|
Толерантность: жить в мире с другими
Разработка занятия по психологии в 7 классе
на тему:
Толерантность: жить в мире с другими.
Разработала:
педагог-психолог гимназии № 1
Ратникова Е.В.
г.Жуковский
2007-2008 г.
Тема: Толерантность: жить в мире с другими.
(Урок психологии в 7 классе).
Пояснительная записка:
Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе. Главным основанием для формирования качеств зрелой личности является толерантность, которая понимается в курсе психологии для 7 класса как терпимость, дружелюбие и сотрудничество.
Цель занятия:
Создать условия для личностного роста подростков; развитие навыков толерантного общения.
Задачи занятия:
1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Материалы для проведения занятия:
Бумага, бланк для теста, ручка, карточки для игры, бланк для упражнения «Любовь».
Место проведения: зал для проведения тренингов, аудитория.
Форма проведения: Групповые занятия.
Структурный план:Занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная часть (рабочая).
3. Завершение.
Ход занятия:
-
Вводная часть.
Приветствие.
Напоминание правил общения на занятии.
Название темы и задачи.
Разминка: приемы аттракции. Необходимо поприветствовать друг друга, при этом улыбаться, сказать комплимент и прикоснуться к партнеру.
Эмблема толерантности: обсуждение домашнего задания: «Нарисовать эмблему толерантности».
Основная часть.
2.1.
Участники называют качества толерантной личности. При помощи высказываний о толерантности составляются качества толерантной личности:
1.Иммануил Кант: « Терпимость состоит в том, чтобы без раздражительности переносить недостатки других, хотя бы испытывать при этом неудовольствие».
2.Антуан де Сент Экзюпери: « Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
3.Пифагор: « Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями».
Компоненты толерантности.
- Внимание к другим;
- снисходительность (или прощение);
- терпение;
- доверие;
- альтруизм;
- умение владеть собой;
- доброжелательность;
- умение не осуждать других;
- эмпатия;
- умение слушать.
Если обобщить предложенные качества, можно дать определение, что такое толерантность. Участники прелагают свои определения.
Предложенные качества толерантной личности оцениваются по 5-ти балльной системе.
Диапазон оценок: от 0 до 50.
0-12,5 - низкий уровень проявления толерантности, т.е. терпимости по отношению к другим.
12,5 - 25 средний уровень.
25-37,5 - уровень выше среднего.
37,5- 50 - высокий уровень толерантности, доброжелательности к другим.
2.2. Упражнение: «Соедини-несоединимое».
Цель: показать, что при взаимодействии с другими людьми на основе сотрудничества и содружества возможно достичь разные цели.
Участникам предлагается разделиться на 5-6 групп. Каждая группа выбирает карточки из двух конвертов:
1 конверт: фен, пылесос, холодильник, мясорубка, вентилятор.
2 конверт: пластилиновый, стеклянный, шерстяной, злой, веселый.
Предлагается показать пантомиму предмета, с несуществующим качеством.
Обсуждение:
Какое качество толерантности иллюстрировалось этим упражнением?
Мотивы толерантности.(Используется метод мозгового штурма).
Участники отвечают на вопрос: «Для чего нужно проявлять толерантность?».
Высказанные предположения записываются на доске.
Психолог подводит учеников к главному мотиву толерантного поведения - это любовь к ближним.
Зачитывается определение любви: «Любовь( ) долготерпит, милосердствует, любовь( ) не завидует, любовь( ) не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит всего надеется, все переносит.
Ученикам раздаются карточки и предлагается вместо слова «любовь» вписать свое имя.
Правила толерантного общения.
Всякий раз, когда нас критикуют, делают замечание - нам хочется в ответ так же высказать свое неудовольствие, гнев, раздражительность. Происходит общение по замкнутому кругу: на зло отвечаем злом. Чтобы этого избежать используется правило толерантного общения. Оно состоит из трех частей.
Сказать нечто доброе о человеке. При этом улыбнуться, прикоснуться, использовать доброжелательную интонацию, смотреть в глаза. Все эти приемы называются - аттракцией- от фр. слова « притяжение». В основе аттракции принцип безусловного принятия человека. Безусловного - значит я принимаю тебе не за то, что ты богатый, сильный, а за то, что ты просто есть, без всяких условий. Они позволяют эмоционально настроиться на общение с собеседником.
Сказать о своих чувствах, которые вы испытываете от ситуации общения с собеседником. Здесь можно использовать схему:
Я + чувство + описание ситуации.
Пример: «Мне больно, когда на меня кричат».
Необходимо говорить только от 1-го лица: мне, меня, мое.
Такая фраза позволяет вам безопасно для себя и собеседника высказать свои претензии.
3. Заключительная часть толерантного высказывания.
Вновь вернуться к приемам аттракции. Закончить свое высказывание фразой: « Давай договоримся..», «В следующий раз..», «Я предлагаю…»
Этой фразой вы показывается свое доброе расположение к собеседнику и настрой на сотрудничество.
2.5. Упражнение- закрепление. Группа разбивается на пары. Участники получают карточку с ситуацией.(Вариант. Участники сами могут смоделировать ситуацию, актуальную для них)
При помощи правила толерантного общения дать конструктивный ответ собеседнику.
Ситуация 1.
Ты читаешь интересный журнал. Уже поздно. Мама нервничает и заставляет выключить свет и лечь спать.
Ситуация 2.
Подруга не возвращает книгу, а она тебе сейчас очень нужна.
Ситуация 3.
Соседка обвиняет тебя в том, что ты разбросал мусор.
Ситуация 4.
Общаясь с одноклассниками, подруга неожиданно перебивает и начинает разговор на другую тему.
Ситуация 5.
Родители заставляют за брата убираться в комнате.
Ситуация 6.
Подруга грубит и отказывается обсуждать с тобой семейную проблему.
Ситуация 7.
Ты любишь слушать музыку громко, а родители предпочитают тишину. Возник конфликт.
Ситуация 8.
Одноклассник без разрешения воспользовался твоим мобильным телефоном.
Ситуация 9.
Друг отказывается выполнять твою просьбу.
-
Заключительная часть
Упражнение «Земной шар вращается».
Рефлексия. Обсуждение последнего упражнения и урока в целом.
Подведение итогов. Анонс следующей темы.
Приложение
Бланк
(Фамилия, имя, класс)
Эксперсс-диагностика.
Тест: Оценка толерантности.
Инструкция: Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных свойств толерантности. Подсчитайте общую сумму баллов.
Внимание к другим;
|
1 2 3 4 5
|
снисходительность (или прощение);
|
1 2 3 4 5
|
терпение;
|
1 2 3 4 5
|
доверие;
|
1 2 3 4 5
|
альтруизм;
|
1 2 3 4 5
|
умение владеть собой;
|
1 2 3 4 5
|
доброжелательность;
|
1 2 3 4 5
|
умение не осуждать других;
|
1 2 3 4 5
|
эмпатия;
|
1 2 3 4 5
|
умение слушать.
|
1 2 3 4 5
|
|
|
|