Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков)
Вторая методика предполагает не только для выделения сфер преобладающих интересов у ребенка, а оценку отдельных качеств (критериев) личности у ребенка, наиболее значимых для развития детской одаренности таких как:
|
Сверхчувствительность к проблемам
|
Способность к прогнозированию
|
|
|
|
|
|
|
Данная методика, инструкция, способы обработки предложены в ранее (см. Диагностический блок для работы с родителями, 3 класс). В 4-том классе предлагается проводить эту методику без изменения с целью сравнения изучаемых параметров у ребенка за пройденный период.
Педагогическая диагностика
(ориентировочное время проведения – 4 четверть)
На этом этапе работы педагогическая диагностика должна носить не столько количественный, сколько качественный характер. Учитель, наблюдая за работой детей в течение длительного времени, выделяя его успехи и затруднения, может довольно точно и объективно оценить степень продвижения ребенка. Однако именно по этой причине он является незаменимым экспертом и в процедуре количественной оценки изучаемых параметров.
На этом этапе работы мы предлагаем в рамках педагогической диагностики воспользоваться теми же методиками, которые были предложены в диагностическом блоке для работы с родителями в 4 классе (либо фронтально, для всех детей, либо выборочно, на усмотрение самого педагога). Провести сравнительный анализ мнений родителей и учителя.
ЛИТЕРАТУРА
Амтхауэр Р. Цвет. Форма. Количество. - М, 2004, - 368 с.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М., 2002.
Готовность детей к школе /Под редакцией Виноградской Л.А. - М., 2003.
Глассер У. Школа без неудачников. М., 2002.
Гудинаф-Харрисон, Тест «Рисунок человека»/ Детский психолог.- № 9,- 1995.- 107 с.
Дерябо С.Д. Учителю о диагностике образовательной среды. - М, 1997.
Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей. - М., 2002.
Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнёва Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе? – СПб: Дельта, 2007.
Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. – Ростов н/д., 2008.
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М., 1995.
Немов Р.С. Психология. Т. 1, 2, 3. М., 2005.
Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2008.
Обухов А.С. Оценка эффективности применения проектной и исследовательской деятельности в обучении // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 1. – С. 100-107.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 2001.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 2003.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.
Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М.: Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003. – 94 с.
Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. «Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 2002.
Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. – Екатеринбург, 2004.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
Савенков А.И. Можно ли прогнозировать жизненный успех? /Школьный психолог/ 2006/ № 9.
Симановский А.Э. Развитие логического мышления. - Ярославль: Академия развития, 1996.
Тихомирова Л.В., Басов В.А. Развитие логического мышления детей. - М., 1995.
Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. - Спб., 2006.
Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. - Самара, 2005.- 356 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
|