|
Доклад «Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
Д О К Л А Д
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
Исполнил: Иртегов А.В.
Уссурийск 2011 г.
|
ДОКЛАД
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
Актуальность темы.
В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца и др.
Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность.
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологического климата в детском коллективе.
Основные понятия, анализ
В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона – психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат – это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.
В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.
Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом, считает Е.С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.
Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.
Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.
Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.
Психологический климат в группе.
Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я".
Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.
Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:
доброжелательность;
защищённость;
мобильность;
креативность;
оптимизм;
инициативность;
работоспособность, свобода "я".
При неблагоприятном - незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала учащегося и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися,– все это порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов. Таким образом, психологический климат в классе – важнейшее условие психического здоровья и детей, и взрослых.
Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для воспитателя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
К условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).
Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата являются следующие:
Включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.
Использование игры.
Формирование общих традиций.
Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.
Наличие активной позиции педагога по отношению к классному коллективу.
Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.
Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.
Методика исследования психологического климата класса:
Определение психологического климата класса.
Как уже упоминалось, психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер взаимного сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет “психологической атмосферы” - также группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива я воспользовался картой-схемой А. Н. Лутошкина.
В левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат класса, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств определяется с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа от +3 до - 3 (Приложение 1).
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, я сложил все положительные и отрицательные баллы.
Вывод:
Полученный результат в сумме 26,5 баллов послужил условной характеристикой оптимального психологического климата большей или меньшей степени благоприятности, что указывает на высокий уровень эмпатийного (способности эмоционально отзываться на переживания других людей) общения в классе. Для такого коллектива характерно наличие дружбы, согласия, взаимной поддержки и одобрения, справедливого отношения ко всем членам коллектива включая новичков, полная удовлетворенность общением, активность и энергичность в полезной деятельности, жизнерадостность.
В качестве сравнения мной выявлено улучшение показателей учебы взвода:
В I четверти взвод в основном занимал 4 место в роте по показателям в учебе, что было связано с формированием коллектива и его психологического климата.
По итогам ноября месяца II четверти, взвод занял 2 место в роте: в это время мной было проведено изучение психологического климата во взводе, результаты которого выявили оптимальный психологический климат в группы (взвода) что, на мой взгляд, повлияло на показатели учебы.
УСПЕХ В УЧЕБЕ = ДРУЖБА + СПЛОЧЕННОСТЬ + УВАЖЕНИЕ + ПОДДЕРЖКА + ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.
Пути формирования благоприятного психологического климата класса.
Следует выделить следующие факторы, влияющие на состояние психологического климата: факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства.
Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива (класса, группы); отсутствие давления преподавателей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в различных ситуациях; принятие на себя ответственности за состояние дел в классе каждым из ее членов и пр.
Таким образом, характер психологического климата подросткового коллектива в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
Социально-психологический климат зависит от стиля управления. В своей деятельности по оптимизации психологического климата класса педагогам следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива.
Рекомендации для сохранения и улучшения благоприятного психологического климата в классе:
- Будьте всегда в отличном настроении, бодры и веселы;
- Умейте слушать и понимать друг друга;
-
- Относитесь друг к другу с уважением и доброжелательностью;
- Помогайте новичкам освоиться в вашем коллективе;
- Стремитесь к эмоциональному единению «Один за всех и все за одного»;
- Будьте справедливы ко всем ученикам класса;
- Проявляйте чувство сопереживания и поддержки к тем, кто в этом нуждается;
- Больше времени проводите вместе, стремитесь к коллективному труду.
И помните, что успех вашего обучения во многом зависит от тех отношений, которые складываются у вас в классе, от уровня сплоченности вашего классного коллектива!!!
|
|
|