|
Урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 1920 годы»
Разработка урока по истории России в 9 классе
Данный урок заключает изучение темы «Гражданская война в России 1918 – 1920 годы». Это урок повторения, построенный на решении нравственной проблемы с помощью анализа разных исторических источников информации: презентации, учебника, дополнительной литературы, документов. На уроке использовались технологии критического мышления, проблемного обучения, ИКТ; форма групповой работы. Содержание урока позволяет создать высокий эмоциональный фон, воспитывать чувства неприятия ненависти, насилия, произвола в общественных отношениях.
Тема: Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века
Цель: подвести учащихся к пониманию трагедии любой гражданской войны как способа решения конфликта между разными политическими силами.
Задачи: 1) повторить и систематизировать материал о гражданской войне в России; с помощью разных источников информации проанализировать и раскрыть позицию различных сторон в гражданской войне;
2) развивать навыки анализа и решения проблемы с помощью разных исторических источников информации;
3) воспитывать чувства неприятия ненависти, насилия, произвола в общественных отношениях.
Тип и форма урока: проблемный урок анализа и синтеза; практическое занятие
Оборудование:
1.Карта «Гражданская война 1919 – 1920г.»
2.Поектор
3.Раздаточный материал (источники, тесты)
4.Записи на доске: Эпиграф
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М. Волошин
Ход урока
Оргмомент.
Учитель: - Тема сегодняшнего урока «Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века» Этот урок- урок повторения – обобщения. Вам предстоит на основе анализа изученного материала, содержания презентации, информации источников сделать обобщающие выводы по теме «Гражданская война». (Разделение класса на 2 рабочие группы, обеспечение учащихся образовательными ресурсами.)
II. Работа по теме урока
-
1.Мотивация: - Гражданская война… Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая- побеждённой, а о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того , кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
И/З - Чтение стихотворения М. Волошина «Гражданская война»
З/К Определите цель по теме данного урока (раскрыть трагизм Гражданской войны в истории России)
Представьте себе праздник «День Победы в Гражданской войне» Хотели бы вы ввести такой праздник?
Выделите проблему данной темы урока ( Может ли быть победитель в Гражданской войне?)
2. Повторение-
Показ презентации «Гражданская война 1918 – 1920г.г.»
З/К – посмотреть, извлечь необходимую информацию для решения проблемы урока.
3. И/З Сообщение «Гражданская война в нашем крае»
4. Анализ источников- (Организация работы с документами в рабочих группах)
З/Г – Самостоятельная групповая работа с документами.
Используя источники, знания с предыдущих уроков, информацию презентации и сообщений, покажите позицию различных сторон в ГВ.
Представьте, как каждая из сторон объясняет свои действия в годы Гражданской войны
5.Работа по проблеме урока.( Организация мини – дискуссии по проблеме урока « Может ли быть победитель в Гражданской войне ?»)
З/К – Можно ли провозгласить победителя в Гражданской войне?
6 Общая рефлексия
-
З/К Чего заслуживают участники этого исторического события? --- - Какой памяти они достойны от нас, потомков? - Представьте в своём воображении памятник участникам Гражданской войны
З/Г – .Представление и защита проекта памятника участникам Гражданской войны
- В чём трагедия Гражданской войны ?
- Какие уроки наши современники должны извлечь из этого?
(Трагедия Гражданской войны учит нас отказу от ненависти, от насилия и произвола как способа организации жизни, решения конфликта между разными политическими силами)
III. Закрепление. Тестирование.( ВАРИАНТ 1 – 1) 1; 2)4; 3) Б, А,В ВАРИАНТ 2 – 1) 2; 2)1; 3) Б, А,В
IV. Рефлексия. Подведение итогов
- Что дал вам сегодняшний урок?
- К каким размышлениям привел?
V.Домашнее задание: повторить п 9 – 13, подготовиться к проверочной работе.
Приложение
Документальный источник ( политика белых)
Из газеты «В пути",7 октября 1918 года:
«Из штаба бригады N …(Южного фронта) получена следующая телеграмма: «Доношу, что делегатами N - ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человек. Личность убитых опознать невозможно, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны»
Из приказа губернатора Иркутской губернии, 27 марта 1919 года.
«При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей; если этого не произойдёт …- расстреливать десятого.
