Главная страница

Методическая разработка «Технология гражданско- патриотического воспитания студентов во внеклассной работе»


Скачать 105.78 Kb.
Название Методическая разработка «Технология гражданско- патриотического воспитания студентов во внеклассной работе»
Л.Н. Ворошилова
Дата 16.02.2016
Размер 105.78 Kb.
Тип Методическая разработка
Министерство образования и науки Р Ф
        1. ФГОУ СПО «Сельскохозяйственный техникум "Бийский"»



Методическая разработка

«Технология гражданско- патриотического воспитания студентов во внеклассной работе».
Автор: Л.Н. Ворошилова классный руководитель

с. Первомайское

2010г

План.

Введение

  1. Основная часть.

    1. Цели и задачи.

    2. Формирование гражданских позиций.

    3. Формы и методы воспитательной работы.

    4. Последовательность и дифференцированность познавательно – практической деятельности.

    5. Работа классного руководителя по гражданско – патриотическому воспитанию.

  2. Заключение.

  3. Литература.


Ведение

Тема: «Технология гражданско – патриотического воспитания студентов во внеклассной работе», выбрана по нескольким причинам. Это, прежде всего компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обусловленный профессиональный выбор воздействия педагога, на студентов в контексте его взаимодействия с миром, с целью формирования у него отношений к этому миру. Разрабатывая технологию гражданско - патриотической ориентации, использовались технологии и модели известных российских педагогов И.Ф. Гончарова, М.Н. Погодина и др.

Например: «Русская школа», нацелена на формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовно – богатого, трудолюбивого, любящего свое Отечество; а отсюда пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера.

Гуманитарно – личностная технология Ш.А. Амонашвили имеет особые нравственные ориентации, направленные на воспитание благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Элементы трудового воспитания А.С.Макаренко ориентируют на формирование у молодого человека личностного интереса, поиска «аппетита жизни». Все эти модели и технологии оказали позитивное воздействие на воспитание у студентов гражданской позиции, чувства долга перед Отечеством что, конечно же, является и нравственной характеристикой личности.



  1. Основная часть

    1. Цели и задачи

На основании закона РФ «Об образовании» и федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» главными задачами воспитания должны быть:

  1. Воспитание у студентов любви к Родине, малой Родине, гражданственности.

  2. Через активную поисковую работу, творческий поиск создание атмосферы творческой, мыслительной деятельности, направленной на углубление знаний по истории России, краеведению, философии.

  3. Через внеклассную работу формирование у студентов потенциала гражданских ценностей.

Для выполнения этих задач необходимо:

  1. Принимать участие в работе научно – практических конференций, конкурсов, олимпиад, викторин.

  2. Организовать встречи с интересными людьми, работниками музея.

  3. Провести классные часы, диспуты, круглые столы.




    1. Формирование гражданских позиций.

В работе над формированием гражданских позиций требуется мастерство и профессионализм. Важным моментом является формирование у студентов позитивного отношения к миру частично сочетающего свободу личности и проявление социально-культурной нормы. Молодые люди, участники процесса обучения и воспитания работая над вопросами студенческих конференций («Демократическое общество – истории и перспективы», «Хотят ли русские войны», «Национальная идея – нужна ли она России?», «Гражданин и гражданство – что это значит?» и др.), участвуя во всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории Россия – ХХ век»; готовясь к выступлению на классных часах («Человек и закон»; «Я – Человек»; «Солдат Отечества» и др.) прежде всего, обдумывают свою гражданскую позицию, свое отношение к событиям и людям, получают теоретическое и практическое понятие о патриотизме, правах, обязанностях гражданина. Особое значение в этом процессе играет участие в работе студенческих конференций. Ребята учатся практической работе в архивах музеев в работе с историческими документами, монографиями. Они приобретают навыки оформления научной работы. Приемы ораторского искусства, риторики раскрываются на практике выступления на конференциях. Вот неполный перечень технологических воспитательных навыков, которые получает студент, вовлеченный в эту работу.
1.3.Формы и методы воспитательной работы.

Процесс воспитания сегодня все чаще рассматривается как полноценное включение личности в широкий диалог с общечеловеческими ценностями, в ходе которого формируется и развивается способность человека понимать и уважать других членов общества, ценить нравственные принципы, иметь свои убеждения и понимание своего места и ответственности в жизни страны.

