Использование проектной деятельности
на уроках литературы
Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши ученики в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?
Литература — предмет особый. Его влияние на развитие личности огромно и велики его возможности. На уроке литературы ученики могут в полной мере проявить свои таланты и творческие способности. А помогает в этом проектная деятельность, основная цель которой — развитие познавательных навыков учащихся, формирование умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Великий Конфуций когда-то изрек: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и , может быть, я запомню, вовлеки меня — и тогда я постигну».
Чтобы наши ученики были успешны в жизни, в любой сфере деятельности, наша задача -научить их мыслить. Безусловно. Важно слушать и запоминать информацию, но участвовать в творческом процессе самому — совсем другое дело.
При подготовке и демонстрации проектов ученики приобретают коммуникативные знания, развивают исследовательские умения и системное мышление.
В процессе изучения темы « Родная природа в стихотворениях русских поэтов» я предложила учащимся 6 класса подготовить проект на тему «Люблю березку русскую...», целью которого было определение места образа березы в стихотворениях известных русских поэтов 19 — 20 веков. Одним из этапов работы над проектом было сочинение своих стихотворений на тему «Береза зимой» и определение изобразительно - выразительных средств речи в стихотворениях о березе, написанных мной.
Класс был разделен на 2 группы, и вот, какие стихотворения получились у учащихся:
Примерзли снежные пушинки На березке горка снега
К тонким веточкам берез , Шапкой высится пушистой,
Словно на цветной картинке И стоит она под небом
Разукрасил их мороз. В сарафане серебристом.
И теперь они в наряде: И снежиночки искрятся
В белых шапках пуховых В тусклом свете фонаря,
Замерли, как на параде . И блестят, и веселятся,
В нашей роще много их. Ярким золотом горя.
( 1 группа) ( 2 группа)
При сочинении стихотворений учащиеся применили знания в области теории литературы, используя в своих стихах и эпитеты (« на цветной картинке», « пушистой шапкой»), и метафоры ( «в наряде : в белых шапках пуховых», « в сарафане серебристом»).
Для определения других изобразительно — выразительных средств речи я предложила учащимся свои стихи:
Робкий шелест листвы Застыли в стеклянных
Белоствольной березы Оковах березы,
И печальных ветвей Как будто бы льют они
Несмолкающий шорох. Горькие слезы.
Словно чувствует сердцем, Склонились так низко,
Что скоро морозы, Почти до земли,
И ей каждый листочек, А в небе над ними
Как матери дорог. Плывут корабли.
Облетают они, Причудливых форм
Их все меньше и меньше, Облака пуховые
И береза грустит, Проносятся мимо,
Обливаясь слезами. Как тени живые.
На поникших ветвях
Огонечки трепещут,
Как лампады, дрожат
В избах под образами.
Пробежал ветерок В лесу, на поляне,
Между веток березы, Березка растет,
И листва шелестит, В листве ее
Ведь нескоро морозы. Ветер играет.
Изумрудные листья Коль путник усталый
Трепещут, играют В лесок забредет,
А сережки, как кисти, Он сразу
На ветру замирают. В тенек попадет.
Каждый листик сердечком, Прохладу и отдых
И резные края. Под ней обретет,
Покатилось колечко, Под шелест листвы
Знать, судьба там моя... Помечтает.
А, может быть,
Песню о милой
Споет
Или судьбу испытает.
Без труда ученики нашли в них и сравнения (« как тени живые», « каждый листик сердечком») , и инверсию («застыли в стеклянных оковах березы»), и олицетворение ( « и береза грустит, обливаясь слезами»).
Что дала работа над проектом учащимся? Они познакомились с большим количеством стихотворений русских поэтов о природе, углубили свои знания по теории литературы, попробовали свои силы в стихосложении, научились работать в группе, вести исследовательскую работу, давать оценку своей деятельности и деятельности других, делать выводы.
При систематической работе над проектами у учащихся формируется глубина мысли, гибкость ума. Проектная деятельность дает возможность не только повысить уровень знаний, но и сформировать у учащихся компетентность и успешность.
|