|
Лизякина Ирина Константиновна Учитель I квалификационной категории Педагогический стаж – 15 лет
МБОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа №2
Лизякина Ирина Константиновна
Учитель I квалификационной категории
Педагогический стаж – 15 лет
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ:
СТРЕМЛЕНИЕ СЕРДЦА НА ОБЩЕЕ БЛАГО!
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Социальное проектирование как важный фактор формирования активной гражданской позиции детей среднего и старшего школьного возраста.
«Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей,
- утверждал Л. С. Выготский, - есть
основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Гражданское общество в Российской Федерации на протяжении более 15 лет испытывает изменения, связанные с процессом развития государства и формирования гражданского сознания. Подобное общество требует подготовки обучающегося, обладающего самостоятельностью, ответственностью, гражданским мужеством, социальной активностью. Гражданин должен быть готов к защите не только собственных, но и государственных интересов.
Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи1.
Преумножение российского народа в численности, повышение качества его жизни и труда, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие культуры и творчества — важнейшая национальная задача.
В соответствии с ней определяется и современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Цель и задачи воспитания школьников.
Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.
Личностная культура:
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — становиться лучше;
сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;
развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
-
трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.
Социальная культура
сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;
забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
Семейная культура
сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
бережное отношение к жизни человека, продолжение рода
Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании»2. Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Сложнейшие условия современной действительности, характеризующейся в том числе и социально-экономическим расслоением в обществе, диктуют необходимость новых разработок в области воспитания обучающихся, и в первую очередь, формирования позиции гражданина - т.е. человека, обладающего глубоким чувством патриотизма, духовностью, инициативой, самостоятельностью и коммуникабельностью, гуманистически ориентированного, способного к саморазвитию и ориентированного на защиту интересов своей страны.
В “Концепции модернизации российского образования” определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.
(Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенными компетенциями, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы.)3
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы.
Таким образом, современные тенденции в общественно-политической жизни страны выдвигают особые требования к процессу образования новой генерации молодых граждан России. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота своей Родины, человека, осознающего высокую ценность свободы и демократии, личности социально активной и ответственной.
Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие чувства гражданственности и патриотизма, поскольку именно они максимально способствуют возникновению у школьника активной жизненной позиции.
Цель программы: формирование четкой активной гражданской позиции подростков среднего и старшего школьного возраста (14 – 17 лет).
Ведущая идея программы заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовывать свои функции не только в форме передачи детям определенной суммы знаний, умений и навыков, но и реально готовить учеников к участию в строительстве гражданского общества.
Главная гипотеза: социальное проектирование – реальное коллективно-творческое дело, способствующее развитию у подростков активной жизненной и гражданской позиции.
Основные задачи:
1. Обучение подростков социальному проектированию;
- освоение участниками новых форм поиска, обработки и анализа
информации;
- развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
- развитие коммуникативных навыков участников и навыков групповой работы;
- привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;
- формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своем микросоциуме;
- взаимодействие участников с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.
2. Применение полученных знаний и компетенций для построения собственной политической карьеры.
- встречи, круглые столы с лидерами региональных отделений партий, депутатами различного уровня, представителями органов власти для предложения своих идей в области молодежной политики;
- составление собственных программ деятельности для участия в выборах Президента школы, молодежный парламент и другие органы молодежного самоуправления;
- непосредственное участие в выборах различного уровня.
Ожидаемые результаты:
Обучающийся – истинный гражданина и патриота своей Родины, человек, осознающий высокую ценность свободы и демократии, личности социально активной и ответственной.
Механизм реализации проекта.
Проект долгосрочный: рассчитан на 3 года.
1 год: обучение социальному проектированию, реализация 3х соцпроектов, их защита на районном и областном уровне, участие в конкурсе «Лидер 21 века», рефлексия: анализ результатов.
2 и 3й годы: реализация и защита соцпроектов, участие в конкурсах4: «Я – гражданин России», «Лидер 21 века», «Спорт! Творчество! Здоровье!», «Реализация твоих прав и обязанностей», составление программ кандидатов в Президенты школы, в молодежную палату Сосновского района, участие в выборах, активная работа на благо поселка, области, страны, рефлексия: анализ проделанной работы за год.
Долгосрочный результат: обучающиеся, активно участвующие в молодежной политической жизни школы, района, в будущем – граждане страны, которым не безразлична ее судьба и судьба ее народа.
Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Асадов Эдуард Аркадьевич
Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.
Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.
Пишут о строгости и о такте,
Что благо, а что для учебы враг.
Твердят, что воспитывать надо так-то,
А вот по-иному нельзя никак!