В создании технологии гражданско – патриотического воспитания использовались в общие специальные педагогические воздействия: убеждение, личный пример поощрение. Общие формы воспитательных мероприятий – классные часы, диспуты, беседы, конференции. Разрабатывая технологию личностной ориентации, можно выделить следующие группы методов:

  1. Создание условий для свободы выбора в воспитательном процессе. Так студенты без принуждения, добровольно изъявляют желание участвовать в подготовке конференций, творческих работ, в проведении бесед и классных часов.

  2. Выбор тем классных часов, докладов, рефератов, литературы обусловлен интересом студента, а интерес должен подготовить и смоделировать преподаватель.

  3. Свобода выбора партнера при выполнении совместных заданий.

  4. Поисковая активность, исследовательский характер работ (найти в архиве музея г.Бийска информацию о боевом пути 232 ой стрелковой дивизии, сделать презентацию, отобрать наиболее интересные фотографии и т.д.) Эта работа думается и есть решение воспитательно – исследовательской задачи во внеклассной работе.

Для осуществления в воспитании гражданской ориентации необходимо преследовать цель организации воспитательного влияния на личность студента через систему отношений, которые складываются во время занятий исторического кружка, индивидуальных беседах, на классных часах. Преподаватель планирует, моделирует отношения студентов к различным явлениям окружающей жизни, поэтому воспитательная цель будет охватывать одновременно целый ряд отношений, которые достаточно подвижны, т.е. это различные воспитательные цели: так в участии в конференции «Гражданин и гражданство – что это значит?» цели разнообразны. Это и воспитание понятий «патриотизм», «гражданственность», «патриот» и воспитание нравственных категорий как «честь имею», «во имя Родины» и т.д. Молодой человек смотрит на мир «от себя», поэтому отношение к самому себе должно проявляться в таких качествах как гордость, скромность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность, любовь и уважение к Родине. Эти проблемы решаются через, проведение классных часов, «Я- человек!», «Солдат Отечества», где студенты размышляют над темой гражданственности, своего места в обществе, служения Родине, они прежде всего, должны быть убеждены сами, только тогда смогут убедить других.

1.4.Последовательность и дифференцированность познавательно –практической деятельности.
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все начать сначала»

(В.Б. Беспальный)
Самое прямое отношение это имеет к технологии воспитания, ибо это и наука и искусство. Познавательно – практическая работа по проблемам гражданско – патриотического воспитания должна быть последовательной и дифференцированной.

Так на Iкурсе это в основном познавательная деятельность(знакомство, выбор тем занятий кружка, работа со старшекурсниками, какие – то задания, выполнение разовых поручений).

II. курс – метод убеждения (участие в дискуссиях, диспутах: «Человек и закон» и т.д.)

III.курс – выработка жизненной позиции, умения самими студентами подготовить выступление на конференциях, выступить, отстоять свое мнение «Убеждения нельзя купить в мелочной лавочке», - писал В.Г. Белинский. Но если оно сформировано и на его формирование затрачены личные волевые усилия, то создается мировоззренческая позиция личности, т.е. умение убедить в своих взглядах других.

IV. курс – системно – синтерический подход основным проблемам гражданско –патриотического воспитания. Это синтез всех форм и видов воспитания.

Молодой человек, заканчивающий техникум – это убежденный, умеющий отстаивать свою точку зрения специалист, понимающий понятие «патриотизм» не только теоретически, но способный практически защитить свою Родину и гражданские права.

В воспитательном процессе по гражданско – патриотическому воспитанию можно выделить два направления работы:

1. Формы и методы воспитания гражданственности и патриотизма на примере жизни великих людей России.

2. Воспитание на примерах беззаветного героизма и самопожертвования в эпоху великих потрясений, каким была Великая Отечественная война, воспитание умения быть гражданином и выполнить гражданский долг в экстремальных ситуациях, когда убеждения становятся выше стремления к жизненному спокойствию и иногда и к самой жизни.

Приближаясь к истории страны, мы проводили работу по поиску и исследованию участия наших земляков в Великой Отечественной войне (фронтовой путь Бийской 232 стрелковой дивизии, выпускника техникума А.Т. Немтинова), а также в локальных войнах. Проведение вахт памяти, классных часов, посвященных выпускнику техникума, участнику войны в Афганистане К. Мохову, встречи с его классным руководителем, людьми, знавшими его все это воспитывает у молодежи чувство справедливости, любви к Родине и в то же время вызывает чувство горечи за то, что молодежь, наши граждане, являются иногда заложниками политических игр.
1.5.Работа классного руководителя по гражданско – патриотическому воспитанию.

