Главная страница

Развитие социальной компетентности подростков с помощью деловой игры в учреждении дополнительного образования детей


Скачать 70.51 Kb.
Название Развитие социальной компетентности подростков с помощью деловой игры в учреждении дополнительного образования детей
Дата 10.02.2016
Размер 70.51 Kb.
Тип Документы

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Т. В. Федорова

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

п.г.т. Яя

Российское общество требует от подрастающего человека владения высокими знаниями, связанными с социальным взаимодействием. Современное дополнительное образование призвано создавать условия для раскрытия возможностей социального развития и сущности социальной компетентности обучающихся.

Социальная компетентность рассматривается неоднозначно в различных научных подходах - например, как толерантность, умение понимать людей, воспитанных в контексте другой культуры, или как способность управлять собой и другими людьми и др. С позиции дополнительного образования детей важно понять, способны ли обучающиеся учреждений дополнительного образования детей (далее – УДОД) вполне осознанно, осмысленно выстраивать стратегии собственных действий, деятельности, взаимодействия с окружающими их людьми. В связи с этим на базе МБОУ ДОД «Центр детского творчества» п.г.т. Яя реализуется эксперимент по формированию социальной компетентности подростков в культурно-досуговом пространстве учреждения дополнительного образования детей.

В творческом объединении «Собеседник» базе МБОУ ДОД «Центр детского творчества» в ходе эксперимента анализируются условия, стимулирующие к достижению такого абсолютно нового образовательного результата как компетентность, взгляды на данную тематику ученых и практиков, критерии формирования социальной компетентности, способы выявления сформированности социальной компетентности подростков.

Наиболее приемлемая формулировка социальной компетентности подростков обучающихся объединения «Собеседник» такая: «совокупность умений, знаний и навыков, способствующих успешному сосуществованию личности в социальном пространстве; способность подростков действовать в социуме с учётом позиций других людей».

Важно отметить, что ключевым моментом в формировании социальной компетентности подростков является деятельность с осознанием ценностей и целей. Социальная компетентность подростка зависит от знания и понимания устройства общества, от восприятия собственной роли и роли других людей в этом обществе.

Подростковый возраст – один из самых важных в становлении личности. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира, становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека, и, прежде всего – становление самосознания, самооценки, нравственных норм и ценностей, идет активный поиск смысла жизни. Видимый мир, в котором подросток живет – целостный, яркий, событийный. Для развития личности, готовой пройти адаптацию к жизни, созданы условия УДОД. Важным моментом подросткового возраста, отмечаемым психологами, является необычайная пластичность личности подростка. Это возраст формирования самосознания, самооценки. Интересы, возможности и способности ребенка в этом возрасте необычайно разнообразны и подвижны. Их конкретное содержание часто связано со случайными обстоятельствами - модой, престижностью в обществе, случайной встречей с интересным для подростка человеком. Подросток постоянно пытается испробовать, что он может делать. Это как своеобразные упражнения в познании своих возможностей, где каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Постоянным сравнением себя с другими, примериванием их особенностей и качеств на себя, подросток создает свое «Я». Подростки сами начинают строить свою временную перспективу, планировать своё будущее, но часто эта деятельность носит несистематический характер и осуществляется неосознанно. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем: оно ориентировано на будущее, оно заключается в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире, и, наконец, оно связано с выбором профессии, но не сводится к нему. Проблема совершения ответственного выбора заключается в том, что, во-первых, у подростка, в силу возрастно-психологических особенностей, отсутствует психологическое будущее. Самоопределение личности является важнейшей задачей возраста. Исходя из этого, проецируется ряд педагогических задач направленных на овладение подростками социальными компетентностями, связанными с будущим самоопределением, в частности компетентность осознанного выбора и ответственности за этот выбор.


В формировании социальной компетентности подростков в УДОД современный педагог ищет разнообразные формы проведения занятий, новые построения которых отличаются от стандартных, методы, средства. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Разнообразное содержание позволяет на занятиях использовать игровые технологии, среди которых особое значение принадлежит технологии деловой игры.

