|
Мбоу «Верховажская средняя общеобразовательная школа им. Я. Я. Кремлёва»
МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа
им. Я.Я. Кремлёва»
Работа с комплексным анализом текста
как средство формирования
коммуникативной компетенции
учащихся 5-7 классов»
Когут Ирина Валентиновна
учитель русского языка и литературы
Верховажье 2010
Содержание:
Введение 2
Глава 1
Содержание понятия «коммуникативная компетенция»
Глава 2
Возможности использования методов и приёмов комплексного 4
анализа текста на уроках русского языка.
Заключение. 13
Литература. 15
-1-
Введение
Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их.
Одна из первых задач, которые ставят перед собой школьники- овладение практической(орфографической и пунктуационной) грамотностью. Но это далеко не единственная задача.
Государственный стандарт образования, определяя цели обучения русскому языку, подчеркивает необходимость формирования одной из компетенций: коммуникативной( формирование культуры общения в двух видах продуктивной языковой деятельности человека – говорение и письмо).
« Чтобы полноценно общаться, человек должен, в принципе, располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться желаемых результатов общения. Оно будет неэффективным»,- пишет А.А.Леонтьев ( Психологические проблемы массовой коммуникации. М., 1974, с.33)
Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учеников как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Решая эти задачи, как раз и следует обратиться к тексту, к комплексной работе с ним.
Изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство. Они учатся сравнивать, логически мыслить, признавать и исправлять свои ошибки. Наконец, они овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи.
Анализ текста- обязательный вид работы при подготовке к экзамену в форме ГИА, ЕГЭ.
Из всего вышеизложенного следует, что заявленная тема очень актуальна.
-2-
Цель работы: обобщить педагогический опыт по теме «Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов»
Задачи :
Изучить теоретический, методический материал по теме
Разработать наглядный, раздаточный материал
Сформировать фонетическую, орфоэпическую, лексическую, синтаксическую грамотность в двух формах речи : устной и письменной
Проанализировать результаты качества знаний
Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся:
Владеть нормами литературного языка и грамотного письма
Анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости
Пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах.
-3-
Глава 1
Содержание понятия «коммуникативная компетенция».
Согласно определению, данному в «Толковом словаре русского языка» Ожегова, «компетенция-круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен». Однако следует различать термины «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность». Эти термины встречаются все чаще и нередко употребляются без различения смысла между ними. Между тем, они существенно различаются между собой.
Термин «коммуникативная компетенция» возник как развитие идеи о лингвистической компетенции – ограниченном наборе грамматических правил, позволяющих порождать неограниченное количество правильных предложений. Коммуникативная компетенция – это демонстрируемая область успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. Компонентами коммуникативной компетенции являются
- лингвистический (лексика, грамматика, фонетика, орфография)
-дискурсивный ( построение устных и письменных текстов)
-прагматический (успешное достижение коммуникативной цели) .
В отличие от коммуникативной компетенции коммуникативная компетентность определяется в современной науке как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной деятельности. Коммуникативная компетентность- это знание норм и правил общения.
-4-
Глава 2
Возможности использования методов и приёмов комплексного анализа текста на уроках русского языка.
Комплексный языковой анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться : это знание системы языка, правописания и речевой деятельности. Комплексный анализ текста состоит из следующих основных групп заданий и видов обязательных заданий к каждой группе:
Речеведческий (текстоведческий) анализ включает задания:
А) Определить тему текста.
Б) Определить идею текста.
В) Доказать, что это текст.
2) Аспектно - лингвистический ( фонетический, орфоэпический, лексический, синтаксический, словообразовательный, морфологический)
А) Произвести фонетический разбор
Б) Произвести морфемный и словообразовательный разбор
В) Произвести синтаксический разбор предложения.
3) Проверка правописной грамотности (орфографической и пунктуационной)
А) Объяснить орфограммы
Б)Объяснить пунктограммы
Именно подготовка к этим обязательным видам заданий в каждой из трёх групп и представляет собой основу всех подготовительных занятий в течение учебного года , а связь между этими заданиями позволяет повторить и систематизировать пройденный материал.
В школьной практике, как известно, самая большая проблема словесников- это дефицит учебного времени, поэтому не менее важен вопрос о том, как можно реально использовать с комплексным анализом текста на уроках русского языка.
