Главная страница

Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности»


Скачать 0.72 Mb.
Название Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности»
страница 4/6
Дата 17.02.2016
Размер 0.72 Mb.
Тип Методические рекомендации
1   2   3   4   5   6

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов

1. Вопросы составлены в соответствии с условным де­лением склонностей ребенка на семь сфер:

  • математика и техника;

  • гуманитарная сфера;

  • художественная деятельность;

  • физкультура и спорт;

  • коммуникативные интересы;

  • природа и естествознание;

  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

2. Проведите несложные подсчеты крестиков и выделите сферы, наиболее ярко демонстрирующие интересы и склонности вашего ребенка.

3. При возможности проведите сравнение полученных данных с результатами исследования по этой методике с детьми.



  1. Педагогическая диагностика

(ориентировочное время проведения – 4 четверть)
Для получения более объективной информации об интересах и склонностях детей класса предлагаем учителю выступить в роли эксперта и оценить их по той же методике «Палитра интересов». Такой подход в оценке качеств человека (ребенка) в психолого-педагогических исследованиях используется часто. Как показывает практика, мнение родителей о способностях своих детей нередко бывают завышенными. Именно поэтому оценка качеств ребенка независимым экспертом может быть весьма полезной в плане объективности суждений и выводов. В работе над этой методикой могут быть подключены и другие педагоги, работающие в этом классе, психолог или социальный работник, знающие этих детей.
(Текст методики, процедура обработки результатов предложена в блоке «Работа с ребенком» за 1 класс, меняется лишь инструкция).
Инструкция для педагога: В правом верхнем углу листа ответов запишите имя и фамилию ребенка. Ответы на вопросы помещайте в клет­ках, ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и так далее. Всего 35 вопросов.

Если то, о чем говорится, данному ребенку не нравится, ставьте знак «-»; если нравится «+»; если очень нравится, ставьте «++». Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли данному ребенку …».

Обработка результатов

1. Проведите несложные подсчеты крестиков и выделите сферы, наиболее ярко демонстрирующие интересы и склонности данного ребенка.

  • математика и техника:

  • гуманитарная сфера;

  • художественная деятельность;

  • физкультура и спорт;

  • коммуникативные интересы;

  • природа и естествознание;

  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.


3. Проведите сравнение полученных данных с результатами исследования по этой методике с детьми (1 класс, 2 четверть) и их родителями (2 класс, 3 четверть).

4. Используйте полученные результаты для выработки направлений развития детской одаренности в вашем классе.

3 КЛАСС
I. Психологическая диагностика

(ориентировочное время проведения – 1 четверть)
А. Интеллектуальный компонент
Методика «Исключение лишнего» (из книги Рогова Е.И.)

Цель: изучение логического мышления учащихся.

Предлагается повторить методику, проводимую во втором классе (см. Диагностический инструментарий, 2 класс). Опыт работы показывает, что текст методики дети запоминают лишь частично, что не мешает отметить динамику логического мышления. Причем, удобно использовать уже приготовленные бланки второй раз.
Методика «Бурёнки» (Кочкина Э.А.)

Цель: изучение внимания учащихся.

Подготовка: распечатать таблицы «Бурёнки» Овчаровой Р.В. по количеству учеников, для многоразового использования (см. Приложения).

Инструкция 1: «За 1 минуту как можно быстрее сосчитайте, сколько на бланке бурёнок, которые имеют одно левое ухо и один левый рог».

Инструкция 2: «Выполните то же самое задание, но уже за 45 секунд».

Правильный ответ: 14; 14.
Обработка данных:

Методика подробно описана в Диагностическом инструментарии для 1-ого класса (см. методика «Человечки»).
Внимание! Ход работы, критерии оценки – неизменны для учащихся 1,2,3 и 4 классов. Изменяются только предъявляемые детям задания.

Б. Креативность
Методика «Составление изображений объектов» (Л. Ю. Субботина)

Цель: изучение творческих способностей учащихся.

Инструкция для 3 класса: «За 3 минуты нарисуйте волшебный ключик, открывающий все двери. Для работы вам предложены 4 фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция), которые можно уменьшать, увеличивать в размерах, использовать столько раз, сколько захотите. Но другие фигуры использовать нельзя».
Фигуры для работы:


Ход работы: описан подробно в инструкциях для 1 класса. Там же дана и процедура обработки данных, критерии оценки креативности.
В. Мотивационный компонент

Методика определения мотивации учебной деятельности

Инструкция: Выберите, пожалуйста, четыре мнения, наиболее соответствующие вашему, и расположите их в порядке значимости (от наибольшей значимости к наименьшей).


