Главная страница

Программа «Я патриот России»


Скачать 331.62 Kb.
Название Программа «Я патриот России»
Гоцуляк Наталья Васильевна
Дата 04.03.2016
Размер 331.62 Kb.
Тип Программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 13

город Азов Ростовской области

Программа

«Я – патриот России»

по патриотическому воспитанию в средних общеобразовательных учреждениях

на 2011 - 2015 гг.



Выполнила: Гоцуляк Наталья Васильевна
учитель истории и обществознания






г.Азов
2012 г


Пояснительная записка

Два мира есть у человека-

Один, который нас творит.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Николай Заболоцкий.

Программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 - 2015 год», областной и городской программами по патриотическому воспитанию и предназначена для учащихся общеобразовательных школ. Программа определяет содержание, основные направления развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести данная программа.

В школе это формирование должно происходить не путём навязывания, превращаясь в своеобразный культ и диктат, а патриотизм должен воспитываться повседневно глубоко и искренне. Ведь ещё В.А. Сухомлинский говорил: «Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Воспитать патриота – это значит наполнить повседневную жизнь ребёнка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познаёт и делает».

Всё это свидетельствует об актуальности патриотического воспитания подрастающего поколения, о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания патриота и гражданина. Цель данной Программы охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности

Мы живем в удивительном крае, удивительном месте – на берегу реки Дон, рядом с Азовским морем Здесь многие из нас родились, научились ходить, читать, писать, видеть, говорить. Это наше Отечество. И зовем мы его Россия, Ростовская область, донской край. Узнать о месте, где мы живем, познакомиться и принять участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремесел, сформировать национальное самосознание, изучить духовные ценности народонаселения Дона, города Азова, узнать, чем живет наша Родина, сегодня помогает программа «Я - патриот России». Необходимость создания комплексной программы патриотического воспитания учащихся обуславливается также вследствие утраты патриотических чувств у подавляющего большинства детей и молодежи, в связи с необъективной оценкой истории страны, края, пересмотром ценностных ориентаций, разрушением идеалов чувства Родины. Вместе с тем, рост нестабильности политической и социально- экономической ситуации, возникновение очагов национальной вражды в форме вооруженных конфликтов требуют от молодого поколения высокого патриотизма, обостренного чувства долга и готовности защищать Родину, быть патриотом в мирное время.
Программа «Я –патриот России » будет способствовать постепенному изменению в общественном сознании распространенного равнодушия, немотивированной агрессивности, направлять воспитание уважительного отношения к государству.

В настоящее время заметно активизировалась воспитательная работа по военно - патриотическому воспитанию, как важнейшему фактору формирования патриотизма. Учащиеся не только занимаются поисковой работой, но и приводят памятники и обелиски в надлежавший вид, помогают ветеранам Вов. Поэтому проблема создания системы патриотического воспитания у современной молодежи является своевременной и необходимой.

Школьные годы по праву считают самым динамичным, интенсивным периодом развития личности. За 11 лет происходят коренные изменения в физическом, психическом и социальном развитии человека. Это период перехода от детства к фактической взрослости, к материальной и духовной самостоятельности во всех сферах жизни и деятельности. Поэтому так важно уделять особое внимание воспитанию Гражданина и Патриота в школьный период жизни.

Прошедшие годы показали, что в школе уже есть определенный опыт серьезной системной работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области науки, культуры, спорта еще сохранили качество нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки системы деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, указывает на необходимость более активного и разнообразного применения средств и форм деятельности гражданской и патриотической направленности. Решение же этих вопросов напрямую связано с назревшими к сегодняшнему времени следующими актуальными противоречиями:

- необходимость более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и недостаточность научных, научно-методических работ по этому направлению;

- обострение противоречий между потенциалом патриотизма современной молодежи и неэффективности его реализации в условиях современной общественной жизни;

- необходимость улучшения деятельности по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников с учетом их особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений, технологий патриотического и гражданского воспитания;

-усиление противоречия между сложившейся традиционной системой внеклассной работы по гражданскому и патриотическому воспитанию и необходимостью перехода к разработке личностно-ориентированных воспитательных технологий, к идеям гуманистической воспитательной концепции.