Комплексный анализ текста предоставляет возможность для использования его на всех видах уроков русского языка: При повторении и обобщении материала, при сообщении и закреплений новых знаний, при отработке определенных языковых и речевых навыков и умений, при текущем и итоговом контроле.
В своей работе я включаю элементы работы в состав обычных уроков русского языка. Такое включение позволяет разнообразить ход занятий, способствует развитию речи, а также позволяет постепенно обучать учеников методам анализа текста, тем самым готовя их к специально отведенным для этого занятиям.
-5-
Специальные занятия отводятся в зависимости от учебной нагрузки в классах. Для частичного анализа текста на обычных уроках предпочтение отдается текстам школьной программы по внеклассному чтению, текстам с нравственным содержанием, текстовым упражнениям, содержащимся в школьных учебниках.
Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом. Приступая к работе с текстом, учащиеся должны усвоить три группы понятий:
Стили речи :разговорный, научный, художественный, публицистический, официально-деловой)
Типы текста: описание, повествование, рассуждение)
Признаки текста : смысловая цельность, относительная законченность высказывания ( тема, основная мысль), способы и средства связи предложений в тексте, членение текста на абзацы.
В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися необходимо руководствоваться их возрастными особенностями. Текст подбирается соответственно возрасту и ступени обучения учащихся. Если в 5-6 классах в основном используются тексты художественного стиля, то в 7 – это и публицистический, и научный, и официально-деловой стиль.
Начиная с пятого класса необходимо обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор текста воздействует на читателя. Учащиеся учатся находить художественные средства, чтобы в дальнейшем уметь пользоваться ими при воспроизведении и создании собственных текстов.
Уже на первых уроках в пятом классе, посвященным языку и речи, языку и его единицам, ученики, занимающиеся по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской обращаются к лингвистическим и содержательно насыщенным текстам: « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни» ( К.Г. Паустовский).
-6-
Работа с этим текстом начинается дома, когда учащиеся готовятся к выразительному чтению высказывания автора. На уроке учащиеся выясняют, сколько предложений в тексте, этим самым они готовятся к восприятию понятия, что такое текст. Затем смотрят, сколько абзацев , выписывают ключевые слова, определяют микротемы каждого абзаца и выясняют , о чем говорится в тексте. Таким образом, учащиеся подходят к понятию темы и основной мысли текста.
В седьмом классе учащиеся уже знакомы с признаками текста, понятиями темы и идеи, стилях и типах речи, поэтому на первых уроках, посвященных языку как развивающемуся явлению, ученикам под силу написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Русский язык живет и развивается».
Хорошо усваивается новый материал, если при этом используются не только упражнения из учебного пособия, но и тексты разных функциональных стилей из других источников.
Так при изучении темы в 6 классе « Общеупотребительные и диалектные слова» можно использовать отрывок из стихотворения А.Яшина « Родные слова»:
Р..дные, знакомые с детства 3 сл..ва
Уходят из обихода:
В п..лях поляши-тетерева,
Летятина-дич...,
Пересмешки2 – молва,
Залавок-подобье комода…
Нас к эти словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не х..чу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять,
И есть ли такие средства?
После прочтения данного текста учащиеся определяют его тему, идею и , таким образом, смогут самостоятельно сформулировать понятие диалектных и общеупотребительных слов. На примере этого же текста даются задания для закрепления нового материала и повторения пройденного:
Найти диалектизмы, объяснить их значение.
В каком значении употреблено в стихотворении слова наследство?
Подобрать синонимы к слову обиход.
Найти предложение, соответствующее схеме: [1) ] , [2) ], подчеркнуть в нем главные члены, надписать, чем они выражены.
Произвести указанные виды разбора.
Найти слова, в котором не совпадает количество букв и звуков.
-
Выписать слова с пропусками, обозначить орфограммы.
Найти предложение , соответствующее схеме ; А : «П?»
-7-
Таким образом, при использовании текста для презентации нового материала мы не только знакомим учащихся с новыми понятиями, но и развиваем у них способность к активному постижению материала. Подобные тексты позволяют не только познакомиться с новыми понятиями, но и способствуют формированию грамотного письма, систематизации материала разных разделов науки о языке, а повторяемость заданий к тексту способствует формированию определенной системы анализа и облегчает восприятие нового.