  1. Учусь, потому что на уроках интересно.

  2. Учусь, потому что заставляют родители.

  3. Учусь, потому что хочу больше знать.

  4. Учусь, чтобы потом хорошо работать.

  5. Учусь, чтобы доставить радость родителям.

  6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей.

  7. Учусь, потому что нравиться учитель.

  8. Учусь, потому что в наше время нельзя быть незнающим.


Обработка результатов

Ключ:

1,3,4,8 – внутренняя мотивация (ВНТ)

2,5,6,7 – внешняя мотивация (ВН)

При обработке учитываются первые три мнения,

  • высокий уровень мотивации – ВНТ – 3,

  • средний уровень мотивации – ВН – 2 (если на первом месте 2-е предложение и четвёртый выбор ВН, то мотивация низкая),

  • низкий уровень мотивации – ВНТ – 1.


Примечание: данные по методикам (за 2 и 3 классы) можно сравнивать условно.



  1. Работа с ребёнком: самоанализ способностей

(ориентировочное время проведения – 2 четверть)
Изучая самооценку учащихся по отношению к своим талантам и способностям, следует учесть, что она всего лишь показатель отношения ученика к своим достижениям, восприятия своих способностей.

В 1-2 классе можно часто столкнуться с завышенной самооценкой ребёнка, когда он переоценивает наличие у себя тех или иных качеств, ощущает себя успешным практически во всех сферах деятельности. Поэтому мы полагаем, что использовать задания на самооценку в 1 и 2 классах не совсем продуктивно.

Основы рефлексии начинают формироваться только с 3-4 класса, поэтому более-менее объективное видение себя можно ожидать, начиная не раньше этого возраста.

Методика, предложенная для работы с детьми, разработана Кочкиной Э.А. (МОУ Гимназия) как модификация известной методики Дембо-Рубинштейна «Шкала самооценки». Мы предлагаем использовать ее в 3-ем и 4-ом классах без изменений, провести сравнительный анализ полученных результатов.
Анкета «Мои таланты» (Кочкина Э.А.)
Подготовка: Нарисуйте 10 вертикальных отрезков высотой 10 тетрадных клеток.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Инструкция: «Сейчас я вам буду называть разные умения и таланты. Вам нужно справедливо оценить, насколько у вас развит каждый талант, и поставить крестик на отрезке. Чем выше крестик, тем выше ваш талант. На самой вершине отрезка находятся известные учёные певцы, спортсмены и другие умельцы».

Другой вариант инструкции: «По 10-балльной системе попробуйте оценивать свои таланты. Я вам их буду по очереди называть. Помните, что 10 баллов ставится только за очень высокий талант, какой есть, например, у известных учёных, певцов, спортсменов и других умельцев. 1 балл можно поставить себе в случае, если у вас абсолютно нет названного мной таланта и нет желания этим заниматься. Вы можете ставить себе любой балл, от 1 до 10, то есть и 5, и 7, и 8, в зависимости от того, кто как считает».

Задание: В какой степени у тебя есть талант…

  1. решать задачи по математике

  2. сочинять стихи как поэт

  3. умело мастерить своими руками

  4. красиво рисовать как художник

  5. петь как настоящий певец

  6. достигать больших успехов в спорте (танцах, беге, хоккее или др.)

  7. всегда добиваться своего

  8. очень много читать и много знать

  9. долго и успешно заниматься чем-то сложным

  10. постоянно размышлять над всем, что бы это значило?


Ключ:

  1. способности к математике

  2. литературные способности

  3. моторная ловкость (развитые ручные навыки)

  4. художественные способности

  5. музыкальные способности

  6. способности в спорте

  7. лидерская одарённость

  8. 9. 10. исследовательские способности


Критерии уровня оценки своих талантов:

9-10 баллов (клеток) – высокая

7-8 – выше средней

5-6 – средняя

3-4 – ниже средней

1-2 - низкая

Обработка данных

1) Напишите список учащихся класса столбиком. Расчертите ещё 8 граф для 8 видов способностей (см. ключ).

2) Поставьте в протоколе исследования плюсы ребёнку в колонках тех способностях, где он поставил себе от 7 до 10 баллов. В случае исследовательских способностей – максимально ребёнок может получить 3 плюса, поскольку их изучают по 3 вопросам анкеты. Поставьте минус в соответствующей графе, если балл равняется от 1 до 4, и поставьте ноль – если это 5-6 баллов.