Обновление содержания гражданского и патриотического воспитания - дело государственной важности и осуществляться оно должно как в учебном, так и воспитательном процессе. Большие потенциальные возможности для формирования качеств будущих патриотов, для осознания героической роли России, русского народа открываются при изучении истории, обществознания, литературы, мировой художественной культуры, основ безопасности жизнедеятельности и других предметов учебного плана образовательных учреждений.

Активные формы внеклассной и внешкольной работы, такие как участие, в Акциях Милосердия, торжествах, посвящённых памятным датам, чествовании людей труда и боевой славы, поисковая работа, оказание шефской помощи нуждающимся в ней, проведение патриотических мероприятий будут способствовать воспитанию Гражданина Мира, любящего свою Родину, способного противостоять чуждым идеологиям.

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую опреде­ленность нравственного и гражданского патриотического воспитания. Программа позволяет всем, кто работает с детьми самого разного воз­раста, понять феномен «воспитательное пространство», сконструиро­вать и смоделировать воспитательное пространство личности, развер­нуть его в социальном пространстве школы.

Ведущая идея программы.

Общая культура личности, патриотизм и гражданственность Должны стать важной движущей силой российского общества для выхода из кризиса, формирования национального самосознания, смысла жизненных перспектив молодежи, социокультурной идентификации, сохранения межпоколенной преемственности.

Важнейшим основанием для разработки Программы, явилось то, что: педагогический коллектив школы, используя многолетний опыт по гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, опираясь на целевые программы духовного и физического оздоровления населения донского края, патриотического воспитания граждан , достиг определённых успехов в данном направлении.

С 2010 г. в школе работает историко- краеведческий клуб « Поиск», который в 2010 г стал призёром городского и областного конкурса казачьей фольклорной экспедиции, посвящённой 65- летию Великой Отечественной войны, награжден дипломом 1 степени губернатора Ростовской области по патриотическому воспитанию молодежи.

В результате кропотливой работы собран богатый материал, знакомящий с жизнью донских казаков в годы войны и годы восстановления страны после войны, жизни замечательного ветерана- казака Азовского района Доля А. П. Ребята исторического клуба собрали материалы о земляках - участниках Великой Отечественной войны, выпускниках школы, погибших Афганистане и Чеченской республике при выполнении боевых действий.. собран фото и документальный материал о почетном гражданине , заслуженном враче РФ Кондаурове М.В., т.к школа находится на улице им. Кондаурова
. Планируется в 2014 году открыть в школе мемориальную доску.

Установлены взаимные дружеские связи с Советом ветеранов г.Азова. Председатель Марченко Н.И. в прошлом году подарил ребятам книгу «Незабываемые годы» № 7. Учащиеся школы принимают участие в творческих конкурсах разных уровней гражданской и патриотической направленности. Их работы пронизаны искренне благодарностью героическим предкам за мирную жизнь, уважением к историческому прошлому страны, любовью к своей малой родине.

Одной из форм работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся является организация шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам погибших. В микрорайоне школы их проживает четырнадцать человек. Они регулярно бывают в школе, проводят работу по пропаганде славных воинских традиций нашей Родины.

Патриотизм формируется и через показ роли героических профессий, таких как военный, пожарный, спасатель, милиционер и т.д. Регулярно и успешно проводится в школе работа с отрядами Юных инспекторов дорожного движения и Юных пожарных, в ходе которой учащиеся на практике знакомятся с героическим профессиями.

Всё это стало предпосылкой для создания программы гражданского и патриотического воспитания.

