Учебно-речевые ситуации на уроках иностранного языка.
В последнее время, когда наше
общество постепенно становится открытым, когда развиваются рыночные отношения и международные связи, у значительной части населения, включая молодежь среднего возраста, возникает практический интерес к быстрому и эффективному овладению иностранным языком, в первую очередь английским.
Обучение иностранному языку имеет целью не только освоение грамматики и
лексики изучаемого языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации
- речевым ситуациям. Учащимся предлагаются приближенные к реальной жизни
задания, в ходе выполнения которых систематически развиваются иноязычные
речевые умения (аудирование, говорение, чтение и письмо).
1.Такой подход предполагает создание на уроке атмосферы доверия и учащиеся оказываются вовлечены в процесс обучения. В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира.
2. Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения и познания.
3.
Учащихся просят выразить собственное мнение, чувства, поделиться
опытом.
Учащиеся принимают в деятельности, имитирующей реальные ситуации.
Поощряется совместная работа учащихся.
Учащиеся развивают у себя умение учиться.
Роль учителя бывает различна от задачи на каждом этапе урока (носитель
информации, наблюдатель, консультант).
Каким образом учащиеся включаются в познание окружающего мира? Учащиеся выполняют проблемные задания, развивающие мышление: игры, головоломки, викторины. При этом они используют английский язык.
Примеры из учебников 5, 6, 7 классов. В процессе выполнения задания учащиеся используют новый языковый материал (притяжательный падеж существительных) в речи, развивая умения аудирования, а затем говорения. Кроме использования знаний на практике, учащиеся иногда должны принимать самостоятельные решения, а не только усваивать готовые ответы.
Сейчас в учебниках 5,6 классов Афанасьевой и 7-9 классов Клементьевой таких упражнений много. И наши учителя, выполняя рекомендации, выполняют задания такого типа:
Разделить класс на пары или группы.
Учащиеся заполняют таблицы данными словами.
Используя таблицу, группы должны как можно больше составить
грамматически правильных предложений.
Учитель проверяет, какая из групп или пар написала больше правильных предложений.
Мы знаем, что для того, чтобы успешно изучать язык учащиеся должны принимать в этом самое активное участие:
задавать вопросы в процессе обучения
и исследовать закономерности изучаемого языка. Но некоторые наши ученики чувствуют, что изучение английского - тяжелый для них труд. Для некоторых он не является средством общения и развития и встречаются с ним только в школе и в книгах (хотелось бы, чтобы английский язык был для них средством общения и развития).
Для создания мотивации на уроке учителя дают учащимся возможность сообщить своим одноклассникам и учителю что-нибудь значимое для себя, реальное. В современных учебниках этим видам работы уделяется много внимания. Для закрепления изучаемых лексико-грамматических структур учащиеся должны написать предложения, отражающие действительное положение вещей. (Досадно, что в учебнике даны почти везде ключи, и наши ученики еще не привыкли сначала закрыть ключ, а уж потом проверить правильность). Общение на английском языке в классе выглядит неестественно: оно лишь имитирует реальные коммуникативные ситуации. Например, после того, как учащиеся познакомились в начале учебного года, у них не возникает потребности сделать еще раз это. Однако для лучшего усвоения этой структуры необходимо повторять языковый материал по теме «Знакомство» несколько раз и в других ситуациях. Так же учащимся понятно, что в классе им не потребуется узнавать, как
пройти в то или иное место, но они должны знать, как это сделать в жизни. Поэтому в современных учебных пособиях имеется большой выбор заданий на отработку функциональных аспектов языка.
Описание местности незнакомому человеку позволяет закрепить лексику по теме и в то же время подготовиться к использованию в реальной ситуации.
Во всех коммуникативно ориентированных материалах много устных и письменных заданий для организации работы парами или в группах. Мы должны знать, когда учащиеся общаются по-английски друг с другом, общая продолжительность речи каждого ученика больше, чем в ситуации, когда дети говорят только с учителем. Парная работа также позволяет поговорить на английском языке в неформальной обстановке. Работа в группах повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу.