Работа классного руководителя достаточно многогранна, включает в себя многие аспекты воспитания, но одним из главных является гражданско – патриотическое воспитание. И это связано с гражданско – патриотическими проявлениями личности – её отношения к обществу, Родине, труду, другим, людям. Анализируя опыт работы (более 30 лет) классного руководства, можно сделать вывод: чтобы не объяснял и не проводил в группе классный руководитель должно быть, прежде всего, небезразлично ему, он должен верить в то, что говорит. Если не будет убежденности, то не будет результата. Поэтому и формы воспитательной работы должны соответствовать целям, поставленным классным руководителям. В зависимости от того как организованы участники воспитания, можно выделить следующие формы: массовые (коллективные): (общетехникумовский вечер «День Защитника Отечества», «Торжественное собрание и концерт в честь 65ой годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне», конференции «Хотят ли русские войны?», «65я годовщина Великой Победы» и др), групповые: (классные часы «Г.К. Жуков», «Он вчера не вернулся из боя..», «Войну мы порой называли работой», «Долг и честь мужчины», диспуты («Человек и закон»), индивидуальные: (беседы)

Можно классифицировать формы гражданско – патриотического воспитания иначе (согласно Л.И. Маленковой):

  • простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включения воспитанников и самые многочисленные отношения);

  • кратковременные и длительные;

  • групповые (от двух участников и более), коллективные(группа, кружок), общетехникумовские, краевые, республиканские, (участие в Российском конкурсе исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век);

  • традиционные (вошедшие в практику работы техникума, классных руководителей, преподавателей);

  • спонтанно – возникающие в ходе воспитательного процесса (стихийно возникшая дискуссия по вопросу службы в РА) и специально организованные, спланированные (решение ситуационных задач на классном часе «Человек и закон»);

  • регулярные (внесенные в план воспитательной работы классные часы, беседы с группой) и эпизодические (ситуативные, проводимые классным руководителем, исходя из задач воспитания).

Отдельно можно выделить группу нетрадиционных форм воспитания:

  • круглый стол с острыми углами (н-р на тему «Я - Человек!»);

  • диспуты и дискуссии;

  • открытый микрофон;

  • политические дебаты.

Все это позволяет классному руководителю постоянно воздействовать на процесс становления социально зрелой личности, делает работу классного руководителя интересной и целенаправленной.

Сколько бы мы не говорили о современном кризисе воспитания, не стоит забывать, что общество – это совокупность личностей, в данном случае личности молодого человека и наш долг помочь ему в становлении человека – гражданина.

Заключение.

Каждая деятельность, а особенно деятельность педагога, предполагает результат работы. Оценивать итоги работы педагога, очень сложно, но можно сделать некоторые выводы. Я думаю, что оценкой работы является зрелость мышления и неискренность молодого человека в своем убеждении и деятельности. В этом плане является показательным проведенный классный час «Он вчера не вернулся из боя». Конечно, это лишь звено в цепи патриотического воспитания студентов. Характерной является реакция на содержание классного часа – глубокий интерес и задумчивость, какая – то взрослая серьезность. Может быть, кто – то из студентов примерил эту судьбу солдата на себя («А смог бы я?») После завершения классного часа интерес ребят не пропал. Классный час проходил в музее техникума и многие остались и внимательно изучали стенд, посвященный С. Мохову. Как – то вдруг все разом повзрослели, издалека прикоснувшись к истории алтайского парня, погибшего в 21 год. Этим ребятам совсем скоро тоже идти служить в армию. Как и многим другим выпускникам, которые приходят в техникум, когда приезжают в отпуск или просто пишут письма. В процессе гражданско – патриотического воспитания студенты приближаются к таким понятиям, как солдатский долг; «Служу Отечеству», «Патриотизм», «Родина» и др. И хочется верить, что многие из них будут достойными гражданами своей страны; осознанно понимающими свой долг по отношению к Родине и человеку. Почему мы занимаемся этими проблемами? Прежде всего, нам не безразлична наша судьба и судьба нашей страны. Только люди, активно участвующие в делах общества и государства, граждане и патриоты – способны понимать историческую необходимость, подчинять свои личные интересы интересам страны, верно, служить ей и защищать её свободу и независимость.

«Мы клянемся любить свою землю и людей, чьим трудом мы живем, знаем мы, знаем жизни мы цену и на смену героям придем!»

Литература.


  1. М.И. Ерецкий Совершенствуя обучение в техникуме – М; высшая школа,1997г.

  2. Л.Г. Семушкина, Н.Г. Ярошенко. Содержание и технологии в средних специальных учебных заведениях – М; Министерство 2001г.

  3. А.Ф. Щепотин, М.А. Чекулаев Комплексное учебное – методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М; ИПР СПО 2002г.