Не претендуя на полноту и законченность терминологии, в своём проекте считаю остановиться на следующих понятиях:

Патриотическое воспитание

Гражданское воспитание







Гражданско – патриотическое воспитание

Военно – патриотическое воспитание

Национально – патриотическое воспитание

Героико – патриотическое воспитание


Патриотическое воспитание - формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, национального самосознания и ответственности за судьбу России.

Героико-патриотическое воспитание - составная часть патриотического воспитания, ориентированного на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.

Национально-патриотическое воспитание - составная часть патриотического воспитания, основанная на христианских заповедях, любви к Отечеству, уважении к родителям и старшим, стремлении к созданию семьи на высокой нравственности и высочайшем понятии чести.

Военно-патриотическое воспитание - также составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и преумножение славных воинских традиций.

Гражданское воспитание - это воспитание правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу.

Гражданско-патриотическое воспитание – часть гражданского воспитания, базирующаяся прежде всего на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике даёт молодёжи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у неё законную гордость за страну.

Гражданское и патриотическое воспитание в ОУ - систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга.

Исходя из этого, программа будет реализовываться в следующих аспектах:

Организационный аспект. Система гражданского и патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, готовности к проявлению конституционного и воинского долга через:


Процесс обучения

Процесс воспитания

Деятельность кружка
« Поиск»









Для этого планируется проведение мероприятий:

- организация работы школьного музея и разработка форм музейной деятельности;

- организация деятельности кружка «Поиск»;

- традиционное проведение мероприятий оборонно-массовой и патриотической направленности.

Содержательный аспект. Вся организационная деятельность направлена на формирование качеств патриота и гражданского самоопределения подростков. Таким образом, пройдя через все организационные компоненты модели, школьник проходит и через определенные этапы самоопределения в современном обществе, что является системообразующим звеном воспитательной системы школы.







«Я участвую в...»





«Я горжусь тем, что...»

III этап

«Я - часть своей

культуры, истории»

II этап




I этап








Следует отметить, что, не имея консолидирующей идеологии в современном обществе, невозможно установить чёткие границы значимости в мировой истории тех или иных событий, большинство из которых сегодня трактуется неоднозначно. Поэтому, определяясь с содержанием гражданского и патриотического воспитания, предпочтительно остановиться на позиции бесспорных социально-этических норм:

-имён великих представителей в нашей истории и культуре

(Пушкин, Ломоносов, Менделеев и т.д.);

-эпохальных событий в жизни государства

(Победа в Великой Отечественной войне, первый полёт человека в космос и т.д.)

Технологический аспект. При разработке новых современных технологий и форм гражданского и патриотического воспитания авторский коллектив предполагает опираться на идеи, изложенные в трудах И.С. Якиманской (личностно- ориентированное обучение), Е.В. Бондаревской (гуманистическая концепция воспитания), А.Н. Тубельского (правовое воспитание).







Управленческий аспект







Цели и задачи  программы «Я – патриот России»

Цель:

Воспитание гражданина - патриота своей Родины. Возрождение патриотизма как важнейшей духовно- нравственной и социальной ценности, формирование и развитие у порастающего поколения, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине и своей малой родине, укрепление духовной связи между поколениями, сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущих поколений.

Задачи:

  1. Воспитание у молодого человека качеств нравственно устойчивой  и духовно

богатой цельной личности.

  1. Привлечение внимания учащихся и взрослых к краеведческой и поисково-

исследовательской деятельности, историческому наследию своей малой

Родины.

  1. Сохранение и укрепление связи между старшим и подрастающим поколениями посредством общения, на основе организации совместной социально- значимой деятельности.

  2. Воспитание личности гражданина- патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны



Этапы  реализации программы
I этап: проектный – 2011 -2012 учебный год.  

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1.     Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданскому и

патриотическому воспитанию.

3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия

реализации программы.

4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2011-2014 учебные годы.  
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы

воспитательного воздействия.

2.     Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3.     Развивать школьное самоуправление.

4.     Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5.     Расширять и укреплять связи и отношения техникума учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.

