Главная страница

Методическая разработка. «Копилка презентаций»


Скачать 211.01 Kb.
Название Методическая разработка. «Копилка презентаций»
Дата 01.03.2016
Размер 211.01 Kb.
Тип Методическая разработка

Методическая разработка.
«Копилка презентаций» как средство формирования познавательных УУД учащихся начальных классов
Актуальность.
Образовательный стандарт второго поколения предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В этих условиях возникла необходимость строить образовательный процесс, используя новые технологии и формы организации учебной деятельности.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Познавательные УУД, на мой взгляд, являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, т.к. обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать её и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования [ФГОС , 2010: стр. 5].
Теоретическая база.
Научной основой для моего опыта стала работа Галины Ивановны Щукиной «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». Рассматривая познавательный интерес как мотив учения, Г.И. Щукина отмечает [Щукина, 1962], что «…он становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, в том случае, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свое учение. При этом познавательный интерес как мотив деятельности должен опираться на потребности самой личности, на то, что представляет для нее необходимость и ценность».

Проблема познавательного интереса впервые была рассмотрена с точки зрения педагогической науки, тогда как раньше считалось, что интерес – это в первую очередь проблема психологии. Действительно, выдающиеся психологи ХХ века (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев и др.) исследовали этот научный феномен, раскрыв его психологическую сущность. Но именно Г.И. Щукина, а позднее и ее ученики, разработали теорию познавательного интереса в педагогическом плане. Они изучили познавательный интерес с позиций дидактики, психологии и методики обучения. Научная школа Г.И. Щукиной, в которую входили Ф.К. Савина, В.Н. Максимова, А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.Н. Липник и др., исследовали многие вопросы проблемы познавательного интереса, установили его связь с ценностями личностями, с мотивами деятельности, раскрыли модификации познавательных интересов в связи с его предметным содержанием и возрастом детей. Экспериментально, на разных предметах были показаны пути его формирования, выявлены возрастные и индивидуальные проявления познавательных интересов школьников. Коллективными усилиями было доказано, что познавательная активность и познавательная самостоятельность – это сущность познавательных интересов.
Дидактический анализ.

В современной начальной школе учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы, учиться учить себя. Ученик должен уметь самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, формировать умения учиться.

Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Каждый учитель знает, что такое УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных [ ФГОС 2010: стр 41].

Остановлюсь более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные УУД включают в себя общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем, логические действия.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий[ФГОС 2008г; 26стр ] составляют знаково-символические действия:

—моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

—преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

—самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Анализ практической части
В моей методической разработке представлены задания, направленные на формирование познавательных общеучебных  действий.

  • Цель моей работы: создать условия для формирования умений результативного мышления и работы с информацией, развития познавательных УУД.


Для формирования познавательных УУД подбираю задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

С 1-го класса необходимо научить работать с информацией. С этой целью мною разработаны следующие задания.

  1. Чтение с пометками.


Знакомство с биографией писателя. (Чтение с пометками: Ѵ - я это знал, + - узнал новое, !- хочу узнать подробнее.)


Биография

Пометки

Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным.




У Чарушиных в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мать с детства прививала ему любовь к животным. Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей.




Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. На его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.




Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски.Чарушин сам писал для детей и сам иллюстрировал свои книги.




Ѵ - я это знал + - узнал новое !- хочу узнать подробнее




Какие сведения были вам знакомы? Что узнали нового? Что вас заинтересовало? О чём хотите узнать подробнее?




  1. Заполните таблицу, используя текст

Узнайте животное по картинке. Заполните таблицу, используя текст рассказа Е.И.Чарушина «Кабан».

Обитатель зоосада

Название животного

Слова, помогающие представить их характер.

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=2800136b8f56f7e&mb=imgdb_preview_1936







http://www.proxvost.info/photo/wild/jaguar/jaguar_head.jpg







http://nature.ok.ru/picture/mammal/1-20.jpg







039







m2











3. Словарная работа.
«Найди пару» (Рассказ Е.Чарушина «Лесной котёнок»)
Соедини линией слово и его значение.
дичь стебель злакового растения
соломина мелкие дикие звери и птицы как предмет охоты
комары - толкунцы подвижность, быстрота в беге
прыть большое скопление насекомых, зависающих в воздухе
похолодел со страху очень быстро бежать
что есть мочи удирать испугался
одним махом обхватить руками, лапами
поймать в охапку разом, моментально

«Найди пару» (Рассказ Е.Чарушина «Кабан»)

Соедини линией слово и его значение.
зоосад зоологический сад, в котором содержат в неволе

диких животных
марал крупный сибирский и среднеазиатский олень

большими рогами
сопеть тяжело дыша, издавать носом свистящие звуки
гуськом один вслед за другим, вереницей
баловство шалость
сшибить уронить
небоскрёб очень высокий многоэтажный дом
студень  кушанье из сгустившегося от охлаждения мясного