В зависимости от типа работы в классе на уроке учителя ведут себя достаточно гибко: поддерживают учащихся, не доминируют, стараются помочь, являясь источником информации, когда дети работают в парах. Должны объяснить исходные сведения, пояснения к заданиям или либо исправить ошибки. Иногда у учителя бывает роль наблюдателя, когда учащиеся работают в группах или парах. Можно ходить по классу и помогать отдельным ученикам или группам. Здесь учитель принимает роль консультанта, советчика или источника информации.
В жизни различные речевые умения и их составляющие взаимосвязаны. Однако, нет единого мнения, в какой последовательности
обучать речевым умениям, а также формировать ли их по отдельности или во взаимосвязи. Типовое построение цикла уроков в современном УМК включает: введение нового языкового материала, закрепление, повторение. Основной языковой материал
повторяется в последующих уроках, т.к. учащиеся должны закрепить лексико-грамматические структуры несколько раз и закрепить лексико-грамматические ситуации и в диалогической речи и монологическом высказывании.
Регулярное повторение лексики и функционального аспекта очень важно для развития понимания того, как функционирует (действует в жизни) язык.
По сути дела у нас в школе идет пошаговое обучение составлению диалога, а это предполагает овладение обучаемыми тактикой построения диалога в соответствии с речевыми намерениями общающихся. Пошаговое составление диалога может быть представлено в следующих упражнениях:
Опишите ситуацию и назовите (выберите) адекватные этой ситуации
реплики.
Опишите ситуацию и составьте соответствующую ей реплику,
используя ключевое слово (разрозненные слова).
Опишите ситуацию, используя грамматический образец реплики и
отражая в этой реплике элементы ситуации.
Расширьте реплики реагирования (например, отразите причины
отказа)
Составьте диалог на основе на набора обязательных реплик, добавляя
другие реплики по смыслу и т.д.
Обучение иностранному языку начинается у нас сейчас с 5-го класса, и, естественно, с начального этапа учим детей общению на английском языке и в первую очередь диалогической речи. Диалоги не имеют определенных рамок и детей не ограничивали в высказываниях. Все зависит от их знаний и умений. Дети могут проявить свое творчество. Учитель направляет и руководит их деятельность. Ситуации предлагаются учителем и дети вовлекаются в работу по данной теме или проблеме. Например, вы оказались в другом городе. В помощь ученику вывешивается плакат с вопросами (вопросит, словами) и предлоги даны. Ученик должен составить
вопрос по плакату для соседа по парте, а другой, пользуясь предлогами места, должен ответить на вопросы своего друга. Здесь вывешены плакаты, которые помогают детям в любой речевой ситуации составить диалоги.
Плакаты - Social Expression and Preposition of Direction.
Учащиеся чаще всего используют на уроке короткие высказывания. Это для них легче, интересней и эффективнее. Наши учителя не навязывают длинные диалоги, но создают проблемные ситуации. Здесь ученики показывают свои знания. В последующих классах эта работа усложняется, и естественно учебно -речевые ситуации.
Роль музыки и песен в изучении иностранного языка.
Комплексное решение практических, общеобразовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на
чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания». Известный педагог Ян Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас.
Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе.
Песни как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включает новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контексте, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувст языка, знания его стилистических особенностей.
В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Песни способствуют совершенствованию
навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха.
Разучивание и исполнение коротких, несложных песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма.
Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого.
Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется звуковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют
монологические и диалогические высказывания, служат основой развития как подготовленной, так и неподготовленной речи.
На уроке иностранного языка песни чаще всего используются:
для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
для более прочного закрепления лексического и грамматического
материала;
как стимул для развития речевых навыков и умений;
как релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им
нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их
работоспособность.
Удачно подобранные музыкальные произведения могут лучше слов настроить школьников на восприятие и воспроизведение текстов монологического и диалогического характера, обогатить учеников сведениями страноведческого характера, приобщить их к культуре страны изучаемого языка.