6.     Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7.     Проводить мониторинг реализации программы.

8.     Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – 2014-2015 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.     Обобщить результаты работы школы.

2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.     Спланировать работу на следующий период
Основные понятия

Патриотизм – это система духовно- нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, в осознании своего нравственного долга перед ним и готовности к защите его интересов, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции ценности своего народа, хранить его историю и культуру, в уважении к другим народам

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, гражданина патриота  своего Отечества, которая характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, чувством гражданского долга, веротерпимостью, проявлением чувства Родины, к родному краю, языку, традициями обычаям своего народа, к родным и близким, толерантным отношениям к другим народам и культурам, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения, почитанием национальных святынь и символов, уважением к Конституции страны, правовым основам государства.
Основные направления реализации программы

Патриотическое воспитание достигается  путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
Духовно- нравственное направление, включающее в себя:

  • Формирование нравственно устойчивой цельной  личности, обладающей такими моральными качествами как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважения к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

  • Воспитание уважения к себе, своим родителям, семейным традициям;

  • Формирование социальной активности, направленной на служение интересам  своего Отечества;

  • Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении своего здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.


Культурно- историческое направление предполагающее:

  • Воспитание потребностей в освоении и сохранении национальной культуры , традиций и обычаев народов , населяющих Россию в целом и Ростовскую область в частности;

  • Формирование понимания места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;

  • Вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников, памятников боевой и трудовой славы;

  • Формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

  • Воспитания любви к малой Родине, гордости за их историю и достижения;

  • Формирование бережного отношения к природе своей страны , города Азова и области.


Гражданско- правовое направление , ориентированное на:

  • Изучение государственной системы Российской Федерации, ее Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России, знание Устава, атрибутики,  символики Ростовской области;

  • Формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, ее суверенитету, независимости и целостности;

  • Воспитание готовности при выборе сферы и конкретных видов деятельности учитывать не только личные, но и общественные и государственные интересы;

  • Развитие правового обучения и воспитания учащихся, формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

  • Усвоение учащимися гражданских прав, выполнение гражданских обязанностей, формирование уважения прав и свободы личности, человеческого достоинства;

  • Развитие демократической культуры и деятельность молодежных организаций, создание условий для развития ученического( школьного) самоуправления.


Военно- патриотическое направление, включающее в себя:

  • Изучение военной истории России, знание дней воинской славы, боевых, трудовых подвигов жителей страны и города;

  • Сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

  • Формирование позитивного образа Вооруженных Сил России, готовности к выполнению  воинского долга;

  • Формирование у учащихся готовности к действиям в экстремальных условиях природного, техногенного и социального характера.


Научно - методическое обеспечение патриотического воспитания

Основные направления научно- методического обеспечения патриотического воспитания включают в себя:

  • Разработку комплекса учебных и специальных программ и методик патриотического воспитания;

  • Обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания;

  • Формирования комплектов литературы патриотической направленности  для школьной библиотеки;

  • Проведение «круглых столов» с приглашением ветеранов войны, воинской службы и труда по проблемам методологии патриотического воспитания учащихся.



Наименование мероприятий

Сроки реализации

Исполнитель

1

Проведение социологического исследования по вопросам патриотического воспитания

2011гг

Заместитель директора по ВР

Школьный психолог

2.

Обобщение  опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания

2011-2013

Заместитель директора по ВР

Руководитель школьного музея

3

Формирование комплекта литературы патриотического направления для школьной библиотеки

2011-2013

Школьный библиотекарь

4

Формирования банка мультимедийных презентаций и фильмов патриотического направления

2011-2014

Предметники , учителя истории

5

Проведение «круглого стола» с привлечением ветеранов войны, воинской службы по вопросам патриотического воспитания

2011-2014

Заместитель директора по ВР

Руководитель школьного музея , руководители исторических кружков


Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры: 

1. Сформированности гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

  • умение принимать и защищать свои решения;

  • готовность к участию в общественных делах;

  • готовность к образованию.


