Главная страница

Методические рекомендации для педагогов «дпи»и «изо»к занятиям по теме: Дымковская игрушка


Скачать 33.18 Kb.
Название Методические рекомендации для педагогов «дпи»и «изо»к занятиям по теме: Дымковская игрушка
Дата 04.03.2016
Размер 33.18 Kb.
Тип Методические рекомендации

Методические рекомендации для педагогов «ДПИ»и «ИЗО»к занятиям по теме: Дымковская игрушка.

Дымковская глиняная игрушка - это чудо-ремесло. Нас, всегда привлекали яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров из села Дымково Кировской области. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность мастеру показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций. Сегодня мы обращаемся к этим замечательным образцам русского прикладного искусства.

Лепная игрушка родилась еще в XVI веке в руках кустарей-одиночек. Сейчас игрушка приобрела мировую славу. Над ее созданием трудятся в цехах фабрики много мастеров, среди которых лауреаты Государственной премии имени И.Е.Репина: Е.И.Косс-Деньшина, З.В.Пенкина, Л.С.Фалалива. Глина - податливый материал. Изготовленные и хорошо просушенные игрушки обжигают в муфельной печи, затем грунтуют белой водоэмульсионной краской. Но самое сложное - это раскрашивание готовых форм. В росписи используется такие элементы, как кольца, полоски, дуги.

План работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, рассчитан на 2 года и включает 3 этапа:

1. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента

2. Освоение дымковской росписи и начало лепки игрушек

3. Лепка и роспись дымковских игрушек

В начале обучения дети учатся рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее идет обучение делать клетки - пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.

Затем включаются новые элементы: расписываем фартук, используя полоску с точками, в салфетке добавляем к этому изображению мазки, а юбку оформляем кружками с различными дополнениями: полосками, мазками, точками. Добиваемся от детей умения правильно работать кистью и двумя-тремя красками, составлять простейшие композиции.

При переходе ко второму году обучения задача усложняется. Здесь дети учатся составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия.

Работа второго года обучения предусматривает: знакомство с дымковским промыслом, роспись силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и освоение лепных форм.

Расписывая силуэты, учащиеся первоначально использовали в рисунках только отдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовались цветом. Поэтому на занятии надо чаще использовать таблицы, работать над композицией рисунков, над подборкой цвета.

Знакомя детей с росписью, надо обращать внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни.

Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элементов к середине первого года обучения.

Готовя детей используются следующие задания (слепить бусы, плиточки) по книге Н.Г.Пантелеевой "Декоративное искусство детям". Рисовать на объемной форме намного труднее, чем на листе бумаги. Учащиеся лепят петушков, курочек, уток, так как объемная форма и способы лепки этих игрушек наиболее просты.

Во второй год обучения задачи усложняются: необходимо познакомить детей с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, научить их различным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображать скульптурные группы, использовать в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, развивать творческую фантазию.

Дети неплохо справляются с лепкой, передают характерные особенности народной игрушки, активно участвуют в анализе работ.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

  1. Использование дымковской народной игрушки на занятиях изобразительной и декоративно-прикладной деятельностью дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей;

  2. Постоянное,продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей,

  3. Занятия развивают у детей творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность;

  4. Работа с дымковской игрушкой воспитывает интерес к народному творчеству.