№ п./п.
|
Дата
|
Тема
|
Цели урока
|
Основной материал
|
Д/з.
|
Деятельность на уроке.
|
Оборудование
|
Межпредметные связи
|
Контроль
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
«Введение». 1ч.
|
|
1.
|
|
Введение. Биосоциальная природа человека. Становление наук о человеке.
|
Дать понятие о предмете изучения, раскрыть двойственную биосоциальную природу человека, показать черты, роднящие человека с миром животных, об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека.
|
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, психология, развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала 19 века до наших дней, античного мира и изучение человека в эпоху Возрождения.
|
§1,2
|
Работа с учебником.
|
Модель торса человека, таблицы «Внутренние органы человека».
|
История.
|
|
|
Раздел 1. «Происхождение человека» (2 часа).
|
|
2.
|
|
Систематическое положение человека.
|
Повторить систематические таксоны, определить место человека в системе живых существ.
|
Рудименты, атавизмы, доказательства происхождения человека. Систематическое положение человека.
|
§3
|
Работа с учебником, работа с таблицей.
|
Таблицы «Рудиментарные органы и атавизмы человека».
|
Палеонтология.
|
Фронтальный опрос.
|
|
3.
|
|
Историческое прошлое людей. Расы человека.
|
Раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению,
показать этапы эволюции человека.
|
Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека и экологические факторы,
способствующие развитию прямохождения.
|
§4, 5
|
Работа с учебником, работа с таблицей.
|
Рисунки, презентация
|
История.
|
Опрос.
|
|
Раздел 2. I «Строение и функции организма» (58 часов).
Тема 2.1. «Общий обзор организма» (1 час).
|
|
4.
|
|
Общий обзор организма.
|
Дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела.
|
Внешняя среда, внутренние органы, внутренняя среда, гормоны, органы, система органов.
|
§6
|
Работа с учебником, работа с таблицей.
|
Модель торса человека, таблицы «Внутренние органы человека».
|
|
Л/р №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».
|
|
5.
|
|
Строение и химический состав клетки.
|
Показать единство органического мира, проявляющегося в клеточном строении; раскрыть строение и функцию клеточных органоидов.
|
Возбудимость, органоиды, развитие, рост.
|
§7
|
Работа с учебником, работа с таблицей.
|
Таблица «Строение растительной и животной клетки», презентация
|
Ботаника.
|
Карточки.
|
|
6.
|
|
Физиология клетки.
|
Раскрыть физиологию клетки.
|
Сократимость, проводимость, ферменты.
|
§7
|
Работа с учебником, работа с таблицей.
|
Таблица «Строение растительной и животной клетки».
|
Ботаника.
|
Опрос.
|
|
7.
|
|
Типы тканей и их свойства.
|
Раскрыть понятие ткань и орган, тканевая жидкость и межклеточное вещество.
|
Строение ткани, основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные.
|
§8 до мышечной ткани.
|
Работа с учебником, работа с таблицей.
|
Таблицы по теме.
|
|
Л/р. №2 Изучение микроскопического строения тканей».
|
|
Тема 2.3. «Рефлекторная регуляция органов и систем организма» (2 часа)
|
|
8.
|
|
Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.
|
Познакомить со строением нейрона и нейроглии, раскрыть природу нервных импульсов и функцию синапсов.
|
Свойства нервной ткани: возбудимость и проводимость, строение синапса.
|
§8.
|
Работа с учебником, работа с таблицей.
|
Таблицы по теме.
|
|
Викторина.
|
|
9.
|
|
Контрольная работа по теме «Строение организма».
|
Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме.
|
Знать и уметь применять полученные знания на практике.
|
|
Тестовая контрольная работа.
|
|
|
К/р. №1
|
|
Тема 2.4. «Опорно-двигательная система» (9 часов).
|
|
10.
|
|
Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей.
|
Раскрыть значение скелета и мышц, показать опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав, макро- и микроскопическое строение костей.
|
Макроскопическое строение костей: надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг, компактное и губчатое вещество.
|
§9
|
Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей.
|
Скелет человека, набор костей, таблицы по теме.
|
Физика, химия.
|
Фронтальный опрос.
|
|
11.
|
|
Скелет головы и туловища.
|
Пополнить знания детей о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных, выявить особенности скелета человека.
|
Осевой головы и осевой скелет.
|
§10.
|
Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей.
|
Скелет человека, набор костей, таблицы по теме.
|
|
Тест.
|
|
12.
|
|
Скелет человека. Скелет конечностей.