На уроках закрепления нового материала возможно дополнение упражнений, предложенных в учебнике, текстами, взятых из произведений художественной литературы. Целесообразно обратиться к текстам в конце соответствующего параграфа для закрепления темы. Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников :выразительное чтение, определение средств связи предложений в тексте, темы, идеи, типа и стиля речи, затем даются задания, проверяющие грамматические умения и навыки, куда входят и задания, позволяющие закрепить знания по изученному материалу. Например, при закреплении материала по теме «Лексика» в 6 классе можно использовать следующий текст и задания к нему :
Как-то в..сной я приш..л в лес ра(н,нн)2 им утром4. Со..нце только что встало, и мощ(?)ный птичий хор приветствовал его. И вдруг среди зн..комых звуков леса я услышал какие-то странные, непонятные, незнакомые. Дон..сились они из кустов3. Это явно была песня. Но такой я ещё никогда (не) слышал. Она начиналась с глухого рычания и постепенно дох..дила до высокого хриплого повизгивания. Потом она неожиданно оборвалась-сменилась громким щ..лканьем и пыхтеньем, а после небольшого прерыва все нач..лось сначала. Я осторожно подош..л к кустам, приготовился к самому неожиданному. И все-таки то, что увидел, поразило меня. Под кустом, прижавшись носами друг к другу, с..дели два ежа1. Они-то и пели песню.
Прочитать рассказ.
Озаглавить его.
Определить стиль.
Определить тип речи.
Какие средства связи между предложениями используются в тексте?
Найдите слова, употребленные в переносном значении.
Подобрать синонимы к словам странный, осторожно, неожиданный, поразить, как-то, вдруг, мощный.
Найти в тексте 2-3 многозначных слова.
Выписать слова с пропускам и скобками.
Обозначить изученные орфограммы.
-8-
Произвести синтаксический разбор предложения с однородными членами.
Найти предложение, соответствующее схеме: [1) ] , [2) ], обозначить грамматические основы.
Выполнить указанные виды разборов.
Таким образом, работа со специально подобранными текстами оказывается эффективной на этапе закрепления у учащихся нового материала. Кроме этого , благодаря методу комплексного анализа текста достигается более глубокое понимание литературных произведений, а также развивается речь учащихся.
Эффективно использование разнообразных приемов и методов работы с текстом и при обобщении и повторении изученного. Здесь можно как специально подобрать тексты, так и обратиться к текстовым упражнениям учебника. Кроме предложенных заданий к упражнению дополнительно даются задания по морфологии, синтаксису, пунктуации. Для повторения и обобщения можно также использовать специально подобранные тексты с заданиями. Так, например, в 6 классе при повторении и закреплении материала по теме «Местоимение» можно использовать текст и задания к нему:
Мы все должники Родины.
Каждый должен за воздух, которым дышит, за траву, по которой ходит.
Кто спрашивает себя про эти долги?
Родина добрая для тех, кто живет на её1 землях.
Иногда кое-кто забывает2 о той доброте.
Но наших долгов Родина не считает.
Случается-напоминает о них.
Тогда никто не сомневается: это значит, что Родина в опасности.
Любой гражданин должен вернуть ей долг мужеством и отвагой.
10)Она и тут не напомнила бы.
Да хочет, чтобы её богатства остались нам, а не доставались врагу.
Прочитать отрывок.
Является ли он текстом? Доказать свою точку зрения.
Определить тему .
Озаглавить текст.
Найти предложение, в котором заключена главная мысль.
Определить стиль текста.
Определить тип речи.
Определить способ связи предложений в тексте.
Выписать местоимения, определить их разряд.
Найти предложения с однородными членами, начертить схемы.
-9-
Найти сложное предложение, соответствующее схеме : [1) ] , (2) кто )
12. Выполнить морфологический разбор трех местоимений.
13.Выполнить указанные виды разборов.
При повторении и обобщении материала по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе можно предложить следующий текст и задания к нему :
Осень.