3) Подсчитайте, сколько учащихся в классе имеет плюсы по каждому виду способностей (7-10 баллов). Выразите это число в процентах, - столько учащихся интересуется данным видом деятельности и считает себя успешным в нём. Если хотите, подсчитайте процент средних самооценок (5-6 баллов) и процент низких самооценок (1-4 балла).

4) В случае оценки исследовательских способностей поступите немного иначе. Рассчитайте самооценку учащихся по 4-ём уровням.

Критерии оценки своих исследовательских способностей:

3 плюса – высокая оценка своим исследовательским способностей

2 плюса – оценка выше средней

1 плюс – средняя оценка

0 плюсов – низкая оценка
5) Занесите данные в сводную таблицу.

6) На следующий учебный год сравните изменения, произошедшие в интересах детей, в умении оценивать себя.


  1. Диагностический блок для работы с родителями детей

(ориентировочное время проведения – 3 четверть)
Методика, предлагаемая для работы с родителями в 3 классе, имеет следующую задачу: оценка родителями общей одаренности ребенка. В методике, разработанной А. Савенковым, выделено 9 параметров одаренности, выраженность которых может быть различной. Предлагая родителям оценить «вес» каждого параметра у своего ребенка, педагог не только добивается главной задачи, но и расширяет сведения детей об одаренности как феномене, создает условия для проявления родительской рефлексии (осмысления, анализа).

Данную методику предлагается использовать не только в работе с родителями, но и в блоке Педагогическая диагностика в 3 классе.
Методика оценки общей одаренности (А.Савенков).

Инструкция для родителей: «Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у ода­ренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь сле­дующей шкалой:

5 — оцениваемое свойство личности развито хоро­шо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 — свойство заметно выражено, но проявляется не­постоянно, при этом и противоположное ему проявля­ется очень редко;

3 — оцениваемое и противоположное свойство лич­ности выражены нечетко, в проявлениях редки, в пове­дении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 — более ярко выражено и чаще проявляется свой­ство личности, противоположное оцениваемому;

1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фикси­руется в поведении и во всех видах деятельности;

О — сведений для оценки данного качества нет.

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребе­нок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых зна­ний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасаю­щей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. «Познание на­чинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, — важная характеристика твор­чески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, за­давать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность пред­ставить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные послед­ствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные прояв­ления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас — ре­зультат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве исполь­зуемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «стро­ить» сложные синтаксические конструкции, в характер­ном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или вооб­ражаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке — прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и по­ступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характери­зовать решения проблемных задач, поступки людей, со­бытия и явления.

Изобретательность. Способность находить оригиналь­ные, неожиданные решения в различных видах деятель­ности. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способ­ность к анализу, синтезу, классификации явлений, собы­тий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, вы­сказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Уме­ние концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятельно­сти ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятель­ности (перфекционизм). Стремление доводить продукт любой своей деятельности до соответствия самым высо­ким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высоко­го уровня.
Обработка результатов

    1. Отметки внести в таблицу:





Качество

Отметка

1

Любознательность




2

Сверхчувствительность к проблемам




3

Способность к прогнозированию




4

Словарный запас




5

Способность к оценке




6

Изобретательность




7

Способность рассуждать и мыслить логически




8

Настойчивость




9

Перфекционизм







  1. Выделить те качества ребенка, которые наиболее ярко демонстрируют его успехи; и те, которые требуют дальнейшего совершенствования.

  2. Суммируйте отметки по всем 9 выделенным качествам одаренности, определив уровень развития общей одаренности ребенка.

  3. Педагогу необходимо занести данные этой диагностики в сводную ведомость.


Предлагаемые критерии оценки общей одаренности.

Высокий – 36-45 баллов

Выше среднего – 27- 35 баллов

Средний – 18 – 26 баллов

Ниже среднего – 9 – 17 баллов

Низкий – менее 9 баллов



  1. Педагогическая диагностика

(ориентировочное время проведения – 4 четверть)
Как отмечалось ранее, использование нескольких экспертов в оценке качеств человека сказывается весьма положительно на степень объективности. В связи с этим мы предлагаем использовать Методику оценки общей одаренности (А.И. Савенков) не только в диагностическом блоке для родителей, но и в блоке педагогической диагностики.
1   2   3   4   5   6