2. Сформированности осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;

  • права и свободы человека и гражданина;

  • символика Российской Федерации;

  • национальное самосознание;

  • уважение чести и достоинства других граждан;

  • гражданственность.


Количественные параметры:

  • Включенность каждого ученика в воспитательные ситуации; 

  • Качество человеческих отношений (отношения  учащихся к реалиям школьной жизни, к школе, к классному руководителю, классу, совместным делам);

  • Отсутствие  учащихся с девиантным поведением;

  • Деятельность ученического (школьного) самоуправления;

  • Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

  • Проведение мероприятий.

 

 Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе, как в образовательной системе:

  • создание системы гражданско-патриотического воспитания;       

  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

  • вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

в познавательной сфере:

  • развитие творческих способностей;

в историко-краеведческой:

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • формирование у учащихся важнейших духовных и нравственных качеств любви к Родине, родному краю, уважения к традициями, обычаям, чувства гражданского долга, веротерпимости, способности проявлять эти качества  в созидательном процессе в интересах общества;

в социальной:

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;

  • знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере:

  • осознание  учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности будущего. 

Механизм реализации программы.

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство  МБОУ СОШ № 13.

При планировании работы учитываются традиционные школьные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.

Организация управления

программой «Я – патриот России» и контроль за ходом его реализации.

  Управление реализацией  программы «Я – патриот России» и контроль эффективности выполняемых мероприятий осуществляет директор школы, заместитель директора по воспитательной работе.

  Оценивание  осуществляется  через мониторинг организации  патриотического  воспитания в классах, модель выпускника и рассматривается  на совещаниях при директоре.




Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

      Работа по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного процесса

1

Введение в учебный план факультативных курсов по православной культуре

2011-2012 учебный год

 Заместитель директора по УВР

2

Организация кружка «Основы православной культуры»

2011-2012 учебный год

 Заместитель директора по ВР

3

Организация повышения квалификации педагогов, преподающих факультативный курс по православной культуре

По мере необходимости

Директор школы

4

Включение в планы воспитательной работы вопросов духовно-нравственного воспитания

ежегодно

 Классные руководители

5

Систематическое проведение классных часов по духовно-нравственному воспитанию

Один раз в месяц

Классные руководители

Создание методической базы по духовно-нравственному воспитанию

1

Создание мультимедийной продукции по духовно-нравственному воспитанию

Весь период

Классные руководители , учителя нач. кл, воспитательная служба

2

Создание базы Интернет-ресурсов по православной культуре

Весь период

Учителя информатики

3

Пополнение библиотеки, видеотеки, аудиотеки материалами духовно-нравственного содержания

Весь период

 библиотекарь

4

Создание прикладных проектов по духовно-нравственному воспитанию

Весь период

Педагоги, уч-ся школы

5

Создание банка методических разработок внеклассных мероприятий и уроков духовно-нравственной направленности

Весь период

Учителя - предметники. Кл руководители

6

Пополнение ресурса курса православной культуры

Весь период

Учителя курсов православной культуры

Участие в городских, мероприятиях

1

Участие учащихся в акциях по восстановлению памятников духовной культуры

Весь период

 Заместитель директора по ВР

2

Участие в  рождественских чтениях

Весь период

Заместитель директора по ВР

3

Участие в конкурсе  рисунков «Я люблю тебя жизнь»


ежегодно

Классные руководители

4.

Проведение  соревнований среди обучающихся, посвященных Дню защитника Отечества

ежегодно

Заместитель директора по ВР




Участие в конкурсе «Моя малая Родина»

Октябрь

ежегодно

Заместитель директора по ВР




Конкурс новогодних и рождественских открыток, рисунков плакатов среди обучающихся «Светлый праздник Рождества»

ежегодно

Заместитель директора по ВР Классные руководитель




Участие в Дне призывника

ежегодно

 Руководитель ОБЖ,




Организация и проведение спортивных соревнований, посвященных памятным и историческим датам, известным землякам.