В деловых играх моделируются жизненные ситуации: игра предоставляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр раскрывает творческий потенциал каждого подростка. В процессе деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу. Функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет задать в обучении социальный контекст будущей социальной и профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные, по сравнению с традиционным обучением, условия формирования социальной компетентности подростков. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение подростков в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Для развития социальной компетентности у обучающихся в учебном процессе применяют следующие модификации деловых игр: деловая игра - это не просто совместное обучение и эффективная форма развития социальных компетентностей, это условие, способствующее эффективному оцениванию степени развития данных компетентностей в личности.

На начальном этапе эксперимента было проведено исследование сформированности социальной компетентности подростков, обучающихся в творческом объединении «Собеседник». Всего приняло участие:15 детей 15 летнего возраста. Применялась методика «Шкала социальной компетентности» (автор Анна Михайловна Прихожан).

Методика «Шкала социальной компетентности» направлена на изучение уровня развития социальной компетентности подростков. По данной методике изучаются такие компетентности как самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, развитие общения, организованность, интерес к социальной жизни в соответствии с возрастными нормами. По данной методике установлено следующее: результаты ниже возрастного уровня определены по таким шкалам как «уверенность в себе», «отношение к своим обязанностям», «развитие общения», «организованность» «интерес к социальной жизни», результатов, подтверждающих опережающее развитие подростков по шкалам не было, что подтверждает актуальность исследования (рис. 1).



Рис. 1. Результаты методики «Шкала социальной компетентности»


Для практической работы в эксперименте применяется технология деловой игры. Разработка сценария деловой игры осуществлялась в рамках эксперимента с активным участием обучающихся подростков творческого объединения «Собеседник». Их задачей было максимально обогатить сценарий игры реальностью с целью включения в него присутствующие в современном социальном мире аспекты по экономической тематике, с точки зрения реальных рыночных отношений.

Сценарий игры заключался в следующем. Для участников объявляется, что моделируется пространство реальной ситуации, которая существует на современном рынке товаров и услуг. Так же вводится, разработанная условная денежная единица (в данном случае «Центрики» 10, 20, 50 и 100 «Центриков»), которая по функциональности приравнивается к рублю. Эти денежные единицы дают право участникам вести расчет за полученный товар или услугу. В задачи участников входит разработка собственного предприятия с целью заработать как можно больше денежных единиц. В выборе профиля организации, нет ни каких ограничений кроме как цензуры, которая предварительно оценивалась консультантами, помогающими по вопросам в организации предприятий. На подготовку и планирование собственных фирм было выделено несколько недель, чтобы дети смогли понять суть игры, каковы их роли и задачи. На протяжении всего периода, процесс подготовки контролировался организаторами, и задавались все новые требования для участников. Основополагающим этапом подготовки была защита планов предприятия (бизнес план), без которых нельзя организовать собственное предприятие. Содержание плана предприятия было упрощено и отражало лишь основные характеристики фирмы (название, лозунг, логотип, род деятельности и состав сотрудников). После защиты плана предприятия, происходит их конкурсная оценка и награждение по номинациям: самый оригинально оформленный, самый лучший по защите и т.д. В ходе этого мероприятия так же следим за активностью детей (коммуникативность, информативность, креативность и т.д.).

День игры – это основной этап всего проекта, который задает пространство, где дети ощущают себя настоящими бизнесменами и осуществляют предпринимательскую деятельность.

В их задачи входит:

1. Заработать как можно больше денежных единиц.

2. Следить за рабочим пространством и не допускать конфликтных ситуаций.

3. Обеспечивать высокий уровень обслуживания.

4. Максимально выстроить рабочее пространство (плакаты, реклама, лозунги и т.д.).

5. Убедить клиента в качестве и значимости своих товаров или услуг.

6. Соблюдать субординацию, прописанную в плане своего предприятия.

7. Четко исполнять свои должностные обязанности.

По результатам систематического проведения игр, можно констатировать, что деловая игра - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение социальных отношений, в котором формируется и совершенствуется социально активная индивидуальность подростка. Для подростков необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы они могли бы со сверстниками и близкими взрослыми активно усваивать знания, нормы, правила общества.

Таким образом, деловая игра помогает сблизить подростков, объединить их общей интересной для всех деятельностью, содержание и ход игры способствуют формированию социальной компетентности подростков в УДОД. Регулярное проведение совместных деловых игр позволяет обогатить подростков новыми впечатлениями, способствует формированию нового социального опыта, который так важен для развития их личности.