|
Пополнить знания детей о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных, выявить особенности скелета человека.
|
Осевой и дополнительный скелет, его строение.
|
§10.
|
Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей.
|
Скелет человека, набор костей, таблицы по теме.
|
|
Карточки.
|
|
13.
|
|
Соединение костей.
|
Закрепить знание о строении костей. Частей скелета, познакомить учащихся с типами соединения костей.
|
Соединение костей.
|
§11,12
|
Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей.
|
Скелет человека, набор костей и их соединений, таблицы по теме.
|
Физика.
|
Л/р №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей».
|
|
14.
|
|
Строение мышц. Обзор мышц человека.
|
Повторить материал о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани.
|
Антагонисты, синергисты, скелетные мышцы, мышцы-сгибатели и разгибатели.
|
§13
|
Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей.
|
Таблицы по теме.
|
|
Л/р №4 «Мышцы человеческого тела».
|
|
15.
|
|
Работа скелетных мышц и их регуляция.
|
Дать понятие о двигательной единице, о механизмах, регулирующих силу мышечных сокращений, об изменении мышц при тренировках.
|
Гиподинамия, двигательная единица, тренировочный эффект.
|
§14.
|
Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей.
|
Таблицы, презентация
|
Математика.
|
Л/р. №5 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».
|
|
16.
|
|
Осанка. Предупреждение плоскостопия.
|
Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.
|
Осанка, плоскостопие.
|
§15.
|
Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей.
|
Таблицы, презентация
|
Медицина.
|
Л/р. №6 «Выявление нарушение осанки. Выявление плоскостопия».
|
|
17.
|
|
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
|
Разъяснить цели доврачебной помощи, показать её отличие от профессиональной врачебной помощи, дать элементарное сведения о костно-мышечных травмах.
|
Повреждение опорно-двигательной системы: ушиб, перелом, синяк, шина, растяжение связок, вывих.
|
§16.
|
Работа с учебником, с таблицей.
|
Таблицы по теме, видеосюжет.
|
Медицина и гигиена.
|
Фронтальный опрос.
|
|
18.
|
|
Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»
|
Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме.
|
Знать и уметь применять полученные знания на практике.
|
|
Тестовая контрольная работа.
|
|
|
К/р. №2
|
|
Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа).
|
|
19.
|
|
Компоненты внутренней среды.
|
Продолжить формирование понятия внутренней среды и её компонентах, раскрыть понятие гомеостаз.
|
Антиген, антитело, компоненты среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
|
§17, проект по теме «Иммунология на страже здоровья»
|
Работа с учебником, схемами и таблицами.
|
Таблицы «Схема кровообращения и лимфообращения», Состав крови.
|
Физика.
|
Л/р. №7 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».
|
|
20.
|
|
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
|
Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.
|
Иммунитет, антиген, интерферон, костный мозг, вилочковая железа, лимфатические сосуды и узлы, Т-лимфоциты, В-лимфоциты.
|
§18.
|
Работа с учебником, схемами и таблицами.
|
Таблицы по теме, фагоцитоз, презентация
|
|
Тест.
|
|
21.
|
|
Иммунология на службе здоровья.
|
Познакомить школьников с наукой иммунологией. Историей открытия вакцины (работы Э. Дженнера и Л. Пастера).
|
Неспецифический и специфический иммунитет. Инфекционные и паразитические заболевания. Появление иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость.
|
§18,19
|
Работа с учебником, схемами и таблицами.
|
Таблицы по теме, фагоцитоз, презентации учащихся
|
История.
|
Проекты.
|
|
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма. (7 часов)
|
|
22.
|
|
Транспортная система организма.
|
Повторить предшествующий материал по крови, тканевой жидкости и лимфе, функциях крови и иммунитета, замкнутой и незамкнутой системе кровообращения.
|
Замкнутая система, артерии, вены.
|
§20.
|
Работа с учебником, схемами и таблицами.
|
Таблицы «Круги кровообращения».
|
Медицина.
|
Л/р. №8 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях и органах при перетяжках, затрудняющих кровообращение».
|
|
23.
|
|
Круги кровообращения.
|
Повторить круги кровообращения и строения сердца, изучить общий план строения сердца человека и движения крови по большому и малому кругам кровообращения.
|
Артериальная кровь, венозная кровь, большой и малый круги кровообращения. Кровообращение, отток лимфы.
|
§21.
|
Работа с учебником, схемами и таблицами.
|
Таблицы «Круги кровообращения».
|
История.
|
Индивидуальный опрос.
|
|