Весь период

 Преподаватели физической культуры.


Организация социально значимых дел, акций.

1

Операция «Благоустройство»

сентябрь

 

2

Акция «Чистый город»

октябрь




3

Акция «Память»

ноябрь




4

Акция «Скромненький синий платочек»

декабрь




5

Акция «Берегите птиц»

январь




6

Акция « Память»

февраль




7

Акция «Тепло твоих рук»

март




8

Акция «Продли память о себе»

апрель




9

Акция «Салют, ветераны!»

май




10

Операция «Зеленый мир»

май




11

Посещение памятных мест в городе и области

В течение года




12.

Участие в исследовательских конференциях по патриотическому воспитанию

В течение года




13.

Написание исследовательских работ на тему « Патриоты Отечества»

Февраль- май





Заповеди, на основе которых строим работу по патриотическому воспитанию.

-  Цени и оберегай свое Отечество;

-  Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;

-  Дорожи историей своего народа;

-  Свято относись к символике своей страны, малой Родины;

-  Береги красоту своего края.
 Основные формы деятельности.

  1. Учебная деятельность по предметам.

  2. Система классных часов, нетрадиционных уроков.

  1. Работа детских творческих коллективов: кружков, секций,
    клубов.

  2. Работа школьного музея, обогащение его экспозиций.

  3. Конференции, семинары, концерты, праздники.

  4. Система мероприятий библиотеки.

  5. Традиционные общешкольные коллективно-творческие дела.

  6. Участие в районных, городских, краевых, международных конкурсах, смотрах.

  7. Организация родительского всеобуча.

10.Проведение совместных с родителями и учителями развлека­тельных игр, фольклорных, театрализованных праздников, спортив­ных мероприятий.

11 .Выставки творческих работ.

12.0рганизация работы школьного самоуправления.

13.Участие в акциях.

14.Работа психолого-педагогической службы.

15.Организация встреч с ветеранами, шефство над престарелыми.

16.Организация встреч, концертов, проведение совместных дел с военнослужащими, женсоветом, Советом ветеранов ВОВ.

Основные исполнители программы.

* Администрация МБОУ СОШ №13.

  • Руководитель м /о классных руководителей.

  • Руководители кружков, функционирующих при школе.

  • Руководители кружков дополнительного образования.

  • Руководители спортивных секций.

  • Руководители клубов.

  • Старшая вожатая.

  • Социальный педагог. ,

  • Психолог.

  • Педагог-организатор

  • Классные руководители 1-11-х классов.

  • Совет старшеклассников.

  • Родительские комитеты школы и классов.

  • Государственные, общественные организации, социальные службы.


Социальные связи.

  • Администрация города Азова

  • Детский Дом Творчества г. Азова

  • Управление образования

  • Управление по делам семьи.

  • Управление по делам молодежи.

  • Комиссия по делам несовершеннолетних.

  • Подразделение по делам несовершеннолетних ОВД.

  • Военный комиссариат города.

  • Учреждения дополнительного образования

  • Подростковый наркологический кабинет.

  • Краеведческий музей.

  • Совет ветеранов.

  • Библиотека.

  • Центр психологической помощи детям и подросткам.

  • Отдел опеки и попечительства.


Основные субъекты гражданского и патриотического воспитания:

  • семья;

  • непосредственное социальное окружение;

  • коллективы, в которых происходит социализация личности;

  • жизнеобеспечивающее пространство развития личности (микрорайон, район, улица и т.д.);

  • образовательно-воспитательные учреждения;

  • общественные организации и объединения.

В качестве объектов патриотического воспитания МБОУ СОШ
№13 выступают следующие категории подрастающего поколения:

Младшие школьники

Цели и задачи: формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интере­са к отечественной истории и культуре, освоение родного языка, раз­витие трудолюбия.

