Главная страница

Уроках музыки как один из способов развития творческих способностей у учащихся " Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически"


Скачать 125.61 Kb.
Название Уроках музыки как один из способов развития творческих способностей у учащихся " Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически"
Дата 02.03.2016
Размер 125.61 Kb.
Тип Урок


Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся
Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически”

Ф. Шиллер.

 1. Актуальность и перспективность опыта

Одним из направлений развития современной педагогической науки и практики, отвечающим современному состоянию науки, культуры и человеческой деятельности, является процесс информатизации образования. Новые информационные технологии, возникшие как следствие общей тенденции информатизации общества, находят все большее применение в образовательном процессе при преподавании различных дисциплин. Так более 10 лет в нашей школе ведется работа, связанная с внедрением новых информационных технологий в учебный процесс.

В настоящее время ведётся интенсивный поиск новых подходов и внедрение эффективных методов в организацию учебного процесса по предмету «Музыка», которые осуществляются с помощью современных компьютерных технологий. Они способствуют одновременно всестороннему развитию и творчески-активному росту личности учащегося, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, а также высокому уровню внутренней духовной культуры.

Инновационное развитие страны требует обновления к 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Результат образования не ограничивается только знаниями, умениями и навыками по предмету, а проявляется в сформированности творческих и нравственных умений как качеств креативной личности.

В связи с вышесказанным, системыиспользования новых информационных технологий в музыкальном образовании и определение педагогических условий их эффективного применения являются актуальными

2. Концептуальность

Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня не только оказывать большую помощь, но и помогать учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием детей как в процессе урока, так и во внеурочное время.

Совершенствование информационных коммуникационных технологий (создание локальных и глобальных сетей, баз данных и знаний, а также экспертных систем) формирует специфическую учебную информационную компьютерную область, которая обогащает традиционные формы обучения.

С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Педагогические цели применения информационных технологий заключаются:

  • в развитии личности, то есть в развитии мышления, эстетического воспитания, развитии умений экспериментально-исследовательской деятельности, формировании информационной культуры.

  • в выполнении социального заказа: осуществление общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»), подготовки специалиста в какой-либо сфере;

  • в интенсификации учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.

В своей работе считаю целесообразным использование педагогических программных средств:

  • компьютерных учебников (уроки);

  • программы-тренажеры (репетиторы);

  • контролирующие (тестовые оболочки);

  • информационно-справочные (энциклопедии);

  • имитационные;

  • моделирующие;

  • демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

  • учебно-игровые;

интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

Применение новых информационных технологий в музыкальном образовании позволяет оптимизировать средства, формы и методы обучения, находить рациональные решения тех или иных учебных задач, выбирать целесообразные пути совершенствования учебного процесса, способствует преодолению ряда трудностей, возникающих при традиционной форме преподавания.

Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

3. Наличие   теоретической базы опыта

Музыкально-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского является базовой основой моей работы, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью.

На сегодняшний день имеется большое количество теоретических и практических разработок по использованию компьютерной техники при преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Идет поиск приемов и методов обучения, которые с помощью компьютерных технологий позволяют повысить эффективность учебно-воспитательного процесса (Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Г. Г. Воробьев, И. А. Румянцев, В. П. Соломин, Е. А. Тумалева, М. В. Швецкий). Появилось и интенсивно развивается направление связанное с использованием возможностей сети Internet для образовательных целей (Дмитриева Е. И, Уварова А. Ю, Богданова Д. А, Беляева А. В, Федосеева А. А, Ваграменко Ю. А.) Разрабатываются вопросы использования компьютерных средств в воспитательной работе с учащимися (Конаныхин Ю. П, Локтюшина Е. А.).

В школе, где я работаю, имеются необходимые условия для реализации и решения этой проблемы: современные интерактивные доски, используются ИКТ технологии, компьютерные музыкально-обучающие программы, информационно-иллюстративный материал, цифровое пианино, синтезатор, банк готовых электронных программных продуктов («Уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия», практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности» Кирилла и Мефодия, энциклопедия «Классической музыки», энциклопедия «Музыкальные инструменты», «Виртуальный музей музыкальных инструментов», «Музыкальный класс», «Уроки музыки 1-8 классы» - мультимедийное приложение к урокам, авторские электронные уроки музыки и т.д.), проводятся учительские и ученические презентации проектов, активно используется видеоконференцсвязь и другое.

Непрерывное совершенствование теории и практики эстетического воспитания подрастающего поколения - насущная задача педагогической науки и школы.
4. Ведущая педагогическая идея

Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.

В модернизации образования в современной России большая роль принадлежит эстетическому воспитанию как одному из основных источников формирования у учащихся духовно-нравственных гуманистических ценностей. Мир прекрасного становится все более важным фактором сохранения целостноговнутреннего мира личности. Эстетическое воспитание, художественное образование посредством такого ведущего компонента, как «образное видение мира» интегрирует общее гуманитарное образование, формирует духовные потребности учащихся, обеспечивает гуманизацию и гуманитаризацию школы.

