Главная страница

Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические указания составлены на основании рабочей программы по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»


Скачать 2.02 Mb.
Название Методические рекомендации по изучению дисциплины Методические указания составлены на основании рабочей программы по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
страница 8/10
Дата 01.03.2016
Размер 2.02 Mb.
Тип Методические рекомендации
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Тема 3.2. Административные правонарушения и административная ответственность
Административные правонарушения. Понятие административной ответственности. Виды административных наказаний. Порядок наложения административных наказаний.
Студент должен

знать:


  • виды административных наказаний;

  • порядок наложения административных наказаний;


уметь:


  • определить законность привлечения гражданина к административной ответственности.


Методические указания
Уясните, что представляет собой административное право, в каком случае субъекты административных правонарушений могут быть привлечены к административной ответственности.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

КоАП РФ основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международных договорах РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Задачами административного права является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно – эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а так же предупреждение административных правонарушений.

Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (презумпция невиновности правонарушителя - неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо надлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно – исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ и на континентальном шельфе административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии в соответствии с нормами международного права.

В случае, если в КоАП РФ не указано, что установленные правовые нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В указанных случаях, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самими правонарушителями, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  1. предупреждение;

  2. административный штраф;

  3. возмездное изъятие орудия труда совершения или предмета административного правонарушения;

  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

  6. административный арест - заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток (ч.1 ст.3.9 КоАП РФ). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп (ч.2 ст.3.9 КоАП РФ), а также к военнослужащим и призванным на военные сборы гражданам, сотрудникам органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП РФ);

  7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

  8. дисквалификация.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4, перечисленных выше.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Изучите, в каких случаях назначаются эти виды наказаний, и каким образом рассматриваются дела об административных нарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение «административное право».

  2. Что такое административное правонарушение?

  3. Назовите особенности административной ответственности.

4. Органы, рассматривающие административные правонарушения.

5. Опишите процедуру привлечения к административной ответственности и рассмотрения дел об административных правонарушениях.

6. Перечислите виды административных наказаний.

7. Как назначаются административные наказания?

8. В течение, какого срока лицо можно привлечь к административной ответственности?

9. В течение, какого срока, лицо считается подвергнутым административному наказанию?

Тема 3.3. Экономические споры
Понятие экономических споров. Виды экономических споров: преддоговорные споры; споры, связанные с нарушением прав собственника; споры, связанные с причинением убытков; споры с государственными органами; споры о деловой репутации и товарных знаках. Досудебный (претензионный порядок) рассмотрения споров, его значение. Подведомственность и подсудность экономических споров. Сроки исковой давности.
Студент должен

знать:


  • виды экономических споров;

  • досудебный (претензионный) порядок рассмотрения споров;

  • сроки исковой давности.


Методические указания
Изучение этой темы начните с особенности экономических споров. Обратите внимание, из каких правоотношений возникают экономические споры, как они разделяются, как классифицируются в зависимости от способа защиты. Какие юрисдикционные органы рассматривают экономические споры? Изучите, каким образом заинтересованное лицо, прежде чем обратиться в суд должно принять меры к урегулированию разногласий. Претензионный порядок урегулирования споров имеет большое значение. Он позволяет найти компромисс в решении того или иного спора, без обращения в судебные органы. Уясните, какие сроки исковой давности существуют для защиты права. Течение исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Для некоторых категорий споров установлены специальные правила начала течения исковой давности.

Экономические споры – это разногласия между субъектами экономических (производственных) отношений по поводу их прав и обязанностей в сфере этих отношений.

Разновидности споров: преддоговорные, договорные, внедоговорные.

Исковая давность – это срок для защиты права. Общий срок 3 года, существуют специальные сроки – сокращенные или более длительные по сравнению с общими.

Подведомственность - это предметная компетенция юрисдикционных органов, т.е. круг дел, которые они уполномочены рассматривать и разрешать.

Подсудность – это компетенция судов того или иного уровня одной судебной системы (например, системы арбитражных судов или судов общей юрисдикции) или конкретного суда этой системы.

Арбитражным судам подведомственные дела по экономическим и другим спорам, связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности , возникающей между:

  • юридическими лицами;

  • индивидуальными предпринимателями;

  • юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Система арбитражных судов:

  • Высший арбитражный суд:

  • Арбитражный суд округа;

  • Арбитражный суд субъекта РФ.

Общее правило территориальной подсудности дел: иск предъявляется по месту нахождения (жительства) ответчика. Существуют исключения: договорная подсудность, исключительная подсудность (по месту нахождения недвижимого имущества), по выбору истца (если ответчиков несколько и на разных территориях РФ).

Одной из разновидностей судебного порядка является претензионный порядок, предусмотренный законом для отдельных категорий экономических споров (договор перевозки). Досудебный (претензионный) порядок урегулирования экономических споров представляет собой взаимные действия сторон, направленные на разрешение возникших разногласий без вмешательства судебных органов.

