Главная страница

Рассказам В. М. Шукшина «О красоте человеческих душ»


Скачать 43.77 Kb.
Название Рассказам В. М. Шукшина «О красоте человеческих душ»
Дата 12.02.2016
Размер 43.77 Kb.
Тип Рассказ

Урок литературы в 11 классе по рассказам В.М.Шукшина

«О красоте человеческих душ».
Обучающая цель: познакомить учащихся с тематикой рассказов Шукшина, с разнообразием человеческих характеров в его произведениях, простотой и образностью речи героев.

Воспитательная цель: постараться убедить ребят, что красота души человека гораздо важнее внешней красоты.

1.Чтение стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» и беседа по его содержанию.

1) Чтение стихотворения учителем

2)Беседа по содержанию стихотворения.

- Попробуем расшифровать метафоры автора. Что же за лица нарисованы в первой части стихотворения? Симпатичны ли они автору?

- Вторая часть стихотворения начинается с противительного союза НО, создавая антитезу. «Малая хижинка», внешне непривлекательная, чем же наделена она?

2. Рассказ о Шукшине.

( На доске портреты «простых» людей, среди которых портрет Шукшина.

Перед вами разные лица. Вряд ли можно сказать, что они наделены необыкновенной внешней красотой. Это те «малые хижинки», о которых писал Заболоцкий. Именно они наделены даром красоты душевной, той красоты, которая способна дарить себя другому. Не о красоте человеческих лиц, о красоте человеческих душ пойдёт наш сегодняшний разговор.

И первый, о ком мы будем говорить, сам автор – Василий Макарович Шукшин.

«Есть на Алтае река – Катунь. Злая, белая от злости. Прыгает по камням, бьёт их в холодную грудь крутой яростной волной, рв1тся из гор. А то вдруг присмиреет в долине – тихо, слышно, как гуси кричат, как утки в затоне плывут к островам. Отдыхает река. Чистая, светлая, каждую песчинку на дне видно, каждый камешек». Именно здесь 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в семье крестьян родился В,М, Шукшин. Много работал всю жизнь. До известного и любимого всеми писателя, режиссёра, актёра проделал большой и трудный путь. Был разнорабочим, слесарем, такелажником, учеником маляра, грузчиком, учителем вечерней школы.

- Что вы можете сказать о Шукшине-человеке, прочитав отрывки из его записей и выступлений?

а) «Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь».

б) «Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвались добротой, не делай хоть зла!»

в) «…Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

г) « Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил прожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дёргаться, сплю с зажатыми кулаками… Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения».

- На мой взгляд, песня Высоцкого «Я не люблю…» наиболее полно отражает личность В,М, Шукшина. (Звучит песня Высоцкого).

3. Беседа по рассказам Шукшина.

Таков Шукшин – автор многочисленных рассказов, герои которых, по мнению некоторых критиков, обыкновенные, простые люди.

- Что же значит, по-вашему, простой человек?

Сам Шукшин не любил , когда его героев называли простыми. «Что значит простой? Солнце – оно тоже просто встаёт и просто заходит. А разве это просто»?- размышляла героиня рассказа Шукшина «Солнце, старик и девушка». Герои Шукшина, правильнее сказать, обыкновенные люби. Давайте их вспомним. Викторина по рассказам Шукшина.

а)Длинный, худой, носатый – совсем не богатырь на вид. (Забулдыга, непревзойдённый столяр). Но вот снимает он рубаху, остаётся в одной майке, выгоревшей на солнце… И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь его. Она – в руках». ( Сёмка Рысь «Мастер»).

б) Кто из героев последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал… Но случилось с ним непредвиденное, и он не знал, что делать… (Сашка Ермолаев «Обида»).

в) Кто пришёл с той стороны, где меньше дворов, сел на косогор, нагретый за день солнышком, вздохнул. Он, видно, много отшагал за день и крепко устал? (Степан Воеводин «Стёпка»).

г) « - Это я деньги потерял.- При этом ломаный его нос (кривой, с горбинкой) из жёлтого стал красным – Сто двадцать рублей»… (Андрей Ерин «Микроскоп»).

е) Было ему 39 лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом». (Василий Егорович Князев «Чудик»).

- Что же светлого, неповторимого, прекрасного увидел Шукшин в душах героев?

(Ученики называют качества героев: умение видеть истинную красоту, неприятие хамства, любовь к ближнему, к земле родной, доброта, совестливость…) ( На доске появляются таблички с этими качествами).

- Почти все герои Шукшина – деревенские жители. Как вы думаете, почему именно о них пишет Шукшин?

- Некоторые «благоразумные» люди не любят героев Шукшина. Считают их грубыми, некрасивыми. Многие ещё при жизни автора писали ему письма, требовали красивых героев, благородных жестов. Что, по-вашему, отвечал писатель?

(После ответов на вопрос учитель читает отрывок из выступления В.М. Шукшина: «Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т. п. А ведь что требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живёт за стеной сосед, который работает, выпивает, бывает ссорится с женой… В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнёт умилённый, и ляжет спать со спокойной душой»).

- Шукшин не хотел, чтобы наши души оставались спокойными, равнодушными. Он хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались о жизни, о самих себе. О чём задумались вы, прочитав рассказы Шукшина?

4. Подведение итогов урока.

Последние годы жизни чувство тревоги нарастало в Шукшине. Он видел, как перерождаются люди, как на смену людям со светлой, красивой душой приходят оборотистые ловкачи вроде Афанасия Дерябина ( рассказ «Мужик Дерябин»). Василий Макарович не таил ненависти к расползавшейся дерябинской породе, к людям, утрачивающим всё человеческое.

«Что с нами происходит? «- спрашивает писатель нас Он не отвечает на вопрос, он хочет, чтобы мы сами нашли ответ на него.

- Что с нами происходит? Спрашиваю вас я.

- Посмотрите на рисунки ребят, которые учатся в 5 классе. Как вы думаете, что они нарисовали?

Да, они представили дом, в котором живут те качества, которые делают души красивыми.

Душа – это наш дом. Давайте же постараемся сделать её красивой. А для этого ведь не много надо?! (Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать…»).