|
Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с овз
Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ
Нестандартное, отклоняющееся от общепринятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм поведение часто называют девиантным (от латин. «deviatio» - отклонение, уклонение).
Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения:
- делинквентное (от латин. «delinquens» — правонарушитель, преступник) поведение, направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона;
- аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость);
- скрытые формы неблагополучия, например, школьники, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе.
Девиантное поведение является устойчивой социально-негативной системой определенных способов мышления и действования человека, отклоняющейся от наиболее важных норм права и морали, нарушающей благоприятное личностное развитие и/или наносящей вред общественному окружению; имеющей признаки социальной дезадаптации, а также сопровождающейся отрицательной внешней оценкой и вызывающей необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом.
Чаще это поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни.
В происхождении девиантного поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как он проводит свободное время, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения и их ценностных ориентаций, конфликтная обстановка в семье.
Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабилитации, реализации творческих возможностей, подготовка к полноценной жизни в обществе, интеграции личности в социокультурное пространство.
Разработана «Модель профилактики девиантного поведения».
Основное внимание уделяется учащимся группы «риска» и из семей, находящихся в социально опасном положении (СОП) общеобразовательных учреждений района. Реализуется педагогами-психологами образовательных учреждений, социальными педагогами, классными руководителями, администрацией школы, в соответствии с разграничением компетенции. Модель основана на ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», методических рекомендациях по разграничению компетенции должностных лиц образовательных учреждений, участвующих в работе по профилактике асоциального поведения учащихся.
Организация психокоррекционной и воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними начинается с анализа источников, лежащих в основе развития отклоняющегося поведения. Его направленность определяют мотивы и потребности подростков. Причины разнообразных недостатков в нравственно-правовом развитии детей и подростков отличаются комплексным характером и, как правило, начинаются с недочетов в семейном воспитании. Вместе с тем источниками отклонений в поведении являются отрицательное отношение учащихся к учебе, неблагополучное положение в коллективе, влияние отрицательной микросреды, отсутствие возможности проявить себя в какой-либо деятельности. На характер мотивов и потребностей, а также выбор средств их реализации существенное влияние оказывают ценностные ориентации подростков. Они формируются в усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.
Этапы работы по профилактике девиантного поведения в общеобразовательном учреждении:
Профилактический
Диагностический
Коррекционно-развивающий
Итоговый
Педагогическая помощь – реализует классный руководитель
Работа с семьей
- восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи;
- взаимодействие родителей с педагогами в учебно-воспитательном процессе;
- индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании и преодолении отрицательных качеств ребенка;
- помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира, общение в семье);
- организация взаимодействия с заинтересованными ведомствами по проблемам ребенка.
Работа с учащимися
- формирование адекватной самооценки, развитие познавательной и нравственно-эстетической культуры учащихся;
- организация успеха ребенка в усвоении школьной программы;
- изучение личности и коррекция в воспитании учащихся;
- формирование навыков самопознания, самовоспитания;
- включение ребенка в активную внеучебную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;
- преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;
- руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;
- работа по формированию духовно-нравственного мира детей;
- работа по формированию здорового образа жизни;
- работа по формированию мотивации достижений;
- контроль посещения учащимися дополнительных индивидуальных занятий по предметам для ликвидации пробелов в знаниях;
- выявление интересов ребенка, трудностей и проблем и своевременное оказание им педагогической помощи;
- организация внеурочной деятельности класса, работа по развитию классного коллектива.
Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации
модели профилактики
- повышение успеваемости учащихся (анализ успеваемости, отзывы учителей, родителей);
- повышение уровня воспитанности учащихся, уровня развития класса (карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников, анкета определения уровня воспитанности учащихся);
- улучшение социальной ситуации в семьях учащихся, снижение количества семей, находящихся с СОП, несовершеннолетних состоящих на учете в ПДН ОВД и внутришкольном учете;
- снижение количества преступлений и правонарушений совершенных учащимися;
- отсутствие учащихся систематически пропускающих уроки;
- благоприятный климат в детских коллективах, сплоченность учащихся в классе, отсутствие «изолированных»;
- улучшение детско-родительских отношений, устранение недостатков семейного воспитания;
- улучшение взаимодействия в системе учитель-ученик (Анкета «Учитель-ученик»);
- коррекция самооценки;
- полноценная адаптация несовершеннолетних в образовательном учреждении, улучшение их взаимоотношений со сверстниками, снижение тревожности;
- самоопределение дальнейшего образовательного маршрута (для уч-ся 9кл.);
- увеличение количества учащихся, придерживающихся принципов ЗОЖ (результаты анкетирования);
- снижение эмоционального напряжения, агрессивности.
- повышение социальной и коммуникативной компетентности учащихся;
- уменьшение количества несовершеннолетних курящих или состоящих на учете у нарколога за употребление ПАВ);
- включение учащихся в активную школьную и внеурочную деятельность, увеличение охвата детей внеурочной деятельностью в период каникул.
|
|
|