Подростки

Цели и задачи: формирование убежденности в том, что целост­ность государства - залог его могущества; развитие межпоколенной пре­емственности через знание своих корней, ознакомление с символами го­сударства, региона, места проживания, социокультурная идентификация, аккумуляция переживаний героических событий в истории Отечества.

Старшие школьники

Цели и задачи: формирование смысложизненных ориентации, чувства патриотического, гражданского долга, социально-трудовой' активности, психологической готовности к защите Родины, стремления вести здоровый образ жизни, развитие способности к блокировке чуждых идеалов и ценностей.
Механизм и условия реализации программы.

Координацию деятельности по реализации программы гражданского и патриотического воспитания осуществляет педагогический совет, который имеет следующие функции:

- готовит и выносит на рассмотрение администрации, ее структурных подразделений рекомендации, предложения, аналитические материалы по вопросам патриотического воспитания в пределах своей компетенции;

- содействует структурным подразделениям администрации
управления образованием района, учреждениям дополнительного образования в выработке целостной системы патриотического воспитания в образовательно-воспитательном пространстве микроучастка;

  • обеспечивает оперативное руководство реализацией программы
    патриотического воспитания детей и молодежи на микроучастке;

  • рассматривает ход, результаты, проблемы организации пат-
    риотического воспитания детей и молодежи, а также затраты на него;

координирует взаимодействие с отраслевыми органами администрации района и области в сфере патриотического воспитания детей и молодежи;

- анализирует и обобщает результаты реализации программы,
разрабатывает рекомендации по совершенствованию патриотического
воспитания в образовательно-воспитательном пространстве района.

Экспертный совет создается решением директора школы для экспертизы программы по гражданскому и патриотическому воспитанию, целесообразности их внедрения в практику обучения и воспитания детей и молодежи в образовательно-воспитательном пространстве школы.

Методический совет

- рассматривает инновационные технологии патриотического воспитания в образовательно-воспитательном учреждении и социальной работы по месту жительства;

- обобщает и распространяет передовой опыт осуществления

программы и подпрограмм гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи микроучастка;

- разрабатывает рекомендации по совершенствованию патриотического воспитания;

- организует повышение квалификации учителей школы в

сфере патриотического воспитания детей и молодежи.

Члены педагогического коллектива МБОУ СОШ №13:

разрабатывают собственные модели и подпрограммы гражданского и патриотического воспитания, перечни мероприятий и обеспечивают их осуществление;

вносят предложения администрации школы, начальнику УО по совершенствованию воспитательного и социализационного процесса детей и молодежи, повышению квалификации учителей школы;

проводят диагностику эффективности проводимой работы в сфере гражданского и патриотического воспитания;

определяют «болевые» точки в реализации программы и подпрограмм, меры по их устранению.
Прогноз результатов реализации программы.

В работе по формированию духовно-нравственных качеств личности, гражданской ответственности и правового самосознания примут участие педагогический состав школы, педагоги дополнительного образования, работники правовых, медико-социальных , заинтересованных служб и ведомств, ветеранская организация района, родители. В результате совместной работы названных выше служб ожидается:

создание системы патриотического воспитания на основе единства деятельности школы и различных структур;

активизация деятельности населения села по воспитанию молодежи на духовно-нравственной, трудовой, культурной основе;

совершенствование системы воспитательной работы в социальном пространстве «школа -город »;

создание системы социально-педагогической и психологической детей и подростков;

оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений;

формирование образа выпускника - социально значимой личности.
Оценка эффективности программы обеспечивается:

средствами общественного контроля через конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы, управлением образования;

- регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, на совещаниях, методсоветах;

- проведением диагностической работы в ходе внедрения проектных мероприятий в практику воспитания школы;

- координацией исполнения программы администрацией школы совместно с руководителями структурных подразделений, представителями учреждений муниципального уровня, родительской общественностью;

- разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве МБОУ СОШ № 13;


Приложения