Наступила осенняя пора.2. Осень-прекрасная волшебница.3. Б..резы и клены эта художница покрасила лимонным цветом а лист..я осинок разрумянила. 4. Отправилась осень из леса в п..ля и луга. 5. Она убрала с п..лей з..л..тые хлеба и сметала в лугах душ..стые копны сена в высокие ст..га. 6. Опустели п..ля и луга и пот..нулись в осе(н,нн)ем небе косяки птиц журавлей уток гусей. 7. Эти большие белые птиц.. будто говорят Прощайте родные места. До свидания журавли! 8. Сп..шит осень. 9. Смыва..т она х..лодным д..ждем пестрый убор лист..ев. 10. Выгл..нуло со..нце из-за сизой тучки и под его ласковыми лучами пов..селела заулыбалась хмурая к..ртина осени.
( По Г. Скребицкому)
Задания:
Подготовиться к выразительному чтению.
Прочитать.
Доказать, что это текст.
Определить тему текста. Что отражено в заглавии : тема или идея?
Предложить свои варианты заглавия. Какова главная мысль?
Определить тип речи. Доказать.
Какие средства связи между предложениями используются в тексте?
Как понимаете смысл: 1 вариант 2-го предложения
2 вариант 9-го предложения
9) Выполнить разбор слов по составу : 1 вариант- покрасила, лимонным , 2 вариант – ласковыми, повеселела.
10) Найти слова с переносным значением.
11) Какой художественный прием употребляется в этих предложениях? С какой целью он использован в тексте?
12) Найти эпитеты. Определить их роль.
13) Найти слова и сочетания слов, близкие по значению к слову осень.С какой целью они используются в тексте?
14) Выполнить синтаксический разбор 2 предложения.
-10-
15) Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, расставить знаки препинания.
16) Синтаксический разбор 6 предложения.
В 7 классе при повторении и обобщении знаний по теме «Наречие» можно предложить текст следующего содержания и задания к нему:
1.( В) начале марта воздух начинает (по)немногу теплеть. 2. Утром неожиданно замечаешь, что на небе почти не осталось свинцовых туч. 3. Свежо, и лужи ещё не сплошь затянуты ледком. 4. Снега осталось немного, изредка уже просматриваются полянки, чуть(чуть) подёрнутые изумрудной зеленью. 5. (По)весеннему мелкие дожди идут беспрестанно, мало(помалу) съедая лишь кое-где оставшиеся сугробы. 6. Распахиваешь окно настеж.., без устали вдыхаешь весенний воздух и понимаешь, что сидеть дома больше невтерпёж(?) 7. Весна постепенно вступает в свои права, точь(в) точь как заботливая хозяйка.
Подготовиться к выразительному чтению.
Является ли отрывок текстом?
Докажите.
Определить тему текста.
Озаглавить текст.
Найдите предложение , в котором заключена главная мысль текста.
В каком стиле написан текст?
Определить тип речи.
Определить способ связи предложений в тексте.
Найти слова, употребленные в переносном значении. С какой целью они здесь употреблены?
Объяснить смысл выражения: «полянки, чуть-чуть подернутые изумрудной зеленью».
Учитель может дописать задания по морфологии, синтаксису, пунктуации, орфографии, словообразованию. ( В тексте представлены орфограммы, изученные по теме «Наречие», другие виды орфограмм, пунктограмм).
Кроме того в классе можно написать небольшую творческую работу, тема которой определяется исходя из содержания предложенного текста. Например, при повторении и обобщений знаний по теме «Имя прилагательное» в 5 классе можно предложить учащимся придумать и записать описание животного, растения с использованием прилагательных. В 6 классе в качестве творческой работы по теме «Глагол» учащимся даётся задание написать историю библиотечной книги, с которой грубо обращались», сочинение с описанием действий ( как приготовить то или иное
-11-
блюдо).
В 7 классе на уроке развития речи в теме «Предлог» учащимся предлагается написать автобиографию, используя при этом производные предлоги.
Подобные занятия, во-первых, способствуют , повторению, закреплению и обобщению определенного лингвистического материала, во-вторых, развивают речь учащихся.
Конечная цель обучения русскому языку- это свободное и всестороннее владение речью. Этой цели подчинены все типы уроков и домашних заданий, этой стратегической целью определяется, в сущности, вся учебная деятельность словесника. Обязательным компонентом школьной программы является обучение сочинению. Известно, что обучение сочинению- наиболее сложная, кропотливая и длительная работа, поэтому работу эту надо вести с 5 класса. В этом случае на помощь приходит работа с комплекснам анализом текста.