Субъект предпринимательской деятельности считающий, что его права нарушены ненадлежащими действиями другой стороны предпринимательской деятельности, обращается к нарушителю обязательств с требованием в установленный срок устранить нарушение. Получатель претензии рассматривает ее и, если находит доводы обоснованными, предпринимает необходимые меры к устранению допущенных нарушений.

Значение возможности претензионного порядка урегулирования споров заключается в том, что такой порядок ведет к более быстрому и взаимовыгодному разрешению возникших разногласий и споров.

Досудебный порядок урегулирования споров обязателен, если федеральным законом установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка (ч. 3 ст. 4 АПК РФ).

Судебный процесс, связанный с разрешением споров между субъектами предпринимательской деятельности, регулируется Арбитражно-процессуальным кодексом РФ (АПК РФ).

Алгоритм судебного процесса:

  • составление и подача искового заявления в арбитражный суд;

  • подготовка дела к слушанию;

  • предварительное судебное заседание;

  • исследование доказательств;

  • судебные прения;

  • постановление решения.

Судебные решения вступают в законную силу по истечении месячного срока со дня принятия их в окончательной форме, если они не обжалованы в апелляционном порядке.

Решение Высшего Арбитражного суда РФ вступает в законную силу немедленно.

Исполнительное производство открывается после вступления решения суда в законную силу.

По закону Российской Федерации "Об арбитражном суде" 1991 экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан по соглашению сторон на разрешение третейскому суду.

Третейский суд - негосударственный суд, избираемый самими сторонами для разрешения спора между ними. О передаче дела в третейский суд заключается договор в письменной форме. Соглашение о передаче спора может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения. Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда принимают на себя обязательство подчиниться его решению. Третейский суд образуется в составе одного или нескольких судей (поровну от каждой стороны), которые избирают еще одного судью. Решение постановляется по большинству голосов и излагается письменно. Третейские суды могут создаваться, как постоянно действующие (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ), так и для рассмотрения конкретного спора. Порядок создания и деятельности третейских судов для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.), а для рассмотрения международных экономических споров — Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 года.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какими нормами регулируется осуществление правосудия по экономическим спорам?

2. Дайте определение подведомственности и подсудности.

3. Перечислите этапы судебного процесса

4. Расскажите о лицах, участвующих в деле. В каких случаях в арбитражном процессе могут участвовать прокурор, государственные, муниципальные органы?

5. Что такое судебное представительство, в чём его назначение и смысл?

6. Что такое иск? Каков порядок его заявления?

7. Дайте понятие судебных доказательств и назовите их источники.

8. Расскажите о порядке вынесения судебного решения.

9. Апелляционное производство и кассационное производство.

10. Каков порядок и юридические последствия вступления судебного решения в законную силу?

11.Что такое исковая давность и для чего она установлена?
Практическое занятие - семинар

«Компетенция арбитражных судов (подведомственность и подсудность дел)»
Студент должен
уметь:


  • определять подведомственность и подсудность дел арбитражным судам.


Методические указания к практической работе

Цель: научиться определять категории дел подведомственных арбитражным судам.

Задача: закрепить знания о подведомственности и подсудности экономических споров.

Методические указания по подготовки к семинару:

  • внимательно прочитать конспект лекции по теме занятия;

  • ознакомиться с соответствующим разделом учебника;

  • ознакомиться с рекомендуемыми нормативными правовыми актами и материалами судебной практики;

  • внимательно изучить дополнительную литературу;

  • решить задачи практического задания.

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Понятие подведомственности. Критерии определения под ведомственности.

2. Виды подведомственности.

3. Подсудность дел арбитражным судам. Отличие института подсудности от подведомственности.

4. Виды подсудности.

5. Порядок передачи дел из одного суда в другой.
Практические задания

Задача № 1

Определите подведомственность спора:

- требование акционера ОАО «Искра» Петрова И.И. о признании договора купли-продажи акций его соседу Бывалому С.С. не действительным ;

- требование предпринимателя Горбункова С.С. о защите чести и деловой репутации к газете «Новости»;

- требование Незнайкиной А.А. о признании несостоятельным ОАО «Турист»;

- требование ООО «Родник» о признании должника ОАО «Источник» несостоятельным;

- требование налогового органа о взыскании недоимки по налогу на прибыль с индивидуального предпринимателя Васильева Г.Д.
Задача № 2

Гражданин Васечкин А.А. обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ОАО «Каникулы» о взыскании 300000 рублей задолженности по договору простого товарищества «Об условиях использования объектов промышленной собственности: товарного знака и полезной модели на теплоизоляционный материал», и 120000 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.

Подлежит ли данное требование рассмотрению в арбитражном суде?

Какие дела отнесены к специальной подведомственности арбитражного суда?
Задача № 3

Потребительское общество «Земляне» (юридическое лицо) обратилось в арбитражный суд с иском к Союзу потребительских обществ (юридическое лицо), о возврате паевого взноса в сумме 1000000 рублей в связи с выходом из состава пайщиков.

Определением суда первой инстанции производство по делу прекращено. При вынесении определения о прекращении производства по делу суд, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК РФ и п. 5

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», пришел к выводу, что данный спор подведомственен суду общей юрисдикции.

