Главная страница

Победа! Славная Победа!


Скачать 199.45 Kb.
Название Победа! Славная Победа!
Чулкова И.В
Дата 03.03.2016
Размер 199.45 Kb.
Тип Методическая разработка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по литературе

(урок памяти, посвященный Великой Победе русского народа над фашизмом)
Тема: “ Победа! Славная Победа!”

Разработала: учитель русского языка

и литературы первой квалификационной категории
Чулкова И.В.

Класс: 10
Предмет: литература
Тема мероприятия: «Победа! Славная Победа!»
Цели мероприятия: воспитание чувства патриотизма у подростков, формирование чувства долга, благодарности перед памятью павших на Великих фронтах Вов;

развитие культуры речи, кругозора, ораторских способностей.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение информации из читаемых и прослушанных стихотворных текстов, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;
личностные УУД: жизненное самоопределение личности, нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания;
регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно, саморегуляция, умение преодолевать сложности, развитие силы воли;
коммуникативные УУД: умение чётко и лаконично выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение ораторскими способностями, монологической речью.
Ожидаемые результаты:

вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников;

желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны на материале русской литературы;

желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны;
Средства обучения: компьютер, проектор, газета учащихся 10 класса к 65-летию Великой Победы «Они сражались за Родину», на доске – цитаты, выставка художественной литературы о ВОв, рисунки учащихся 5-го класса, творческие работы обучающихся 5-го и 8-го классов (сочинения- рассуждения «Никто не забыт, ничто не забыто»), записи песен военных лет, толковый словарь, анкета с вопросами:

  • Что я знаю о Великой Отечественной войне.

  • Моё отношение к войне.

  • Моя семья в трудную годину.

  • Военные реликвии в моей семье.

  • Из каких источников я узнаю об этих событиях?



Литература:

  1. Стихотворения о ВОв разных авторов

  2. «Венок Славы». Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в двенадцати томах. Москва. «Современник». 1985

  3. На земле, в небесах и на море: Сборник воспоминаний. - Вып. 8. – М.: Воениздат, 1986. – 398 с.: ил. – (Рассказывают фронтовики).



Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Ресурсы сети Интернет:

  1. Этих дней не смолкнет слава. Библиография(http://igsha.oxnull.net)

  2. «Коллеги» Педагогический журнал (http://kollegi.kz)

  3. Научная библиотека (http://lib.khspu.ru)

  4. Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)


Ход мероприятия.

Какую песню о победе,

Какой сложить о вас рассказ?

Богатыри, язык мой беден,

Чтобы воспеть, прославить вас!

А. Твардовский



Этапы урока


Организация начала занятия

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Постановка цели деятельности. Открытие нового знания.

Рефлексия деятельности

Домашнее задание


Формируемые УУД

личностные: мобилизация внимания, положительный настрой на работу, установка на положительные эмоции,

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, взаимодействие;

регулятивные: саморегуляция


коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

личностные:

самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация.

регулятивные:

целеполагание
познавательные:

структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.

постановка и решение проблемы: самостоятельное выделение цели урока;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные: прогнозирование

личностные: оценивание усваиваемого содержания,

регулятивные: саморегуляция, щценка результатов работы;

коммуникативные: выражение своих мыслей , умение строить монологическую речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.


Деятельность учителя

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Рада видеть вас на нашем уроке Памяти!


Прежде чем мы начнем наше мероприятие, давайте разберёмся в значении слова патриотизм*. Найдите, пожалуйста, значение данного слова в толковом словаре.
- Какого человека мы называем патриотом?

- Важное ли это качество? Обоснуйте свою точку зрения.

– Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

– Из каких источников вы узнаёте о событиях Великой Отечественной

– Какие военные реликвии хранятся в ваших семьях?

- Какой великой дате посвящено наше мероприятие?

- Какова цель нашей встречи?
Учитель. Ежегодно наша страна отмечает великий праздник День Победы в Великой Отечественной войне.

Май 1945 года. Победа. Мир. Что может быть проще, сильнее и человечнее этих слов?

Победа. Мир. Они пришли к нам не в лавровом венке, торжественные и спокойные. Они пришли в образе солдатской матери, с устало опущенными натруженными руками, и в образе русского солдата с глубокой скорбью в глазах. И впервые за 1418 дней над Европой воцарилась тишина.

Мир. Народ ждал тебя четыре года. Четыре долгих года он шел к тебе дымными полями сражений, хоронил своих сыновей, недоедал и недосыпал, тянулся из последних сил и все же выстоял и победил.

Но прежде был Брест, Смоленск, Орел, Курск, Сталинград и Ленинградская блокада, миллионы погибших наших людей...

