|
Методические рекомендации и вариативное тематическое планирование к комплексу воспитательно профилактической программы
Брянский институт повышения квалификации работников образования
|
Методические рекомендации
и вариативное тематическое планирование к комплексу воспитательно-
профилактической программы
«Я – гражданин России»
(автор Я.В. Соколов)
Брянск
2012
|
ББК 74.0
М 55
Утверждено и рекомендовано к печати ученым советом Брянского института повышения квалификации работников образования от 30 января 2012года.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Брянского института повышения квалификации работников образования
Рецензенты:
Карбанович О.В., к.п.н. доцент кафедры педагогики БГУ
Манаенкова Л.В.,- директор муниципального автономного общеобразовательного учреждения Дятьковской средней общеобразовательной школы № 5 Дятьковского района Брянской области
Методические рекомендации и вариативное тематическое планирование к комплексу воспитательно-профилактической программы «Я – гражданин России» (автор Я.В. Соколов) [Текст]:/ Сост.: Е.В.Высоцкая, Н.С.Коваленко, С.П. Кошарная. - Брянск: Брянск: Изд-во БИПКРО, 2012 – 51 с.
© Данное издание охраняется законом об авторском праве РФ
Перепечатка без согласия издательства запрещена
© Е.В. Высоцкая и др. составление,2012
© Брянский ИПКРО, 2012
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру, и ощутимый вклад должна внести именно современная школа.
Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Воспитывать – значит, прежде всего, организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей. Комплекс направлен на обеспечение задач воспитания любви к Родине, уважения к российскому государству, его гражданам, а также на профилактику экстремизма, наркомании, правонарушений, иных асоциальных проявлений среди несовершеннолетних школьного возраста.
Одной из основных форм воспитательного процесса, на наш взгляд, является классный час. Классный час может и должен послужить решению воспитательных задач. Но на сегодняшний день диагностика показывает, что классный час зачастую носит формальный характер, а следовательно, эту форму воспитательной работы необходимо строить на ином организационном и содержательном уровне.
Особенностью предлагаемого комплекса воспитательно-профилактических программ «Я – гражданин России» является то, что учащиеся в ходе занятий начинают осознавать, что:
совершение гражданских поступков никак не связано с возрастом человека и уже сейчас они могут, являясь гражданами нашей страны, проявлять свою гражданскую позицию;
узнать, на что и как в общественной жизни они – еще несовершеннолетние – могут влиять;
выразить свое отношение к возможности и важности своего участия в жизни семьи, родного края, страны;
действовать как настоящие граждане России.
Осознание своего реального участия в общественной жизни страны, своей гражданской активной позиции, усвоение основ правовой и политической культуры, патриотизма и гражданственности, развитие умений жить в обществе и быть успешным человеком, соблюдая при этом моральные и правовые нормы, социальной активности и заинтересованного участия в общественной жизни в школьном возрасте – это реальный результат проведения классных часов и внедрения комплекса воспитательно-профилактических программ «Я – гражданин России». Тем самым школа и педагогический коллектив все больше отходит от устаревших представлений «словесного» воспитания и переходит к действенному, деятельностному формированию активной гражданской личности.
Итогом работы всего педагогического коллектива по внедрению и реализации положений комплекса воспитательно-профилактических программ «Я – гражданин России» станет формирование у учеников базовых элементов социальной и гражданской компетентности, позволяющей интегрировать знания, умения, ценностные установки и отношения в выработку собственной гражданской позиции.
Цель комплекса воспитательно-профилактических программ «Я – гражданин России» в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения:
развитие гражданского, патриотического сознания школьников 5-10 классов через реализацию системы воспитательных занятий, которая социально значима, интересна и полезна детям, удобна для педагогов и реально поддерживается родителями.
Эта цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности, основанные на интерактивных методиках и содержании, создающих возможности для массового воспроизведения в любых школах. Комплекс сможет оказать действенную помощь педагогическим коллективам, в первую очередь, классным руководителям в развитии школьных воспитательных систем, обеспечив их эффективной универсальной методикой. Комплекс поддерживает воспитательные усилия семьи в формировании жизненных целей и перспективу детей и подростков в противодействии распространению аморализма, правового нигилизма, социальной и личной безответственности.
Достижение цели становится возможным через решение основных общевоспитательных задач:
-
развитие у детей и подростков чувства Родины, включающего осознание себя гражданином великой России, а также малой родины – родного края;
развитие чувства ответственности за себя, своих близких, свою будущую семью, за свою малую родину, за Россию;
-
влияние на осознание детьми своих гражданских прав и обязанностей, развитие уважения к правам и свободам других людей;
развитие нравственного сознания и поведения учащихся;
содействие своевременному личностному самоопределению подростков для их дальнейшей успешной самореализации;
предупреждение социальных отклонений в поведении детей и подростков;
содействие преодолению правового нигилизма среди учащихся;
развитие у детей и подростков мотивов к участию в деятельности по преобразованию родного края, России;
развитие основных коммуникативных умений и навыков.
Нормативно-правовая основа комплекса воспитательно-профилактических программ «Я – гражданин России» разработана в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации.
«Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденными Президентом РФ Д.А. Медведевым 28 апреля 2011 г. Пр.-1168.
Законом Российской Федерации «Об образовании».
Федеральным законом РФ «О противодействии экстремистской деятельности».
Федеральным законом РФ «О борьбе с терроризмом».
Федеральным законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Федеральным законом РФ «О полиции».
Стратегией развития страны, Концепцией социально-экономического развития России на период до 2020 года, в том числе развития образования (раздел 3.3).
Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года № 1340-р.
Концепцией развития системы здравоохранения до 2020 года; государственными программами России «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности», «Противодействие незаконному обороту наркотиков».
Ядро комплекса составляют обособленные, но взаимосвязанные воспитательные и воспитательно-профилактические циклы занятий, обеспеченные специальными компактными пособиями для школьников. Их основными особенностями являются:
- эмоциональная насыщенность материала (текстов и иллюстраций), делающая занятия интересными и привлекательными для детей;
включенность оригинальной методической системы в содержание тем и разделов каждого пособия, что предотвращает появление реальных затруднений в работе педагога (как при подготовке, так и при проведении занятий);
возможность применения различных элементов комплекса на разных возрастных этапах и с учетом особенностей классов даже в рамках одной школьной параллели.
Прежде всего, именно за счет привлекательности занятий для школьников в ряде муниципальных образований, а также в целых регионах отмечалось существенное снижение числа социальных отклонений среди учащихся школ, охваченных программой (например, в конце 90-х гг. в Брянской области количество правонарушений снизилось до 60%). Отмечено, что наиболее устойчивый эффект достигался там, где реализации программы уделялось внимание со стороны региональных и муниципальных органов образования.
В настоящее время положенная в основу комплекса технология педагогической профилактики социальных отклонений среди несовершеннолетних создает предпосылки для снижения на 25-35% числа подростков, относящихся к группам риска.
Комплекс включает 20 подпрограмм, рассчитанных на 5-9 классы (выборочно – на 10-11 классы). Автором предложен вариант использования комплекса по следующим направлениям:
- общевоспитательной направленности;
- прямого воспитательно-профилактического действия;
- общепрофилактического назначения.
|
|
|