Главная страница

Урока русского языка в 11 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля (урок закрепления знаний и умений)


Скачать 53.01 Kb.
Название Урока русского языка в 11 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля (урок закрепления знаний и умений)
Дата 12.02.2016
Размер 53.01 Kb.
Тип Урок


Методическая разработка
урока русского языка в 11 классе на тему
«Подготовка к сочинению-рассуждению

по текстам художественного стиля

(урок закрепления знаний и умений)

Подготовка к ЕГЭ


Автор работы Сторонкина Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №481

Кировского района Санкт-Петербурга

Класс: 11
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс.

Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – Издательство: Просвещение. 2009 г.
Название раздела, темы: Стили речи.
Тема мероприятия: Обучение написанию сочинения по тексту художественного стиля.
Цели урока:

- обучение работе с текстом художественного стиля,

- составление алгоритма работы с текстом данного стиля,

- формирование навыка написания сочинения по тексту данного стиля.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- умение выявить особенности текста художественного стиля и систематизировать их в алгоритм
- построить план заданного текста по алгоритму.
Личностные УУД:: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися результатов проделанной работы.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, текст произведения И.Бунина
Литература:


  1. Рассказ И.А.Бунина «Красавица»




  1. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – Издательство: Просвещение. 2009 г.


Конспект

урока русского языка
в 11 классе

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Реализация домашнего задания. Работа в парах и по группам по определению стилей речи фрагментов текстов, разложенных к уроку на партах.

Задание группе: определить стиль речи текста, дать аргументированную характеристику его признаков.

Дополнительное задание: сформулировать проблему текста и позицию автора. 1 и 2 группам предложены тексты публицистического стиля. Третья группа пар дает характеристику текста художественного стиля.

Вопросы учителя:

- В текстах какого стиля легче определить проблему и почему?

- В текстах какого стиля речи это сделать значительно труднее? Почему? Вывод.

И что следует сделать, чтобы научиться определять проблему и позицию автора в текстах художественного стиля?

_ Необходимо повторить особенности текста художественного стиля.

  1. Формулирование темы урока.

  2. Итак, тема нашего урока (слайд №1)





  1. Фронтальная беседа с учащимися. Комментирование обозначенных на слайде положений.


Можно ли согласиться с утверждениями?

6.Слово учителя.

Каждый художественный текст – это сочетание тайного и явного. Вспомним слова Л.Н.Толстого: «Каждое художественное слово… вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений…». И важно не только понять слово, но и верно истолковать его, раскрыть все, что спрятано, скрыто за ним. А это обязывает нас (учителя и ученика) быть в состоянии постоянного поиска, работы мысли.

Для работы с текстом художественного произведения вспомним план, по которому мы должны написать сочинение (задание С).

А выстроим нашу работу, анализируя рассказ И.А.Бунина «Красавица».

7. Краткая информация о создании рассказа (слово учащегося)

Рассказ «Красавица» - одна из 38 новелл цикла «Темные аллеи». Вся книга – о любви. Написан 28 сентября 1940 года. Бунину было 70 лет. Он прошел через многие испытания, он опытный и мудрый человек, признанный миром художник.

Рассказ состоит всего из 5 абзацев. Незамысловатый сюжет. Между тем, именно мудрость писателя и незамысловатость сюжета дают нам стимул для глубокого анализа рассказа.

Этот рассказ, как и любое настоящее произведение искусства, - айсберг. А у айсберга большая часть скрыта под водой. И мы начинаем «погружение» в произведение.

8. О способах анализа текстов художественного стиля.

По мнению литературоведов, любой текст имеет 3 уровня: идейно-образный, лексический, фонический. Эти 3 уровня взаимосвязаны и выводят нас на идею текста, мировоззрение автора.

Приемов анализа текста существует множество. Мы же сегодня воспользуемся приемом «Двойной дневник» и «Кластер».

Задание группам: прочесть текст рассказа «Красавица» и обменяться мнениями.

Анализ идейно-образного уровня.

Задание: подчеркните в тексте цветным карандашом (выделителем текста следующие группы слов (работа в парах).

- Слова, создающие картину,

- Слова, создающие образ,

- Оценочные слова.

Что же получилось? Давайте запишем эти слова в таблицу, каждая графа которой соответствует своей группе подчеркнутых слов, и получим следующее.





2 вариант – составление кластера.

Теперь проследим за кратностью употребления слов. Чаще всего встречаются существительные

- красавица – 4 раза

- чиновник – 4 раза

- мальчик-сын – 4 раза

- дом – 3 раза.

Выстраиваем смысловые цепочки

  1. отец – красавица – сын - дом

  2. чиновник – красавица – мальчик – одиночество


А теперь мы можем определить тематику текста:

- человек и его дом/семья

- внутренняя и внешняя красота

А также сможем определить проблематику рассказа И.Бунина
- Какая красота является истинной? Проблема красоты

- Что является основой семьи? Проблема отношений в семье.
9.Вывод. Это рассказ о доме, об отношениях между людьми, о душевном состоянии человека. После того, как обозначили центральные образы, можно приступить к построению кластеров. На стадии «Размышление» попробуем дать свое толкование ключевых фраз. Для этого используем метод «двойного дневника».

Вернемся к плану сочинения и первые три позиции плана занесем в таблицу, опираясь на выделенные в тексте ключевые слова.


10. Поиск и приведение аргументов из художественной литературы. Устные ответы.
11. Домашнее задание. Написать по плану сочинение-рассуждение по тексту рассказа И.А.Бунина.