Был и первый день, горький день войны...

1-й ученик читает стихотворение М. Луконина «Напоминание»

- Чем необычно это стихотворение?

- Как звучит в нем тема войны?

Учитель: Созданные в годы войны произведения являются собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи.

И это отражается не только в стихах, но и в песнях .
***Звучит в записи песня «Священная война»
- Какие чувства вызывает у вас эта песня? К чему призывает это произведение?
2-й ученик. Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое. Ее дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро тревожат народную память.

Война... Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Мы знаем, что она еще где-то есть.

Задумайтесь: один народ убивает другой. Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает и – унижается. Ради чего? По какому праву?
3-й ученик читает стихотворение

Р. Рождественского «Реквием»

- Каким чувством проникнуто это стихотворение?

- Что чувствует автор? Насколько глубоко он проникнул в тему, пережил ее? Какое чувство навеяло вам это стихотворение?
***Звучит в записи песня песня «Катюша»
- Знакома ли вам эта песня?
Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша».
Учитель: За годы Великой Отечественной войны погибло свыше 27 млн. человек. Разрушено более 6 млн зданий. Лишились крова свыше 25 млн. человек. Разрушены многие десятки тысяч промышленных предприятий. Приведено в негодность 65 тыс. км железнодорожных путей. Взорвано свыше 15 тыс. мостов. Угнаны 16 тыс. паровозов. Разрушены и разграблены десятки тысяч больниц и других лечебных учреждений, 100 тыс. школ, средних и высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов; сотни музеев, театров. Советский Союз в результате войны и вражеской оккупации части его территорий потерял около одной трети всех своих национальных богатств. Каждые 6 секунд уносили на фронте одну человеческую жизнь...

4-й ученик читает стихотворение

А. Богачука «Остановись, могилам поклонись»

- Что вы можете сказать об этом стихотворении?

- Какой тпечаток оно оставляет в душе?

- К чему нас подталкивает?

- Что помогает осознать?

- Объявляется минута молчания...

***В записи звучит песня «Офицеры»

(В это время идет просмотр презентаций, созданных учениками заранее к мероприятию)
Учитель: Трудно пришлось в годы Великой Отечественной войны солдатским матерям. Проводы, слезы и ожидание весточки с фронта...
Многие так и не дождались с фронта своих сыновей...

***Ученица исполняет песню «Тучи в голубом»
Учитель. (Под мелодию песни «День победы»)
Весной и летом 1944 года Красная армия отвоевала почти всю захваченную советскую территорию. Предвоенная советская граница была восстановлена на всем своем протяжении. Бои теперь шли на земле других стран Европы, захваченных немцами, - от Норвегии до Австрии.

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года Германия безоговорочно капитулировала. В Европе наступил долгожданный мир!..


7-й ученик читает стихотворение В. Харитонова «Победа! Славная победа!»
-Сформулируйте самостоятельно вопросы по данному стихотворному произведению. Адресуйте их своим товарищам.


- Ребята, сейчас мы распахнем настежь окна, выйдем на улицу и выпустим в небо наших журавлей… Они полетят и расскажут всем о подвиге героев Вов, донесут до каждого частичку нашего тепла, подарят радость и тепло, помогут встревожить память и вспомнить великое прошлое России…
(Песня «Журавли» звучит в открытые окна. Во дворе школы - возложение цветов к памятнику молодогвардейцам, запуск шаров с «журавликами» у памятника героям войны)
Учитель: Ребята, подвиг героев ВОв мы никогда не забудем!

Низкий поклон всем, кто отстоял нашу Родину!
Вечная память всем, кто не пожалел своей жизни ради вашего счастливого детства!

Слова безмерной благодарности каждому, кто прошел войну и даровал нам мир и радость!..

Ответьте одним словом: «Что такое Великая Отечественная война?»



  • Написать сочинение-отзыв на произведение о Великой Отечественной войне.

  • Подготовить иллюстрации к прочитанному произведению.

  • Написать сочинение-рассуждение по прочитанному произведению. (Тему формулируете самостоятельно)



Деятельность обучающихся


Включение в работу, самоопределение.

Ученики дают определение слова из толкового словаря


Обоснование мысли.

Работа с анкетами, предварительно собранными и проанализированными.

Обучающиеся самостоятельно формулируют познавательную цель.

Обучающиеся делятся впечатлениями, эмоциями, делают выводы.

Беседа, обмен мнениями.

Реализация домашнего задания по группам: презентация.

Конструирование вопросов по прослушанному произведению.

Ребята выпускают шары с журавликами, которые улетают в поднебесье.

Возможные варианты: «память», «героизм», «мужество»…

Задание предлагается на выбор