-
Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество …отбирать в пользу казны.
Среди населения брать заложников в случае действий односельчан против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно.»
Документальный источник ( политика красных)
Из романа А. Толстого «Хождения по мукам»
«Пятого сентября московские и петроградские газеты вышли со зловещим заголовком: « Красный террор»
«Предписывается всем Советам немедленно произвести аресты правых эсеров, представителей крупной буржуазии и офицерства и держать их в качестве заложников… При попытке поднять восстание – немедленно применить массовый расстрел безоговорочно…Нам необходимо немедленно и навсегда обспечить наш тыл от белогвардейской сволочи…Ни малейшего промедления при применении массового террора…»
Документальный источник ( для индивидуального сообщения)
Гражданская война в Оренбуржье
После провозглашения в ноябре 1917года советской власти в Оренбурге, казачий круг избрал атаманом А.И. Дутова с передачей всей власти в Оренбурге ему. Дутовым были арестованы руководители Советской власти вместе с председателем Цвиллингом. В Оренбург на борьбу с дутовщиной был послан Кобозев. Развернулась жестокая братоубийственная война. В апреле 1918 г. Дутовцы уничтожили несколько продотрядов, проникнув в город Оренбург белоказаки застали врасплох спящих красноармейцев и членов их семей. Все были зарублены, 129 человек , в том числе дети, старики, женщины. В ответ командование красных устроило артиллерийский обстрел 11 казачьих станиц, в которых было сожжено и повреждено 2115 домов и погибло много населения. Бои шли с переменным успехом.13 Казахстан, где и погиб. сентября 1919года дутовцы были разбиты и изгнаны из города силами Туркестанского фронта во главе с Тухачевским. Дутов ушёл в Китай.
Стихотворение М. Волошина « Гражданская война»
Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот глас:
«Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных : правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других
Тесты
Вариант 1
1.Какое событие произошло в 1920 году?
1)разгром армии генерала Врангеля
2)расстрел царской семьи
3)выступление Чехословацкого корпуса
4)провозглашение Колчака Верховным правителем
2.Какая страна приняла участие в интервенции против Советской России?
1) Иран 2) Швеция 3) Аргентина 4)Великобритания
3.Установите соответствие
-
Район действия
|
Участники Гражданской войны
|
1.Сибирь
|
А. Юденич
|
2. Север России
|
Б. Колчак
|
Юг России
|
В. Деникин
|
|
Г. Брусилов
|
Вариант 2
В 1918 году произошло выступление войск:
Колчака
Чехословацкого корпуса
. Юденича
Белополяков
3.Установите соответствие
-
Район действия
|
Участники Гражданской войны
|
1.Сибирь
|
А. Юденич
|
2. Север России
|
Б. Колчак
|
Юг России
|
В. Деникин
|
|
Г. Брусилов
|
2.Какая страна принимала участие в интервенции против Советской России?
1) США 2) Китай 3) Италия 4)Болгария
3. 3.Установите соответствие
-
Район действия
|
Участники Гражданской войны
|
1.Восточный фронт
|
А. Юденич
|
2. Северный фронт
|
Б. Чехословаки
|
3.Южный фронт
|
В. Врангель
|
|
Г. Брусилов
|
Гражданская война в Оренбуржье
После провозглашения в ноябре 1917года советской власти в Оренбурге, казачий круг избрал атаманом А.И.Дутова с передачей всей власти в Оренбурге ему. Дутовым были арестованы руководители Советской власти вместе с председателем Цвиллингом. В Оренбург на борьбу с дутовщиной был послан Кобозев. Развернулась жестокая братоубийственная война. В апреле 1918 г. Дутовцы уничтожили несколько продотрядов, проникнув в город Оренбург белоказаки застали врасплох спящих красноармейцев и членов их семей. Все были зарублены, 129 человек , в том числе дети, старики, женщины. В ответ командование красных устроило артиллерийский обстрел 11 казачьих станиц, в которых было сожжено и повреждено 2115 домов ипогибло много населения.Бои шли с переменным успехом.13 Казахстан, где и погиб.сентября 1919года дутовцы были разбиты и изгнаны из города силами Туркестанского фронта во главе с Тухачевским. Дутов ушёл в Китай ч ерез
|
|
|