или рыбного навара с кусочками мяса или рыбы
унимать  успокаивать


Согласно п. 26 ФГОС государственный заказ в области общего образования направлен на обеспечение следующих приоритетов: поиск информации, опыт работы в сети Интернет, опыт обмена информацией между субъектами сети, опыт установления деловых контактов через сетевое взаимодействие, опыт размещения информации на определённом сайте, опыт и культура виртуального общения. Школа должна социально сформировать компетентную личность, которая сможет адаптироваться в современном обществе.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы их активности. Школьнику отводится ведущее место в учебном процессе, где он выступает в роли инициатора и творца. Поэтому я предложила своим ученикам совместно создать «Копилку презентаций», в помощь учителям и учащимся и разместить её в сети Интернет.
На начальном этапе создания «Копилки презентаций» в первом классе учащиеся выступают в качестве наблюдателей и помощников. Учитель – координатор и консультант деятельности учащихся. Основную часть работы с компьютером пока выполняют родители. Со временем доля самостоятельности школьников увеличивается. В 3 классе знакомлю детей с алгоритмом создания презентаций в программе MicrosoftРowerPoint. Использую методическое пособие Р. И. Сизовой, Р. Ф. Селимоновой «Учусь создавать проект». Эти занятия проходят в рамках внеурочной деятельности, которая является органичным продолжением учебного процесса. В процессе освоения компьютера к 4 классу дети самостоятельно работают над созданием презентаций. Знакомлю детей с требованиями составления презентаций.


Требования к компьютерной презентации

1.Обязательно должен быть титульный слайд, содержащий название проекта, сведения об авторе, информация о местонахождении.

2.Перегружать слайд текстовой информацией нельзя.

3.Обычно на презентацию отводиться 7 минут, поэтому число слайдов должно быть ограниченным. Нельзя листать слайды, закончив своё выступление, или, наоборот нельзя выступать, закончив показ слайдов

4.Не допускай ошибки при оформлении слайда.

5.Не используй рисунки, фотографии плохого качества.

6.Не используй мелкий шрифт.

7.Нельзя использовать слишком яркие и утомительные цвета. Используй в дизайне не больше трёх базовых цветов.

8.Нельзя устанавливать раздражающие эффекты анимации, которые будут мешать восприятию информации.

9.Нельзя слишком быстро сменять слайды. Это мешает воспринимать зрительно информацию.

10. Презентация должна выглядеть завершённой, то есть содержать выводы, обобщения и заключение.

Желаю удачи!
удивленная мышка



В своей работе я использую следующие приёмы.
Дай себе помочь.
Максимально использую ситуации, в которых ученики могут мне помочь. Я предлагаю учащимся (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках.

Это могут быть задания для самостоятельной работы, кроссворд на повторение, биографии писателей и другое

Сообщаю, что на следующем уроке литературного чтения мы будем знакомиться с творчеством писателя. Прошу подобрать интересные факты из биографии.

Что удивило? О чём хотите рассказать одноклассникам? Как эти события отразились на творчестве писателя?

Поясняю, где можно найти информацию (справочная литература, энциклопедии, ресурсы Интернет). Знакомлю с детскими поисковыми системами, приёмами простого поиска.

С 3 класса учащиеся самостоятельно выполняют презентации к урокам литературного чтения, окружающего мира.

Просматриваем и лучшие работы размещаем в «Копилку презентаций».

. http://nsportal.ru/markova-natalya-vladimirovna (Л.Н. Толстой, М.Ю. Лермонтов и др.)
Прием взаимных заданий.
Суть этого приёма заключается в том, что учащиеся выполняют задания, придуманные одноклассниками. Задания могут быть подготовлены как на уроке, так и дома и являться частью домашнего задания.

Этот прием позволяет учителю достичь сразу нескольких целей. Во-первых, школьники учатся взаимодействовать, во-вторых, они включаются в творческую деятельность и деятельность по поиску и обработке информации, в- третьих, проверяется домашнее задание, интерес к которому резко повышается.

Например, при изучении темы: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями», учащиеся составляли примеры, зашифровывали слова и предлагали задания одноклассникам.

Заполни пустые клетки таблицы.

Расположи полученные числа в порядке возрастания.

+

5

19

2

19

В

9

19

Е

8

19

А

Е

7

19

Р

Н







































Зашифруйте название планеты из 4 букв, используя выражения на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Предложите расшифровать слово своему однокласснику. Не забудь указать, в каком порядке он должен расположить дроби.








































Внимательно изучите «шифровку».

19

21

1

16

3

5

17

8

6

21

9

16

1

5

5

8

8

21

11

16

4

5

3

8

21

21

3

16

5

5

1

8





С помощью этой «шифровки» заполните пропуски.

…… ……

…… ……


ВИДЕО Фрагмент урока математики по теме «Сложение и вычитание дробей»
На уроке чтения по творчеству Э.Успенского предлагаю составить кроссворд и предложите его одноклассникам. Ребята объединяются в группы, выполняют задание. http://nsportal.ru/markova-natalya-vladimirovna Кроссворд по творчеству Успенского.

Задания, выполненные в программе Microsoft РowerPoint, разместили в «Копилке презентаций».