Тысячи мнений простых и сложных,
Как разные курсы для корабля,
О том, что любить надо осторожно
И мудрости вдалбливать детям должно
С первых шагов, ну почти с нуля.
Все верно, беда, коли мало знаний.
И все-таки в этом ли только зло?
А что как успехов при воспитанье,
Простите крамолу мою заране,
Добиться не так уж и тяжело?!
Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей.
Все ждут, чтоб горели глаза ребят
Незамутненно, светло и ясно.
И детям с утра до темна твердят,
Что надо быть честным, что ложь ужасна.
Но много ли веры внушеньям этим?
Ведь если родители сами лгут,
На службе и дома, и там и тут,
Лгут просто, как будто бы воду пьют,
Откуда же взяться правдивым детям?!
А совесть? Всегда ли она слышна?
Ведь если мы, словно играя в прятки,
Ловчим иль порою хватаем взятки,
Да всем нашим фразам лишь грош цена!
И кто будет верить словам о том,
Что вреден табак и спиртное тоже,
Коль взрослые тонут в дыму сплошном
И кто-то нарежется так вином,
Что только у стенки стоять и может!
А что до красот языка родного,
То все хрестоматии - ерунда,
Коль чадо от папочки дорогого
Порой понаслышится вдруг такого.
Что гаснут аж лампочки от стыда!
Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!
Результаты.
В процессе реализации проекта у детей сформировались социально – значимые компетентности:
компетентность в сфере самостоятельной деятельности: постановка целей и задач, распределение выполняемой работы внутри группы, согласованность действий.
компетентность в сфере получения, обработки, анализа информации, прогнозировании и решении социально – значимых задач.
Учащиеся:
- Обучились социальному проектировании в течение последних трех лет социальные проекты занимали призовые места в районе ибыли участниками областных конкурсов «Я – гражданин России», «Лидер 21 века», были постоянными участниками школы волонтеров в Центре «Дети против наркотиков» г.Н.Новгород, в Центре эстетического воспитания г.Н.Новгорода;
- освоили новые формы поиска, обработки и анализа информации;
- развили аналитические навыков и навыки критического мышления;
- развили коммуникативные навыки участников и навыки групповой работы;
- привлекли внимание молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;
Считаю, что у молодых людей сформировались чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своем микросоциуме; а также они научились взаимодействовать с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.
Полученные знания и компетенций могут пригодиться ребятам для построения собственной политической карьеры. Пример: лидера объединения в 2011/2012 уч.год, а сейчас выпускника, студента ННГАСУ, Косолапова Дмитрия приглашают для проведения профильных волонтерских смен (в качестве вожатого), а в указанном учебном заведении Дмитрий организовал музыкальную группу. Лидер объединения в 2009-2011 гг. Курмыскова Ирина является старостой группы НГТУ. Все остальные ребята, старшеклассники, каждый год успешно участвуют в профильных волонтерских сменах (Рыжикова М., Дыденковы Андрей и Георгий, Баланов Артем, Асланян Левон, Карпович Диана, Колбасова Ксения. Сидорова Ольга). Эти ребята могут без боязни выйти на любой уровень государственной власти для решения актуальных, наболевших проблем. Ребята умеют составлять программы деятельности для участия в выборах Президента школы, молодежный парламент и другие органы молодежного самоуправления; а также принимают непосредственное участие в выборах различного уровня.
Неоднократно ребята не только сами участвовали в конкурсах и мероприятиях, но и организовывали их для своих сверстников сами, например, проект Д.Косолапова «Решать тебе» (мероприятие по профилактике употребления ПАВ).
Деятельность по реализации проекта была направлена на позитивную социализацию ребенка. Для учащихся создавались ситуации, в которых они могли проявлять свои способности, были не только исполнителями, но и генераторами идей, которые воплотились в проекте.
Особенностью реализации данного проекта является то, что к деятельности привлекались не только успешные дети, но и дети, имеющие трудности в общении и обучении.
В ходе реализации проекта наблюдался личностный рост детей, повышалась ответственность за порученное дело. Ребята с большим удовольствием включались в социальное проектирование.
Стоит отметить, что учащимся были наиболее интересны такие формы работы как социологический опрос, экскурсии, тренинги, тримминги, агитпоезд, круглый стол, имитационный спектакль, кукольный театр и театрализованное представление для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации .
Используемые источники
Гуманная педагогика: научная монография. Часть 1 , Часть 2 / Амонашвили Ш.А. – Москва: Изд. Амрита-Русь,2010.– 240 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Послание Президента Федеральному Собранию 2012.
Конвенция о правах ребенка
http://standart.edu.ru
mmc.ord.edu54.ru
http://www.drofa.ru/
|
|
|