|
Дошкольное образовательное учреждение как субъект правоотношений по охране прав и законных интересов несовершеннолетних
Левицкая Е.А.
Кандидат юридических наук,
доцент академии права и национальной безопасности
южного федерального университета
Масесьянц Е.П.
Магистр группы ЮМЗ - 201
Южного университета
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАК СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОХРАНЕ ПРАВ
И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация
В статье дана характеристика правового воспитания дошкольников, обозначены основные документы, касающиеся прав ребёнка.
Ключевые слова: правовое воспитание детей дошкольного возраста, права ребенка.
Keywords: law education of preschool children, child's rights.
“… Только в соответствии с тем,
как общество защищает своих детей и ухаживает за ними,
измеряется его гуманность и складывается его будущее”.
(Джеймс Грант
)
Мы, педагоги, выполняем социальный заказ: нам поручено воспитывать работоспособное поколение, которое хочет и может стать состоятельными людьми в цивилизованном государстве XXI века. Нельзя не считаться с тем, что мы живем в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру, экономику, хозяйство, поэтому наши воспитанники должны не просто адаптироваться к изменившимся условиям жизни, но активно включаться в сам процесс социально-экономических преобразований. Молодому поколению предстоит вернуть не только экономическое, но и моральное достоинство стране, так как ничего не может быть страшнее нравственного обнищания общества. Именно поэтому особую тревогу вызывает духовно-нравственное неблагополучие детей.
В современных условиях дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) приходится вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребёнка. И так часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся самые близкие люди - родители.
Конвенция о правах ребёнка чётко определила, что каждый ребёнок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приёмной), знать своих родителей. ¹ Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ², родителя обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития. Ребёнок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребёнок верит в их любовь, доброе отношение и очень надеется на их защиту.
В последние годы в силу объективных и субъективных причин в семье произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитывать его как достойного гражданина своей страны?!
______________________
¹ Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
² Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015). Ст. 54 «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»
Рассматривая систему образования и систему прав ребёнка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение - это то место, где ребёнок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Именно в рамках системы дошкольного образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.
Особое внимание уделено проблеме соблюдения и защите прав и интересов детей несовершеннолетних в дошкольных образовательных учреждениях.
Социальная картина по Кагальницкому району Ростовской области следующая:
В Кагальницком районе 2 700 детского населения, из них 1 228 детей дошкольного возраста (по данным сайта администрации Кагальницкого района)¹. Функционируют 3 приёмных семьи. С 4 родителями заключены договоры о передаче детей и возмездного исполнения обязанностей опекуна (попечителя). В районе функционируют 5 дошкольных образовательных учреждений с контингентом воспитанников в возрасте от 1,5л до 7 лет. Не посещают дошкольное образовательное учреждение – 37 детей.
Специалистами проводится определённая работа по управлению деятельностью по охране прав несовершеннолетних в ДОУ. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема нарушения прав несовершеннолетних.
_______________
¹ Администрация Кагальницкого района Ростовской области. Официальный сайт – ссылка http://kagl-rayon.donland.ru/index.aspx
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребёнку необходимо предоставить максимально полный объём материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития. У несовершеннолетнего, обделённого заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.
Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребёнка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.
Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
“Дети мира невинны, уязвимы и зависимы”, – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребёнка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребёнка;
1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь;
1959 год – Декларация прав ребёнка;
1989 год – Конвенция о правах ребёнка;
-
1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ – Конвенцию о правах ребёнка, в которой впервые несовершеннолетний рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Конвенция о правах ребёнка – это правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и несовершеннолетнего на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности детей, его мнениям и взглядам.
В чём же причина нарушения прав ребёнка?
Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребёнка не имеют возможности реализовать её статьи в жизнь. Учитывая особую важность проблемы защиты прав детей, педагоги детского сада «Сказка» определили задачу создания системы работы по защите прав ребёнка в саду как приоритетную.
Проблема защиты прав ребёнка имеет многоаспектный характер: её невозможно решить только на уровне детского сада, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в неё детей, родителей, педагогов, психолога.
Молодеет возраст родителей, которые злоупотребляют спиртными напитками, если ещё лет пять назад лишали родителей родительских прав в отношении детей, возраст которых достигал 10 лет и более, то в последние годы из общего количества лишённых родителей родительских прав составляют 1/3 часть матерей, дети которых дошкольного возраста.
За последние 5 лет количество семей группы социального риска увеличились почти на 15%. Число одиноких матерей вырос, в ДОУ их составляет 7%. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Основной причиной детского сиротства является алкоголизм родителей, а отсюда жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами.
Ребёнок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно солидный опыт асоциального поведения, что калечит его душу, психологически ломает его. Благодаря своевременному выявлению данных семей, постановки их на учёт и профилактической работе с этими семьями со стороны образовательных учреждений, дети своевременно изолируются от пагубного влияния таких родителей. Конечно, нет на земле большего горя, чем сиротство. И тем оно страшней, что ребёнок беззащитен перед ним. Горе всегда с ним. Оно может быть облегчено, но никто на свете не заменит мать и отца. Никто на свете не объяснит ребёнку, без вины виноватому, за что же он так жестоко наказан, почему ему некому сказать самое проникновенное слово: “Мама!”.
Что происходит с нашими семьями, с нами, взрослыми? Очень много вопросов, на которые пока нет ответов. Отказ матери от своего малыша ... несколько лет назад такие факты были единичными, хотя подобные действия родителей известны с незапамятных времён. Нельзя сказать, что среди тех, кто отказался от новорождённых, только юные матери, но чаще всего они. Причина одна - бытовая неустойчивость, такое заявляют «матери-кукушки». А, на наш взгляд, это просто женское бездушие и черствость.
Сегодня мир вступил в XXI век. Однако проблема защиты прав и интересов детей приобретает еще большую остроту и актуальность. Решить эту сложную проблему мы сможем только благодаря совместной работе всех заинтересованных структур. Наша главная задача - создать систему по профилактике и предупреждению процессов разрушения семьи, работать не только с неблагополучными, но и со здоровыми семьями.
Наша задача - воспитывать будущих матерей и отцов.
Литературный список:
Азаров А. Защита прав человека: Международные и российские механизмы. -М., 2000,- 321 с.;
Аспидова О. Всё, что вы хотели знать о правах своих детей. И всё, чего не хотели знать: Разговор по душам с юристом и психологом / О. Аспидова, Е. Котов. ─ СПб.: Лев и Сова,2006. ─ 126 с.: ил. ─ (Народная консультация). ЦДЮБ.;
Болотова Е. Л. Права ребёнка в современной России / Е. Л. Болотова. ─ М.: Школьная Пресса, 2005. ─ 96 с. ЦДЮБ;
Глисков А. Г. Права и обязанности несовершеннолетних: (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) / А. Г. Глисков, А. И. Забейворота, О. В. Самолюк; под ред. С. Н. Бабурина. ─ Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. ─ 634 с. ─ (Закон и общество). ЦДЮБ.;
Татаринцева Н.Е., Гречишникова К.О. Педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей // Известия ЮФУ. Педагогические науки. 2015. № 6. С.97.
|
|
|