Работая на уроках с текстами различных функциональных стилей, типов, учащиеся не только повторяют изученный ранее материал, но и учатся самостоятельно создавать тексты. После работы с текстом на уроке, когда учащиеся определят тему, идею, докажут, что пред ними текст, выполнят предложенные разборы, объяснят изученные орфограммы и пунктограммы, они пробуют создавать собственные тексты по предложенному образцу.
В пятом классе учащиеся описывают животных в художественном стиле, пробуют описать растение, предмет в научном стиле. В шестом классе предлагается работа по описанию природы, интерьера в художественном стиле, описание животных, растений в научном стиле. В седьмом- учатся создавать тексты официально-делового стиля ( автобиография, характеристика, заявления), публицистического стиля ( статья в газету, интервью).
Таким образом, у учащихся формируется навык создания текстов разных стилей и типов.
-12-
Заключение
Овладение языком предполагает овладение умением свободно осуществлять речевое общение, то есть умением порождать и воспринимать текст. Следовательно, обучению языку в школе, в том числе и родному, должно быть в той или иной степени подчинено решению задачи- научить школьников полноценному общению.
Итак, выбор текста в качестве дидактической единицы, обеспечивающей успешную работу по формированию коммуникативных умений и навыков обучающихся, можно считать обоснованной, так как
у учащихся развивается способность воспринимать тексты различного характера и самостоятельно создавать их;
-
на основе полученных знаний у учащихся формируются особые коммуникативные умения. Все эти умения опираются на речевые навыки , которые формируются в ходе овладения языком- произносительные, грамматические, лексические.
По результатам творческих работ можно сделать вывод, что дети в своих работах умеют связно излагать мысли, правильно строить предложения, используя при этом различные средства связи. Ученики создают тексты художественного, публицистического, официально-делового стиля, правильно строят тексты-описания, рассуждения, используют в своих работах художественные средства выразительности.
По результатам творческих работ за период с 2007-2010 уч. год качество знаний составляет:
2007-2008
|
2008-2009
|
2009-2010
|
55,4 %
|
58,1 %
|
60,8%
|
Ребята принимают участие в предметных олимпиадах и конкурсах.
-13-
|
Ф.И. учащегося
|
класс
|
Уровень участия
|
1место
|
2 место
|
3 место
|
|
Ходоровская Мария
|
7б
|
Школьная олимпиада
|
|
+
|
|
|
Ганичева Юлия
|
6в
|
Школьная олимпиада
|
|
|
+
|
|
Жукова Виктория
|
6в
|
Школьная олимпиада
|
|
+
|
|
|
Пивоварова Анастасия
|
6в
|
Школьная олимпиада
|
|
|
+
|
|
Толстикова Юлия
|
6в
|
Школьная олимпиада
|
|
|
+
|
|
Киселев Денис
|
5 б
|
Школьная олимпиада
|
|
+
|
|
|
Миронова Юлия
|
5б
|
Школьная олимпиада
|
|
|
+
|
|
Ганичева Юлия
|
6в
|
Районный литературно-художественный конкурс «Мы твои наследники, Россия!» (номинация сочинение)
|
+
|
|
|
|
Пивоварова Анастасия
|
6в
|
Районный литературно-художественный конкурс «Мы твои наследники, Россия!» (номинация чтецы)
|
+
|
|
|
|
Лютикова Ксения
|
6в
|
Областной конкурс творческих работ, посвященный 65-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг « Любимая книга о Великой Отечественной войне моих родителей, которая понравилась и мне»
|
|
+
|
|
Пивоварова Анастасия « Русский медвежонок-
языкознание для всех» диплом победителя 2009-
2010
-14-
Литература:
Величко Л.И. «Работа с текстом на уроках русского языка» Москва, «Просвещение», 1983.
Ипполитова Н.А. « Текст в системе изучения русского языка в школе» Москва, «Просвещение», 1992.
Леонтьев А.А. « Психологические проблемы массовой коммуникации». Москва, «Просвещение», 1983.
Степанова Л.С. «Система работы с текстом», Москва, «Вербум», 2005.
Малюшкин А.Б. « Комплексный анализ текста», Москва, «Творческий центр», 2008.
-15-
|
|
|