Ля-ля-л я, — что-то он говорит.                 Ритмично

выполняют

упражнение

«фонарики»

руками.

  1. Динь-динь-динь —наклоняет головку.         Ритмично

покачивают

головой вперед.

  1. Бом-бом-бом —растрепал всю прическу.    Ритмично

поглаживают

ладонями

по волосам.

— Дзынь-дзынь-дынь — солнцу он улыбнулся.Ритмично

похлопывают

в ладоши,

руки вверху.

Ди-ли-дон — наконец-то проснулся.

Ритмично

 топают ногами

Слово преподавателя.

В заключении предлагаю вам советы по улучшению памяти:

Дейл Карнеги дает свои советы (законы) по улучшению памяти.
۞ Первый «закон» памяти — получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо: а)сосредоточиться; б) внимательно наблюдать. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
۞ Второй «закон» памяти — повторение.
۞Третий «закон» памяти — ассоциация: хочешь запомнить факт — нужно ассоциировать его с каким-либо другим.
VII. Итог урока.

Сегодня мы с вами узнали, как много разработано новых методических приёмов для заучивания наизусть. Их мы уже опробовали на практике, все дети с одного занятия заучивали предложенные стихотворения. Вы все поняли, насколько велико значение поэзии в жизни дошкольников.

Д/з.

  1. Составить конспект по заучиванию стихотворения в той возрастной группе, где вы проходите практику и по той программе, по которой работает детское учреждение.

  2. Сделать иллюстрации к стихотворению (на выбор студента) по Программе того детского учреждения, в котором вы проходите практику.