|
Урока русского языка в 11 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля (урок закрепления знаний и умений)
Методическая разработка
урока русского языка в 11 классе на тему
«Подготовка к сочинению-рассуждению
по текстам художественного стиля
(урок закрепления знаний и умений)
Подготовка к ЕГЭ
Автор работы Сторонкина Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №481
Кировского района Санкт-Петербурга
Класс: 11
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – Издательство: Просвещение. 2009 г.
Название раздела, темы: Стили речи.
Тема мероприятия: Обучение написанию сочинения по тексту художественного стиля.
Цели урока:
- обучение работе с текстом художественного стиля,
- составление алгоритма работы с текстом данного стиля,
- формирование навыка написания сочинения по тексту данного стиля.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
- умение выявить особенности текста художественного стиля и систематизировать их в алгоритм
- построить план заданного текста по алгоритму.
Личностные УУД:: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися результатов проделанной работы.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, текст произведения И.Бунина
Литература:
Рассказ И.А.Бунина «Красавица»
Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – Издательство: Просвещение. 2009 г.
Конспект
урока русского языка
в 11 классе
Ход урока
Организационный момент
-
Реализация домашнего задания. Работа в парах и по группам по определению стилей речи фрагментов текстов, разложенных к уроку на партах.
Задание группе: определить стиль речи текста, дать аргументированную характеристику его признаков.
Дополнительное задание: сформулировать проблему текста и позицию автора. 1 и 2 группам предложены тексты публицистического стиля. Третья группа пар дает характеристику текста художественного стиля.
Вопросы учителя:
- В текстах какого стиля легче определить проблему и почему?
- В текстах какого стиля речи это сделать значительно труднее? Почему? Вывод.
И что следует сделать, чтобы научиться определять проблему и позицию автора в текстах художественного стиля?
_ Необходимо повторить особенности текста художественного стиля.
Формулирование темы урока.
Итак, тема нашего урока (слайд №1)
Фронтальная беседа с учащимися. Комментирование обозначенных на слайде положений.
Можно ли согласиться с утверждениями?
6.Слово учителя.
Каждый художественный текст – это сочетание тайного и явного. Вспомним слова Л.Н.Толстого: «Каждое художественное слово… вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений…». И важно не только понять слово, но и верно истолковать его, раскрыть все, что спрятано, скрыто за ним. А это обязывает нас (учителя и ученика) быть в состоянии постоянного поиска, работы мысли.
Для работы с текстом художественного произведения вспомним план, по которому мы должны написать сочинение (задание С).
А выстроим нашу работу, анализируя рассказ И.А.Бунина «Красавица».
7. Краткая информация о создании рассказа (слово учащегося)
Рассказ «Красавица» - одна из 38 новелл цикла «Темные аллеи». Вся книга – о любви. Написан 28 сентября 1940 года. Бунину было 70 лет. Он прошел через многие испытания, он опытный и мудрый человек, признанный миром художник.
Рассказ состоит всего из 5 абзацев. Незамысловатый сюжет. Между тем, именно мудрость писателя и незамысловатость сюжета дают нам стимул для глубокого анализа рассказа.
Этот рассказ, как и любое настоящее произведение искусства, - айсберг. А у айсберга большая часть скрыта под водой. И мы начинаем «погружение» в произведение.
8. О способах анализа текстов художественного стиля.
По мнению литературоведов, любой текст имеет 3 уровня: идейно-образный, лексический, фонический. Эти 3 уровня взаимосвязаны и выводят нас на идею текста, мировоззрение автора.
Приемов анализа текста существует множество. Мы же сегодня воспользуемся приемом «Двойной дневник» и «Кластер».
Задание группам: прочесть текст рассказа «Красавица» и обменяться мнениями.
Анализ идейно-образного уровня.
Задание: подчеркните в тексте цветным карандашом (выделителем текста следующие группы слов (работа в парах).
- Слова, создающие картину,
- Слова, создающие образ,
- Оценочные слова.
Что же получилось? Давайте запишем эти слова в таблицу, каждая графа которой соответствует своей группе подчеркнутых слов, и получим следующее.
2 вариант – составление кластера.
Теперь проследим за кратностью употребления слов. Чаще всего встречаются существительные
- красавица – 4 раза
- чиновник – 4 раза
- мальчик-сын – 4 раза
- дом – 3 раза.
Выстраиваем смысловые цепочки
отец – красавица – сын - дом
чиновник – красавица – мальчик – одиночество
А теперь мы можем определить тематику текста:
- человек и его дом/семья
- внутренняя и внешняя красота
А также сможем определить проблематику рассказа И.Бунина
- Какая красота является истинной? Проблема красоты
- Что является основой семьи? Проблема отношений в семье.
9.Вывод. Это рассказ о доме, об отношениях между людьми, о душевном состоянии человека. После того, как обозначили центральные образы, можно приступить к построению кластеров. На стадии «Размышление» попробуем дать свое толкование ключевых фраз. Для этого используем метод «двойного дневника».
Вернемся к плану сочинения и первые три позиции плана занесем в таблицу, опираясь на выделенные в тексте ключевые слова.
10. Поиск и приведение аргументов из художественной литературы. Устные ответы.
11. Домашнее задание. Написать по плану сочинение-рассуждение по тексту рассказа И.А.Бунина.
|
|
|