В связи с тем что на сегодняшний день данные технологии не нашли систематического и целенаправленного применения в музыкальном образовании возникает необходимость в определении научно-методической основы их эффективного использования.

5. Оптимальность и эффективность средств

Использование новых информационных технологий в музыкальном образовании отвечает:

1 Потребности современной системы образования и требуют наличия в ней современных методов обучения

2 Новые информационные технологии, являются полифункциональным средством познания, универсальной образовательной технологией, обладающей адаптивными свойствами, способной объединить в себе элементы используемых ранее образовательных технологий, как обобщенный механизм взаимодействия сложившихся традиций и новаций.

Их использование способствует совершенствованию и централизации управления учебным процессом, оптимальному распределению информации, положительно влияет на особенности познавательной деятельность учащихся, дает возможность более полной реализации дидактических принципов, изменяет роль учителя, который выступает уже больше как руководитель, а не распространитель информации.

Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:

 -  личностно - ориентированному  обучению - так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности каждого ребенка;

  - индивидуальной работе - своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них  самостоятельность мышления, настойчивость, умение классифицировать и обобщать;

   -  проектному обучению - в этом случае уроки превращаются в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей  музыкальной культуры различных стран;

   - практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

Средства информационной технологии отличаются от традиционных средств обучения, прежде всего присущим им всем дидактическим свойством интерактивности, что позволяет активно вмешиваться в предлагаемую программу, строить тактику использования данного пособия в зависимости от уровня владения материалом, степени заинтересованности в данном конкретном материале, собственных психо-физиологических особенностей познавательной деятельности и т д.

Использование новых информационных технологий обучения, как показал проведенный анализ, создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, сознательности и творческой активности, наглядности, научности, перехода от обучения к самообразованию, связи обучения с жизнью, с окружающей действительностью, посильной трудностью, прочности результатов обучения и развития познавательной способности.

6. результативность опыта

В результате использования вышеописанных подходов в изучении музыки удалось:

     - раскрыть всесторонние способности учащихся;

     - повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом не только на уроках, но и во внеурочной деятельности;

     - научить учащихся быть более уверенными в себе;

     - научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

     - повысить качество знаний учащихся;

     - на протяжении многих лет учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами музыкальных конкурсов и фестивалей различного уровня.

     - учащиеся  используют знания, умения и навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности в практической жизнедеятельности;

    - у многих детей формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в ВУЗах (МГУ им. Н.П.Огарёва – факультет национальной культуры).



п/п

Место

Этап

Дата

ФИО участника

Название конкурса



I

Районный

06.02.13

Юдина Оксана (10 кл.)

Сухова Анна Николаевна (10кл.)

Усольцева Алена (9 кл.)

Федяшкина Лена (9 кл.)

VI республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»



I

Районный

06.02.13

Шалунов Андрей Евгеньевич (10 класс)

VI республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»



I

Районный

03.12.13

Рыгина Анастасия (5 класс)

Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебренная музыка»



I

Районный

03.12.13

Шалунов Андрей Евгеньевич

Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебренная музыка»



I

Республиканский

18.12.13

Юмаев Артур (2 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



I

Республиканский

18.12.13

Фетхуллова Эльвина (2 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



I

Республиканский

18.12.13

Клеянкина Анастасия (3 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



I

Республиканский

18.12.13

Власов Сергей (4 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



I

Республиканский

18.12.13

МамееваАлсу (7 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



II

Районный

01.13

Юдина Оксана

Сухова Анна Николаевна

VII республиканский конкурс народной песни «Живи, народная душа!»



II

Районный

10.12.12

Шишканова Кристина (3 класс)

Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебренная музыка»



II

Республиканский

18.12.13

Ямашкина Елизавета (2 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



II

Республиканский

18.12.13

Шалаева Ксения (3 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



II

Республиканский

18.12.13

Шегуренков Егор (5 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



II

Республиканский

18.12.13

Капитанова Дарья (4 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



II

Республиканский

18.12.13

Липатов Илья (7класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



III

Республиканский

18.12.13

Чижова София (2 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



III

Республиканский

18.12.13

Титов Дима (3 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



III

Республиканский

18.12.13

Макарова Екатерина (4 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



III

Республиканский

18.12.13

Ключников Павел (5 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



III

Республиканский

18.12.13

Алимов Рамиль (6 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



III

Республиканский

18.12.13

Чепарева Юлия (7 класс)

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»



диплом

Республиканский

20.04.13

Шалунов Андрей Евгеньевич (10 класс)

VI республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»



участие

Районный

06.02.13

Ключников Дионисий Владимирович (10 класс)

VI республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

7. возможность тиражирования

Разработки уроков размещены на сайте школыhttp://elhoschool.ru и на других образовательных порталах:

  1. http://nsportal.ru/mikheeva-elena-anatolevna мини-сайт на «Социальная сеть работников образования»

  2. http://pedsovet.org/forum/member186290.html открытое образовательное сообщество «Педсовет»

  3. http://infourok.ru/

  4. http://kaz.docdat.com/docs/index-69131.html