Правомерны ли действия суда? Назовите критерии определения подведомственности споров арбитражному суду.

Укажите порядок определения подведомственности дел по спорам между производственными и потребительскими кооперативами и их членами.
Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1 -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1.Ст. 1.

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1859.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3013.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"// СЗ РФ. 2010. № 18. Ст. 2144.

Официальные акты высших судебных органов, судебная практика

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.06.2010 №140 "О некоторых вопросах, возникших в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.04.2010 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.04.2009 №34 "О применении арбитражными судами части 3.1 статьи 38 и пункта 4 части 2 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"

Постановление Пленума Верховного Суда РФ №5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 25 января.

Основная литература

Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. ГА. Жилина. 2-е издание, исправленное и дополненное. М., 2005.

Дополнительная литература

Блажеев В.В. К вопросу о границах арбитражно-судебной подведомственности // Проблемы защиты прав и законных интересов граждан и организаций: Материалы международной научно-практической конференции. Краснодар - Сочи, 23-26 мая 2002 г. Краснодар, 2002.

Булгаков Д. Спорная подсудность //ЭЖ-Юрист. 2010. N 10.

Грось Л.А. О значении правильного определения подсудности гражданского дела // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 3.

Клейн Н.И. О развитии арбитражного процессуального законодательства // Журнал российского права. 2010. N 4.

Михайлов СВ. Новые средства доказывания и правила допустимости доказательств в ГПК РФ и АПК РФ // Lex Russica: Научные труды Московской Государственной Юридической Академии. 2005. № 4.

Ярков В.В. Правила подведомственности в новом АПК РФ // Арбитражная практика. 2003. №1.
Темы для самоконтроля (Кодекс РФ об административных правонарушениях):
1. Законодательство об административных правонарушениях.

2. Задачи законодательства об административных правонарушениях.

3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.

4. Принцип равенства перед законом.

5. Презумпция невиновности.

6. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве.

7. Административное правонарушение и административная ответственность.

8. Формы вины.

9. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность.

10. Административная ответственность должностных лиц.

11. Административная ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

12. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

13. Крайняя необходимость.

14. Невменяемость.

15. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

16. Административная ответственность юридических лиц.

17. Цели административного наказания.

18. Виды административных наказаний.

19. Основные и дополнительные административные наказания.

20. Предупреждение.

21. Административный штраф.

22. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

23. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

24. Лишение специального права.

25. Административный арест.

26. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

27. Дисквалификация.

28. Назначение административного наказания.

29. Общие правила назначения административного наказания.

30. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

31. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

32. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений.

33. Давность привлечения к административной ответственности.

34. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.


Методические указания по выполнению и

оформлению контрольной работы
Важным элементом самостоятельной работы учащихся-заочников при изуче­нии дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» является выполнение предусмотренной учебным планом контрольной работы, в которой должно проявиться качество самостоятель­ной работы студентов в объеме, установленной программой. К написанию работы надо подходить своевременно, с таким расчетом, чтобы она поступила в колледж на рецензирование согласно графику выполнения контрольных работ, установленному отделением. В этом случае, если по тем или иным причинам работа не будет за­чтена, у учащихся останется достаточно времени, чтобы выполнить рекомендации рецензента по устранению недостатков и предста­вить ее в новом варианте на по­вторное рецензирование.

По дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» учащиеся-заочники выполняют одну кон­трольную работу, включающую ответы на один теоретический вопрос, одно практическое задание и решение одной ситуационной задачи. В заданиях для контрольной работы даны 50 вопросов, охватывающих узловые моменты каждой из тем программы, 50 практических заданий и 50 задач.

В процессе выполнения контрольной работы можно выделить следующие этапы:

  1. Изучение литературы по варианту контрольной работы.

  2. Составление плана работы.

  3. Написание работы.

  4. Окончательное выполнение контрольной работы для отправки ее на рецензи­рова­ние.

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы проверить, как научился уча­щийся пользоваться основной и дополнительной литературой, нормативным мате­риалом.

Решение задач должно помочь учащимся критически оценивать предлагаемую к разбору ситуацию. Задачи, включённые в пособие, составлены на основе конкрет­ных судебных дел. Текст каждой задачи – это набор определенных жизненных фактов, к которым учащийся должен подобрать конкретную правовую норму и сделать вывод о том, какое решение вопроса соответствует закону. Решение задач должно быть мотивированным и содержать ссылку на соответствующий нор­мативный акт (номер пункта или ста­тьи), на котором основывается решение.

Памятка по решению правовых задач:

1. Внимательно прочти условие задачи полностью.

2. Определи область права, которая регулирует предложенную ситуацию.

3. Выдели возникшее правоотношение, его составляющие элементы.

4. Определи правовые нормы, которые устанавливают правомерные модели поведения субъектов права.

5. При необходимости найти правовые нормы в нормативно-правовых актах прочитай соответствующий раздел учебника по теме.

6. Определи, кто из участников правового отношения нарушил норму права, что необходимо сделать, чтобы защитить права, и т.д.

7. Сделай вывод.

Для примера предлагается порядок решения задачи:
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10