Благодаря этому приему школьники учатся взаимодействовать, они включаются в творческую деятельность и деятельность по поиску и обработке информации, что способствует формированию общеучебных действий.
Повторяем с контролем.
Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них. Дети могут попарно отвечать на вопросы друг друга. После изучения темы «Имя существительное»,« Имя прилагательное» в классе провели конкурс на лучшие вопросы и задания.
Работы победителей были размещены в «Копилку презентаций»

http://nsportal.ru/markova-natalya-vladimirovna « Имя прилагательное».
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия - моделирование.

Активно привлекаю учеников к самостоятельному созданию различных моделей и презентации их на уроках.

Я предоставляю возможность на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную деятельность. Придумать свою модель. Для этого ребёнку необходимо проделать определенную творческую работу. Н-р, при изучении темы «Дроби» выполнили модель из пластилина, «Организм человека» - из салфеток, модель подзолистой почвы из сыпучих материалов, а жилище славян смоделировали используя разные материалы. Однажды разрешив учащимся найти «свой» способ решения, рассказать о нём и доказать его правильность, учитель «включает» механизм постоянного поиска у учащихся. Теперь, решая любые задачи, ребёнок будет искать другие способы решения. Каждая новая находка одного ученика, будет подхлестывать других. Это создает возможности для осуществления двух различных видов деятельности. Одна - деятельность по выполнению собственно учебного задания, причем в максимально короткий срок и в соответствии с требованиями учителя, - ориентирована на получение отметки. Вторая деятельность по анализу материала и нахождению других вариантов решения - исходит из «внутренних», индивидуальных критериев оценки успешности решения.

ВИДЕО Моделирование «Организм человека»

http://nsportal.ru/markova-natalya-vladimirovna Моделирование

В ходе выполнения выше указанных заданий учащиеся получают возможность

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • владеть общим приемом решения учебных задач;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов;

  • анализировать материал и создавать собственные модели.


Учащиеся приобретают умения работы с текстами, преобразования и интерпретирования содержащейся в них информации и навыки систематизации, сопоставления, анализа, обобщения информации, выделения главной и избыточной информации, выполнение смыслового свертывания выделенных фактов, мыслей, предоставления информации в сжатой словесной и наглядно – символической форме.



Задание

Содержание общеучебных познавательные УУД

Методы и приёмы обучения

Формы обучения

Средства обучения.

Чтение с пометами

-деятельность по поиску и обработке информации

- анализ материала и структурирование знаний

- рефлексия способов и условий действия

Частично-поисковый

Индивидуальная

Дидактический материал

Заполнение таблицы с использованием текста

-деятельность по поиску и обработке информации

- определение основной и второстепенной информации

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Частично-поисковый

Индивидуальная

Парная

Групповая

Дидактический материал

Словарная работа

- определение основной и второстепенной информации

- смысловое чтение

Частично-поисковый

Индивидуальная

Парная


Дидактический материал

Моделирование

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- знаково-символические действия, включая моделирование

- извлечение необходимой информации из текстов различных жанров

Частично-поисковый

Наглядно-образный

Индивидуальная

Парная

Групповая

Учебник

Компьютер

Интернет-ресурсы


Дай себе помочь

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- применение методов информационного поиска

- определение основной и второстепенной информации

- смысловое чтение

- выделять существенную информацию из текстов разных видов

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов

Частично-поисковый

Индивидуальная

Парная

Групповая

Компьютер

Интернет-ресурсы

Взаимные задания

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

-деятельность по поиску и обработке информации,

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи

- структурирование знаний

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- рефлексия способов и условий действия

Приём взаимных заданий

Парная

Дидактический материал

«Шифровка»

- выбор наиболее эффективных способов решения задачи

- рефлексия способов и условий действия

Частично-поисковый

Групповая

Дидактический материал

Повторяем с контролем

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- поиск и выделение необходимой информации

- применение методов информационного поиска

- рефлексия способов и условий действия

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- структурирование знаний

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- определение основной и второстепенной информации




Фронтальная

Парная

Групповая

Учебник

Компьютер

Интернет-ресурсы


Согласно стандартам второго поколения педагог не должен подавать информацию, а так скорректировать и организовать работу, чтобы ученик самостоятельно пришёл к решению, поэтому я выбираю частично-поисковый метод

Использование описанных приемов в начальной школе и стимулирование познавательной деятельности учащихся создают условия для формирования познавательных УУД.

«Копилка презентаций» размещена на сайте учителя http://nsportal.ru/markova-natalya-vladimirovna. Она удобна в применении, т.к. имеет список презентаций, краткое описание, возможность предварительного просмотра. Это даёт возможность практического использования материалов детьми, родителями и другими учителями.
Список литературы.


    1. ФГОС НОО

    2. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., «Педагогика», 1971, с. 22-33.

    3. О.О.Плашкова «Теория познавательного интереса Г.И.Щукиной».

    4. Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимонова «Учусь создавать проект». Методическое пособие для 3 класса. М., РОСТ.