|
Содержание, организация и структура самоуправления в начальных классах
Содержание, организация и структура самоуправления в начальных классах.
На страницах «Педагогической поэмы» А. С. Макаренко ярко и убедительно показал, что деятельность рождает самоуправление, а не наоборот. При этом деятельность должна быть ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовать их интересам и потребностям. Тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения.
В начальных классах на первом этапе развития коллектива у детей почти отсутствует интерес к деятельности в коллективе, нет актива, функция самоуправления исполнительская. Содержанием является получение задания, определение режима выполнения. Учителем назначаются ответственные лица. Лишь к концу второго класса используется выборность демократическим путём.
В первом классе с данным классным коллективом мне не удалось привлечь учащихся к коллективным действиям. Чаще всего поручения были индивидуальными. При этом дети по завершении дела пытались оценить свою работу, определить, что удалось, что нет.
Во втором классе в сентябре провели общий сбор (классное собрание). На нём мы познакомились с маршрутом путешествия по Планете Знаний. Дети сами рассказали о значении станций для каждого из них. Затем я предложила осмотреть класс:
- Что нужно делать, чтобы в нём всегда было чисто?
- А что надо сделать, чтобы всегда было всё готово к урокам?
- Что надо сделать, чтобы на переменах дети были спокойны и не кричали?
Решили, что удобнее это делать всем классом, разделившись на группы, которые мы назвали экипажами. Как мы разделились?
Вначале определились с тем, каким должен быть командир экипажа. Дети назвали качества: добрый, справедливый, умный, весёлый, любознательный. Из класса выделили шесть человек, обладающих этими качествами. А из них выбрали командира класса и командира каждого из экипажей. Командиры выбирали членов экипажа по желанию.
Итак, экипажи сформированы. Все садятся по своим микроколлективам. Даём каждому экипажу поручения. Договариваемся, что командиры и поручения через неделю будут меняться – значит, все могут побыть командиром, и каждый экипаж каждую неделю будет выполнять новое поручение. Повторяем, что должен сделать экипаж, чтобы справиться с поручением. Для координации работы создаём совет командиров: его члены руководят работой микрогрупп.
Постоянные поручения:
- дежурные: раздавать тетради, следить за готовностью учеников к урокам, стирать с доски;
- хозяюшки: вытирать пыль, мыть чашки для воды, следить за порядком за шкафом, в уголке
труда, подметать пол;
- санитары: следить за состоянием причёсок, ногтей, наличием платочков, формы;
- затейники: организовывать игры, следить за порядком на переменах, поздравлять
именинников;
- библиотекари: убирать в книжном уголке, подклеивать книги, следить за наличием
закладок, обложек.
Таким образом, организационную структуру ученического самоуправления в классе можно представить в виде схемы:
-
-
-
-
Общее собрание коллектива
|
Постоянные поручения
-
-
-
-
Совет командиров классов
|
|
Экипажи учащихся
|
|
Временные поручения
По истечении недели, в понедельник проходит сбор – планирование. Каждый экипаж собирается вместе. Они разбирают, как выполнили свои поручения: что удалось сделать, что нет и почему, оценивают свою работу. Члены других экипажей подтверждают, либо делают замечания. Иногда отчёт экипажа идёт в форме самооценки каждого члена экипажа. Другие внимательно слушают, высказывают мнение: либо одобряют, либо указывают на недостатки.
Затем идёт отчёт командиров экипажей. По окончании отчёта экипажи получают новые задания. Мы перестанавливаем по часовой стрелке звёздочки-сигналы.
По окончании определённого этапа путешествия по Планете Знаний, проводим классное собрание. Просматривая план работы, отмечаем, что не выполнили и по какой причине. Ученики высказываются о степени активности каждого экипажа в проведении мероприятий, определяют, кто проявил большую самостоятельность в выполнении заданий.
На этом же классном собрании решаем, как будем выполнять задания во время путешествия до новой станции Планеты Знаний, или как выполнить новое КТД.
На совете командиров распределяем дела и время выполнения. Например, выпуск газеты «Тайны моря». Сбор материала распределяем следующим образом:
1-й экипаж – «Морские чудовища»,
2-й – «Это интересно»,
3-й – «Морские лекарства»,
4-й – «Дно моря»,
5-й – «Экзотические рыбы».
Выбрали оформителей газеты. Командиры экипажей в течении недели обязаны сдать им материалы. Итог – интересная газета о тайнах моря.
Через организацию КТД, через деятельность микроколлективов в классе создаётся атмосфера дружбы, взаимопомощи. Дети учатся работать в группе, коллективно решать творческие задачи, уважать мнение каждого. Повышается требовательность к себе и товарищам, вырабатывается ответственность, прививаются навыки самостоятельной работы.
В классном уголке имеется стенд, где есть фото членов экипажа, указаны постоянные поручения, название и девиз. Наглядно показано, как соревнуются между собой микрогруппы. Имеется план работы и результаты выполнения мероприятий.
В процессе общеколлективных дел идёт подготовка воспитанников к самоконтролю и самоанализу.
|
|
|